Формирование умения работать в паре, в малой группе на уроках обучения грамоте по УМК Планета знаний
РЕФЕРАТ
Тема:
«Формирование умения работать в паре, в малой группе на уроках обучения грамоте по УМК «Планета знаний»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Умения учащихся в сфере коммуникативных действий на уроках обучения грамоте по УМК «Планета знаний»…………………………………..6
1.1. Технологический процесс групповой работы……………….………… 6
1.2. Парная работа в развивающем обучении………………………………8
2.Проект урока по обучению грамоте в 1 классе, УМК «Планета знаний»……………………………………………………………………...........12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…27
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному ученику важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.
Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.
В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в паре, группе, т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Более подробно рассмотрим формирование умения работать в паре, малых группах на уроках обучения грамоте.
УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
1.1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п.
Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
•все роли заранее распределены учителем;
•роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
•участники группы сами выбирают себе роли.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам. Во второй части реферата, где рассмотрен проект урока по обучению грамоте, мы увидим примеры групповой работы.
1.2 ПАРНАЯ РАБОТА В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.
Обучение учащихся работе в паре начинают в период обучения грамоте в 1 классе при пересказе сказки по иллюстрации, используя следующий алгоритм:
Постановка цели работы перед учащимися.
Распределение ролей. (Рассказчик и слушатель.)
Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)
Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах.
Самоанализ
-Что получилось?
-Когда было легко?
-Когда было трудно?
Формировать коммуникативные умения работы в парах нужно постепенно, определенными этапами.
Первый этап: раздать ребятам листы, на которых надо сделать штриховку фигурок. В конце урока провожу рефлексию, в ходе которой выясняется, что если бы ученики работали в паре, то справились бы с заданием. У детей возникает потребность работать сплочённо.
Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.
Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации. Поэтому взаимодействие в парах организую по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга. Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: ученик↔ученик, ученик↔учитель. ». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.
К концу первого класса формируются коммуникативные умения, формируется дружный коллектив.
Важным моментом для отработки способов взаимодействия и установления отношений между участниками совместной деятельности в паре является организация парного контроля, который может осуществляться в разной форме. Одной из форм может быть следующая: ученики, получая задание под одним и тем же номером, действуют так: один ученик — исполнитель — должен выполнять это задание, а другой — контролёр — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролёра имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем - становится контролёром, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль над ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, необходимой для безошибочного выполнения предложенных заданий, но и решить ещё одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. В силу этого выполнение функций контролёра по отношению к другому ученику есть одновременно этап формирования внутреннего контроля самого себя.
Обучение первоклассников по УМК «Планета знаний». Курс обучения грамоте и русскому языку начинается с разделов, посвящённых общению. Данные разделы в 1-м классе знакомят ребёнка с понятием «общение», а в следующих классах рассказывают об особенностях и правилах общения. При этом в каждом следующем классе материал усложняется. Учитель формирует у ученика навык отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог и т. п. При этом учителю необходимо чётко объяснять, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое — недопустимо.
В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике. В учебниках используются игровые ситуации, изучая которые, дети учатся правилам общения. Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги.
В рабочих тетрадях много заданий, в которых сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, с другом, одноклассниками. Можно привести примеры из многих пособий, которые также позволят учителю формировать коммуникативные УУД в образовательном процессе:
— совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию на партнёра и учит эмоциональному отношению к героям произведения.
— формирование культуры речи (правильность ударения и построения фразы), что позволяет сформировать у ребёнка представления о процессе общения, формах и способах общения.
Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.
Во второй части реферата, где рассмотрен проект урока по обучению грамоте, мы увидим примеры парной работы.
ПРОЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
Учитель: Клопова О.В., МБОУ «Советская ООШ».
Предмет: обучение грамоте, 1а класс
УМК «Планета знаний».
Тема урока: Звук [ц], буквы Цц.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: познакомить обучающихся с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Цц , которые обозначают этот звук на письме
Задачи урока:
1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами.
2. Учить определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание.
3. Вспоминать сказку «Царевна-лягушка» и работать над отрывком, приведённом в букваре.
