РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГИИ «Познай себя» для 2 класса


МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Школьное методическое Заместитель директора Директор школы
объединение по УВР в начальной школе __________Т.А.Туфекчи Протокол №1 __________Г.А.Юдина Приказ №______
от ___________ 20__г от _________20___г от __________ 20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Познай себя»
для 2 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Педагог - психолог Семенцова Ольга Сергеевна
с. Липицы
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе), автор – Хухлаева О.В.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего во втором классе 34 часа.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Основная цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи:
1. Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки.
2. Снижение уровня школьной тревожности.
3.Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований.
4.Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными  УУД.
5.Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
6.Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Содержание программы.
Раздел 1. Я – фантазер .Занятие (тема) кол-во часов
Мы рады встрече. 1
Понимаем чувства другого. 1
Понимаем чувства другого (продолжение). 1
Я умею слушать других. Мы испытываем разные чувства. Разнообразие чувств. Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга?
Занятие (тема) кол-во часов
Люди отличаются друг от друга своими качествами. 1
Разнообразие качеств людей. 1
Хорошие качества людей. 1
Самое важное хорошее качество. 1
Кто такой сердечный человек. 1
Кто такой доброжелательный человек 1
Трудно ли быть доброжелательным человеком. 1
«Я желаю добра ребятам в классе» 1
Очищаем свое сердце. 1
Какие качества нам нравятся друг в друге. 1
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. 1
Люди отличаются друг от друга своими качествами. 1
В каждом человеке есть светлые и томные качества. 1
Есть ли в вашем характере отрицательный качества? 1
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты?
Занятие (тема) кол-во часов
Какой Я? 1
Кто Я? 1
Какой Ты? 1
Какой ты? (продолжение) 1
Трудности второклассника в школе, дома, на улице. 1
Как я справляюсь со своими трудностями? 1
Школьные трудности. 1
Почему возникают школьные трудности? 1
Как справиться со школьными трудностями? 1
Как справиться со школьными трудностями? (практикум) 1
Домашние трудности. 1
Как я справляюсь с домашними трудностями?. 1
Итоговое занятие. 1
Планируемые результаты:
Метапредметными результатами изучения курса программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Педагогические средства
Специально организованная среда
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Работа с книгой.
Инсценировки.
Праздники и соревнования.
Диагностика и контроль.
 
Формы работы.
Тренинги.
Беседы и дискуссии.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками).
Релаксационные упражнения.
Психогимнастические этюды и элементы.
Работа с книгой.
Работа с притчами.
Формы контроля:
1. Стартовая, промежуточная, итоговая диагностика.
2. Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест школьной тревожности Филлипса, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
3. Применение проективных методик диагностики (н-р, «Рисунок школы»)
4. Наблюдение  и ведение индивидуальных карт.

Календарно - тематическое планирование.
№ дата тема форма проведения Характеристика
деят-ти учителя Характеристика
деят-ти учащегося Формируемые знания и умения
Раздел1. «Вспомним чувства»
1. Мы рады встрече. Беседа, тренинговое упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Эмоциональное приветствие друг друга. Игры «Вспомним чувства, Чувства - воспоминания».
Рисунок «Радости». Активное общение, обсуждение темы урока, Эмоциональное приветствие друг – друга, рисунок на тему «Радость». Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие способности эмоционально откликаться на чувства другого.2. Понимаем чувства другого.
Беседа, тренинговое упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа о понятиях чуткость, внимательность, безразличие и т.д. Игры «Я тебя понимаю, Общая радость». Творческое задание «Сочини рассказ».
Слушание, обсуждение, участие в игровых упражнениях, выполнение творческого задания «Сочинение рассказа». Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие способности эмоционально откликаться на чувства другого.3. Понимаем чувства другого (продолжение).
Беседа, тренинговое упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Продолжение беседы о разнообразии чувств и способности их понимать. Игры (передай без слов).
Слушание, обсуждение, участие в игровых упражнениях, выполнение творческого задания «Сочинение рассказа». Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие способности эмоционально откликаться на чувства другого.4. Я умею слушать других.
