Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по учебной дисциплине «Литература»


2015г.
Методические рекомендации
по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по учебной дисциплине «Литература»
для студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена
Составитель: преподаватель русского языка и литературы Скрипинская Ирина Анатольевна


Содержание
1. Пояснительная записка стр. 3
2. Виды самостоятельной работы по дисциплине "Литература" стр. 4
3.Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы по литературе стр.17 Анализ лирического (поэтического) произведения. стр.17 Схема анализа лирического произведения. стр. 18
Схема анализа эпического произведения (рассказа, повести). стр. 19
План характеристики героя литературного произведения. стр. 19
Анализ эпизода литературного произведения. стр. 20
Методические рекомендация по подготовке и написанию
сочинения на литературную тему стр. 22
Схема написания сочинения-рассуждениястр. 23
Методические рекомендации по написанию эссестр. 25
Методические рекомендации по подготовке доклада,
презентации. стр. 26
Методические рекомендации по написанию реферата стр. 28
План написания отзыва стр. 30
Примерный план анализа сказкистр. 31
Методические рекомендация по выполнению проектастр. 32
4. Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения стр. 38
5. Справочный материалстр. 39
6.Список рекомендуемой литературы стр.42

Пояснительная записка
Настоящий сборник методических рекомендаций предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных (самостоятельных) работ по программе дисциплины «литература».
Цель методических рекомендаций состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и составляет до 50% от общего объема часов.
Основными задачами внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов являются:
систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
овладение знаниями, умениями по дисциплине;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
умение работать с дополнительными информационными источниками.
Студент обязан:
перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;
выполнить работу согласно заданию;
ответить на поставленные вопросы.
При выполнении самостоятельных работ студент должен сам принять решение об оптимальном использовании возможностей программного обеспечения. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по пятибалльной системе.
Внеаудиторные (самостоятельные) работы проводятся в процессе изучения тем:
- Русская литература первой половины 19 века.
- Русская литература второй половины XIX века..
- Особенности развития литературы и искусства в начале 20го века.
- Серебряный век русской поэзии.
- Особенности развития литературы 1920х годов.
- Особенности развития литературы 1930- начала 1940х годов.
- Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
- Литература о Великой Отечественной войне.
- Особенности развития литературы 1950- 1980х годов.
- Русская литература последних лет.
Виды внеаудиторных (самостоятельных) работ:
Работа с художественной литературой;
Подготовка и защита, докладов, презентаций;
Анализ стихотворений;
Написание сочинений по предложенным темам.
Виды самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Тема Виды самостоятельной работы Категория работы
Творчество А.С. Пушкина 1. Доклад, реферат, презентация на тему: "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". По выбору
2. Выучить наизусть одно из стихотворений А.С.Пушкина". Обязательная
3. Чтение поэмы «Медный всадник» и ответы на вопросы:
Почему герой в начале произведения безымянен? ("Стоял он...")
Какие исторические факты отразил Пушкин во вступлении к "Медному всаднику"?
Чем интересен переход в другое художественное время: "Прошло сто лет..."?
Какие приметы реального Петербурга упомянуты во вступлении? Какие краски преобладают в описании города? Характерно ли это для жанра оды?
Каковы ваши впечатления от этого произведения?
Мы видим, как расположен текст. На какие части он разделён?
Какой фрагмент вступления можно назвать одой? Почему? Попробуйте рассказать об этой части текста как об оде. Справка: Основное назначение одического жанра - воспевание, прославление.
Проанализируйте образы Петра и Евгения.
Обязательная
4. Проект "Основание города Санкт-Петербурга Петром I и история создания памятника "Медный всадник" По выбору
Творчество М.Ю.Лермонтова 1. Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова Обязательная
Творчество Н.В. Гоголя 1. Доклад, реферат, презентация на тему: "Жизнь и творчество Н.В. Гоголя ". По выбору
2. Чтение повести Н.Гоголя «Невский проспект» из цикла «Петербургские повести»
Обязательная
3 Лексическая работа. Записать значения слов:
Сюртук. Фрак. Салоп. Фантасмагория. Пестрядевый. Штоф. Рединго. Веленевая бумага. Фризовая шинель. Инвалидный солдат. Капуцин. Ридикюль. Демикотоновый сюртук. Эстампы. Агат. Алебарда. Ливрея. Чухонка. Фагот. Опиум. Ключница. Рапе.
Живет на фуфу.
Чины и звания:
титулярный советник
надворный советник
коллежский регистратор
губернский секретарь
коллежский секретарь
Повытчик
Камергер
действительный статский советник
Поручик
Юнкер
Обязательная
По выбору
4. Сравнительная характеристика героев: Пискарев и Пирогов Обязательная
Творчество
А.Н. Островского 1.Чтение пьесы А. Островского «Гроза» 2. 1. Доклад, реферат, презентация на тему: "Жизнь и творчество А. Н.Островского ". По выбору
3. Проекты «А.Н. Островский – создатель русского театра», «Творческая история драмы «Гроза». По выбору
4. Характеристика обитателей города Калинова:
Кабанова Марфа Игнатьевна
Дикой Савел ПрокофьичКатерина
Борис
КулигинВарвара
Кудряш
Тихон Обязательная
5. Письменная характеристика Катерины по плану:
1 вар. – Жизнь Катерины в родительском доме.
