Научная статья на тему: Печатные средства массовой информации в городе Туапсе и их влияние на общественное сознание.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Научная статья на тему:

Печатные средства массовой информации в городе Туапсе и их влияние на общественное сознание.




Преподаватель истории
Лебединская Е.Г.


















Туапсе – 2016

2016


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть.
1. Краткий обзор печатных СМИ г. Туапсе.. 4
2. Факторы, определяющие эффективность периодической печати на региональном уровне в области воздействия на массовое сознание горожан... 6
3. Определение степени популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе на основе исследований 6
3.1 Обзор материалов Интернет по поводу свободы печати в городе Туапсе 6
3.2 Результаты проведения социологического опроса, проведенного среди жителей г. Туапсе о популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе7
Заключение 12
Список использованных источников и литературы.. 13
Приложения14










Введение.
В современном обществе велика роль средств массовой информации, в том числе печатных изданий.
Средства массовой информации активно влияют на народ и сознание и управляют общественным мнением. Применяя различные технологии, средства массовой информации направляют внимание людей на один темы и отвлекают от других. Это обусловлено самой природой периодических печатных изданий, так как они являются средствами связи, через них происходит передача информации, а значит, читатель подвергается воздействию со стороны источника, который, доставляя сведения, управляет тем, как воспринимает человек то или иное событие или поступки того или иного политика, общественного деятеля, рекламу компании или товаров и т.п. Одних политиков или общественных деятелей можно идеализировать, а других представлять с отрицательной стороны.
Средства массовой информации имеют в качестве своих учредителей властные или финансовые структуры. Поэтому в них освещается деятельность руководителей этих структур максимально положительно, часто при этом замалчивается или негативно искажается информация о работе других руководителей и политиков.
Значимость печатных средств массовой информации в процессе рекламирования товаров и услуг, а больше всего – для политических PR-акций способствовала тому, что они издавна заинтересовали ученых: социологов, политологов, психологов, правоведов и других. Изучение воздействия СМИ на массовое сознание началось еще в первой четверти XX века и в настоящее время не ослабевает интерес политиков и ученых к этой проблеме, так как есть возможность с помощью печатных средств управлять в первую очередь политическим процессом.
Средства массовой информации рассматриваются как средства передачи сведений, сообщений, оповещений с одной стороны и как общественная организация, рупор идей с другой стороны.
Существует много исследований в области воздействия средств массовой информации на создание положительного образа кого-либо или чего-либо в сознании людей. Одни ученые посвятили свои исследования воздействию слова на умы людей, другие – количества информации.
Однако в практической деятельности изучение СМИ сводится чаще всего к рейтингу популярности изданий, без акцента на исследовании содержания материала и форм его подачи.
К тому же от перенасыщения информацией иногда получают прямо противоположный эффект, когда люди уже не воспринимают поданное в печати или воспринимают это негативно.
Мне было интересно узнать, насколько эффективно воздействие СМИ на жителей моего родного города, насколько люди доверяют печатным изданиям и насколько СМИ зависят от своих учредителей и спонсоров, есть ли в городе средства массовой информации, которые туапсинцы считают независимыми.
Объектом исследования стали государственные и независимые печатные СМИ г. Туапсе.
Предмет исследования - отношение населения города Туапсе к различным СМИ.
Это исследование, на мой взгляд, имеет практическое значение для журналистов, которые могли бы задуматься о повышении степени доверия к печатным изданиям, в которых они работают, а читатели могли бы задуматься стоит ли верить всему, что печатают в периодических печатных изданиях.