Беседа, тренинговое упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Игра «Я умею справляться с трудностями».Беседа «Что значит слушать другого?» Творческое задание «Договоритесь и нарисуйте». Слушание, обсуждение, участие в игровых упражнениях, выполнение творческого задания «Сочинение рассказа».
Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие способности эмоционально откликаться на чувства другого.5. Мы испытываем разные чувства.
Беседа, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Направление работы учащихся на самопознание. Сочини рассказ из предложенных 4 – х чувств. Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты». Слушание, анализ, сочинение рассказа, фантазирование, участие в игровых ситуациях. Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие способности эмоционально откликаться на чувства другого.6. Разнообразие чувств. Беседа, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Направление работы учащихся на самопознание. Сочини рассказ из предложенных 4 – х чувств. Работа со сказкой «Страхи». Слушание, анализ, сочинение рассказа, фантазирование, участие в игровых ситуациях. Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие способности эмоционально откликаться на чувства другого.Раздел 2. «Чем люди отличаются друг от друга?»
7. Люди отличаются друг от друга своими качествами. Беседа, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Беседа на тему «Люди отличаются друг от друга своими качествами». Игры «Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса». Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце».
Слушание, обсуждение темы урока, высказывание своего мнения, участие в игровых ситуациях, работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце».
Расширение представлений детей о понятии «Качества людей». Углубленное осознание своих качеств и особенностей.
8. Разнообразие качеств людей.
Беседа, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Закрепление познаний о человеческих качествах. Игры «Прояви себя в ситуации…», «В чем твоя сила?». Слушание, обсуждение темы урока, высказывание своего мнения, участие в игровых ситуациях. Расширение представлений детей о понятии «Качества людей». Углубленное осознание своих качеств и особенностей.
9. Хорошие качества людей. Беседа, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Обсуждение темы «Хорошие качества людей. Назовите их».
Игра «Пять хороших качеств», «Качество в подарок». Работа со сказкой «Я не такой, как все». Рисунок по теме. Анализ услышанного, ответы на вопросы, участие в игровых ситуациях, работа со сказкой «Я не такой, как все». Рисунок по теме. Развитие желания исследовать и развивать свои качества и способности. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
10. Самое важное хорошее качество. Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Акцентировать внимание детей на самых важных качествах человека. Игры «Кто любит людей», «Поделимся любовью». Работа со сказкой «Хвостатик». Анализ услышанного, ответы на вопросы, участие в игровых ситуациях, работа со сказкой «Хвостатик». Рисунок по теме. Развитие желания исследовать и развивать свои качества и способности. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
11. Кто такой сердечный человек. Беседа, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Раскрытие понятия «сердечный человек», «мягкое сердце» . Игры «Отгадай качество», «Мягкое сердце». Размышление, рассуждение детей на тему урока. Подбор синонимов к предлагаемым понятиям. Участие в игровых ситуациях. Развитие способности находить положительный качества во всех людях, дружелюбного отношения др. к др.
12. Кто такой доброжелательный человек Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые) Раскрытие понятия «доброжелательный человек». Игры «Поделимся любовью», «Волшебные слова».
работа со сказкой «Маленький котенок». Рисуночная терапия. Обсуждение, анализ, участие в игровых ситуациях, работа со сказкой. Расширение представлений о положительных качествах людей.
Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
13. Трудно ли быть доброжелательным человеком. Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Разъяснение понятия «доброжелательный человек».
игры «Какое слово не подходит», «Я бы хотел стать более…».
Работа со сказкой «Часы». Обсуждение, высказывание своей позиции, работа со сказкой, рисование на тему «Доброжелательный человек, он какой?» Расширение представлений о положительных качествах людей.
Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
14 «Я желаю добра ребятам в классе» Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Беседа на тему «доброта». В чем она проявляется. Игры «Аналогии», «Я желаю добра». Работа со сказкой «О подзорной трубе». Обсуждение темы, рассказ о своих добрых поступках, есть ли они. Анализ своей деятельности и поведения. Работа со сказкой, ответы на вопросы. Формирование доброжелательного психологического климата в классном коллективе.
