Профилактическая социально-педагогическая программа Предупреждение девиантного поведения старших дошкольников
На данный момент одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.
Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка, но к сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.
Многие отечественные педагоги такие как: М.А. Галагузова, Р.В, Овчарова, Л.Я. Олиференко, С.А. Беличева и др. рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Существующие социальные проблемы заставляют задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.
Среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни (особенно в условиях крупного города); неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».
Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.
Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.
Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.
Все мы знаем, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, поэтому основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия» и разработке занятий по снятию напряжения.
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
С целью профилактики девиантного поведения у детей дошкольного возраста была разработана социально-педагогическая программа «Путешествие в сказку»,
которая будет реализована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад п.Молочные Дворы Плавского района, Тульской области.
Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;
- обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;
- профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);
- формирование у воспитанников адекватной самооценки;
- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;
- организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.
Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:
- комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;
- дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;
- аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;
- максимальная активность детей;
- позитивность информации;
- устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;
- принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.
методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Лист наблюдения за агрессивными детьми», анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?».
Правовой базой для реализации программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка.
Ожидаемые результаты:
- формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности, формирование доброго отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива детей старшего дошкольного возраста;
- усиление роли семьи в воспитании детей;
формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.
Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Снижение уровня агрессии;
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;
Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.
Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 8 месяцев. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в течение 30-40 минут, первое занятие (вторник) - направленное на снятие напряжения, второе занятие (пятница) -«Путешествие в сказку» - театрализованные представления детьми. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.
Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.
Подготовительный этап.
Задачи первого этапа:
- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;
- сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;
- обучение способам общения в группе – выработка правил;
- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.
В процессе реализации первого этапа, проводится:
1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и тихого часа.
2. Графические методики « КАКТУС», «РИСУНОК СЕМЬИ», (приложение 1).
3. Беседа.
4. Анкетирование родителей (приложение 2).
5.Анкетирование детей
6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.
7. Размещение социальной рекламы.
8. Размещение публикаций.
9. Выпуск брошюр.
10. Демонстрация худ.фильмов и мультфильмов.
11. Проведение консультаций о защите прав ребёнка.
12. Родительские собрания («Наши дети – в наших руках»).
13. Педагогические собрания. Семинары. («Девиантное поведение. Что это? Когда нужно начинать профилактику?») + презентация для педагогов (прилагается) (приложение 3 - фотоотчёт)
2. Основной этап.
Задачи основного этапа:
- профилактическая деятельность;
- снижение уровня конфликтности;
- снижение уровня агрессии и враждебности.
Основной этап при работе с детьми разделен на два вида занятий в начале недели и в конце, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.
С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:
1. Лекторий на тему «Девиантное поведение, что это?»
2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребёнок, почему он такой?»
4. Индивидуальные беседы и консультирование.
Для детей дополнительно в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:
1. Организация выставок («Что такое хорошо и что такое плохо?!», «Наши семейные, добрые дела»);
2. Посещение театрализованных представлений («Путешествие в страну вежливости», «Мир добрых дел», «Плохо или хорошо!?» и др.);
3. Организация выездных экскурсий, поездка в «Дом детского творчества»;
3. Завершающий этап.
Задачи этапа: проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.
В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:
1. Повторное анкетирование родителей.
2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки (приложение 4). Диагностика «Несуществующее животное» (приложение 5)
4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.
5. Итоговое родительское собрание «Жестокое обращение с детьми» (собрание на данную тему проводилось в прошлом году в подготовительной группе и имело большой успех, поэтому в данную программу оно тоже было включено (приложение 6-фотоотчёт)
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, родительские собрания, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.
Тематический план программы:
Подготовительный этап
Тема Основные цели
Знакомство.
Правила групповой работы. Цель: Создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга.
Тестирование Цель: определение уровня и форм агрессии.
Анкетирование «Что такое девиантное поведение?» Цель: выявление уровня знаний о причинах и формах проявление девиантного поведения дошкольников.
Коллектив. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка. Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Основной этап
Тема Основные цели
1. «ЗНАКОМСТВО»
1) «Интервью»
2) «Дракон кусает свой хвост»
3) «Баржа»
4) «Связующая нить» - создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
- снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
- снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.
- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
2. «НАСТРОЕНИЕ»
1) Сказка «Репка» (инсценировка)
2) Рисование своего настроения
3) «Колокол» - снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
- упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ»
1) «Связующая нить»
2) «Подари улыбку»
3) «Ласковое имя»
4) «Мы тебя любим» - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
- создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
- создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
- эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ»
1) «Связующая нить»
2) «Передай сигнал».
3) Танец «Цветок»
4) «Зеркало» - сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
- энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «Я».
- эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
5. «ДРУЖБА»
1) «Связующая нить»
2) «Только вместе!»
3) «Обзывалки»
4) «Взаимоотношения» - физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.
- снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
- снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.
6. «МЫ ВМЕСТЕ»
1) «Закончи предложение»
2) «Разведчики»
3) «Аэробус»
4) «Доброе животное» - повышение уверенности в себе, в своих силах.
- развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.
- учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.
- способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
7. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»
1) «Рубка дров»
2) «Ворвись в прут»
3) «Тух-тиби-дух!»
4) Игра «Газета» - помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
- снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.
- снять негативные настроения и восстановить силы.
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА»
1) «Бумажные мячики»
2) «Два барана»
3) «Попроси игрушку»
4) «Липучка» - дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
- снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
- обучить детей эффективным способам общения.
- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Путешествие в сказку
Знакомство с содержанием сказки, с её героями, анализ сказки, театрализованная постановка сказки
Название сказки Цель
« Заяц – Хвастун»,
«Буратино»,
«Бедный брат и богатый брат»,
« Красная шапочка»,
«Краденым сыт не будешь»,
«Сказка про обманщицу лису Патрикеевну»,
«Мальчик-с пальчик»,
«Крошечка - хаврошечка».
Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
обогащение внутреннего мира ребенка,
определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),
коррекция психической и эмоционально-волевой сферы личности
Завершающий этап.
Повторная диагностика Цель: отследить динамику изменений в поведении дошкольников.
Сопоставление результатов Цель: анализ работы, выявление эффективности программы
Содержание завершающего этапа реализации
социально-педагогической программы
Содержание этапа
1 направление:
родители 2 направление:
дети старшего дошкольного возраста
Повторные диагностики:
Повторное анкетирование.
Беседа.
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми» Повторные диагностики:
1. Наблюдение с целью выявления изменений произошедших в поведении дошкольников.
2. Диагностика «Несуществующее животное» 3. Анкетирование.
4. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки
Диагностические результаты на начало года
С целью изучения возможных проблем у детей дошкольного возраста нами было проведено исследование в виде анкеты и методики на выявление детско-родительских отношений «Рисунок семьи», «Кактус» . Исследование проводилось в сентябре 2014 г. Всего было опрошено 15 детей подготовительной группы в возрасте от 6 до 7лет.
Так, при ответе на вопросы мы получили следующие данные:
99% детей знают такие плохие поступки и вредные привычки, как курение, алкоголь, воровство, убийство, обман;
73,40% детей ответили, что у родителей есть вредные привычки;
66,70% опрошенных хоть один раз держали в руках пачку сигарет или бутылку пива;
из мультипликационный героев 13,30% детей выразили свою симпатию отрицательным героям;
2% детей считают, что когда они вырастут, у них появятся вредные привычки.
Проанализировав ответы детей, мы убедились в том, что склонности к отклоняющемуся поведению есть у многих детей. Проведённое нами анкетирование ещё раз подтвердило то, что профилактику девиантного поведения необходимо обязательно проводить в дошкольном возрасте.
Кроме анкеты, нами была проведена методика на выявление детско-родительских отношений и агрессивное поведение «Рисунок семьи» и «Кактус» Эти методики помогли прояснить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожность и конфликтные чувства.
Мы получили следующие результаты: лишь у 33,3% детей эмоционально благополучные семьи, это говорит о том, что у остальных есть проблемы во взаимоотношениях с членами семьи. У 66,6% наблюдается тревожность и агрессивность, что вызывает нестабильность во взаимоотношениях. У 46,6% детей мы обнаружили ревностное отношение к родителям (ребёнок ревнует родителей к своему брату или сестре), что может вызвать проявление агрессии, тревожности. У 20% детей ярко выражена потребность в общении и эмоциональном тепле.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной группе детей дошкольного возраста присутствуют проявления девиантного поведения.