РАЗРАБОТКА ПЛАНА ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ «Отделка поверхностей фактурной краской по трафарету»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА»
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ «Отделка поверхностей фактурной краской по трафарету».
ПО ПРОФЕССИИ «Мастер отделочных строительных работ»
Разработала:
Мастер производственного обучения
по профессии «Мастер отделочных строительных работ»
Оранская Мария Николаевна
г. Калининград
2017г
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Штукатур, Маляр строительный» при проведении бинарного урока производственного обучения по теме: «Отделка по трафарету»
Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
план урока производственного обучения;
вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
критерии оценки качества работы;
инструкционно-технологическая карта;
требования к качеству выполняемой работы;
оценочный лист оценки качества работы.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении отделки по трафарету.
Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.
Методическая разработка может быть использована на уроках производственного обучения и в производственной деятельности по профессии «Штукатур, Маляр строительный».
В искусстве трафарета высоко ценится точность и чистота исполнения формы. Без упорного труда, без старания невозможно достичь совершенства формы и цвета – это должны знать и помнить мастер производственного обучения и обучающиеся.
План урока.
ПМ 03. Выполнение малярных работ.
Тема урока: «Отделка поверхности фактурной краской по трафарету».
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цель урока: сформировать у обучающихся умение применять выразительные средства трафарета при создании целостного образа, через строение формы, цвета, передавать характер и целостность композиции, совершенствовать технику набивки рисунка по трафарету.
учебная : научить обучающихся применять полученные знания, умения и навыки по набивке рисунка фактурной краской по трафарету.
воспитательная: воспитывать
- чувство долга, ответственности за отработанные операции при коллективном труде;
воспитывать стремление к познанию профессии и добиваться высоких показателей.
развивающая: развивать
- умение рационально организовывать свой труд и умело использовать оборудование и инвентарь в процессе работы;
находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности;
оперативное мышление, творческие способности, эстетическое воображение и развивать, анализировать выполненные работы.
В завершение каждый обучающийся должен
знать уметь
-технологию отделки по трафарету,
-технику безопасности;
-требования к качеству
изготавливать трафарет на специальной пленке по бумажному шаблону
формировать знания и отработать умения у обучающихся технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов выполнять отделку по трафарету;
Методическое обеспечение:
План урока производственного обучения
Инструкционно-технологические карты для обучающихся «Отделка поверхностей по трафарету»
Карточки - задания
Материально-техническое оснащение урока:
Инструмент и приспособления :
трафареты выполненные на бумаге для переноса рисунка на пленку
пленка для самостоятельного изготовления трафаретов
фактурная краска;
колер;
кисти;
валики;
канцелярские ножи;
ножницы;
емкости для краски;
карандаши;
набор шпателей;
уровень.
Наглядные пособия:
образец готовой работы
инструкционно-технологические карта по теме урока.
Учебно-производственные работы : набить рисунок с помощью трафарета фактурной краской на поверхности учебных макетов зашпаклеванных и загрунтованных.
Межпредметные связи: МДК 01.03, ТОР, основы материаловедения, география.
План урока.
I.Организационная часть (20 минут):
приветствие обучающихся, гостей
упражнение по настрою на день
проверка наличия обучающихся на уровне списочного состава;
проверка готовности обучающихся к уроку.
Вводный инструктаж (40 минут):
объявление темы урока;
сообщение цели;
повторение необходимых сведений по изученной теме, организации рабочего места, правил безопасного выполнения работ, правил ТБ
работа с инструкционно - технологической картой (Приложение 3);
объяснение и показ примеров работы мастером, предостережение обучающихся от возможных ошибок. Оценочный лист (Приложение№4);
организация рабочего места;
демонстрация обучающимся последовательности операции работы.
Раздача трафаретов выполненных на бумаге
III.Текущий инструктаж (90 минут):
обход мастером п/о рабочих мест с обучающимися с целью проверки и оценки выполнение самостоятельной работы обучающихся;
контроль типичных ошибок, консультативная помощь при выполнении работы.
IV.Заключительный инструктаж (30 минут):
анализ типичных ошибок;
выставление и объяснение оценок;
уборка рабочего места, мастерской.
Ход урока
Организационная часть (9.00 – 9.20)
– приветствие обучающихся и гостей,
– проверка отсутствующих;
– проверка готовности обучающихся к уроку.
Вводный инструктаж.(9.20– 10.00)
Мастер п/о: Мы продолжаем изучать тему «Малярные работы» и тема урока – «Набивка рисунка фактурной краской по трафарету». Вчера, на уроке спецтехнологии, вы познакомились с теоретической частью выполнения работ по трафаретам, переносить рисунок с бумаги на специальную пленку, научились вырезать рисунок, сегодня же мы с вами продолжим это знакомство в нашей мастерской и попробуем набивать по нему композицию, то есть изучим одну из технологий отделки поверхности по трафарету.
