Цветовой образ и попытка его понимания. Разрыв с князем Андреем-вина или судьба Наташи Ростовой? (Урок по роману Л.Н.Толстого Война и мир)


Цветовой образ и попытка его понимания. Урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Разрыв с князем Андреем - вина или судьба Наташи Ростовой?»
Язык - материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественное произведение в целом складываются из словесных образов. Словесный образ - это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение как эстетически организованный элемент поэтической речи. Словесные образы помогают постичь авторское видение мира. Следовать за художественной мыслью и образами писателя - значит развивать чувство языка, обогащать свою речь, создавать свой собственный стиль, учиться сложному и трудному искусству слова. Деление слов на образные и безобразные весьма и весьма условно. Любое слово, даже самое обычное и ничем не примечательное, может стать в художественном произведении семантически важным и эстетически значимым. Читая художественное произведение, мы воспринимаем прежде всего текстовое значение слов и целых выражений, которое отличается от обычного словарного. Сами слова в художественном произведении не просто дают какую-то информацию на семантическом уровне, они способны оказывать сильное эстетическое воздействие, создавая образ. Слово, обозначая конкретный предмет, находится в то же время в состоянии большого интеллектуального и эмоционального «напряжения» с его глубоким смыслом в другом (иносказательном плане, который не дан непосредственно, а должен разгадываться, как иероглиф), в большей степени переживаться. Когда мы видим теплоход белого цвета, мы называем его белым, и в этом нет ничего особенного. В одноименной же повести Ч.Айтматова это многозначный и глубокий по смыслу образ, воплощение чистоты детской души, протестующей против несправедливости, надежда маленького и уже взрослого по своим мыслям героя. Связанный самыми различными ассоциациями с текстом, с его композицией, героями, идеей произведения, образ белого парохода становится необыкновенно емким, вмещающим, по существу смысл всего произведения.
«Язык — не телеграфный код, где каждый знак абсолютно однозначен и не имеет вариантов» (Аванесов). Осмысление слова может быть очень разнообразно, и вместе с этим разнообразием передается беспредельный мир человеческих отношений, чувств. Значение каждого слова в естественном человеческом языке - не застывший знак, строго очерченный нормой, а напротив, опираясь на норму, слово в каждой ситуации наполняется теми оттенками, которые передают воззрение, отношение, настроение говорящего. Открытая связь индивидуального и общепринятого в слове раскрывает и замысел писателя, приближает читателя к языковому творчеству, дарит радость словесных находок, позволяет ощутить «тайну слова»; его эмоциональную силу.
На уроках литературы в 10 классах очень часто обращаешься к цветовым образам, которые способны делать видимым то, что так легко ускользает из речи: настроение, ощущение, неясные еще мысли и чувства.
Читая и перечитывая произведения писателей XIX века, не перестаешь удивляться, как разнообразен мир словесных образов, как передают они в цвете, звуке окружающий мир. К цветовым образам мы с десятиклассниками обращались и при изучении драмы Островского «Гроза» (белый платок Катерины, накрывшись которым, она пришла на свидание с Борисом), наблюдали своеобразную цветовую мелодию, читая «Записки охотника» Тургенева. Ребята отмечали на сравнительно небольшом пространстве текста множество цветовых определений. Тургенев - писатель, всегда очень точный в отборе словесных образов, не скупится на краски: край неба алеет; тучки белеют; зеленеют поля; вьется, синея, река. Глаголы, обозначающие цвет, передают ощущение движения, устремленности к началу нового дня, создают бодрое настроение. Прилагательные золотые (полосы), багровое (солнце), зеленые (луга) помогают представить величественную картину, торжественность момента выхода светила. Тургеневский пейзаж связан с настроением героя (можно сказать лирического героя, потому что проза Тургенева - проза поэта), но он (пейзаж) не простое это настроение передает - он его формирует.
