Урок истории Век Просвещения. Стремление к царству Разума

План проведения урока в 7 классе по всеобщей истории
Тема урока « Век Просвещения. Стремление к царству Разума».
Цели урока:
Дать представление об основных идеях просветителей.
Способствовать формированию у каждого учащегося гуманистических ценностей эпохи Просвещения.
Выработать у учащихся способность доказывать, обосновывать собственное мнение и личностное отношение к культурному наследию эпохи Просвещения.
Воспитывать у учеников уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее.

Основные понятия: Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители.
Оборудование урока: доска, компьютер.

Ход урока.
1. Вступительное слово:
Для чего должны мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.
Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
Писал, великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия», обращаясь к современникам. Стремление усовершенствовать человеческое общество характерно было во все века, но 18 век - это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание.
В это время идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства.
На их основе развивалось просвещение - идейное и общественное движение в странах Англии, Франции и Германии связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества.

2. Вопросы учащимся.
Какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15 - 16вв.?
(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).
2. Что угнетало творчески одаренное существо?
(Абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).
3. Что такое гуманизм?
(От латинского Хуманус – человечный. Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью. Идея гуманизма - одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации).
Что такое гуманное общество?
( Это общество справедливое, в котором главное - человек, и его благо).
Идеи гуманистов легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развивалось Просвещение. Хронологические рамки эпохи Просвещения – конец 17 – начало 19 века.
(Высказывание немецкого философа Иммануила Канта).

Просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.

Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.
Выступления учащихся по теме урока. Заполнение таблицы.
Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, Адама Смита выступают докладчики. Учащиеся в процессе заслушивания докладов заполняют таблицу.
Просветители
Страна
Основные идеи

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (16941778)
об устройстве общества
Франция
Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства  просвещенная монархия во главе с королем-философом. Реформы, которые проводит королевская власть, вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность. Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей

Шарль Луи Монтескье (16891755)
о разделении властей
Франция
Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода  право делать то, что дозволено законом. Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной. Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан

Жан-Жак Руссо (17121778)
о социальном равенстве

Франция
Источник неравенства и всех бедствий в обществе  частная собственность. Народ  источник власти. Идеал общественного устройства  демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности

Адам Смит (17231790)
Англия
Считал, что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя. Главным мотивом в деятельности человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и обществу. Для пользы государства «нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Большую роль в развитии общества играет конкуренция. Главным источником народного благосостояния является труд

Энциклопедисты
Франция
Издание включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех перед законом. Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли

Составление такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради.

Кластер на доске:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.

Начавшись во Франции, Германии и Англии это движение распространилось на всю Европу, включая Россию.
Скажите, пожалуйста, ребята, а кого из просветителей XVII-XVIII века вы можете назвать?
XVIII век в России век просвещенного абсолютизма связанного с правлением Екатерины II.
А.С. Пушкин заметил, что М.В.Ломоносов прежде всего был великим просветителем России.
5. Заключительное слово.
В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное место. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV-XV в.
Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:
- космические корабли, новая технология, компьютеры, новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.
Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.

IX. Домашнее задание:
§20, таблица.





















15