1.Краткий обзор печатных СМИ г. Туапсе.
В последние годы ученые наблюдают рост интереса людей к местной печати и уменьшения количества подписки и продажи общенациональных газет. Население предпочитает прессу своего региона, где реально освещаются и решаются все их основные жизненные вопросы. «В отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой центральной) прессы региональная обслуживает информационные потребности той читательской аудитории, которая ограничивается определенной областью, а не всей территорией страны. Эффективность подобного поведения печатных СМИ продиктована тем, что жители регионов России предпочитают читать «газеты, сообщающие им прежде всего о событиях и ситуациях в местной жизни»[1, с. 8].
В Туапсе есть печатные СМИ государственные и независимые, с разными формами собственности, различного содержания и направленности. Привожу их краткий обзор в виде таблицы.
Печатные средства массовой информации в г. Туапсе
Таблица 1.
Название
Форма собственности
Учредитель
Содержание и направленность

«Туапсинские вести»

Государственная
Администрация МО г.Туапсе,

администрация МО Туапсинский район,

ГУП КК «ГИ «Периодика Кубани»,

ГУП КК «Редакция газеты «Туапсинские вести»

Общественно-политическая



«Мой Туапсе»
Муниципальная


Администрация МО г.Туапсе,

МУП «Мой Туапсе», ИТРК "Туапсе"

Общественно-политическая



«Черноморье сегодня»
Муниципальная


Администрация МО Туапсинский район


Общественно-политическая


«Туапсинские новости»
Частная

ООО "Редакция "Туапсинские новости"

Информационно-аналитическая



«Смайл.ру»

Муниципальная


Администрация МО Туапсинский район


Информационно-развлекательная


«Телевестник»



Частная

ООО «Рекламно-техническая фирма»


Информационная


«Салют, Орлёнок»
Государственная

ФГОУ ВДЦ «Орлёнок»


Детская



«Черноморская панорама»


Частная


Российское международное агентство печати и информации по Краснодарскому краю


Рекламно-информационная



«Телепанорама»


Частная


Российское международное агентство печати и информации по Краснодарскому краю


Рекламная



«Туапсинская панорама»
Частная

Российское международное агентство печати и информации по Краснодарскому краю


Информационно-рекламная

«Район сегодня»
Муниципальная

Администрация МО Туапсинский район

Общественно-политическая


«Церковные вести»
Приходская
Приход храма святителя Алексия
м. Московского
г. Туапсе

Информационно-просветительская


«Ленинский путь»

РК КПРФ г. Туапсе
Общественно-политическая


«Чистый город»
Независимая отраслевая


Экологическая







2. Факторы, определяющие эффективность периодической печати на региональном уровне в области воздействия на массовое сознание горожан
Следует выделить ряд факторов, определяющих эффективность периодической печати на региональном уровне в области воздействия на массовое сознание горожан:
массовость печатных СМИ и их доступность для большинства населения;
удобное традиционное восприятие читателем информации на бумажном носителе, что способствует детальному ознакомлению с информацией и ее запоминанию;
простота в получении информации, содержащейся в газете: для этого не требуется никаких дополнительных приборов или устройств, цены на газеты доступны;
полнота информации, воспринимаемой сознанием читателя, который сам определяет характер и темп чтения газеты, что исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором. [1].