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега... Вы едете-едете мимо церкви, с горы направо через плотину... Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны запасные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто - зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... не то что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!..
Немалую роль в создании этого настроения играют цветовые определения. Открытая связь индивидуального и общепринятого в слове раскрывает и замысел писателя, позволяет ощутить силу эмоционального воздействия слова. Словно начинаем видеть ранее невидимое, начинаем иначе чувствовать свой родной язык, понимать многозначность слова, его метафоричность. В своем исследовании поэтического языка Т.О.Винокур замечает, что «действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле». Поэтическое слово связано прямо или косвенно со словами бытовыми, реальными. В слове возникает образ как отражение мира действительности. В этом мои десятиклассники убедились, работая над цветовыми определениями в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», определяя функцию желтого цвета в раскрытии идейно-художественного содержания романа.
Если при изучении «Записок охотника», «Грозы», «Преступления и наказания» к цветовым образам мы обращались как бы «по ходу действия», анализируя идейно-художественное содержание произведений, как бы попутно отмечая значимость, важность цвета в создании образа, это один из последних уроков по роману «Война и мир» был посвящен только постижению цветовых образов. Групповая работа позволила за сравнительно небольшой отрезок времени рассмотреть довольно обширный материал. На столах у ребят — карточки с цитатами из романа. Десятиклассники не просто должны были прочитать предложения, им нужно было, пользуясь указанными главами из романа, восстановить контекстную ситуацию. Это помогло подойти к очень важным выводам, интересным открытиям в области не только художественного, но и идейного содержания романа «Война и мир».
Читая и перечитывая роман Л.Н.Толстого «Война и мир», я все больше и больше убеждаюсь, что в образе Наташи Ростовой выражено мироощущение самого автора, он вложил в этот образ частичку самого себя. «Роднит» его с героиней прежде всего способность постигать мир в цвете, звуке. Прелесть Наташи - в умении необычно видеть мир, чем и изумляет нас, читателей. Вот ее разговор с матерью о Борисе:
он узкий такой, как часы столовые... Вы не понимаете?... Узкий, знаете, серый, светлый... Безухов - этот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный...
Наташа живет чувством, подчиняется интуиции. Для нее Борис -«узкий, как часы столовые». И читатель понимает Наташу: Борис - человек, лишенный широты характера. Он серый и светлый. Определение «светлый» не наполняется светом, солнцем, как бы втянутое в круг слова серый, рождает ассоциации - обычный, будничный, наполняется новым содержанием - «бесцветный», «неясный», «обыкновенный». При внешней причудливости слова Наташи полны глубокого смысла. Наташа, совсем еще юная, почти безошибочно определила характер Бориса Друбецкого. А вот Пьер. Дважды повторяется слово синий, образ очерчен конкретно, точно, четко. В нем радость красного цвета, привычно соотносимого до революции в русском языке с чем-то хорошим, праздничным («красно солнышко», «весна красна»). Так, цветовой образ помогает постичь характер героини, создает определенную атмосферу, позволит ощутить радость общения с героиней. Цветовой образ Пьера для Наташи — синий с красным. Мелькнув, казалось бы, случайно в почти детском лепете Наташи, он возникает вновь в сцене гаданья. Наташа, уже невеста князя Андрея, ничего не видит в зеркале. Соня фантазирует: «...что-то синее и красное». Девочки думают о князе Андрее, но это цвета не Андрея, а Пьера. Случайно, одним штрихом, словно совершается предсказание: разрыв с князем Андреем неизбежен, судьба подарит Наташе иного суженого, того, кто предстал в полудетском лепете самой Наташи «синим, темно-синим с красным» (т.П, ч.1У, гл.ХП).