I-II, V пункты плана
2 вар. – Жизнь Катерины в доме Кабановой.
III –IV, V пункты плана
ПЛАН
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
Сердечное отношение родных.
Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок...).
Относительная свобода.
IIЧерты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей.
Болезненная впечатлительность, экзальтированность.
Романтическое отношение к жизни.
III.Жизнь Катерины в доме Кабановой.
Жестокое отношение Кабанихи.
Постоянный духовный бунт.
Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
IV.Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
Осознание своей обреченности.
Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
V. Основные черты характера:
Честность, непосредственность,
Моральная чистота.
Решительность, мужество.
Страстность натуры, глубина чувств,
Стремление к свободе.
Поэтичность натуры.
Незаурядный ум.
Доброта, бескорыстие. Обязательная
6. Написать сочинение
Темы сочинения
1.Смысл заглавия пьесы «Гроза».
2.Был ли иной путь у Катерины?(сочинение –рассуждение)
3.Город Калинов и его обитатели.
4.Образ Кулигина. Его значение в пьесе. Обязательная
Творчество Н.В. И.С.Тургенева 1. Чтение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Обязательная
2. Заполнение таблицы: характеристика героев.
Н.П. Кирсанов П.П. КирсановБазаров Аркадий Кирсанов
Одинцова
Ситников,
Кукшина
Родители Базарова
Для каждого героя по ходу изучения романа составляется таблица следующего вида:
Герой Характеристики Информация в тексте романа
Внешность
Происхождение Воспитание Черты характера, образование. Общественно-политические взгляды Отношения с окружающими Речь, лексика Обязательная
3 Письменная работа:
«История жизни Николая Петровича Кирсанова» - 1 вариант
«История жизни Павла Петровича Кирсанова» -2 вариант Обязательная
4. Анализ эпизода «Смерть Базарова».
Ответы на вопросы:
1. - Почему же так несчастливо, так бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева. Почему писатель привел своего героя к гибели?
2. - Каким предстает Базаров перед смертью?
3. - Какие качества Базарова проявились в эпизоде?
4. -Как сам Тургенев относится к своему герою, и как это отношение воплотилось в романе? Обязательная
Поэзия Ф.Тютчева 1. Доклад, реферат, презентация на тему: "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева" По выбору
2. Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева и сделать его анализ Обязательная
Поэзия А.Фета 1. Презентация на тему: "Жизнь и творчество А.А.Фета" По выбору
2. Выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета о любви или о природе. Обязательная
3. Проанализировать стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» Обязательная
Творчество Н.А.Некрасова 1. Чтение поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Обязательная
2. Выучить наизусть отрывок из Пролога Обязательная
3. Проанализировать образы крестьян:
1. Савелий – богатырь святорусский. - 1 вариант
2. Ермил Гирин - 2 вариант
3. Яким Нагой -3 вариант
4. Матрена Тимофеевна -4 вариант
План анализа образа крестьянина
  1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?    2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?    3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?    4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?    5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?    6. Почему странники не признали героя счастливым?    7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? Обязательная
4. Проанализировать образы помещиков:
1. Оболт - Оболдуев. (гл."Помещик") - 1 вариант
      Вопросы и задания к главе «Помещик»      1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева.      2. Каково отношение крестьян к нему?      3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия?
      4. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше?      5. Можно ли его назвать счастливым?
2. Утятин (гл. "Последыш) - 2 вариант
Вопросы и задания к главе «Последыш»      1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?      2. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Каково отношение крестьян к «привычке помещичьей»?      3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?      4. Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
      5. В каких смешных положениях оказывается помещик? Почему этот смех «грустный»?
      6. Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему? Обязательная
5. Глава «Счастливые»(заполнить таблицу)
Портрет «счастливого» В чем «счастье» рассказчика
«…дьячок уволенный.
Тощой, как спичка серная» «В благодушестве!»
Обязательная
6. Характеристика Григория Добросклонова Обязательная
7. Сочинение
Темы:
1. «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
2. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3.Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Обязательная
Творчество Н.С. Лескова 1. Чтение рассказа Лескова «Очарованный странник Обязательная
2. Сообщение " Жизненный путь Ивана Флягина" Обязательная
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина " 1. Презентация на тему: "Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина " По выбору
2. Чтение сказок Салтыкова-Щедрина«Дикий помещик», «Премудрый пескарь» Обязательная
3. Анализ сказок
1. «Дикий помещик" (1869). 1 вариант
План.
Краткий перескаЭлементы народной сказки
В чем отличие от сказок народных
Какие пороки обличает писатель? Над чем смеется?
5 Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?
2. «Премудрый пескарь» (1883). -2 вариант
Задания:
1. краткий пересказ
2. анализ
3.как вы понимаете смысл заглавия?
4.каково значение эпитета «премудрый»? Обязательная
Творчество
Ф. М. Достоевского 1. Доклад, реферат, презентация на тему: "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского " По выбору
2. чтение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Обязательная
3. Творческая работа: 1 вариант - «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»;
2 вариант - «История семьи Мармеладовых». Обязательная
4. Характеристика Раскольникова: Каким он видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказание? Обязательная
5. Сочинение по темам:
1. Образ Петербурга в романе.
2. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.
3. Как развенчивается в романе теория Раскольникова.
4. «Правда» Сони Мармеладовой.
5. Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
6. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание». Обязательная
Творчество Л.Н. Толстого
Составить планы развёрнутых ответов на вопросы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
1.Поиски смысла жизни Пьером Безуховым и князем Андреем.
2. Наташа Ростова и княжна Марья.
3. Кутузов и Наполеон.
4. Народ в романе «Война и мир».
5. Критическое изображение в романе «Война и мир» московского и петербургского
дворянства. По выбору
Творчество
А. П. Чехова. 1. Хронология жизни и творчества Чехова. Обязательная
2. Исследовательская работа «Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя» По выбору
3. Чтение рассказа «Ионыч», план рассказа по главам. Обязательная
4. Чтение пьесы «Вишневый сад»
Обязательная
5. Характеристика героев, что значит для каждого из них вишневый сад: Раневская, Гаев, Лопахин, Петя Трофимов, Аня Обязательная
6. Сочинение
Темы:
1. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
3. Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
4. Три поколения в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
5. Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Обязательная
Творчество И.А. Бунина 1. Чтение рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Обязательная
2. Характеристика главного героя - Господина из Сан-Франциско
Задание: используя текст и учебник, охарактеризовать героя, показав отношение писателя к герою и свое отношение к нему. Обязательная
Творчество А. И. Куприна 1. Чтение рассказа Куприна «Гранатовый браслет» Обязательная
2. Написать сочинение.
Темы:
1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
3. Отрицание бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Обязательная
Творчество М. Горького 1.Чтение пьесы "На дне" Обязательная
2. Задание.
Подготовить материал о прошлом, настоящем каждого, кто оказался на дне жизни.
Пепел Актер Настя Сатин Барон Бубнов Клещ Анна
Например.
Пепел: кто он?
Цитаты из текста или свободное изложение информации
Возраст Речевая характеристика Как оказался на «дне» Прошлое Настоящее Обязательная
3. Сочинение.
Темы:
1. Люди «дна»: характеры и судьбы (По пьесе М.Горького «На дне»).
2. Что лучше – истина или сострадание?
3. Правда и ложь в драме «На дне». Обязательная
Поэзия
Н. Гумилева 1. Презентация на тему: " Мир образов Николая Гумилёва" По выбору
2. Выучить наизусть стихотворение
Н. Гумилева (по выбору), сделать его анализ. Обязательная
3. Разгадывание кроссворда "Жизнь и творчество Н.С.Гумилева" По выбору
Поэзия А.Ахматовой 1. Выучить наизусть стихотворение Ахматовой (по выбору) Обязательная
2. Творческая работа «Размышление о стихотворении» Обязательная
Поэзия М.Цветаевой 1. Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой (по выбору) Обязательная
2. Сочинение
Темы:
1. «Поэт Серебряного века - .... (Гумилев, Ахматова, Цветаева)»
2. Мое открытие Марины Цветаевой
3. Анализ одного из стихотворений поэтов Серебряного века (Гумилев, Ахматова, Цветаева). Обязательная
Творчество А.Блока 1. Выучить наизусть стихотворение А.Блока «Россия» Обязательная
2. Как Блок передает в поэме "Двенадцать" «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали? Отметьте главы поэмы с ритмами. Обязательная
3. сочинение
Темы:
1. «Он весь дитя добра и света» (А.Блок и его творчество).
2. Образы русской природы в стихах А.Блока о России.
3. Символические образы и их смысл в поэме Блока «Двенадцать». Обязательная
Поэзия В. Маяковского 1. Доклад, реферат, презентация на тему: " Особенности поэзии В. Маяковского " По выбору
Поэзия Сергея Есенина 1. Проект Сергей Есенин - «поющее сердце России». По выбору
2. Анализ стихотворения С. Есенина (самостоятельно выбранного) Обязательная
3. Выучить наизусть стихотворение
С. Есенина (по выбору) Обязательная
4. Сочинение
Темы:
1. Тема любви в поэзии С.Есенина.

2. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине» (Тема Родины в творчестве С.Есенина).

3. Человек и природа в поэзии С.Есенина.
4. Анализ одного из стихотворений С.Есенина. (Восприятие, истолкование, оценка) («Край любимый! Сердцу снятся…», «Неуютная жидкая лунность», « Цветы мне говорят – прощай», «В том краю, где желтая крапива», «Край ты мой заброшенный», «О красном вечере задумалась дорога», «Низкий дом с голубыми ставнями»)
5.Мои любимые страницы поэзии В. В. Маяковского
6. Мое отношение к поэзии В.Маяковского. Обязательная
Творчество М.А.Булгакова; 1. Проект:
- Жизнь и творчество М.А.Булгакова;
Роман «Мастер и Маргарита» - главный роман жизни М.А.Булгакова.
Христианские мотивы в сюжете романа «Мастер и Маргарита»;
Мистика и реальность в романе «Мастер и Маргарита». По выбору
Творчество М.А.Шолохова 1. Презентация на тему:
- Биография М.А.Шолохова;
История создания романа «Тихий Дон»; По выбору
2. Составить план развернутого ответа на темы:
«Судьба Григория Мелехова»;
Женские образы «Тихого Дона»;
Гражданская война как трагедия народа;
Истоки трагедии Григория Мелехова. По выбору
3. Чтение рассказа «Судьба человека» Обязательная
4. Ответить на вопросы по рассказу «Судьба человека»:
1.Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?2.Как себя показывает герой во всех испытаниях?
