Проектно-исследовательская деятельность «Экологически чистое село.Вторая жизнь ненужным вещам»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Народные праздники. «Троица». Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мираМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Николаевская основная общеобразовательная школа»Проектно-исследовательская деятельность«Экологически чистое село. Вторая жизнь ненужным вещам»Работу выполнили ученики 2 классаРуководительучитель начальных классоввысшей квалификационной категорииФуреева Лидия Вячеславовна2015 год2015 год 2016 г
.Обоснование темыНаше село Николаевка расположено на берегу прекрасного пруда . Мы здесь родились, растем , учимся и живем. Но часто приходится видеть, как возле жилых домов, вдоль дороги, около ДК валяются пластиковые и стеклянные бутылки, фантики от конфет, обвёртки от мороженого и т.д.. С самого раннего детства нас учат убирать за собой мусор. И мы стараемся сделать чище своё рабочее место, свою комнату, свой дом и в итоге свою планенете. Сельчане собирают весь мусор грузят и увозят. «Куда?» , взрослые отвечают: «На свалку!» Но что же происходит с мусором дальше? А дальше происходит огромная и тяжёлая работа по утилизации отходов и иногда сил при этом тратится больше, чем при производстве продукции.
Актуальность проекта: Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого им надо дать новую жизнь.Проблема исследования: Не достаточное понимание школьниками проблемы утилизации мусора.Гипотеза: Чтобы сохранить дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. Иногда таким вещам можно найти применение
Цель: Создание условий для сохранения чистоты в доме, школе и экологической обстановке в нашем селе. Задачи:Овладение элементами исследовательского метода.Узнать, что такое мусор?Изучить проблемы утилизации ненужных вещей.Посмотреть, как взрослые решают эту проблему.Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.Привлечь внимание школьников и научиться делать красивые вещи из ненужных вещей.
Этапы исследования:1.Первый этап. Актуализация.Проверка знаний по данной теме, выявление отношения к сохранению окружающей среды.2.Второй этап. Подготовительный. Определение темы проекта, выявление экологических проблем, связанных с переработкой отходов. Анализ проблемы, выдвижение гипотезы: «Чтобы сохранить дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. Иногда таким вещам можно найти применение» Методы организации и проведения необходимых опытов. Выявление необходимых источников информации, выбор главного. Обсуждение формы защиты проекта.3.Третий этап. Проектирование. Сбор информации по теме. Самостоятельная работа участников проекта по заданиям. Систематизация материалов, подготовка и оформление результатов проектов. Проведение анкетирования, выставка рисунков и поделок, показ презентации поделок из мусора.4.Четвертый этап. Защита проектов. Представление презентации защиты проекта. Оценивание результатов проекта. Рефлексия.
Что такое мусор? Работая со словарём и с интернет-ресурсами мы выяснили, что ежегодно огромное количество отходов приводит к образованию свалок. Здесь могут быть опасные и вредные для организма человека отходы, мы узнали, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира. Что же такое мусор? Мусор или твёрдые бытовые отходы – предметы или товары, которые больше не нужны. Они бывают из таких материалов как: бумага (газеты, журналы, упаковочные материалы) ; пластмассы, пищевые и растительные отходы; металлы, стекло, древесина, кожа, резина и т.д.
Утилизация мусора – одна из важнейших проблем в современной жизни. Из толкового словаря С.И.Ожегова, мы узнали, что Утилизация (сущ.) от глагола «утилизировать» -употребить с пользой, переработать, использовать.Пока люди придумали три разных пути утилизации мусора:1.Организация свалок. Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый способ утилизации, но мусор остаётся там мусором.2.Вторичное использование отходов. Чтобы переработать мусор, его нужно собирать раздельно. В нашей стране этого почти не происходит, только за рубежом. 3.Сжигание мусора - одна из очень опасных и дорогих технологий переработки. Далеко не весь мусор горит. Он содержит много влаги и трудно сгораемые материалы, выделяются ядовитые газы, может привести к пожарам. Предметом нашего исследования являются бытовые отходы и их новая жизнь1231
Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний.й. Самые опасные, это бытовые отходы. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде.. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь. Мы выяснили что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет:Вред свалок
Сроки разложения отходов в почве Работая в библиотеке мы выяснили сроки разложения предметов: Стеклянные бутылки - 1000 лет;Изделия из пластмасс - 100 лет;Консервные банки – 50 - 80 летРезиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;Кожи - 50 лет;Изделия из нейлона – 30 - 40 лет;Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;Батарейки - 10 лет;Окурки - 1 - 5 лет;Шерстяной носок - 1 - 5 лет;Бумага - 2 года;Апельсиновая или банановая кожура -2 - 5 недель.