Развивать:
а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;
б) развивать фонематический слух учащихся; воображение, творческую способность детей;
в) навыки работы в парах, в группах.
Воспитывать:
а) положительные и дружеские качества в процессе коллективной работы;
б) воспитывать интерес к предмету;
в) воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, лента букв, карточки для групповой работы, магнитная доска, учебник «Букварь», книжка-малышка, карточки с буквой Цц, звуковые карточки, выставка книг, толковый словарь, ларец, раздаточный материал.
УУД:
Познавательные: дифференцирование звуков, восстановление текста сказки.
Регулятивные: определять тему урока и ставить цели урока, подводить итог своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение работать в паре и группе.
Развитие речи на уроке:
1.Рассказывание сказки «Царевна-лягушка».
2.Ответы обучающихся на вопросы.
Этап урока; задачи деятельности обучающихся Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Актуализация
знаний учащихся.
Слайд №1.
Мелодия
Вспомнить какие бывают сказки, почему сказки бывают волшебными, какие предметы встречаются в сказках
Слайд №2.
Возле парты встали прямо
Посмотрели всё ли рядом?
Затаив своё дыхание
Сели тихо
И внимание!
Начинаем урок литературного чтения.
* Звучит мелодия «Приходи, сказка».
Учитель:
Знакома ли вам эта мелодия?
Где вы слышали её раньше?
В сказках.
Какая это мелодия?
Сказочная
Дайте характеристику этой мелодии.
Таинственная, сказочная, весёлая.
Какие бывают сказки?
Волшебные, русские народные.
Почему сказки называют волшебными?
Кто-то в сказках совершает волшебство.
Какие предметы встречаются в сказках?
Сказочные и волшебные.
У нас на уроке сегодня тоже есть предмет из сказки.
*Учитель показывает сказочный предмет – Ларец.
Кто знает название этого предмета?
Ларец – сундучок.
Что такое ларец?
Из словаря Ожегова понятие слова.
Наш ларец тоже сегодня на уроке не пустой, но что находится внутри этого Ларца мы узнаем, выполнив три задания.
А кто догадался из вас, почему нам надо выполнить именно три задания?
У русского народа число три – это магическое число.
В русских народных сказках встречается троекратный повтор.
Например: Было 3 сына и 3 дочери.
Пройти три дороги.
Выполнить три задания.
Нам надо сегодня на уроке открыть на ларце три замочка и посмотреть, что находится внутри этого сказочного предмета. Эмоциональный настрой.
Слушают
Высказывают своё мнение и
доказывают его (учатся, мыслить, рассуждать, доказывать).
Ответы детей.
Мнения обучающихся
Сообщение ученика о слове Ларец.
Ответы детей. Познавательные (логические)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)
Коммуникативные ( высказывания детей)
Познавательные (информационные)
2.Целеполагание.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи урока и стремиться её выполнить
Постановка пробле-мы.
Слайд №3.
Слайд №4.
Звуко-буквенный анализ слова.
1.Задание.(Замочек).
Посмотрите внимательно на слово ЛАРЕЦ.
Сколько букв в слове?
Сколько звуков в слове?
Сделайте звуко-буквенный анализ слова.
Составление схемы слова.
Проблема.
Определите и назовите тему сегодняшнего урока
Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники
сформулируйте цели нашего урока.
Дети работают с презента-цией
Высказывают предполо-жение
Дети озвучивают
тему урока: «Звук [ц] и буквы Цц».
С помощью учителя формулируется цель урока: познакомить обучающихся с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Цц , которые обозначают этот звук на письме. Ставят задачи.
Решают проблемную ситуацию. Познавательные (информационные: извлечение информации)
Регулятивные
(принятие цели и постановка задач урока)
Коммуникативные
(высказывания детей)
3.Открытие новых знаний.
Познакомиться с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Цц , которые обозначают этот звук на письме
Слайд №5.
Слайд №6.
Стих про букву Цц
Слайд №7.
Слайд №8.
Слайд №9.
Слайд №10.
