Особенности преподавания истории России в Вечерней (сменной) школе.


Особенности преподавания истории России в вечерней (сменной) школе.
В связи с возвращением Крыма в состав Российской Федерации, в вечерней (сменной) школе обучение учащихся истории России осуществляется по программе общеобразовательной средней школы РФ, с учётом разновозрастного контингента учащихся очно-заочной и заочной форм обучения с 9 по 12 классы
Если при очно-заочной форме обучения учащиеся 9-11-х классов учатся в течение недели, то заочные 10-12-е классы посещают школьные занятия 2 и 3 раза в неделю. С учетом этой специфики для них проводятся специальные консультации и разрабатываются зачетные задания, адаптированные к их уровню знаний. Для полного овладения учащимися учебной программы, необходимо построить урок так, чтобы не только дать информацию по историческим фактам, терминам, историческим личностям, документам, но и вызвать интерес к вопросам отечественной культуры, сформировать национальные приоритеты и ценности граждан России, осознавших свою роль и место в современном мире.
Необходимо учитывать социальный статус взрослых учащихся, их ценностные ориентации в сфере образования, особенности умственной деятельности, психологию обучения.
Особое звено системы вечерней школы составляют ученики с большими пробелами в знаниях. Это классы осуждённых СИЗО, с которыми в процессе обучения необходимо ресоциализировать оступившихся и готовить их к жизни на свободе, менять установки, цели, ценности индивида. И, если в условиях вечерней школы, можно использовать различные формы и методы интерактивного преподавания с применением компьютеров, ресурсов и возможностей сети Интернет, то в СИЗО самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление осуждённых к знаниям-это слово учителя. Рассказ любого исторического события, если он иллюстрируется примерами культуры с помощью эксцитативного приёма – воздействия на чувство человека вызывающие душевный и эмоциональный отклик, помогает воздействовать на сознание, абстрагироваться в разные эпохи, сопереживать участникам событий, формирует личностное к ним отношение, роль каждого человека в жизни истории своей страны, развивает духовно-нравственные ценности. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес к предмету. А история как раз обладает богатым событийным материалом. Необходимо хорошо продумывать примеры, вопросы задания для самостоятельной работы учащихся. Целесообразно в начале провести тестирование, определив интеллектуальный уровень развития, сформировать группы для дифференцированного подхода в обучении. Вопросы культуры России должны излагаться научно-обосновано, но в доступной пониманию каждого форме. Так как учащиеся СИЗО и работающая молодёжь, посещающие вечернюю школу, в основном, изучают новый материал на уроках, то предусматривается и самостоятельная работа с учебником по истории России автора Н.С. Борисова. Например, в 10 классе период с древнейших времён по 17в. разделен на три части. каждая из которых содержит параграфы, рассматривающие вопросы культуры. В учебнике есть иллюстративный материал, документы, словарь терминов, дополнительная литература, а также адреса доступных интернет ресурсов. Готовясь к уроку, учитель предлагает просмотреть материал учебника заранее, при этом выделяя основные моменты содержания учебника для составления тезисов, предлагая дополнительную информацию: отрывки из летописей, художественной литературы и поэзии, музыки, прикладного искусства.
Если в условиях СИЗО методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет ограничены, то в условиях помещения вечерней школы учитель их практически применяет, что содействует формированию мотивации к изучению истории. Особенно при очно-заочной форме обучения, внедрение в учебный процесс программного продукта позволяет организовать онлайновое рабочее место учителя и учащегося, обеспечивающее динамичность урока. Так, при изучении вопроса культуры Киевской Руси, можно провести бинарный или интегрированный урок (история-информатика). Ученикам дается задание на ПК найти произведение живописи соответствующее определенному периоду истории, напечатать разным шрифтом название произведения, автора, содержание картины. Так решается проблема дифференцированного, индивидуального и творческого подхода к выполнению задания. В результате приобретаются навыки и умения самостоятельной работы, практическое применение знаний, получение дополнительной информации по теме урока. Эффективность задания проверяется полученными результатами, повышающими интерес к знаниям, самоутверждением в достижении цели, полученных навыков и умений. Каждый ученик, предоставляя выполненное задание, обменивается мнением по поводу процесса выполнения, качества полученного результата, его ценности как наглядного пособия для урока. Этим видом работы обеспечивается познавательная деятельность учащихся, создаётся психологический настрой на изучение материала, организуется устойчивое внимание и закрепление знаний для установления многосторонних связей, так как источником знаний истории, рассказывающим и подтверждающим ушедшую эпоху, является искусство.
Образная наглядность является материалом для закрепления знаний о памятниках культуры и искусства, создающая благоприятную почву для сравнения, анализа, синтеза их содержания. Учитывая, что основная масса учащихся не имеет запас культурных знаний, учителю необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы гармонично связать произведение искусства с социально-экономическими и политическими процессами истории. «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» (В.Сухомлинский). Знание вопросов культуры важно не просто продемонстрировать, а мастерски с помощью различных примеров включить их в конкретный исторический процесс….
Автор статьи - Синельникова Л.П.
Учитель истории высшей категории.