РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГИИ «Познай себя» для 4 класса
МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Школьное методическое Заместитель директора Директор школы
объединение по УВР в начальной школе __________Т.А.Туфекчи Протокол №1 __________Г.А.Юдина Приказ №______
от ___________ 20__г от _________20___г от __________ 20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Познай себя»
для 4 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Педагог - психолог Семенцова Ольга Сергеевна
с. Липицы
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе), автор – Хухлаева О.В.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего в четвертом классе 34 часа.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Основная цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи:
1. Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки.
2. Снижение уровня школьной тревожности.
3.Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований.
4.Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД.
5.Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
6.Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Содержание программы.
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
Занятие (тема) кол-во часов
Мое лето. 1
Кто я? 1
Какой Я? 1
Какой я – большой или маленький? 1
Мои способности 1
Мое «Достояние». 1
Мой стиль. 1
Мой выбор, мой путь. 1
Я умею преодолевать трудности. 1
Мой внутренний мир. 1
Уникальность моего внутреннего мира, Уникальность твоего внутреннего мира. 1
Кого я могу впустить в свой внутренний мир? 1
Что значит верить? 1
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь.
Занятие (тема) кол-во часов
Мое детство. 1
Мое детство (продолжение). 1
Я изменяюсь. 1
Я глазами других. 1
Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
Занятие (тема) кол-во часов
Мое будущее! 1
Хочу вырасти здоровым человеком! 1
Забота о теле – забота о себе. 1
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?
Занятие (тема) кол-во часов
Кто такой интеллигентный человек? 1
Хочу вырасти интеллигентным человеком. 1
Что такое идеальное Я? 1
Интеллигентность во всем. 1
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Занятие (тема) кол-во часов
Кто такой свободный человек? 1
Права и обязанности школьника. 1
Что такое «право на уважение»? 1
Права и обязанности. 1
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. 1
Как разрешать конфликты мирным путем? 1
Из – за чего возникают трудности в отношениях.1
Уважение чужого мнения. 1
Быть свободным от вредных привычек – это важно! 1
Итоговое занятие. 1
Планируемые результаты:
Метапредметными результатами изучения курса программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
и осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
Педагогические средства
Специально организованная среда
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Работа с книгой.
Инсценировки.
Праздники и соревнования.
Диагностика и контроль.
Формы работы.
Тренинги.
Беседы и дискуссии.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками).
Релаксационные упражнения.
Психогимнастические этюды и элементы.
Работа с книгой.
Работа с притчами.
Формы контроля:
1. Стартовая, промежуточная, итоговая диагностика.
2. Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест школьной тревожности Филлипса, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
3. Применение проективных методик диагностики (н-р, «Рисунок школы»)
4. Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Календарно - тематическое планирование.
№ дата тема форма проведения Характеристика
деят-ти учителя Характеристика
деят-ти учащегося Формируемые знания и умения
Раздел1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
1 Мое лето. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, релаксационные упражнения.Беседа на тему «Как я провел лето», «четвероклассник». Игры «Радостное лето». Рисунок «Мое лето». Обсуждение, анализ, рассказы о лете, участие в игровых ситуациях, Рисунок «Мое лето». Развитие коммуникативных способностей, дружеского взаимодействия, умения выступать перед аудиторией.
2 Кто я? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, работа с книгой.Беседа «Летом я научился…» Игра «Роли». Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение, анализ, рассказы о лете, участие в игровых ситуациях, инсценировках, работа со сказкой.
Развитие коммуникативных, творческих способностей, дружеского взаимодействия, умения выступать перед аудиторией,
3 17. Какой Я? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, релаксационные упражнения. Психогимнастические этюды и элементы.
Беседа о понятии «Внутренний мир человека». Игра «Психологическая разгадка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу». Рисуночная терапия. Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства. Рисуют, сравнивают и обсуждают. Фантазируют, сочиняют веселые сказки. Определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их.Развитие способности находить положительный качества во всех людях.
4 Какой я – большой или маленький? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, релаксационные.Беседа «Какой я – большой или маленький?». Игры «Я горжусь…», «Роли». Обсуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, инсценировках. Осознание детьми процесса своего взросления, появления большей ответственности.