3.Что для Соколова по-настоящему дорого и ценно? В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»?
4. В чем же состоит сила духа Соколова (на примере анализа эпизода с Мюллером)?
5. Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?
6. Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает? Обязательная
Творчество А.Т.Твардовского 1. Доклад, реферат, презентация на тему: " Жизнь и творчество А.Т.Твардовского " По выбору
2. Чтение поэмы "По праву памяти" Обязательная
3. Поэма "По праву памяти". Написать творческую работу по одному из вопросов:
- Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»?
— Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет «благом»?
- Понятны ли вам, людям «из другого поколения» (А. Твардовский), мысли автора? Или для вас это уже «страницы далекого прошлого»? Обязательная
4. Выучить наизусть стихотворение Твардовского о памяти, о войне. Обязательная
Тема Великой отечественной войны 1. Проекты "Творческая история песни "Катюша", "Творческая история песни "Смуглянка", По выбору
2. Сочинение.
Темы:
1. «Ах, война, что ты, подлая, сделала!»
2. Судьба человека на войне (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)
3. Величие подвига русского народа во время войны (по одному или нескольким произведениям русской литературы).
4. HYPERLINK "http://schooltask.ru/obraz-cheloveka-na-vojne-v-stixax-sovremennyx-poetov/" \o "Постоянная ссылка на Образ человека на войне в стихах современных поэтов" Образ человека на войне в стихах
современных поэтов. Обязательная
Творчество В.Шаламова 1. Доклад, реферат, презентация на тему: " Варлам Шаламов" По выбору
2. Прочитать один из рассказов цикла В.Шаламова «Колымские рассказы» и написать отзыв Обязательная
Творчество
А.И.Солженицына 1. Презентация о жизни и творчестве А.И.Солженицына По выбору
2. Чтение рассказа "Матренин двор", составление плана рассказа Обязательная
3. Сочинение
Темы:
1. Сочинение-размышление над прочитанным произведением А. Солженицына «Матрёнин двор».
2. «Праведница земли русской» (по рассказу А.Солженицына «Матренин двор»). Обязательная
Творчество
В. Шукшина. 1. Чтение рассказов "Чудик", "Миль пардон, мадам" Обязательная
2. Сочинение-миниатюра «Встречались ли мне в жизни чудики?» Обязательная
Творчество
В. Г. Распутина
1. Доклад, реферат, презентация на тему:
" Жизнь и творчество В. Г. Распутина" По выбору
2. Чтение повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Обязательная
3. Заполнить таблицу «Символы, помогающие раскрыть авторский замысел»
Символ Значение
Дерево (царский листвень) Символ мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие – бензопила - не могут справиться с ним.
Образ Дома Образ Хозяина Матера Обязательная
4. Ответы на вопросы:
- Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?
- Есть такой термин «экология души». Как вы его понимаете?
- Связаны ли между собой экология природы и «экология души»?
- Уроки, вынесенные мной из произведений В.Распутина. Обязательная
Поэзия Н.Рубцова. 1. Проект «Тихая лирика» Николая Рубцова. По выбору
2.Выучить наизусть одно из стихотворений Н.Рубцова Обязательная
Авторская песня 1. Проект "Авторская песня" Обязательная
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по литературе
Анализ лирического (поэтического) произведения.
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения:
1) рассказать о своём восприятии произведения;
2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении;
3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание.
Схема анализа лирического произведения.
1. Место, которое произведение занимает в творчестве писателя (как связано с другими, по какому поводу или в связи с чем написано, кому адресовано или посвящено, какие историко – реалии можно прокомментировать).
2. Тема.
3. Идея.
4. Основные проблемы, поставленные в нем.
5. Мотивы, которые можно выделить в тексте.
6. Образ героя (лирическое «я», образ лирического героя)
7. Жанр.
8. Художественно – выразительные средства.
9. Лексические средства.
10.Особенности стилистики.
11. Особенности синтаксиса.
12. Фонетические приемы, используемые автором.
13. Ритмическая организация произведения (стихотворный размер, рифма, строфика, т.д.)
14. Ваше восприятие и истолкование этого произведения (чтение между строк).
15. Значение произведения для писателя.
Критерии оценки устного ответа:
«5» - знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
«4» - читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
«3» - воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью преподавателя.
«2» - при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Критерии оценки анализа стихотворения:
«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.
«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.
«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.
«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8.
Схема анализа эпического произведения (рассказа, повести).
1. История создания произведения:
• факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
• связь произведения с исторической эпохой его создания;
• место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
• персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
• особенности имён и фамилий персонажей; • поступки персонажей и их мотивация;
• предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
• связь персонажа с общественным окружением;
• отношение к герою произведения других персонажей;
• самохарактеристика персонажей;
• авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
• деление текста произведения на части, смысл такого деления;
• наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
• наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
• наличие эпиграфов и их смысл;
• наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
11. Особенности языка произведения.
План характеристики героя литературного произведения.
1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
3. Наличие прототипов и автобиографических черт.
4. Анализ имени.