Физ-минутка
Работа над предложениями
Слайд №11.
Работа в группах. Звуковой анализ слов.
Каждому ряду (группе) сделать звуко-буквенный анализ слова.
Составить схемы слов.
Дать характеристику новому звуку.
1 ряд - царь
2 ряд - цирк
3 ряд – царство
обратить внимание на слова цирки царь и царство:
буквы гласных в первом слоге разные, но буква ц перед ними читается одинаково твёрдо.
–Произнесите первый звук.
-Какой он?
- Попробуйте, можно ли этот звук сказать мягко?
- А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару?
- С каким звуком познакомились?
* Цель № 1 урока – проговорить.
Замочек № 1.
2.Задание.(Замочек).
- Какой буквой обозначается звук ц?
Буквами Цц.
Показ буквы.
- Какие слова, нами разобранные, могут жить в сказке? (Царь и Царство).
- Почему вы так решили?
- Как называются эти слова? (Слова-родственники).
- Какие слова из сказок, вы знаете на букву Ц?
- Давайте подберём к слову Царь и Царство слова – родственники.
Слова – родственники:
Царь
Царство
Царица
Царевна
Царевич
- Что общего у всех этих слов? (Смысл, одинаковая часть слова).
- Назовите общую часть слова. (ЦАР).
- Где находится новая буква ц в словах-родственниках? (В начале слов).
Прочитайте слова во 2 столбике на слайде.
Красавица
Красавец
- Что можете рассказать про эти слова?
- Где находится новая буква ц в этих словах?
Прочитайте слова на слайде
МОЛОДЕЦМОЛОДЕЦ
- Что вы заметили увидев и прочитав эти слова?
- А чем эти слова отличаются?
- Как называется такое ударение, в одинаковых по написанию словах ?
* Подвижное ударение.
- Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ.
- Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ.
ВЫВОД :
Место буквы в слове. ( Начало, середина и конец слов).
- С какими буквами познакомились?
* Цель № 2 урока – проговорить.
Замочек № 2.
Физминутка
« Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы «Ц».
Есть слова, где Ц - в начале,
Есть слова, где Ц – в конце …»
Игра в мячик.
Учитель называет слово и бросает мячик обучающимся.
Задача обучающихся определить место нового звука и новой буквы в слове.
Огурец, цапля.цена, конец, отец, кольца, цветок, синица, птица, кольцо, церковь, цирк, цвет, соцветие, солнце, лицо, палец, пальцы, ножницы, цыплята, цифры, ларец, удалец, циркач, циркуль, пиццерия, птенцы, улица.
3.Задание.(Замочек).
Составить со словами молодец и молодец предложения по заданным схемам.
- Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?
- Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?
В словах молодец и молодец характеризуется последний звук и показывается нужная для него буква.
* Место буквы в алфавите.
ВЫВОД :
Место слова с новой буквой и новым звуком в предложении.
( Начало, середина и конец предложения).
- Какую цель урока мы сейчас реализовали?
Замочек № 3.
Открытие ларца.
В ларце сидит Царевна Лягушка.
- Как зовут героиню из сказки, которая сидит в ларце?
- Из какой сказки эта героиня?
- Кто главный герой этой сказки?
- Как вы думаете, почему эта героиня пришла к нам на урок литературного чтения ?
Отвечают на вопросы
Высказывают свои варианты ответов
Работают в группах
Доказывают свои предположения
Дают характерис-тику звуку.
Ответы и характеристика нового звука от каждой группы.
Сравнение. Выводы.
Ответы детей:
- ц
-Согласный твёрдый глухой
-Нет
-Нет
ВЫВОД :
Звук ц – это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.
Проговаривание.
Ответы детей.
Подбирают слова-родственники.
Ответы детей.
Читают слова.
Ответы детей:
-Это слова-родственники, так как у них есть одинаковая часть слова. Эти слова чаще всего используются в сказках. Так называют в сказках принцесс и принцев.
-В середине и конце слова.
Читают слова.
Ответы детей:
-Эти слова одинаково написаны.
- Ударением и смыслом, произношением.
Объясняют смысл слов.
