Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуального клуба «Сова» для 5-6 классов


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 1»
 
 
Дополнительная общеразвивающая программа
интеллектуального клуба «Сова»
 
 
Возраст обучающихся 10 – 13лет
Срок реализации – 2 года
 
Автор-составитель программы:
Долгополова Е.М.
 
 
2016
р.п. Голышманово
Пояснительная записка
Программа интеллектуального клуба «Сова» предназначена для организации внеурочной деятельности по математике в 5-6 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию ценностного отношения к знанию.
Для занятий предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале.
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к предметам, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших умений, предусмотренных общеобразовательной программой.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 часу (15 часов в год).
Цели: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи:
способствовать расширению кругозора
развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
обучать школьников работе с различными источниками информации
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
        Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
        Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
      Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией;  формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2)  в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение занятий: учительский стол, ученические столы, стулья, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки, проекционное оборудование.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий проводятся с использованием схем – конспектов. Это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты подросток сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь для записей.
Кадровое обеспечение программы: учитель математики и учитель русского языка.
Специфика проведения занятий: в основе занятий лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа на занятиях начинается в октябре, а заканчивается в мае. В течение года занятия увязаны с другими формами внеклассной работы.
Учебно-тематический план
5 класс (15 часов)
раздел тема кол-во часов план факт
Логические задачи Задачи на движение 2 Задачи, решаемые с конца 1 Круги Эйлера 2 Простейшие графы 2 Задачи на переливания 2 Задачи на взвешивания 2 Принцип Дирихле 1 Геометрические задачи Задачи на разрезание 1 Задачи со спичками 1 Геометрические головоломки 1 6 класс (15 часов)
раздел тема кол-во часов план факт
Числа и вычисления Числовые ребусы 1 Магические квадраты 1 Делимость Простые и составные числа. 1 Остатки. 1 Алгоритм Евклида. 1 Задачи с целыми числами.
1 Четность Чередование.  1 Разбиение на пары.  1 Четность и нечетность. 1 Игры. Проверка на четность. 1 Комбинаторика Непосредственное составление соединений из небольшого количества предметов. Перестановки. 1 Решение комбинаторных задач с помощью графов. 1 Решение комбинаторных задач с помощью умножения
1 Наглядная геометрия Знакомство с координатной плоскостью. Биография древнегреческого учёного Декарта.
1 Построение фигур по координатам. Рисунки с помощью координат.
1 Содержание программы
5 класс
Тема 1: Логические задачи (12 часов)
Теория: Задачи, решаемые с конца. Принцип Дирихле Круги Эйлера. Простейшие графы. Задачи на переливания. Взвешивания. Задачи на движение. Старинные задачи
Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 2: Геометрические задачи (3 часа)
Задачи на разрезания. Задачи со спичками. Геометрические головоломки.
Практика: Спичечная олимпиада. Игры «Танграм», «Пентамино».
6 класс
Тема 1. Числа и вычисления (2 часа)
Теория: Необычное об обычных натуральных числах. Числовые ребусы. Магические квадраты.
Практика: Решение числовых ребусов. Составление магических квадратов.
Тема 2. Делимость.(4 часа)
Теория: Простые и составные числа. Остатки. Алгоритм Евклида. Задачи с целыми числами.
Практика: Составление сборника задач.
Тема 3. Четность.(4 часа)
Теория: Чередование. Разбиение на пары. Четность и нечетность.  Игры. Проверка на четность.
Практика: Практическая работа. Составление сборника игр.
Тема 4. Комбинаторика(3 часа)
Теория: Непосредственное составление соединений из небольшого количества предметов. Перестановки. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторные головоломки. Решение комбинаторных задач с помощью умножения
Практика: Решение задач. Составление задачника.
Тема 5. Наглядная геометрия (2 часа).
Теория: Знакомство с координатной плоскостью. Биография древнегреческого учёного Декарта.
Практика: Задачи на разрезание по линиям клеток. Построение фигур одним росчерком карандаша. Построение фигур по координатам. Рисунки с помощью координат.
Методическое обеспечение программы
№ п\п Разделы, темы Форма занятия Методы, приемы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение Формы подведения итогов
1 Логические задачи Традиционные уроки Фронтальная у групповая работа Проектор
компьютер карточки Практические и творческие работы, тестирование
2 Геометрические задачи Интеллектуальные турниры групповая Проектор
компьютер карточки
спички Практические и творческие работы
3 Числа и вычисления Математические бои групповая Проектор
компьютер карточки Творческие работы
Устная олимпиада
4 Делимость Традиционные уроки Фронтальная групповая работа Проектор
компьютер карточки Практические и творческие работы, тестирование
5 Четность Традиционные уроки Фронтальная групповая работа Проектор
компьютер карточки Практические и творческие работы, тестирование
6 Комбинаторика Традиционные уроки Фронтальная групповая работа Проектор
компьютер карточки Практические и творческие работы, тестирование
7 Наглядная геометрия Интеллектуальные турниры групповая Проектор
компьютер карточки
спички Практические и творческие работы
Оценочные и методические материалы
Контрольно-переводные тесты, упражнения разрабатываются в соответствии с направлением работы программы кружка.
Список литературы
для учителя
1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
3. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.

для учащихся
1. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
2. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
3.Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
4. Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5- 6 классы). - М.: Просвещение, 1999. – 95 с.
5. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.
6. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.
7. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
8. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.-688 с.
9. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 Для учащихся:
Интернет ресурсы:
http://bashmakov.su/http://matematiku.ru/