5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
6. Речевая характеристика.
7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
13. Оценка литературного персонажа его современниками.
14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе необязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.
Анализ эпизода литературного произведения.
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые приводятся ниже.
1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
• кто они?
• каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
• автора;
• персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
• их отношение к событию;
• к вопросу (проблеме);
• друг к другу;
• кратко проанализировать речь участников диалога;
• сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
• выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
• определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Методические рекомендация по подготовке и написанию сочинения на литературную тему
Все виды работы, связанные с сочинением, способствуют в той или иной форме развитию письменной и устной речи. Сухомлинский считал, что, когда ученик пишет сочинение, он выражает словом движение души, выявляет свой интеллектуальный мир, шлифует свои убеждения, определяет свою жизненную позицию. Сочинение воспитывает волю студента, трудолюбие развивает чувство ответственности. Сочинение требует подготовки. В этом вам помогут специальные памятки.
Памятка.
• Внимательно прочитайте тему, четко установите её границы и объём. (Сравнить: «Мой любимый герой» и «Герой, который заставил меня задуматься»)..
• Выбрать тему соответствующую складу личности. (Иногда тему могут предложить сформулировать своего сочинения и отобрать нужный материал.
• Сгруппировать материал (что взять для вступления, что для основной части, заключения) и т.д.
• Особое значение имеет редактирование. Выполняется в несколько этапов:
• Сначала проверяется содержание, его логика, соответствие теме; убедительность доказательств. (Надо внести дополнения, убрать лишнее, переставить, если необходимо абзацы.)
• Далее проверить стиль. (Нет ли смешения разговорного, например, с возвышенным).
• Затем проверить ошибки в слове словосочетании, предложении.
Требования к сочинению:
1. соответствие содержания теме сочинения.
2. содержательность, завершённость, полнота охвата темы.
3. доказанность высказанной мысли, аргументация положений.
4. логичность и последовательность изложения.
5. самостоятельность в подходе к теме.
6. единство стиля.
7. точность, доступность, образность языка.
8. рациональное сочетание материалов художественного (ых) произведения (ий), литературной критики с собственными рассуждениями учащихся.
9. отсутствие фактических ошибок и неточностей.
10. грамотность сочинения.
Схема написания сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.
3. Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста). 4. Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).
4. Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).
5. Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта).
6. Вывод (заключение).

Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!
Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
Комментарий естественно подводит к авторской позиции, которая чаще всего высказана достаточно ясно. Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, «что делать», «куда ж нам плыть» или «кто виноват».
Мнение студента может полностью совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. В любом случае советуем не повторять дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…». В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным. Открытая агрессия или сарказм совершенно недопустимы.
Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните об учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всё-таки не забывайте об учебной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.
Аргумент может не только напрямую подтверждать вашу мысль («вот как следует поступать»), но и быть аргументом «от противного», то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно этические нормы нарушаются.
Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.
Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.

Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки!
Сочинение оценивается 2 оценками.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1) соответствие работы теме, основной мысли;
2) полнота раскрытия темы;
3) правильность фактического материала;
4) последовательность изложения.
Учитывается также разнообразие словаря, стилевое единство, выразительность речи, число речевых недочетов.
«5/5» - допускается 1 орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибки, 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, при соответствии теме, отсутствием фактических ошибок, работа отличается богатством словаря, достигнуто стилевое единство, выразительность текста.
«4/4» - допускается 2 орфографических ,2 пунктуационных или 1 орфографическая , 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных , нет орфографических, также 2 грамматических ошибки, в содержании есть незначительное отклонение от темы, единичные фактические недочеты,
негрубые нарушения последовательности, работа достаточно выразительна, не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3/3» - допускается 4 орфографических ,4 пунктуационных или 3 орфографических , 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. В содержании допущены существенные отклонения от темы, есть фактические недочеты, есть нарушения последовательности, словарь беден, не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов.
«2/2» - допускается 7 орфографических ,7 пунктуационных или 6 орфографических , 8 пунктуационных или 5 орфографических, 9 пунктуационных. По содержанию работа не соответствует теме, допущено много фактических ошибок, крайне беден словарь, нарушено стилевое единство, допущено 6 недочетов в содержании, 7 речевых недочетов.
«1/1» - допущено более 7 орфографических ,7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок, более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых ошибок.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе – это жанр прозы, который формирует потребность выражать собственное мнение. Эссе - самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развёрнутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме. По форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросоответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте. Отличительные особенности стиля эссе: образность, афористичность, парадоксальность. Для эссе характерно использование разнообразных средств художественной выразительности: метафор, аллегорических образов, символов, сравнений.
Особенности эссе:
наличие конкретной темы или вопроса;
личностный характер восприятия проблемы и её осмысления; - небольшой объём;
свободная композиция;
непринуждённость повествования;
внутреннее смысловое единство;
афористичность, эмоциональность речи;
Алгоритм написания эссе
1. Внимательно прочтите тему
2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать
3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
логические доказательства, доводы;
примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы;
мнения авторитетных людей, цитаты
4. Распределите подобранные аргументы
5. Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.).
6. Изложите свою точку зрения
7. Сформулируйте общий вывод.
Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников.
Методические рекомендации по подготовке доклада, презентации.
1. Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
2. Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.