5 Мои способности Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, работа с книгой.Беседа «Мои способности». Раскрытие этого понятия, способах развития способностей. Игры «Ты похож на..», «Конкурс портретов». Работа со сказкой «Сказка о скрипке».
Обсуждение, анализ, рассказы о себе, участие в игровых ситуациях, инсценировках, «Конкурс портретов», работа со сказкой. Повышение психологической компетентности учащихся. Развитие умения реально подходить к оценке своих способностей.
6
Мое «Достояние». Беседа и дискуссия, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые.Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.
Обсуждение, ответы на вопросы, анализ, рисование плакатов, участие в игровых упражнениях, разминках. Развитие навыка осознания детьми того, что для них важно, и что они хотят, развитие умения самоопределения, самоанализа.
7 Мой стиль. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, релаксационные упражнения. Психогимнастические этюды и элементы. Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит
в это понятие. Игры «Угадай о ком говорю». Инсценировки «Изобрази товарища».
Обсуждение темы, ответы на вопросы, участие в игровых ситуациях, инсценировках, принятие разных ролей на себя. Развитие коммуникативных способностей, воображения, артистизма, развитие адекватной самооценки.
8 Мой выбор, мой путь. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, релаксационные упражнения. Психогимнастические этюды и элементы. Беседа «Выбор пути». От чего это зависит, и как повлияет на жизнь. Игра «Кто я?» Рисунок «На перекрестке дорог» Обсуждение, анализ, рассказы о себе, участие в игровых ситуациях, инсценировках, рисунок «На перекрестке дорог» Повышение психологической компетентности учащихся. Осмысление важности процесса собственного развития.
9 Я умею преодолевать трудности. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, работа с книгой.Рассказ о подвиге адмирала Ушакова. Упражнение «Услышь во время шума». Работа со сказкой А.Смирнова «Жил да был один лопух». Обсуждение темы, высказывание своего мнения, ответы на вопросы, работа со сказкой, участие в игровых ситуациях. Развитие навыка прикладывать усилия для достижения цели, самоконтроля, самоанализа. Повышение психологической компетенции учащихся.
10 Мой внутренний мир. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, арт терапия. Беседа «Мой внутренний мир». Его составляющие. Игры «Подушечный бой», «Радиопередача». Рисунок на тему «Моя планета». Рассуждение, высказывание собственного мнения, участие в игровых мероприятиях, рисунок «Моя планета».
Повышение психологической компетентности учащихся. Развитие желания познания своего внутреннего мира.
11 Уникальность моего внутреннего мира, Уникальность твоего внутреннего мира. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, арт терапия, психогимнастические этюды. Рисунок «Моя страна». Обсуждение темы «В чем моя уникальность». Игры «Подушечный бой», «Рассмотри и придумай». Рассуждение, высказывание собственного мнения, участие в игровых мероприятиях, инсценировках, рисунок «Моя страна». Повышение психологической компетентности учащихся. Развитие желания познания своего внутреннего мира.
12 Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые.Беседа на тему «Кому я могу рассказать все о себе?». Задание «Мой самый интересный сон». Игра «Бой полотенцами». Рассуждение, высказывание собственного мнения, участие в игровых мероприятиях, инсценировках, рисунок «Мой самый интересный сон». Повышение психологической компетентности учащихся. Развитие желания познания своего внутреннего мира.
13 Что значит верить? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, работа с книгой.Беседа на тему «Что значит верить?» Какое значение имеет взгляд человека. Работа со сказкой «Тайна другого дерева».
Рассуждение, высказывание собственного мнения, участие в игровых мероприятиях, инсценировках, работа сл сказкой Повышение психологической компетентности учащихся.Расширение познаний о чувствах и эмоциях людей.
Раздел 2 . Я расту и изменяюсь.
14 Мое детство. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, арт- терапия. Беседа о детском возрасте каждого. Вспомнить, какой была жизнь, когда дети были совсем маленькие. Игра «Маленькое имя», «Неопределенные картинки». Рисуночная терапия «Любимая фотография». Рассуждение, формирование своего мнения, анализ, участие в игр.ситуациях, рисунок «Любимая фотография». Развитие способности осознавать происходящие в детях изменения, научиться планировать цели и пути самоизменения.