Сообщение обучающихся смысла слов из словаря Ожегова.
Проговаривают.
Выполняют
Работа в группах.
Ответы групп.
Ответы детей.
Ответы детей. Коммуника-тивные
(формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми)
Личностные (развитие памяти)
Регулятив-ные
(учатся подводить итог своей деятель-ности)
Познавательные (общеучеб-ные)
Коммуникативные ( высказывания детей)
Регулятив-ные
(учатся подводить итог своей деятель-ности)
Коммуника-тивные
(формирование готовности к сотрудни-честву с другими людьми
Познаватель-ные
(моделирование)
Предметные
(совершенствование навыка чтения,
развитие речи, расширение кругозора)
Регулятив-ные
(учатся подводить итог своей деятель-ности)
Личностные (развитие памяти)
Коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества)
Регулятив-ные
(учатся подводить итог своей деятель-ности)
Коммуникативные ( высказывание детей)
4.Первичное форми-рование умений на основе са-моконтроля.
Учиться чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами.
Работа по букварю.
Учитель предлагает открыть учебник на странице 93 и прочитать отрывок из сказки «Царевна Лягушка».
Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг.
Поставить на выставку книжку Царевна Лягушка.
Работа по прочитанному отрывку.
- Почему в сказке Василиса названа Премудрой ? (В ней много мудрости).
- В чём была её мудрость (Смогла выполнить все задания отца – царя).
- А какие задания выполняла Василиса ?
- Найдите в тексте слова с новым звуком и новой буквой.
Проверьте друг друга.
Чтение отрывка из сказки индивидуально и парами.
Работают с иллюстра-цией.
Ответы детей.
Работа со словами.
Взаимопроверка. Познаватель-ные (информационные)
Предметные
(совершенст-вование навыка чтения,
развитие речи, расширение кругозора)
Коммуникативные (высказывания детей)
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Регулятивные ( контроль)
5.Рефлек-сия.
Слайд №12.
Формировать умения оценивать себя.
- А какие задания мы сегодня на уроке литературного чтения выполнили, чтобы открыть наш сказочный и волшебный ларец и получить новые знания на уроке ?
- Чему эти задания нас научили ?
- Где в жизни могут пригодиться знания. Полученные сегодня на уроке ?
- Назовите тему урока.
- Какие цели ставили перед собой на уроке?
- Достигли мы эти цели?
- Какую букву узнали?
- Какие звуки обозначает буква ц?
- Какой это звук?
Выводы по уроку:
1.Звук ц – это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.
2.Буквы Цц – место буквы в слове.
3.Сказка – Царевна Лягушка.
* Город Алфавитинск.
* Место буквы на ленте букв.
* Место буквы в алфавите.
- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
- Вы все сегодня много и хорошо работали.
Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность на уроке литературного чтения.
* В ларце лежат картинки Царевны Лягушки.
Если у вас появилось желание прочитать сказку Царевна Лягушка полностью, я вам рекомендую её прочитать дома и по желанию нарисовать иллюстрацию к сказке или эпизод из этой сказки. Можно нарисовать главных героев или понравившегося вам героя из этой сказки.
* Книжка – малышка
* Заселить новую букву
* Заселить новых жителей в книжку (Царевну Лягушку).
* Прочитать сказку Царевна Лягушка
*Спутник Букваря
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Урок закончен!
Спасибо за работу! Поводят итог урока.
Дети находят букву на буквенной ленте и определяют местонахождение на маршрутном листе Букваря.
Ответы детей.
Оценивают свою работу.
Раскрашивают корону Царевны Лягушки:
Жёлтая – всё получилось на уроке и было интересно.
Серая – надо ещё поработать, были затруднения.
Чёрная– было трудно на уроке.
Регулятив-ные
(удержание цели и задач урока)
Регулятив-ные
(самокон-троль)
Регулятив-ные
(самооценка)
Личностные
(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятель-ности)
Личностные
(компетентности в поступках и деятель
ности)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткий самоанализ.