Фронтальный опрос.
Вопрос Ответ
Мы изучали понятие «трафарет», историю его создания. Давайте вспомним основные моменты. 1.Трафарет – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива .Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность.
Роспись по трафарету – это самый универсальный способ нанесения декоративного узора.
2.Нанесение рисунка представляет собой древнюю технику, которая была завезена в Америку первыми переселенцами из Европы.
История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене … Получился живой, весёлый фейерверк приветов!
Прошли годы… Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.
2 Каких видов бывают трафареты? Трафаретный рисунок - простейшая техника размножения несложных рисунков или орнаментов.
Трафареты бывают одноцветные и многоцветные.
Одноцветные трафареты служат для набивки рисунка бордюров в одну краску. К этому же виду относятся трафареты для набивки филенок. Многокрасочные трафареты используют для набивки рисунка в несколько красок.
Работа по карточкам. Задание 1.
Итак, сегодня мы будем выполнять отделку по трафарету. А какие инструменты понадобятся для этого. Предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на столе лежат конверты с рисунками инструментов. Выберете из них только те, которыми будете работать. Каждому обучающему раздают конверты с рисунками инструментов.
Задание 2: . Интеллектуальная разминка (реализация развивающей цели). Вставить пропущенные слова. Карточки находятся у каждого обучающего
Трафареты в основном изготавливают из плотной бумаги, покрывая её с двух сторон олифой или лаком ( при нанесении неводных составов), и посыпают тальком по просохшей поверхности, чтобы предотвратить его слипание при хранении. Бумажные трафареты сразу после нанесения по ним краски протирают, чтобы предотвратить их размокание и порчу. Водную краску аккуратно смывают водой, масляную - скипидаром. Для набивки одноцветного рисунка пользуются прямыми трафаретами. Обратными трафаретами пользуются, когда вся поверхность окрашена одной краской, а трафарет применяют для окраски фона, выделяющего рисунок.
Объяснение нового материала
Рис. 2 - интерьер с трафаретом
- Нанесение трафарета относится к художественной отделке помещений. В последнее время роспись по трафарету стала входить в моду. С помощью современных, многофункциональных трафаретов вы сможете за пару- тройку часов превратить скучную стену, если не в произведение искусства, то в стильный образец интерьерного декора. Трафареты позволяют выбрать любое понравившееся изображение(цветок, орнамент, морские мотивы и т.д.) и легко преобразить любое помещение.
Сегодня вы самостоятельно научитесь набивать рисунок по трафарету на поверхность стены с помощью шпателя, валика, кисти, используя для набивки рисунка фактурную краску, учиться общаться, самостоятельно руководствоваться инструкционной картой при выполнении работы.
Последовательность операций Инструменты, приспособления Способ производства работ
Изготовление трафарета Канцелярский нож, ножницы твердая доска Вырезку производят острым ножом, ножницами на твердой доске. Не пропуская ни одной даже маленькой прорези.
Показ приемов вырезания трафаретов мастером.
Внимательно следите за последовательностью моих действий. Сейчас я вам продемонстрирую последовательность вырезания трафарета с помощью канцелярского ножа или ножниц согласно инструкционной карте. Обращаю внимание на возможные дефекты. (Рваные линии рисунка, недорезанные маленькие прорези, волнообразные вырезание краёв.) Если в ходе показа возникнут вопросы, задавайте.
Показ приемов вырезания обучающимся.
Вы познакомились с тем, как правильно вырезать трафарет, а теперь научимся подбирать краску для него.
Перед началом работ необходимо подготовить все инструменты и материалы, которые могут понадобиться. (ёмкость, палочка для перемешивания, фактурная краска, трафарет, перчатки, колер). И вспомнить инструктаж по технике безопасности. Давайте вместе вспомним правила безопасности при работе с фактурными красками при набивке трафарета.
Технологические операции при изготовлении трафарета? Вырезку производят на твёрдой доске острым ножом, ножницами.
Инструктаж по охране труда. Не надо забывать про технику безопасности. Давайте вместе вспомнить и поговорим о правилах безопасности при работе по изготовлению трафарета (Совместное обсуждение) Работать в перчатках. Аккуратное обращение с канцелярским ножом. ножницами. Открывать нож, ножницы только во время работы, - по окончании работы убрать в положенное место. Передавать друг другу нож, ножницы в закрытом виде. Не отвлекаться самим и не отвлекать товарищей во время работы
При работе с краской:
Организовать рабочее место.
Проверить наличие инструментов и их исправность.
В помещении находиться не более 3-4 часов.
