Обучение через дело, как инновационная методика, направленная на реализацию ФГОС


Обучение через дело, как инновационная методика, направленная на реализацию ФГОС
Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от школы (и от ученика, и от учителя) совершенно нового уровня знаний, умения применять эти знания. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов тоже очень сильно «поднимает планку» для выпускника школы.
«Портрет выпускника школы» по ФГОС:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Даже просто читать и то трудно, а уж соответствовать… Да и не секрет, что на практике сразу же возникает масса противоречий: между запросами общества и недостаточной мотивацией школьника, между ростом объема информации и неумением детей применять элементарные знания на практике, между объёмом работы и отсутствием навыка самоорганизации.. Конечно, трудно, но выход найти возможно! Особенно, когда в школе есть все условия для решения подобных задач: кадровый потенциал, информационный центр, локальная сеть интернет, предоставление условий по доступу к цифровым образовательным ресурсам, психолого- педагогическое сопровождение, сайт и газета школы.
Я хочу поделиться с вами собственным опытом и не совсем обычным подходом к учебной деятельности. Как замечательно сказал Николай Рыленков:
Хоть выйди ты не в белый светА в поле за околицей-пока идёшь за кем-то вслед,Дорога не запомнится,Зато куда б ты не попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется.
Сегодня каждый педагог знает, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход. Именно такой подход, называя его просто: «обучение через дело», вот уже около двадцати лет я и применяла в своей педагогической практике. Уже в первый год работы в школе я поняла, что надо дать ребятам настоящее дело, увлечь их не только школьным предметом, но и реальным занятием, которое, в свою очередь, потребует от них собственных усилий, неравнодушия, заставит переживать о результате, заниматься работой над собой. Самостоятельная деятельность повышает мотивацию, развивает творческие способности, смещает акцент от инструментального подхода в решении задач к технологическому; формирует чувство ответственности; создает условия для сотрудничества между учителем и учащимся. Как же «привязать» это самое дело к урокам языка и литературы? Только через личную заинтересованность, через собственный пример, постоянно находясь рядом с учеником. Хотя детям важно, прежде всего, общение друг с другом, эффективное воспитание можно осуществлять только тогда, когда в нем участвуют поддерживающие их наставники и родители. А ещё старшие товарищи – по принципу: научился сам – научи другого!
В жизни системно – деятельностный подход – это активная жизненная позиция моя собственная и, соответственно, моих собственных детей. В 2014 году моя семья была вынуждена сменить место жительство, переехать в другую страну… Однако все трудности адаптационного периода не помешали нам с сыном интересоваться окружающим миром, краведением. Результат – учебно-исследовательская работа «Тропинками донского края», ставшая победителем муниципального этапа регионального этнографического конкурса и вышедшая в финал.
На уроках литературы системно-деятельностный подход выглядит так:
- интервью у Л.Н.Толстого;
- заочные путешествия и репортажи с места событий;
- путевые заметки;
- написание буриме;
- составление синквейна;
- журналистские проекты;
- учебно-исследовательская деятельность.
Обучение через дело уроках русского языка:
- редактирование текста для школьной газеты;
- игровые ситуации;
-работа в малой группе;
- задания соревновательного типа;
- взаимопроверка (научился сам – научи другого);
- написание заметок.
И конечно же, наиболее благодатная почва для системно-деятельностного подхода – это внеурочная деятельность. На основе прораммы «Риторика» Т.А. Ладыженской, собственного опыта и практики, я разработала программу «Юнкор» для учеников 3-4 классов. Третьи и четвертые классы потому, что именно они уже занимаются по стандартам второго поколения. Программа направлена на формирование у воспитанников жизненной позиции, развитие интереса к самостоятельному, творческому подходу в разработке школьной газеты; подготовку материала в детские печатные издания, участие в муниципальных и региональных конкурсах конкурсах .
Занятия школьной газетой позволяют избавиться от единообразия, открывают широкие возможности для творчества, расширяют диапазон информированности обучающихся.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому «юнкор» как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского государства на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества». Юные корреспонденты получили дополнительную возможность анализировать текст, на практике формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях языка; овладевать знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; учиться различным приёмам редактирования текстов; овладевать начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера.
И самое главное: все эти умения и навыки дети получают легко, «играя», сами не замечая, как учатся самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; как формируют в себе умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Ребята видят результат своего труда – публикации в школьной и районной газетах и такое дело помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Данная система «обучения через дело» предполагает развитие не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон личности – внимания, памяти, воображения, - а как общее ее развитие. Под общим развитием личности понимается развитие разных сторон психики, составляющих ее основу: развитие воли, ума и чувств; не только усвоение, но и переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. В свою очередь, развитие ума связано с развитием воли – умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение. И, наконец, развитие эстетических чувств, нравственных, интеллектуальных качеств. Все это составляет духовное богатство человека.
Ведь как у Александра Дольского:
Школьной премудрости
кончится срок,
новые истины время состарит,
жизнь преподаст
за уроком урок,
но расписанья на них не составит.
Чтобы судьбу,
как задачку, решить,
мало постигнуть азы мирозданья:
есть еще образованье души -
самое высшее образованье.
У нас с ребятами грандиозные планы: путешествия, походы, творческие работы и проекты, развитие самоуправления, регистрация общественной организации; ведь каждый новый день – это ступень куда-то выше!
Благодарю за внимание!