3. Материалы при его подготовке должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указанны в докладе.
4. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
5. Работа студента над докладом, презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
6. Иллюстрации к презентации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
7. Студент в ходе работы по презентации, доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении, ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
8. Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.
9. Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем и в срок.
Инструкция докладчику
Докладчик - основное действующее лицо. Он во многом определяет содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчик должен знать и уметь очень многое:
сообщать новую информацию;
использовать технические средства;
знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации;
уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
четко выполнять установленный регламент:
докладчик - 10 мин.;
содокладчик - 5 мин.;
дискуссия - 10 мин.;
иметь представление о композиционной структуре доклада.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
название презентации (доклада);
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
живую интересную форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудиовизуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Методические рекомендации по написанию реферата
Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. Реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний. Студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
• вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
• основной – работа над содержанием и заключением реферата;
• заключительный – оформление реферата;
• защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и т.д.)

Структура реферата включает в себя следующие элементы:
• титульный лист;
• содержание;
• введение;
• содержание (главы и параграфы);
• заключение;
• приложение;
• список литературы и источников
Требования к содержанию реферата.
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным.
При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
• не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
• при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
• каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
• при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
Правила оформления ссылок.
В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы. Примеры: (1,145); (4,II,38).
Тематика реферативных работ.
Особенности лирики А.А.Ахматовой.
Лиризм стихотворный М.И.Цветаевой.
Жизнь и творчество В.В.Маяковского.
Родина в лирике А.А.Блока.
Символизм в России и его представители. (на конкретном примере).
Акмеисты и их вклад в становление мировой литературы (на конкретном примере).
История и люди в творчестве О.Мандельштама.
Творчество Н.С.Гумилева.
Особенности поэзии А.Белого.
Человек в лирике И.Ф.Анненского.
Певец бревенчатой избы. (творчество С.А.Есенина).
Белая гвардия - в стихотворном цикле М.И.Цветаевой. «С Новым годом, лебединый стан».
Тема тоталитаризма в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».
Жизнь и творчество И.Северянина.
Своеобразие лирики Ф.Сологуба.
Серебряный век русской поэзии. (общая характеристика).
Философия В.Соловьева и символизм России.
Лирика К.Д.Бальмонта.
Жизнь и творчество В.Я.Брюсова.
«Старый» и «новый» мир в восприятии Блока (поэма «Двенадцать»).
Любовь в поэзии С.А.Есенина.
Трагедия поэта и народа в поэме «Реквием» (творчество А.А.Ахматовой)
Творение В.Хлебникова.
Изображение состояния души и природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева.
«Я лиру посвятил народу своему» (творчество Н.А.Некрасова).
Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
Обличение фальши и бессмысленной погони за богатством в произведениях И.А.Бунина.
Мир человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна.
Проблема творчества и судьба художника в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Связь судеб героев с судьбой страны в произведениях В.Быкова.
Своеобразие романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
План написания отзыва
1. Общая информация об авторе и книге.
Очень важный пункт!
Именно здесь мы пишем, какую именно книгу прочитали. Можно сказать пару слов об авторе. Например, читали ли вы его раньше или это первая книга; какие-то интересные факты и новости.
2. Сюжет.
Несколько слов о сюжете.
ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя открывать интригу романа или важные детали.
3. Первоначальное впечатление.
Здесь вы пишете о своих ожиданиях и общем впечатлении. То есть, оправдала ли книга ожидания.
4. Герои.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт.
Рассказываете о героях: главных, второстепенных, любых. Что запомнилось, что раздражало, чем впечатлили. Можно рассказать о примечательной внешности героев или неадекватности их поведения, например. Еще здесь можно написать об отношениях между героями.
5. Впечатления.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт. Сам отзыв. Чем книга понравилась, а чем – нет. Рассказать просто, что вы думаете о книге. Пункт обычно самый насыщенный эмоциями и большой по размеру.
6. Заключение.
Даем оценку произведения. Советуем или не советуем.
При работе над отзывом часто допускаются неоправданные повторы слов: автор, книга, понравиться, интересный, описывать и др. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами.
Автор – известный писатель, поэт, мастер слова, классик детской литературы.
Книга - рассказ, повесть, роман, сборник, произведение, любимые страницы.
Понравиться – запомниться, привлечь внимание, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запечатлеться в памяти.
Интересный – занимательный, увлекательный, любопытный.
Описывать – показывать, рассказывать, знакомить, вводить, обрисовывать, рисовать, очерчивать, изображать.
Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки:а) образы-символы;б) своеобразие животных;в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Методические рекомендация по выполнению проекта
План работы над проектом:
1. Распределитесь на команды 3-5 человек;
2. Определите тему проекта и задачи для участников проекта;
3. Работа над темой: подбор материала в сети Интернет; проведение исследования; анализ текста и полученных материалов; оформление результатов.
4. Проиллюстрируйте свою работу изображениями, фотографиями, аудио или видеофайлами.
5. Оформите свою работу в виде письменного отчета или презентации
Проект (с латинского «бросаю вперед») – план, предложения, предварительный текст какого-либо документа, комплект технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.). Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях.
Метод проектов – это система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проектный метод направлен на:
Развитие критического мышления.
Развитие творческого мышления.
Умения работать с информацией.
