Картотека дидактических игр по развитию речи
Приложение №25
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Картотека
дидактических игр
Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2015 г.
Игра «Плоды»
Цель: закрепить знания детей о внешнем виде плода, и от какого он дерева.
Материал: плоды деревьев, платок.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть плоды деревьев (внешний вид, к какому дереву относятся). Дети берут в руки плоды и исследуют их. Педагог раскладывает плоды на столе и накрывает их платком. По очереди дети подходят к столу, берут в руки по одному плоду, под платком, исследуют на ощупь и называют его и от какого дерева этот плод. Усложнение: на доске висят карточки с изображением деревьев, а под ними стоят емкости. Ребенок называет плод, к какому дереву он принадлежит, несет его к доске и опускает его в емкость, где изображено это дерево.
Игра «Кто, где живет?»
Цель: расширять и закреплять знания детей о домашних, диких животных, их среде обитания.
Материал: карточки с изображением домашних, диких животных; карточки с изображением среды обитания «дом», «лес».
Ход игры
На доску вешаются карточки с изображением среды обитания «дом», «лес». Карточки с изображением домашних/диких животных лежат на столе лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут карточки со стола и определяют, к какой среде обитания эти животные относятся. Для усложнения: дети дают краткое описание животному.
Игра «Путешествие капельки»
Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе.
Материалы: карточки с изображением природных явлений (капелька, осадки, река, солнце, испарение, облака), мнемотаблица.
Ход игры
Воспитатель рассматривает с детьми мнемотаблицу, проговаривая каждый фрагмент. Перед детьми на столе лежат карточки «рубашкой» вверх. Детям предлагают по очереди выложить карточки в правильной последовательности, чтобы получился круговорот воды в природе.
Игра «Добавь, чего не хватает»
Цель: расширять представления детей о внешнем виде животных.
Материалы: карточки с изображением животных без какой-либо части; карточки с изображениями частей животных.
Ход игры
На доску вешаются карточки с изображением животных. Карточки с изображением частей животных лежат на столе лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут карточки со стола и определяют, к какому животному они принадлежат.
Игра "Собери животное." или "Кто живёт в лесу."
Цель: Закреплять умение узнавать животных. Обогащать словарь прилагательных.
Материалы: схемы животных. Пазлы с животными (на обратной стороне написано прилагательное).
Ход игры
Воспитатель расставляет схемы животных. Берёт в руки любую часть пазла и читает прилагательное (хитрая, рыжая, косолапый, злой, серый, колючий, пушистая, трусливый и т.д.) Дети кладут подходящую часть пазла рядом со схемой этого животного. Расположив части пазла правильно, получаем изображение названного животного.
Игра «Кому, где хорошо».
Цель: закрепить и обобщить знания об экосистемах (луг, водоем, лес)
Материалы:3 игровых поля с изображением экосистем. Маленькие карточки с изображением обитателей экосистем.
Ход игры
Игровые поля раздаются детям. Водящий показывает по одной карточке уточняет, что изображено, где живет и у кого такая экосистема.
Игра «Профессии»
Цель: закреплять знания о профессиях. Обогащать речь.
Материалы: игровые поля и карточки изображением профессий.
Ход игры
Детям раздают игровые поля, водящий показывает по одной карточке. Ребенок называет профессию и место работы. Например: поле «Театр». Профессии: артист, костюмер, гример, осветитель, декоратор.
Игра «Кто (что), кем (чем) был (будет)?»
Цель: развивать у детей ассоциативное мышление. Способствовать развитию зрительного, слухового внимания. Обогащать словарь детей. Развивать связную речь. Совершенствовать умение вслушиваться в речь, понимать её содержание, вести диалог.
Материалы: карточка с 16 клеточками, в которых изображены предметы, фигурки животных.
Ход игры
(1-вариант игры) Рассматриваем, называем кто (что) изображено в клеточках, затем спрашиваем: «Цыплёнок кем раньше был?» Дети находят ответ- картинку, показывают, говорят: «Цыплёнок раньше был яйцом» и так далее. Потом дети сами спрашивают и отвечают - получается диалог. 2- вариант. Можно сделать карточки и играть с карточками, так же отвечать, но рядом с одной карточкой положить другую - ответ. Бревно. Бревно чем будет? Бревно будет домом? Дом, какой? - бревенчатый.
Игра «Чей силуэт?»
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация памяти и зрительной памяти.
Материалы: большие карточки с цветным изображением предметов для ведущего; маленькие карточки с силуэтами предметов для игроков.
Ход игры
У ведущего - все цветные картинки, у играющих только силуэты. Ведущий наугад берет картинку с цветным изображением и предлагает ее играющим. Тот из детей, у кого есть такой силуэт, предъявляет его играющим и забирает картинку. Если ответ правильный, составляется пара «предмет-силуэт», которая оценивается одной фишкой. Побеждает набравший наибольшее количество фишек. За неверно составленную пару играющий лишается одной наградной фишки.
Игра «Составь цепочку»
Цель: развитие памяти. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.
Материалы: развитие логики. Развитие образного мышления. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
Ход игры
Карточки с изображениями птицы, птицы и веточки, гнезда с яичками, птенчиков, птица с червяком, летящие птицы. Чтение детям М. Горький «Воробьишко» . Показ иллюстраций птиц, гнезд, птенцов. Воспитатель: Дети, давайте поможем птичке вывести птенчиков. Положите последовательно карточки и составьте цепочку. Дети выкладывают цепочку самостоятельно или с подсказками воспитателя. Воспитатель: Дети, птичка построила гнездо, вывела птенчиков, выкормила и научила летать. А вы ей помогли. Молодцы!
Игра «Прятки»
Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа). Формировать навыки запоминания информации, умение управлять своим вниманием.
Материылы: мелкие игрушки, план группы.
Ход игры
Заготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе находятся тайники. Они отмечены жирными точками на плане группы. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! Стойте на месте и расскажите, кто спрятался в уголке игрушек, за шкафом, и т.д.