15 Очищаем свое сердце. Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Расшифровка понятия «очищаем свое сердце». Игры «Чистое сердце», «Аналогии». Работа со сказкой «Сказка про гусеничку». Рассказ о том, как дети понимают обсуждаемую тему. Ответы на вопросы, участие в игровых ситуациях, рисунок на тему «Чистое сердце». Расширение представлений детей о понятии «Качества людей». Углубленное осознание своих качеств и особенностей.
16. Какие качества нам нравятся друг в друге. Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Беседа о том, что можно в каждом человеке увидеть большое количество хороших качеств. Что необходимо эти качества развивать в себе. Игра «»Угадайка», «Снежная королева». Работа со сказкой «Кузя». Анализ, обсуждение. Составление рассказа на тему «Как я помог человеку добрым словом». Участие в игровых ситуациях, общение в парах. Акцентировать внимание детей на том, что прежде всего в человеке необходимо искать добрые качества. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.
17 Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа на тему «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся». Игры «Психологические разгадки», «Мы похожи – мы отличаемся». Обсуждение темы, рассуждение, высказывание собственного мнения, участие в игровых ситуациях, анализ себя и своих действий. Развитие способности находить положительный качества во всех людях, дружелюбного отношения др. к др.
18,
19 Люди отличаются друг от друга своими качествами. Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа на тему «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся». Игры «Психологические разгадки», «Джунгли». Работа со сказкой «Цветок по имени Незабудка». Обсуждение темы, рассуждение, высказывание собственного мнения, участие в игровых ситуациях, анализ себя и своих действий. Развитие способности находить положительный качества во всех людях.
20. В каждом человеке есть светлые и томные качества. Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Обсуждение темы «В каждом человеке есть светлые и темные качества». Игры «Темные и светлые мешочки», «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «Перчатка».
Дети завершают незаконченные предложения, отгадывают загадки, участвуют в игровых ситуациях. Работают со сказкой, анализируют. Развитие способности находить положительный качества во всех людях.
21 Есть ли в вашем характере отрицательный качества? Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа на тему «Есть ли в вашем характере отрицательные качества? ». Игры «Темные и светлые мешочки», «Неоконченные предложения».
Дети завершают незаконченные предложения, отгадывают загадки, участвуют в игровых ситуациях. Работают со сказкой, анализируют. Развитие способности находить положительный качества во всех людях, самокритичности, умения признавать свои негативные стороны.
Раздел 3. «Какой Я – Какой Ты?»
22. Какой Я? Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа о понятии «Внутренний мир человека». Игра «Психологическая разгадка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу». Рисуночная терапия. Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства. Рисуют, сравнивают и обсуждают. Фантазируют, сочиняют веселые сказки. Определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их.
Развитие способности находить положительный качества во всех людях.
23 Кто Я? Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Беседа о понятии «Внутренний мир человека». Игра «Психологическая разгадка». Работа со сказкой «Сказка про взаимопонимание». Рисуночная терапия. Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства.
Рисуют, сравнивают и обсуждают.
Фантазируют, сочиняют веселые сказки.
Определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их.
Развитие способности находить положительный качества во всех людях.
24 Какой Ты?
Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Беседа на тему «Каким я вижу другого человека». Игра «Психологическая разгадка», «Заяц - Хваста». Рисуночная терапия. Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства.
Рисуют, сравнивают и обсуждают.
Фантазируют, сочиняют веселые сказки.
Определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их,
понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.
25 Какой ты? (продолжение) Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа на тему «Какими я воспринимаю других людей?», «Чем они отличаются от меня?». Работа со сказкой «Про ежика». «Психологические загадки». Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства.
Рисуют, сравнивают и обсуждают.
Фантазируют, сочиняют веселые сказки.
Определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их,
понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.
26. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа на тему «Жизненные трудности школьника и как их преодолеть». Игра «Копилка трудностей», «Театр». Рисунок «Трудные ситуации Второклассника». Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства.
Рисуют, сравнивают и обсуждают.
Фантазируют, сочиняют веселые сказки.
Определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их.
Развитие способности находить положительный качества во всех людях.