Расшифровка цветового образа, помогает понять, что хотела сказать Наташа. Если попробовать расшифровать отдельные цветовые образы в романе, точно так же можно понять, что хотел сказать Л.Н.Толстой. На одном из уроков по роману «Война и мир» мы с десятиклассниками попытались расшифровать отдельные цветовые образы, сравнивая традиционную символику цвета с его ситуативным, конкретным значением, с тем значением, которое оно приобретает в условиях контекста, составляли портрет Наташи Ростовой, ее внешнюю и внутреннюю характеристику определяли роль образа Наташи Ростовой в раскрытии идейного содержания романа в целом. Обращение к цветовым образам помогло ответить на важные вопросы, которые возникали у ребят во время чтения романа разрыв с князем Андреем — вина или судьба Наташи Ростовой? Отвечая на этот вопрос, десятиклассники постигали не только суть образа героини, но и определяли суть идейных исканий самого автора.
I.
Белый
Голубой
Розовый
«...и в чуть растворенную дверь мелькнуло что-то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица».
Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях - свежие, румяные, веселые. (Т.З ч.1 гл.1)
Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами (Т.П чЛ гл. 12)
Соня и Наташа, в голубых платьях, в которых они были в театре, ...счастливые, улыбались, стояли у клавикорд. (Т.П ч.1 гл.15)
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели... (Т.Пч.З гл.XV)
II.
Белый
«...голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), - все это доставляло ей удовольствие; но из-за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели.» (т.З ч.З гл.VI)
III.
Лиловый
«...из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезла зеленая, первая трава и лиловые цветы...» (т.2 ч.2 гл.1)
IV. Лиловый
«...в комнату вошла графиня Безухова, сияющая добродушной и ласковой улыбкой в темно-лиловом, с высоким воротом, бархатном платье».
(т.2 ч.2 гл.1)
«Она рассмотрела ее платья и похвалила их, и похвалилась и своим новым платьем , которое она получила из Парижа, и советовала Наташе сделать такое же».
V.
«...Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье...» : (т.Зч.1 гл.18)
VI
желтый
Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, подвязанная белым носовым платком. (т.З ч.З гл.2) Черный Серебристый Белый
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном небе. (т.З ч.З гл.2)
Цветовые образы не однажды позволяют автору ввести читателя в атмосферу безотчетной радости, и неясной тревоги, и неясных предчувствий. Перед нами лишь немногие из тех цветов, что есть в романе: белый, голубой, розовый, лиловый, желтый, черный, серебристый. Ребятам предложено сравнить традиционную символику цвета с его ситуативным, конкретным значением. Для этого необходимо было не просто, вычитать «цветовой сигнал, но, обращаясь к указанным страницам текста, восстановить ситуацию и с помощью цветового образа проанализировать текст.
I. Белый, голубой, розовый.
1. Какие переносные значения возникают в данных ситуациях у прилагательных «белый», «розовый», «голубой»?
2. Какое настроение создают? Каким содержанием наполняют образ главной героини?
Десятиклассники без особого труда отвечают на эти вопросы. Если в классе ребята с разным уровнем подготовки, то эти вопросы можно предложить ребятам послабее, и они почувствуют себя «на высоте», а главное, внимательны будут и во время дальнейшей работы. Николенька приехал домой после полуторогодовалого отсутствия. Он погрузился в атмосферу любви, блаженного восторга, радости. Голубой цвет, свежий и ясный, цвет неба сопутствует ясному и радостному настроению утра. Это цвета юности, чистоты, надежды. Они повторяются в нарядах Наташи и Сони на их первом взрослом бале.