Классификация (виды учебных) проектов
1. Исследовательские – подразумевается деятельность студентов, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
2. Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняется жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме: сценарий видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбом, web-сайта и т.д.
3. Прикладные – отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участниками. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо явления. Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта», презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
4. Информационные – этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, её анализ и обобщение уже для широкой аудитории.
Структура проекта:
5. Ролевые, игровые – в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Число участников проекта:
1. индивидуальные
2. парные
3. групповые
Продолжительность проведения проекта:
1. краткосрочный (разработан на нескольких уроках)
2. среднесрочный (от недели до месяца)
3. долгосрочный (от 1 месяца до нескольких месяцев)
Этапы работы над учебным проектом.
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социальнозначимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
2. Планирование действий по разрешению проблемы – выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
3. Исследовательская деятельность студентов как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы – поиск информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт.
5. Представление продукта – презентация и защита самого проекта.
Структура учебного проекта
Этапы Задачи Деятельность обучающихся Деятельность педагога
1.Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы Уточняют информацию. Обсуждают задание Мотивирует обучающихся Объясняет цели проекта, Наблюдает
2.Планирова ниеАнализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает
3.Исследован иеСбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует
4.Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект Наблюдает. Советует (по просьбе)
5.Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)
6.Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Примерная структура проекта
Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:
титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год);
оглавление (перечень основных частей проекта);
эпиграф;
введение
основная часть (главы, разделы, параграфы);
заключение;
список используемых источников и литературы;
приложение (фотографии, рисунки, иллюстрации, карты, таблицы, графики).
Критерии оценки проекта:

значимость и актуальность выдвинутых проблем,
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов, -активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями,
коллективный характер принимаемых решений,
творческая самостоятельность авторов проекта,
четкость соблюдения формы избранного жанра,
использование дополнительной информации по отношению к базовому учебному курсу,
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы,
эстетика оформления результатов проекта,
форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: деловой игры; демонстрации видеофильма/продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалога исторических или литературных персонажей; защиты на Ученом Совете; игры с залом; иллюстративного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировки реального или вымышленного исторического события; научной конференции; отчета исследовательской экспедиции; пресс-конференции; путешествия; рекламы; ролевой игры; соревнования, спектакля; спортивной игры; театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или, неодушевленного существа); телепередачи; экскурсии и т.д.
Словарь:
Актуальность исследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых методах: потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.
Цель исследования – это его желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:
Определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных.
Выявление взаимосвязи явлений.
Изучение динамики явлений.
Описание нового эффекта, явления.
Открытие новой природы явлений.
Обобщение, выявление общих закономерностей.
Создание классификаций, типологий.
Создание методики.
Адаптация методик.
Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
Методы – основные способы, с помощью которых проводится исследование.
Этапы исследования – основные периоды работы исследователя.
Структура исследования – количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.
Научная новизна – впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.
Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.
Оформление списка используемой литературы
Список используемой литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии авторов).
В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
Примерные темы проектов:
1. «Рукописи не горят»: интересные истории о судьбах книг
2. Монолог (письмо) героя из произведения…
3. Виртуальная экскурсия
4. Портрет героя
5. Образ….в творчестве
6. Знаете ли вы…?
7. Нравственные проблемы в творчестве…
8. «Герои нашего времени»
9. «Лишние люди» в литературе 19 века и сейчас
10. Природа как средство раскрытия художественного замысла писателя
Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения.
Литература 19 века
А.Н. Островский. «Бесприданница». Комедии Островского «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги»
Стихотворения: А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье», «Поделись живыми снами»; Ф.Тютчев, «Русской женщине, « О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г; А. Толстой «Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад»
И.С. Тургенев. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Первая любовь». Стихотворения в прозе.
Н.А. Некрасов: Поэмы «Русские Женщины», « Мороз- Красный нос», Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники
М.Е.Салтыков-Щедрин: Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки.
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», « Белые ночи».
Л. Н. Толстой: Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.
А.П.Чехов: Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином . Случай из практики. Мужики. В овраге. Дама с собачкой. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня.
Литература 20 века
Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», Пегий пес, бегущий краем моря»
Д. Андреев. «Роза мира».
В. Астафьев. «Пастух и пастушка».
А. Бек. «Новое назначение».
В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».
А. Битов. «Грузинский альбом».
В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».
А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне», «Утиная охота».
К. Воробьев. «Убиты под Москвой».
В. Высоцкий. Песни.
Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».
Б. Можаев. «Мужики и бабы».
В. Набоков. «Защита Лужина».
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».
Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».
Б. Окуджава. Поэзия и проза.
Б. Пастернак. Поэзия.
В. Пелевин. «Жёлтая стрела», «Generation П», «Чапаев и Пустота»
В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
В. Шаламов. «Колымские рассказы.
Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).
Справочный материал
Изобразительно – выразительные средства языка
Метафора в переводе с греческого означает «перенос». Имеется в виду перенос наименования с одного предмета на другой. Чтобы такой перенос смог произойти, у этих предметов должно быть какое-нибудь сходство, они должны быть чем-то похожими, смежными. Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате переноса значения с одного предмета или явления на другой создается образ. Метафора – одно из ярких средств выразительности поэтической, художественной речи. Например: золотая осень, сонные волны.