На уроке обучения грамоте дети знакомились с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Цц , которые обозначают этот звук на письме. Тип урока - открытие новых знаний.
На данном уроке реализовались задачи по формированию метапредметных результатов: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Регулятивные:
- на 1-ом этапе дети сами попытались вывести тему и цель урока;
- в течение всего занятия учитель неоднократно возвращается к цели, что работает на её сохранение («С какой целью мы выполнили это задание?», «Какую цель урока мы сейчас реализовали?»);
- также дети учились оценивать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, учились осознавать качество и уровень усвоения. Этому способствовали вопросы, включенные на 5-ом этапе:
«Что нового для себя вы открыли на уроке?»
«Где в жизни могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?».
Познавательные:
В урок включены общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
- дети учатся определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание (дают характеристику звука);
- осуществляют поиск учебной информации из рассказа учителя, учебного текста;
- учатся представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос);
- самостоятельно ищут способы решения проблем.
Остальные проблемные и учебные вопросы ставит сам учитель.
Коммуникативные:
В урок была включена парная форма работы, работа в малых группах, что способствовало формированию коммуникативных умений. Дети учились вырабатывать общее мнение или создавать общее описание.
- В течение всего урока дети учились оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения.
- Читать текст, предложенный учителем, и при этом учиться ставить вопросы к тексту и искать ответы.
- Учились сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).- Учились уважительно относиться к позиции другого, пытались договариваться.
Реализовались личностные результаты: дети оценивали себя на основе критерия успешности учебной деятельности, формировалось положительное отношение и интерес к данному предмету.
Критерии анализа реферата
№ Критерии анализа реферата в целом Балл Набранный балл
1. Соответствие теоретических материалов избранной теме реферата 1 б. 1 б.
2. Наличие взаимосвязи теоретической и практической частей реферата 1 б. 1 б.
3. Соответствие реферата структуре итоговой работы 1 б. 1 б.
4. Соответствие самооценки урока учителем оценке, данной уроку рецензентом 1 б. Критерии для анализа (самоанализа учителем) практической части реферата (конспекта урока, внеурочного занятия) 5. Диагностичность цели урока,
её конкретизация в задачах,
описание ожидаемого результата 1 б.
1 б.
1 б. 1 б.
1 б.
1 б.
6. Четкость этапов урока,
их соответствие задачам 0,5 б. 0,5 б. 0,5 б. 0,5 б.
7. Реализация в уроке концептуальных особенностей УМК 1 б. 1 б.
8. Конспект отражает созданные учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности 1 б.
1 б.
9. Учащиеся участвуют в постановке цели урока, планировании работы на уроке 1 б. 1 б.
10. На уроке ведется работа по формированию УУД, учитель правильно называет группы формируемых УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД 0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
0,5 б. 0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
0,5 б.
11. Урок формирует умения работы с информацией 1 б. 1 б.
12. Урок отражает логичное использование современного оборудования, в том числе цифрового 1 б. 1 б.
13. Содержание урока опирается на задания учебника /рабочей тетради,
учитель предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока 1 б.
1 б. 1 б.
1 б.
14. В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах, группах. 1 б. 1 б.
15. Контрольно-оценочная деятельность на уроке предполагает активность школьника,
на различных этапах урока используются приемы обучения самоконтролю и самооценке
1 б.
1 б. 1 б.
1 б.
ИТОГО 20 б. 19 б.
Таким образом, мы рассмотрели формирование умений работать в паре, в малых группах на уроках обучения грамоте в 1 классе по УМК «Планета знаний». Где остановились на технологическом процессе групповой работы, работе в паре, особенностях, с точки зрения коммуникативных УУД, уроков обучения грамоте по УМК «Планета знаний». С этим учётом был разработан проект урока по обучению грамоте, сделан краткий самоанализ. В заключении хотелось бы сказать, что формирование и развитие умения работать в паре, в малой группе (овладение учащимися коммуникативными УУД) способствует не только взаимодействию с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, преобразованию и передаче информации, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианова Т. М. Букварь- М.:Астрель, 2012
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
4.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
5. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.