. Но в ситуации с Элен белый цвет теряет свою привычную символику. Десятиклассники определяют это, обращаясь к тексту. Когда Элен, добиваясь развода с Пьером, решила «вступить в истинную, католическую церковь, то оказалось важным создать личину голубиной чистоты и в этом ей помог цвет ее белых нарядов. Л.Толстой особо отмечает: "она носила все это время белые платья с белыми лептами». Так белый цвет именно благодаря своей традиционной символичности - значения чистоты, юности, света — в иных ситуациях может стать олицетворением лжи и фальши. Слово «белый» втягивается в круг слов «личина голубиной чистоты», личина - видимость, так белый цвет призван скрыть порочность Элен, проникается чем-то фальшивым, обманчивым, лживым. В жизни часто бывает очень трудно определить это, Толстой передает сложность жизненных ситуаций. Эту фальшь в Элен не сразу разглядел добрый и умный Пьер, обману поддалась и Наташа; выросшая в атмосфере любви, доверия, впервые, может быть, столкнувшись со злом, не распознала за «личиной голубиной чистоты» ложь и хитрость. Не осуждения вызывает она у юных читателей, а понимание и сочувствие. А это очень важно на данном этапе работы. Можно предложить ребятам записать в тетрадях ответы на вопросы. Какова традиционная символика белого цвета? Какие ассоциации он вызывает благодаря традиционной символике? В ситуации с Элен разрушаются или подкрепляются эти представления? Как раскрывается образ Элен? Как вы объясняете восхищение Наташи Элен? Отвечать на эти вопросы ребята могли и во время работы с текстом, так как карточки с вопросами были у них на столах.
III. Лиловый Карточка № 3
Определите, с каким рядом слов соотносится прилагательное «лиловый» в описании весеннего леса, через который проезжал князь Андрей? Каким содержанием наполняется цветовой образ благодаря этой соотнесенности? В весеннем лесу, который проезжал князь Андрей, лиловый цвет в ряду весенних примет, примет обновления, радости и любви. Это белые весенние облака, яркая синева неба, зеленые клейкие листья и лиловые цветы.
IV. Определите, с каким рядом слов соотносится прилагательное «темно-лиловый»? Каким значением наполняется оно в ситуации с Элен? Как создается ощущение обманчивости всего, что связано с Элен?
Элен советует Наташе, выбирающей себе с модисткой платья, какое уже есть у самой Элен — «платье из газа цвета металла», прозрачной обнажающей ткани, легкой ткани, но обманчивого цвета тяжелого металла. И в самой Элен все обманчиво: она сияет «добродушной и ласковой улыбкой». Но как обдуманно каждое ее движение: сели на кресло подле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья, темно-лилового с высоким воротом. Вычурность, пышность и ис-кусственность подчеркнута в манере одеваться неискренней, порочной Элен. Наташа изменит сама своей любви к князю Андрею, И в этом несчастье Наташи особую роль сыграла Элен, она вовлекла Наташу в свой порочный круг, сблизили с Анатолем, что привело к разрыву с князем Андреем, болезни Наташи.
V. Наташа в лиловом платье с черными кружевами.
Определите содержание цветового образа в данной ситуации. Как этот цветовой образ помогает понять состояние Наташи?
Десятиклассники по-разному отвечали на эти вопросы. Одни связали лиловый цвет с цветом весеннего обновления, лиловыми цветами в оживающем лесу. Действительно, Наташа после тяжелой болезни, духовного кризиса, вызванного прежде всего ощущением, осознанием собственной вины перед князем Андреем, Наташа, потерявшая желание жить, снова обретает способность радоваться жизни. Но это еще только начало возвращения к жизни, следы тяжелой потери - черные кружева. Другие ребята «вычитали» в этом образе погружение в обманчивый мир Элен, что привело к тяжелой болезни, духовному кризису. Умение преодолеть самообман, выйти из испытания, нравственно очистившимся, окрепшим - вот что привлекает Толстого в человеке, а читателя — в героях Толстого. Поиски ответа на вопрос «Разрыв с князем Андреем — вина или судьба Наташи Ростовой?» продолжаются. И поиски эти ведут к постижению сложного мира романа, в котором воплотились философские воззрения, духовные искания самого автора.
VI. Как раскрывается образ Наташи Ростовой определением «желтый». Однозначно ли его содержание? Какие представления традиционно связаны с этим цветом?