Работать аккуратно.
После работы инструменты убрать в емкость с водой.
По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом
Охрана труда при выполнении работ:
-Работу выполнять в спецодежде и исправным инструментом;
-не загромождать рабочее место и проходы;
-не бросать инструменты под ногами;
-при работе инструментом с острыми углами не поранить себя
Мы сегодня с вами будем в своей работе использовать водные фактурные краски.
Вопрос обучающимся
Вопрос ответ
Какие вы знаете водные краски? Клеевые, силикатные, известковые, водоэмульсионные.
Как правило, очень сложно сразу выбрать подходящий цвет в готовом виде, поэтому обычно приходится смешивать краски, добиваясь «благородного», а не «мультяшного» цвета. Поэтому следующий этап заключается в смешивании красок.
Смешение красок
Разбор раздела инструкционной карты «Смешение красок»
Последовательность операций Инструменты, приспособления Способ производства работ
Смешение красок Емкость для смешения, водная фактурная краска, цветной колер, деревянная палочка Смешивание производят в емкости, последовательно добавляя в белую фактурную краску цветной колер, красного, желтого, зеленого цвета тем самым получая нужный цвет.
Показ приёмов получения нужного цвета
Вопрос обучающим
Вопрос ответ
Как подбираем колер для рисунка? Смешиваем белый цвет + красный = светло- красный. Белый + жёлтый =светло жёлтый.
- Для набивки трафарета мастер предлагает обучающимся следующий алгоритм действий:
Подготовить шпателя, валики, кисти,(губки)
Подготовить фактурную краску.
После того как кисть окунули в краску, её надо хорошо отжать.
Прорези промазать торцом кисти перпендикулярно плоскости стены.
Подправить рисунок при необходимости.
Нельзя пропускать ни одной, даже маленькой прорези, нужно бережно и аккуратно обращаться с трафаретами: не рвать, не мять, промыть, просушить после работы, хранить в картонной папке.
-35941034861500
100965320040Рисунок 2.
00Рисунок 2.
Набивка рисунка.
Последовательность операций Инструменты, приспособления Способ производства работ
Набивка рисунка по трафарету Трафареты, шпатели, валики, кисти для набивки, салфетки, емкость для воды, Трафарет прикладывают к стене, плотно прижимают рукой к поверхности, а другой рукой обводят контур рисунка по трафарету, снимают его и контур заклеивают малярным скотчем, заполняют вырезанный рисунок фактурной краской при помощи шпателя и придают фактуру валиком. Снимают скотч.
Подправка рисунка Мелкие кисти Подправляют рисунок от руки, т.е. без трафарета, уточняя контур рисунка и дорисовывая те места, где в трафарете были перемычки
Показ мастером приёмов набивки рисунка по трафарету.
Предупреждение возможных ошибок в работе:
1. Потеки
2. Рваные линии рисунка
3. Заметный стык
Каждый самостоятельно должен подобрать колер по густоте, выполнить по трафарету набивку рисунка кистью.
сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев оценивания;
распределение обучающихся по рабочим местам;
Показатели оценок организации работы обучающихся
- организация рабочего места;
- соблюдение правил охраны труда;
- соблюдение технологического процесса
Критерии оценки качества работы
Плотное прилегание трафарета к стене;
Тщательность придания фактуры;
Тщательность прокраски вырезов;
Контур рисунка, набитого по трафарету( должен быть четким, без затёков краски и прерывистых линий);
Незаметность стыков трафаретов;
Рисунок, выполненный по трафарету, не должен иметь отклонений от намеченного направления и точно соответствовать эскизу по подбору и взаимному расположению тонов.
Текущий инструктаж
Распределение обучающихся по рабочим местам .
Предложение гостям выполнить трафарет- войдите в мир красок вместе с обучающимися.
Задание выполняют под музыку
(Самостоятельная работа обучающихся и целевые обходы мастера производственного обучения с целью проверки): (10.00 – 11.30)
1.Подготовка трафарета, инструментов .
2.Колерование фактурной краски, получение нужного цвета.
3. Набивка рисунка.
Самостоятельная работа.
У вас есть ко мне вопросы? Если все вопросы решены, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическую работу. Инструкционная карта присутствует на протяжении всей работы для самоконтроля.
Во время работы мастер следит за организацией рабочего процесса, техникой безопасности. По окончании работы анализируются выполненные работы (разбор дефектов, способы их устранения).
Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся:
первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;
второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;
третий обход– проверка правильности ведения самоконтроля;
четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.
IV.Заключительный инструктаж( 11.30 – 12.00)
итоги дня, достижение целей урока
оценка качества каждого обучающегося по показателям
лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы)
ошибки в работе, слабые работы
домашнее задание
подготовка материально– технической базы к следующему уроку
Подведение итогов урока - это результаты взаимооценки.