МЕТОНИМИЯ – разновидность метафоры. Греческое слово «метонимия» означает переименование, то есть передача одному предмету имени другого. Это замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий и т.д. Метонимия представляет собой наложение одного признака на другой, наложение переносного значения на прямое.
Например: 1. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. (В.М. Шукшин) (Вместо: коптят трубы печей).
2. Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели. (Ю.К. Олеша) (Шумели люди, живущие в городе). 3. Я три тарелки съел. (Съел суп в та-релках). Все эти переносы значений, смешения их возможны потому, что предметы, которые имеют одно и то же наименование, находятся рядом, то есть являются смежными. Это может быть смежность в пространстве, во времени и т.д. Такие переносы наименований называются метонимическими.
СИНЕКДОХА. Греческое слово «синекдоха» означает соотнесение. Синекдоха – разновидность метонимии. Перенос значения происходит, когда называется меньшее вместо большего; большее вместо меньшего; часть вместо целого; целое вместо части.
ЭПИТЕТ. Это слово в переводе с греческого означает «приложение, приложенное», то есть одно слово приставлено к другому. Эпитет – это троп, фигура, образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью. В фольклоре используются постоянные эпитеты как средство типизации и одно из главных средств его художественной выразительности. К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребляемые в переносном, в отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении (прекрасные цветы, красная ягода). Создание образных эпитетов связано с употреблением слов в переносном значении. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими. В основе эпитета может быть метонимический перенос названия (…уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою. М.Ю.Лермонтов).
ОКСЮМОРОН. .Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов («…радостная печаль, ненавидящая любовь». И.Б.Голуб).
СРАВНЕНИЕ – троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «точно», «словно», «похоже». Могут быть сравнения в форме творительного падежа.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.
ГИПЕРБОЛА – одно из выразительных средств речи, означает «преувеличение». Гипербола – это фигура со значением чрезмерного преувеличения того, о чем говорится.
ЛИТОТА- в переводе с греческого это слово означает «простота». Если гипербола – чрезмерное преувеличение чего-то, то обратная гипербола означает такое же чрезмерное преуменьшение. Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится. (Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов). Выразительными средствами речи являются юмор, ирония, сарказм, гротеск.
ЮМОР – одно из выразительных средств лексики, юмор в переводе с английского означает нрав, настроение. В комическом, в комически-пафосном, в иносказательном ключе могут быть написаны целые произведения. В них сквозит добродушно-насмешливое отношение к чему-либо. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». В таком ключе написаны многие басни И.Крылова.
ИРОНИЯ – в переводе с греческого «притворство», «насмешка», когда утверждается на словах одно, а в подтексте имеется в виду совсем другое, противоположное высказанной мысли.
САРКАЗМ – в переводе с греческого означает «рву мясо». Сарказм – это язвительная насмешка, злая ирония, язвительные, едкие замечания. Создается комический эффект, но при этом явно ощущается идейноэмоциональная оценка. Соединяется фантастическое с реальным, обыкновенное – с бытовым. Одна из разновидностей живописи – шаржи могут быть с юмором, с иронией, с сарказмом и с гротеском.
ГРОТЕСК – значит «причудливый», «затейливый». Этот художественный прием состоит в нарушении пропорции изображаемых предметов, явлений, событий. Многие произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина построены с использованием этих выразительных средств речи («История одного города», «Господа Головлевы». Сказки). Рассказы Н.Н.Гоголя, А.П.Чехова полны и юмора, и иронии, и сарказма, и гротеска. Гротескно по своему содержанию и творчество Дж.Свифта («Путешествие Гулливера»). Вспомните рассказы А.П.Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре». Гротеск использовал М.Е.Салтыков-Щедрин для создания образа Иудушки в романе «Господа Головлевы». Сарказм и ирония в сатирических стихотворениях В.Маяковского. Полны юмора произведения Козьмы Пруткова, Зощенко, Василия Шукшина. Такие выразительные средства словообразования, как паронимы и парономасы, используются сатириками и юмористами. Игрой слов создаются каламбуры.
Рекомендуемая литература
Маранцман В.Г. Литература (первая половина XIX века). 9 кл. – М.: Просвещение, 2011.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (вторая половина). 10 кл – М.: Просвещение, 2010.
Качурин М.Г. Русская литература (вторая половина XIX века). 10 кл – М.: Просвещение, 2010.
Русская литература XX века. Учебник для 11 кл. Ч. 1./ Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2011..
Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. М: Худ.литература, 1999.
Кутузов А.Г. В мире литературы. М: Дрофа, 2002.
Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М.: 2000.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература, в 3-х книгах. М.: 2009.
Буслакова Т.П. Русская литература XX века. М.: 2010.
. Русская литература 19-20 веков: В 2-х т.: Литературоведческий словарь: Учебное пособие для поступающих в вузы (Сост.и науч.ред. Б.С.Бугров, .М.Голубков М.,2010год)
Буслаков Т.П. Русская литература ХХ века: Учеб. минимум для абитуриента. М.,2010год.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007
.Русская литература ХХ века. Практикум под ред. В.П.Журавлёва.М.,2010
Русские писатели XI – начала XX вв. Словарь-справочник./Сост. В.А.Котельников. – М.: Просвещение, 2009.