3. Определение степени популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе на основе исследований.
3.1 Обзор материалов Интернет по поводу свободы печати в городе Туапсе.
Анализируя материалы Интернет, я должна подчеркнуть, что мнения авторов публикаций, которые я привожу в данном исследовании, не всегда совпадают с моим личным мнением.
Анализ материалов Интернет о состоянии печатных СМИ в России позволяет отметить, что властные структуры вторгаются в редакционную политику средств массовой информации регионального уровня. Аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников в Ежемесячном бюллетене событий в средствах массовой информации в России отмечает, что «альянс руководителей региональных СМИ России выражает глубокую озабоченность по поводу участившихся в последнее время фактов вторжения властных структур краев, областей, республик в редакционную политику государственных и независимых СМИ, ущемления прав журналистов и ограничения прав граждан на доступ к информации» [2].
Среди многочисленных примеров, М. Мельников рассматривает и дело 33-летнего журналиста, активиста коммунистической партии туапсинца Сергея Рожкова, который был осужден на 3,5 года колонии-поселения за нападение на сотрудников милиции. Сергей Рожков занимался изучением обстоятельств проведения референдума по объединению города Туапсе и Туапсинского района, который прошел 2 декабря 2007 года. «Как пишут на сайте КПРФ, фальсификация волеизъявления жителей в качестве способа «объединения» была необходима властям, чтобы узаконить строительство нефтеналивного терминала в курортной зоне города» [2].
«Туапсинскому журналисту Сергею Рожкову «некие властные силы» подготовили серию серьезных испытаний», - утверждают в газете «Ленинский путь» [3]. Однако сейчас он оправдан и на свободе, узнаем мы из Ежемесячного бюллетеня событий в средствах массовой информации в России [2].
Много возмущенных публикаций в сети Интернет в связи с освещением в прессе событий 15 марта 2010 года в связи с выбросом ядовитых веществ на Туапсинском балкерном терминале и в связи с проведением экологических митингов по этому поводу. В сети Интернет осуждаются такие средства массовой информации за предвзятое и неправдивое освещение событий как газета «Туапсинские вести», ИТАР-ТАСС Кубань, «Комсомольская правда на Кубани». [4,5,6,7,8,9]. Возможно, их редакции сильно зависят от властных структур. «На уровне региона большая часть политической информации приходится именно на периодические издания. Поэтому явной становится зависимость многих общественно-политических СМИ от органов власти и политиков» [1].
3.2 Результаты проведения социологического опроса, проведенного среди жителей г. Туапсе о популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе.
Мною была составлена анкета с вопросами о печатных СМИ г. Туапсе [Приложение1]. 3 – 4 декабря 2010 года был произведен социологический опрос, в котором приняли участие 30 человек четырех возрастных категорий: 14 – 18, 18 – 30, 30-55, 55 и старше лет [Рисунок1]. Опрошенные принадлежат к разным социальным группам [Рисунок 2].
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис.1. Возраст участников анкетирования.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис.2. Распределение анкетируемых по социальным группам.


Были заданы вопросы для определения рейтинга влияния печатных средств массовой информации среди других СМИ и между собой [Рисунок 3, Рисунок 4].


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Рис. 3. Рейтинг популярности средств массовой информации.



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Рис. 4. Рейтинг популярности печатных СМИ города Туапсе.

Анкетируемым были также заданы вопросы о степени доверия читателей к печатным СМИ города Туапсе и степени независимости их публикаций [Рисунок 5, Рисунок 6].

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Рис. 5. Рейтинг по степени доверия читателей к печатным СМИ города Туапсе.






13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 6. Рейтинг печатных СМИ города по степени независимости их публикаций.



Заключение

Согласно социологическому опросу наибольшей популярностью у жителей города среди СМИ пользуется телевидение, наименьшей – радио. Среди печатных средств массовой информации наиболее известны газеты «Мой Туапсе», «Смайл.ру» и «Туапсинские вести».
Наибольшим доверием пользуются газеты «Смайл.ру» и «Мой Туапсе», несколько отстают «Туапсинские вести» и «Туапсинские новости».
Читатели считают, что самыми свободными и независимыми от властных структур и спонсоров являются газеты «Смайл.ру», «Мой Туапсе» и «Церковный вестник».
Популярность и высокий рейтинг молодежной газеты «Смайл.ру», возможно, обусловлена активностью и большим количеством участников анкетирования из числа студентов и учащихся.













































Список использованных источников и литературы
Иванова Е. А. Региональные печатные СМИ как канал политических коммуникаций (Социологические аспекты), Волгоград, 2004
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мельников М.А Ежемесячный бюллетень событий в средствах массовой информации в России, выпуск №5, май 2010 года
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
// «Ленинский путь», №001, от 9мая 2007 года.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14215




Root EntryArial Cyr 2 $14 - 1818 - 3030 - 55
·$55 и старше_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·55 и старше