Меня порадовала объективность ваших оценок. Оценки сообщены, отметки выставлены. Но, чтобы сделать вывод мы должны проанализировать момент.
Вопрос Ответ
1. Как вы считаете, работали ли вы сегодня над развитием способностей, которые так ценит сегодня работодатель и называются они общими компетенциями? Да.
2. Проявлять интерес к профессии, уметь самостоятельно анализировать, эффективно общаться – это сейчас самое главное Да.
3. На основании чего у вас утвердились осознания значимости будущей профессии. Если научусь, то буду хорошим профессионалом. Если буду качественно выполнять работу.
4. В какие моменты вы работали над общими компетенциями? Организовывали собственную деятельность, работали в команде
5. Вначале урока поставили цель. Мы её выполняли? Да
Задание на дом. Тема следующего урока - повторение правила и приемов выполнения технологии по аэрографии.
Спасибо за работу.
Похлопаем себе и сегодняшнему дню и подарим друг другу и нашим гостям улыбку и пожелания добра и красочных дней!
Уборка рабочих мест.
Приложение №1
Приложение №2
Трафареты в основном изготавливают из __________, покрывая её с двух сторон ___________ ( при нанесении неводных составов), и посыпают тальком по просохшей поверхности, чтобы предотвратить его _____________________. Бумажные трафареты сразу после нанесения по ним краски протирают, чтобы предотвратить _________________________. Водную краску аккуратно __________________, масляную - скипидаром. Для набивки одноцветного рисунка пользуются _____________________________. ________________ пользуются, когда вся поверхность окрашена одной краской, а трафарет применяют для окраски фона, выделяющего рисунок.
плотной бумаги
олифой или лаком
слипание при хранении
их размокание и порчу
смывают водой
прямыми трафаретами
Обратными трафаретами
Приложение 3
Инструкционная - технологическая карта: « Отделка поверхностей по трафарету»
Последовательность операций Инструменты, материалы, приспособления Способ производства работ
Разметка поверхности Рулетка, уровень, карандаш Производят разметку поверхности, определяют месторасположение рисунка.
Смешение красок Емкость для смешения, водная фактурная краска, цветной колер, деревянная палочка Смешивание производят в емкости, последовательно добавляя в белую краску цветной колер, красного, желтого цвета тем самым получая нужный цвет.
Набивка рисунка по трафарету Трафареты, шпатели, валики, кисти для набивки, Трафарет прикладывают к стене, плотно прижимают рукой к поверхности, а другой рукой обводят контур рисунка по трафарету, снимают его, контур заклеивают малярным скотчем, заполняют вырезанный рисунок фактурной краской при помощи шпателя и придают фактуру валиком. Снимают малярный скотч.
Подправка рисунка Мелкие кисти Подправляют рисунок от руки, т.е. без трафарета, уточняя контур рисунка и дорисовывая те места, где в трафарете были перемычки
Приложение 4
Оценочный лист
Ф.И.О Повторение изученного материала Взаимоконтроль Соблюдение
технологической последовательности соблюдение техники безопасности Качество
выполненной работы Итоговая оценка
1. 2. 3. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Петрова И. В. «Общая технология отделочных строительных работ». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
Ивлиев А. А. «Отделочные строительные работы». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
Ивлев А. А.; Калыгин А. А. «Отделочные работы». Иллюстрированное пособие. – М.; Проф. издательство, 2001 г.
Суржаненко А. Е. «Альфрейно-живописные работы» - М.: Высшая школа, 1996 г.
Сухаревская Е. Ю. «Технология интегрированного урока». Практическое пособие – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003 г.
Горбов А. М. «Краски, лаки, обои». – М.; ООО «Издательство АСТ»; Данецс: «Сталкер», 2002 г.
Чмырь В. Д. «Материаловедение для отделочников строителей». – М.: «Высшая школа», 1990 г.
Тучкова Т. У. «Урок как показатель грамотности и мастерства учителя». – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
Раутова О. Б., Крылова О. Н. «Современные педагогические технологии в прерильном обучении». Учебное педагогическое пособие для учителей – СПб.: Каро, 2006 г.
Брун Цеховой В. А. «Евроремонт» практический справочник домашнего мастера. – М.: «Омега», 2005 г 11Завражин Н.Н. « Малярные работы высокой сложности» - М.: Издательский Центр «Академия»,2010 г.
12.Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника», М.: Издательский центр «Академия», 1996 г.
13.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. Академия развития, 2004 г.
Интернет-сайты:
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей;
http://doshvozrast.ru - информация для воспитателей дошкольных учреждений