Применение учебно-методического комплекса «Сферы» и @Конструктора по физике@ для повышения уровня познавательной активности учащихся


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №13 имени Героя Советского Союза Ф.В.Санчирова»
г.о. Самара








«Применение учебно-методического комплекса «Сферы» и Конструктора по физике для повышения уровня познавательной активности учащихся»


Составитель: учитель физики МБОУ Школы № 13 г.о.Самара
Смирнова Е.В.













Самара, 2013
1. Обоснование для выдвижения проекта
Мир постепенно становится «цифровым». О цифровом обществе говорят главы государств на международных саммитах и апробируют системы выборов через интернет, крупные корпорации создают виртуальные офисы. Современные дети не мыслят себя вне цифровых устройств телефонов, компьютеров, цифровых телевизоров. Чтобы соответствовать новому уровню запросов цивилизации, необходимо создать систему воспитания просвещенных пользователей, реализовав в ходе образовательного процесса системный подход в построении образовательной среды и организации учебно-исследовательской деятельности. На государственном уровне проект развивается по направлениям:
создание открытой библиотеки практических решений в образовательной деятельности;
проведение исследования влияний новых технологий на образовательный процесс;
формирование сети образовательных школ, внедряющих цифровые технологии;
реализация просветительских программ;
сертификация технической оснащенности образовательных учреждений, предполагающая оценку эффективности использования оборудования и уровня подготовки персонала.
В рамках данного проекта для школы нами определены следующие направления деятельности:
«Информационный центр – медиатека»;
«Контроль использования ИКТ-технологий и их влияние на образовательный процесс»;
«Организация сети взаимодействия в области цифровых ресурсов».
Из этих направлений логически выводятся цель и задачи данного проекта. Приоритеты отданы направлениям модернизации имеющейся цифровой базы, более активному и результативному использованию ИКТ-технологий, совершенствованию и развитию школьной медиатеки, а также конструктивным решениям по формированию единого сетевого пространства школы.
2. Цель проекта
На основе уже имеющихся электронных ресурсов и освоенных ИКТ-технологий выработать систему решений для планомерного построения единого цифрового образовательного пространства в школе.
3. Задачи проекта
Формирование цифровой базы школы и планирование ее рационального использования.
Развитие и совершенствование фондов медиатеки.
Организация исследования возможностей новых технологий и их влияния на образовательный процесс (мониторинг использования ИКТ в образовательном процессе).
Организация просветительской работы среди коллектива, формирование сетевого взаимодействия в школе.

4.Программа курса физики
для 6 класса общеобразовательных учреждений
(В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев)
Курс «Мир физики» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. С него начинается изучение физики в средней школе. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика – точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе изучения курса физики в 6 классе приоритетами являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Гипотеза исследования: использование УМК «Сферы» и ИКТ позволяет активизировать уровень познавательной активности учащихся по физике.
Новизна исследования заключается в том, что на основе УМК «Сферы» будут разработаны классы уроков так, чтобы учащиеся могли максимально развивать свои способности саморегуляции, самообразования, использовать информационные технологии для самостоятельного изучения нового материала, создания и защиты исследовательских проектов, индивидуальных и групповых заданий.
Деятельность учителя будет направлена на личностное развитие учащихся, необходимое для формирования целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Объект исследования: преподавание физики.
Предмет исследования: методика преподавания физики с использованием УМК «Сферы».
Цель исследования: применение учебно-методического комплекса «Сферы» для повышения уровня познавательной активности учащихся.
провести контроль уровня обученности и качества знаний по итогам 2014-2015гг, сравнить результаты с данными 2013-2014 учебного года;
сделать сравнительный анализ уровня познавательной активности учащихся в начале и в конце 2013-2014 учебного года.
Практическая значимость заключается в разработке поурочных планов, обеспечивающихся организацию учебного процесса, направленную на повышение уровня обученности, качества знаний, мотивации, воспитанности и социализации через использование УМК «Сферы» и современных образованных технологий. Благодаря этому поток информации станет более конкретной, учащиеся начнут лучше его усваивать, активизируется познавательный интерес, повысится качество знаний.
Практическая значимость экспериментальной работы в аспекте использования ИКТ на уроках физики в 6-ых классах при использовании УМК «Сферы» выражается в разработке методической продукции:
Доклад «Применение ИКТ при использовании УМК «Сферы» для изучения физики в 6 классе на августовской конференции.
Участие в постоянно действующем семинаре СИПКРО.
Методы исследования.
Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, нормативных и программно-методических материалов по проблеме; теоретический анализ проблемы и способов ее решения.
Диагностические: анкетирование, тестирование, проведение срезовых и контрольных работ.
Эмпирические: изучение результатов деятельности, анализ затруднений и способов их преодолений, педагогический эксперимент.

Этапы реализации проекта.

Этап 1.
Приобретение УМК «Сферы», включая Конструктор по физике, для преподавания физики в 6 классе.
Результат:
Обеспеченность учебными материалами должна быть 100%

Этап 2.
Теоретическое изучение проблемы управления информационным потоком, сущности личностного развития учащихся.
Разработка методик применения ИКТ при использовании для изучения физики в 6 классе УМК «Сферы».
Участие в семинаре «Внедрение технологии работы в единой образовательной среде».
Отчетные материалы:
Доклад «Применение ИКТ при использовании УМК «Сферы». Конструктор по физике для изучения физики в 6 классе».


Этап 3.
Конструирование и моделирование уроков физики с использованием возможностей единой образовательной среды.
Отчетные материалы:
Поурочное планирование, разработанное на основе использования УМК «Сферы» для преподавания физики в 6 классе.
Этап 4.
Организация контроля знаний по основным темам.
Отчетные материалы:
Анализ результатов проверочных работ работ в 6-ых классах. Сбор данных и анализ с целью определения уровней мотивации, воспитанности и социализации учащихся.
В процессе осуществления ЭР пройдет апробация и внедрение нового УМК «Сферы», позволяющего работать учащимся в единой образовательной среде.
Формы представления результатов.
На заседании педагогического совета.
На заседании районного методического объединения учителей физики.
Открытые уроки на базе школы, района.
15