«Князю Андрею стало отчего-то больно...» Как вы объясняете его состояние? В самую первую встречу с князем Андреем Наташа «черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка - была в «желтом ситцевом платье». Она выбежала из-за деревьев навстречу коляске еще незнакомого князя Андрея. Желтый цвет для десятиклассников -цвет солнца, весенних первоцветов, спелых злаков, золота. Наташа словно частица весны, весеннего леса, из которого только что выехал князь Андрей. Во время обсуждения один из юношей сделал интересное предположение: борьба дня и ночи, солнце демонстрирует торжество света, добра, рассеивает мрак, побеждает тьму. Наташа Ростова озарила, как солнце, до этого мрачную жизнь князя Андрея, рассеяла сомнения, вызвала желание быть счастливым.
Несколько «натянутым» показалось другое предположение. Желтый цвет в романе Достоевского «Преступление и наказание» — символ преступаемости, ненормальности человеческой жизни, ее неустроенности.
По-видимому, опираясь на эти значения желтого цвета, юноша расшифровал цвет платья как намек на будущую измену Наташи. Предчувствием утраты объяснил он и состояние Андрея. Большинство десятиклассников возразили ему, объясняя состояние Андрея осознанием отдельности собственной жизни, непричастности к жизни этой весело смеющейся девушки. И все-таки, желтый цвет - это еще и цвет осени, увядания, конца. Так ложится на желтый цвет значение тревоги, печали, опасности, разлуки. Все это будет в отношениях Наташи и Андрея. Чистая радость любви у князя Андрея и Наташи смешана с болью, тревогой, неуверенностью. Уже в эту первую встречу князю Андрею «стало отчего-то больно», хотя «день был так и хорош, солнце так ярко, кругом все так весело».
Уже на этом этапе работы ребята сами сделали выводы о том, что Наташа, истинная дочь Ростовых, живет земными радостями, наслаждается жизнью, испытывая восторг, она слита с природой земной, они сродни тем березкам, что просто радуются солнцу. Таковы Ростовы, но не Волконские, не способные радоваться лишь зеленым, вечно стремящиеся к идеалу, высокому, небесному. Не случаен образ неба, к которому всегда обращен взгляд Андрея. Вмешательство Элен, таким образом, оказалось лишь поводом к разрыву Наташи и Андрея, причины же этого разрыва значительно сложнее, глубже. Отрадно, что к таким выводам десятиклассники подошли сами во время нашей работы.
VII. Черный, серебристый, белый
Создан сказочный пейзаж прелестной ночи, которой «никогда, никогда, - как восклицает Наташа, - не бывало». Это была ночь в Отрадном после первой встречи князя Андрея с Наташей. Оба из окон своих комнат смотрят на «ряд деревьев, черных с одной стороны и серебристо-освещенных с другой стороны, под ними «какая-то...растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями», за черными деревьями какая-то блестящая росой крыша». Мир Андрея - мир космоса, неземной, нереальный. Учащиеся отмечают лермонтовское начало в Болконском, вспоминают стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Цветовая гамма (серебристый, (кремнистый), черный, темный) позволяет говорить о настроении лирического героя Лермонтова и помогает постичь внутреннее «я» героя Л.Толстого, устремленного к небесным высотам духовной жизни. В то же время черно-серебристые краски этой ночи своим конкретным значением поддерживают чувство тревоги, нереальности, несбыточности. Наташа «так бы вот села...подхватила бы себя... полетела бы». Желания несбыточны, и вдруг все лишено конкретности: какая-то растительность, какая-то крыша, нет ни берез, ни дубов, а есть просто деревья, и нет их естественного живого зеленого цвета - есть черный, серебристый, белый. Прелесть ночи сказочно-нереальная. И именно на этом фоне у князя Андрея возникает путаница молодых мыслей и надежд, которые будут ему так
близки так дороги и все же не сбудутся. К таким выводам пришли десятиклассники, отвечая на следующие вопросы.