27 Как я справляюсь со своими трудностями? Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые). Беседа на тему «Как я справляюсь со своими трудностями?». Познакомить детей со способами снятие эмоционального напряжения. Упражнение «Мешочек крика», «Напиши и порви». Рассуждают, анализируют, участвуют в релаксационных и психотерапевтических упражнениях,
определяют и описывают различные чувства через игровые роли. Развитие способности самоконтроля, самоанализа, повышение психологической компетентности.
28. Школьные трудности.
Беседа и дискуссия, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Беседа на тему «Школьные трудности школьника и как их преодолеть».Игра «Бой быков», «Школа зверей». Работа со сказкой «В одном лесу жила – была…». Рисуночная терапия.
Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства.
Рисуют, сравнивают и обсуждают.
Фантазируют, сочиняют веселые сказки.
Определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их,
понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.
29. Почему возникают школьные трудности?
Беседа, тренинговые упражнения, игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые), работа с книгой. Беседа «Почему возникают школьные трудности?» Игры «Бой подушками», «Бой быков».
Рассуждают, анализируют, участвуют в релаксационных и психотерапевтических упражнениях,
определяют и описывают различные чувства через игровые роли. Развитие способности самоконтроля, самоанализа, умения адекватно реагировать и справляться с возникающими трудностями.
30 Как справиться со школьными трудностями?
Беседа, релаксационные игры, подвижные, словесные, тренинговые упражнения. Игры для снятия мышечного напряжения, релаксационные игры. Игра «10 секунд, чтобы успокоиться». Рассуждают, анализируют, участвуют в релаксационных и психотерапевтических упражнениях,
определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие способности самоконтроля, самоанализа, умения адекватно реагировать и справляться с возникающими трудностями.
31. Как справиться со школьными трудностями? (практикум) Беседа, релаксационные игры, подвижные, словесные, тренинговые упражнения. Обучение навыком самоконтроля, снятия эмоционального и психофизического напряжения. Рассуждают, анализируют, участвуют в релаксационных и психотерапевтических упражнениях,
определяют и описывают различные чувства через игровые роли.
Развитие способности самоконтроля, самоанализа, умения адекватно реагировать и справляться с возникающими трудностями.
32. Домашние трудности.
Беседа, релаксационные игры, подвижные, словесные, тренинговые упражнения, работа с книгой. Беседа на тему «Домашние трудности школьника и как их преодолеть». Игра «Изобрази ситуацию». Работай со сказкой «Про львенка Пашу». Рисуночная терапия.
Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства.
Рисуют, сравнивают и обсуждают.
Фантазируют, сочиняют веселые сказки.
Определяют и описывают различные чувства через игровые роли. Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их,
понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.
33 Как я справляюсь с домашними трудностями?. Беседа, релаксационные игры, подвижные, словесные, тренинговые упражнения. Беседа на тему «Как я справляюсь с домашними трудностями?» Игры «Выполни задание…», «Как это сделать?» Работа со сказкой «Про домашнюю работу».
Обсуждают, анализируют, высказывают свое мнение, фантазируют, находят способы решения возникших проблем, участвуют в игровых ситуациях. Развитие умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их,
понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.
34. 22. Итоговое занятие.
Беседа, релаксационные игры, подвижные, словесные, тренинговые упражнения.
Викторина «Умники и умницы». Обобщение знаний и навыков, полученных детьми в течение года. Припоминание полюбившиеся упражнения, применение их в новых ситуациях.
Развитие навыков общения, эффективного взаимодействия между друг другом. Применения полученных навыков в жизненных ситуациях.

Материально – техническое обеспечение.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Коррекционные сказки (Сказкоктерапия).
- Демонстрационный материал (таблицы, картинки, плакаты)
Электронно-программное обеспечение:
- Записи музыки для релаксации(звуки природы, птиц и т.д.).
- Видеофильмы.
- Презентации.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Магнитофон;
-Демонстрационный экран;
-Магнитная доска;
-Сканер, ксерокс, принтер.
Литература:
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.
Князева Т.Н . Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001.
Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.
7. Кривцова С.В. «Жизненные навыки». Уроки психологии в начальной школе (1-4). –М.: «Генезис», 2009.