15 Мое детство (продолжение). Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, психогимнастические этюды.Игры «Мне опять пять лет», «Если бы у меня был ребенок», «Случай из детства». Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Рассуждение, формирование своего мнения, анализ, участие в игр.ситуациях, работа со сказкой. Развитие способности осознавать происходящие в детях изменения, научиться планировать цели и пути самоизменения.
16 Я изменяюсь. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения.Беседа «Мои изменения, связанные с взрослением». Игры «Неопределенные картинки», «Раньше и сейчас». Рассуждение, формирование своего мнения, анализ, участие в игр.ситуациях, сочинение «Каким я буду, когда вырасту.»
Развитие способности осознавать происходящие в детях изменения, научиться планировать цели и пути самоизменения.
17 Я глазами других. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые.Беседа «Что думают обо мне товарищи?». Игра «Скажи, глядя в глаза». Рассуждение, формирование своего мнения, анализ, участие в игр. ситуациях. Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других, услышать мнение о себе.
Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем.
18
Мое будущее! Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, психогимнастические этюды, арт терапия. Формирование представления о том, что будущее начинается в настоящем. Расширение представления о понятии «жизненный выбор». Игры «Я в будущем», «Если бы я был волшебником». Рисунки «Я в настоящем, я в будущем», «Мой будущий дом». Обсуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, рисунки «Я в настоящем, я в будущем», «Мой будущий дом». Развитие в детях желания задумываться о своем будущем, пытаться структурировать его. Формирование представления о том, что будущее начинается в настоящем. Расширение представления о понятии «жизненный выбор».
19 Хочу вырасти здоровым человеком! Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, психогимнастические этюды, арт терапия. Беседа «Что значит быть здоровым человеком?» , «Психическое здоровье». Игра «Я психологом родился…». Рассуждение, рассказ примеров из своего опыта, участие в игровых ситуациях, инсценировках.
Активизировать внимание детей на собственном здоровье, важности развития собственного тела и укрепления духа
20 Забота о теле – забота о себе. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые.Обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь им более серьезно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия. Обсуждение темы, высказывание собственного мнения, участие в игровых ситуациях, разминках.
Активизировать внимание детей на собственном здоровье, важности развития собственного тела и укрепления духа.
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?
21 Кто такой интеллигентный человек? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые.Беседа «Человеческое качество - интеллигентность». Игры «в ресторане», «улыбнись, как…», работа со сказкой «Я иду к своей звезде». Рассуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, ответы на вопросы, работа со сказкой. Расширение представлений о понятии» интеллигентный человек», «идеал».
22 Хочу вырасти интеллигентным человеком. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, работа со сказкой.Беседа «Как можно стать интеллигентным человеком».Игры «Поприветствуй меня, как…», работа со сказкой «Жила была девочка». Рассуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, ответы на вопросы, работа со сказкой. Расширение представлений о понятии» интеллигентный человек», «идеал».
23 Что такое идеальное Я? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, работа со сказкой.Беседа «Каких качеств не достает мне, чтобы быть идеальным?» Игры «Произнеси фразу», «Поприветствуй меня, как…». Работа со сказкой «Я умею жалеть». Рассуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, ответы на вопросы, работа со сказкой.
Расширение представлений о понятии» интеллигентный человек», «идеал», формирование желания к самопознанию, самоанализу.
24 Интеллигентность во всем. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа на тему «Интеллигентность во всем». Инсценировка «Интеллигентный человек во время спора».
Рассуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, инсценировках, ответы на вопросы.
Расширение представлений о понятии» интеллигентный человек», «идеал», формирование желания к самопознанию, самоанализу.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?
25 Кто такой свободный человек? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения.Беседа на тему «Свободный человек». Игры «Скажи так, чтоб тебе поверили», «Взгляд». Работа со сказкой «О свободном человеке и несвободной мухе». Обсуждение, рассуждение, ответы на вопросы, анализ, участие в игровых ситуациях, работа со сказкой. Осознание понятий «личной свободы» и «свободы другого». Развитие представления о том, что свобода связана с наличием обязанностей, что необходимо признавать и уважать права других людей.
26 Права и обязанности школьника. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения, работа с книгой.Бесед «Права и обязанности школьника». Игры «Если вы – источник света…», «Должен и имею право…». Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею». Высказывание своего мнения, ответы на вопросы, участие в игровых ситуациях. Осознание понятий «личной свободы» и «свободы другого». Развитие представления о том, что свобода связана с наличием обязанностей, что необходимо признавать и уважать права других людей.