VI. Какой цветовой образ определяет пейзаж лунной ночи? Какое создает настроение? В какой круг слов входят цветовые определения? Каким содержанием наполняются в данной ситуации? Сбудутся ли мечты и желания князя? Как цветовой образ помогает почувствовать это?
Примечательно, что именно в подобном ключе расшифровали этот фрагмент создатели фильма «Война и мир». Как бы скользит, парит над землей, нигде к ней не прикасаясь, это взгляд сверху, так смотрит на земную жизнь князь Андрей. Это не Наташин мир! Разрыв с князем не столько вина, сколько судьба Наташи Ростовой! Толстой любит своих героев, восхищается стремлением к идеалу Болконского, любуется земной прелестью Наташи.
Как видим, цветовые определения - цветовые образы - могут говорить о многом. Но то, о чем они говорят, зависит от многих причин. Прежде всего - это зависимость внеязыковая. Она обусловлена ситуацией настроением, событиями, а также особенностями традиционной символикой, обычаев. Привычками. Переносные осмысления цветовых прилагательных происходят как на фоне конкретных значений. Поэтому так легки аналогии: серый - будничный, незаметный, неясный, красный - праздничный, голубой - чистый, ясный. Как бы ни был причудлив индивидуальный образ, его поможет понять традиционная символика, открытость ситуативных ассоциаций, общеязыковые переносные значения, т.е. общий языковый опыт. Вот почему мы понимаем Наташу, видим в ее словах Пьера, Андрея, Бориса, видим их внутреннее «я», словно отраженное в цветовом образе; понимаем, что хотела сказать Наташа, что сказал сам Толстой!
Таким образом, в художественном тексте слово существует не только в буквальном обычном значении. Подчиняясь авторскому замыслу, слово воспринимает контекстное «приращение» смысла. Язык, образ и идейное содержание как компоненты разных уровней текста находятся в определенной взаимосвязи: «Язык есть форма по отношению к образу, как образ есть форма по отношению к идейному содержанию произведения,» -пишет академик Виноградов. Это и дает возможность цельного рассмотрения литературного произведения как образно-словесного искусства. Нельзя рассматривать художественный текст односторонне. Рассуждение о содержании литературного произведения и его образах без обращения к самому языку оставляет в стороне «первоэлемент словесного искусства, а значит, и не дает полного и глубокого представления о нем, о его авторе. Наша задача, задача учителей литературы, в том и состоит, чтобы «открыть это «лицо» автора, научить при чтении получать удовольствие не только от того, про что написана книга, но и от того, как она написана.
Слова - краски создают наглядный реальный мир, в него легко войти, если увидишь слово, почувствуешь, поймешь его. Текст как бы овеществляется благодаря открытым ассоциативным связям слова и реальных чувственных ощущений. Слово, даже форма слова могут рассказать многое о самом персонаже, его характере. Только пояснения, комментарии не должны уводить от всего того, что чувствуют автор и его герои. Вот почему нельзя из текста брать только одно слово, обозначающее, скажем, цвет, необходимо учитывать контекстную ситуацию. На уроке по роману «Война и мир», уроке, посвященном цветовым образом, учащиеся работали не только с указанными на карточке № 1 цитатами, но восстанавливали непосредственно контекстную ситуацию, к словесному образу подходили через настроение, впечатление, вызванные действиями, поступками героев в той или иной обстановке. Конечно, Толстой - художник использует самые разнообразные средства создания образа. На уроках по роману «Война и мир» мы с ребятами говорили и о функциях портрета, пейзажа, внутреннего монолога, диалога, составляли сравнительные характеристики, основываясь на ведущем принципе строения романа - антитезе. Но урок, посвященный цветовым образам, призван был воспитывать вдумчивого читателя, внимательного к каждому слову великого мастера. На этом уроке как бы закрепился опыт работы над цветовым образом, к которому мы обращались и при изучении творчества Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.