Мы решили отследить, в течении недели за накоплением мусора в классе и дома.+ :был- :небылВывод: Дома больше всего накапливается бытового мусора ( бумага , пластмасса, пищевые отходы). В школе в основном накапливается бумага. Опираясь на данные, приведенные в таблицах, мы можем представить, какое количество мусора образуется ежегодно. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} БумагаПластмассаСтеклоПищевые отходыТканькожа и т.д.День неделиДомШколаДомШколаДомШколаДомШколаДомШколаПонедельник+++-+-+---Вторник+++---+-+-Среда++++--++--Четверг++++--+---Пятница++--+-+---Суббота+-+---+---Воскресенье+-+-+-+---Наблюдения
Анкетирование учителей школы.В целях экологии своего села, провели анкетирование учителей и учащихся нашей школы, выяснив такие вопросы:Места наиболее замусоренныеУлицы – 15% Территория за селом– 40%Магазины– 15%Школьная территория – 1%Зоны отдыха сельчан – 29% Главная причина замусориванияНедостаточное количество урн для мусора – 50%Нет определённого места для свалки мусора -45%Низкий уровень культуры жителей поселения – 5% Кто больше всего мусорит?Дошкольники и ученики младших классов – 10%Подростки – 60%Молодежь – 25%Взрослые - 5%Вывод: основными причинами увеличения количества мусора в нашем селе являются:Рост производства товаров одноразового использования;Недостаточное количество мест и урн для мусора.
Интервью с жителями села НиколаевкаРабочие ОО «Николаевское»ПенсионерыВывод:Опросив тридцать человек, мы выяснили, что 15 из них выбрасывают ненужные вещи на свалку, 10 человек сжигают мусор, а остальные дают им вторую жизньМало кто задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Чтобы сохранить окружающую среду, нужно найти ненужным вещам применение и дать вторую жизнь.
Распространение листовок среди жителей села, на рекламных стендах ,в которых мы призывали жителей бороться не только за чистоту села, но и применять ненужные вещи в целях украшения своих дворов, сувениров, подарковЛистовки «Экологически чистое село»Чекардова Н.В-домохозяйкаБоков А.И- механизаторТиотова О.А -животноводНовиков Н.П-завхоз школы
Жители за экологически чистое село«Лебединая верность»Чекардовой Н.В 1 местоДвор Елшанской Е.Н2 местоПоговорив с главой СП Нуриевым А.М , просмотрев архивные альбомы, мы нашли интересные фотографии, как наши жители украшают свои дворы. Вот так они дают вторую жизнь не нужным вещам. Конкурс «Лучшие дворы» 2015г «Весёлый хоровод» «Царевна лягушка»Чекардова Н.В
Участие в конкурсе «Лучший двор»«Чистые пруды»Двор Беляниновой В.Н3 место«Аллея цветов»Чекардова Н.В« У самовара»Аглеева М.В
Вторая жизнь ненужным вещамИгрушки из одноразовой посудыПогорелов Д, Смиренников АПоделки из газеты, пластиковых бутылокНасыров Р, Алёшин АИгрушки из лоскутков ткани
Наше творчествоПодарки из обивочной тканиСувениры из детских носочков и колготокКорзина из старых газет
Наша гипотеза подтвердилась: одноклассники теперь знают о проблеме утилизации мусора и о том, что иногда старые вещи получают вторую жизнь. Выводы: не всегда стоит спешить выбрасывать ненужные вещи. Подумайте – возможно из них получится красивая игрушка, украшение для дома или сада, интересная кормушка для птиц или удобное приспособление. Тогда вы обязательно сделаете планету чище, а жизнь прекрасней! Работая над своим проектом, мы много нового и полезного узнали для себя:Как решается проблема борьбы с мусором в нашей республике, в нашем селе;Мы убедились, что проблема мусора – многомасштабная.Для того чтобы было чисто в нашем селе нужно следовать некоторым советам:поставить урны или мусорные баки; соблюдать чистоту – не мусорить;проводить субботники; разделить население по территориям, закрепить участки за каждой группой; повесить предупреждающие плакаты, провести конкурсы “Самая чистая улица (территория)”, “Самый красивый участок”. Ведь как гласит пословица: «Чисто не там, где чисто убирают, а там, где за чистотой следят». Изготавливая разные поделки, мы пришли к выводу, что из ненужных вещей, можно сделать много полезных и нужных вещей, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для родных и друзей.Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВ работе мы использовали материалы с сайтов:http://nsc.1september.ru/2008/05/4.htmhttp://www.promothodi.ru/news.asp?id=18http://www.dront.ru/help/2/http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/ecodom/trash/http://www.liveinternet.ru/users/3839563/post134292030http://www.blog.sololaki.ru/?p=14595Литературу:Бахметьев А., Кизяков Т. Умелые ручки. -М., 1999.Белякова О.В. Большая книга поделок. – М., 2009.
Спасибо за внимание