27 Что такое «право на уважение»? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения.Беседа «Что такое «право на уважение»? Игры «Поприветствуй меня, как…», «Закончи рассказы». Рассуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, инсценировках ответы на вопросы. Осознание понятий «личной свободы» и «свободы другого». Развитие представления о том, что свобода связана с наличием обязанностей, что необходимо признавать и уважать права других людей.
28 Права и обязанности. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения, работа с книгой.Знакомство с понятием «Билль о правах». Беседа о правах и обязанностях каждого школьника. Работа с толковым словарем. Игры «Точка, точка, запятая», «Я - учитель». Рассуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, инсценировках ответы на вопросы. Осознание понятий «личной свободы» и «свободы другого». Развитие представления о том, что свобода связана с наличием обязанностей, что необходимо признавать и уважать права других людей.
29 Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения, работа с книгой.Беседа о последствии нарушений прав других людей, способах взаимодействия в конфликтной ситуации. Работа с толковым словарем. Работа со сказкой «Друг великана». Рассуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, инсценировках ответы на вопросы, работа со сказкой. Работа с толковым словарем. Осознание понятий «личной свободы» и «свободы другого». Развитие представления о том, что свобода связана с наличием обязанностей, что необходимо признавать и уважать права других людей.
30 Как разрешать конфликты мирным путем? Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения, работа с книгой.Работа с толковым словарем. Игры «Точка, точка, запятая», «Передай чувство спиной». Инсценировка «Разыграй конфликт». Работа со сказкой «Лети вверх, Соня».
Работа с толковым словарем. Обсуждение, участие в игровых ситуациях, инсценировках, работа со сказкой. Осознание понятий «личной свободы» и «свободы другого». Развитие представления о том, что свобода связана с наличием обязанностей, что необходимо признавать и уважать права других людей.
31 Из – за чего возникают трудности в отношениях.Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения.Беседа о том, какие возникают трудности между друзьями и как их решить. Работа со сказкой «О Спиногрызкине», Игры «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу?». Рассказы детей из их личного опыта, участие в игровых ситуациях, анализ, ответы на вопросы, работа со сказкой, рисунки «Какой я друг».
Расширение понятий о дружбе, верности, преданности, конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций.
32 Уважение чужого мнения. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения, психогимнастические этюды.Беседа о том, что каждый имеет право на свое мнение. Возможно не принимать его, но выслушать необходимо. Игры «Послушай и сделай как я сказал», «Как поступить, по твоему или по моему?». Рассказы детей из их личного опыта, участие в игровых ситуациях, анализ, ответы на вопросы
Расширение понятий о дружбе, верности, преданности, конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций.
33 Быть свободным от вредных привычек – это важно! Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения, арт-терапия.Беседа о том, что важно быть свободным от вредных привычек, о зависимости. Игра «Откажись от….», «Умей сказать нет». Рисунок «Вредные привычки». Обсуждение темы, анализ, ответы на вопросы, участие в игровых мероприятиях, рисование. Закрепление понятия о вредных привычках и необходимости их искоренения. Повышение психологической компетенции.
34 Итоговое занятие. Беседа, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, тренинговые упражнения.Викторина «Умники и умницы». Обобщение знаний и навыков, полученных детьми в течение года. Припоминание полюбившиеся упражнения, применение их в новых ситуациях. Развитие навыков общения, разрешения конфликтных ситуаций, эффективного взаимодействия между друг другом. Применения полученных навыков в жизненных ситуациях.
Материально – техническое обеспечение.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Коррекционные сказки (Сказкотерапия).
- Демонстрационный материал (таблицы, картинки, плакаты)
Электронно-программное обеспечение:
- Записи музыки для релаксации(звуки природы, птиц и т.д.).
- Видеофильмы.
- Презентации.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Магнитофон;
-Демонстрационный экран;
-Магнитная доска;
-Сканер, ксерокс, принтер.
Литература:
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.
Князева Т.Н . Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001.
Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.
7. Кривцова С.В. «Жизненные навыки». Уроки психологии в начальной школе (1-4). –М.: «Генезис», 2009.