Методические материалы для 3 класса Формирование умения работать в парах в 3 классе по УМК «РИТМ»

МБОУ ВМР «Семенковская основная школа имени С.В. Солодягина»









Методические материалы по теме:

«Формирование умения работать в парах в 3 классе
по УМК «РИТМ»







Разработчик: Мардасова С.А.,
учитель начальных классов













2015
Содержание
1. Введение3
Глава 1. Умение работать в парах, как один из компонентов коммуникативных УУД
Понятие, сущность, классификация
коммуникативных универсальных действий.......5
Способы организации парной работы
по УМК «РИТМ»........7
2. Заключение..10
3. Список литературы11
Введение

В 2011 году все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). В основе успешности лежат универсальные учебные действия (УУД).
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Продуктивное взаимодействие в парах является компонентом коммуникативных УУД, и способствует качественному обучению и социализации личности. В настоящее время в условиях введения ФГОС нового поколения возникает потребность в изучении и развитии умения работать в парах и группах у младших школьников как в урочное, так и во внеурочное время.
Все это способствовало выбору темы работы: «Формирование умения работать в парах в 3 классе по УМК «РИТМ».
Целью нашей работы является создание условий для развития коммуникативных УУД через организацию работы в парах у третьеклассников.
Теоретические задачи:
Изучить понятие, сущность и классификацию коммуникативных универсальных действий, требования к коммуникативным УУД. Рассмотреть способы организации парной работы по УМК «РИТМ».
Практические задачи:
Разработать конспект урока по русскому языку по УМК «РИТМ» в 3 классе.


Глава 1. Умение работать в парах, как один из компонентов коммуникативных УУД
Понятие, сущность, классификация коммуникативных универсальных действий

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, компонентом основной образовательной программы школы должна стать программа формирования универсальных учебных действий.
К коммуникативным УУД относят:
- планирование учебного сотрудничества с учителями сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи [10].
Развитие системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования универсальных учебных действий, в том числе коммуникативного компонента УУД на основе системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер. То необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, т. е. действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка имеет содействие, сотрудничество. Асмолов А.Г. предлагает разделить коммуникативные действия на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
- коммуникацией как взаимодействием;
- коммуникацией как сотрудничеством;
- коммуникацией как условием интериоризации [6].
В данной классификации находят отражение все компоненты коммуникативных УУД.
Для развития коммуникативных УУД важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Работа в группе помогает осмыслить учебные действия, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса.
Основные виды коммуникативных, в т. ч. речевых действий распространяются на внеурочную деятельность. Коммуникативные УУД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
-ученик учится пересказывать сюжет;
- ученик учится слушать.
Все учебные предметы УМК «РИТМ» имеют потенциал для развития коммуникативных УУД в силу их действительно универсального, т. е. максимально обобщенного, характера. Например, на уроках русского языка часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни» и т. д. Эти задания напрвлены на формирование основных компонентов коммуникативных УУД, а так же позволяют систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Успешное формирование коммуникативных действий возможно в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом атмосферы поддержки и заинтересованности, при рациональном применении данных форм взаимодействия, то есть их уместность в структуре урока и соответствие содержанию учебного материала.
Таким образом, мы описали возрастные особенности развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста, представив три группы коммуникативных действий, имеющих наиболее общее значение для достижения целей образования по новым ФГОС. Требования к коммуникативным универсальным учебным действиям закреплены стандартом. УМК «РИТМ» обеспечивает развитие коммуникативных УУД в соответствии с предъявляемыми требованиями через реализацию системно – деятельностного подхода в обучении.
1.2. Способы организации парной работы по УМК «РИТМ»
Особенность работы над коммуникативными универсальными учебными действиями заключается в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, в том числе работа в парах.
В учебника по УМК «РИТМ» предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике, используются игровые ситуации, выполняя которые, дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.
Формировать коммуникативные умения работы в парах и группах начинаю постепенно, поэтапно. Использую такие приемы, как:
совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию на партнёра
взаимопроверка (проверка домашнего задания, устного счета, правильность и красоту письма, ответ и ход решения задач и т.д.)
выполнение совместных творческих заданий, аппликаций, коллажей и т.д.
Работу в парах начинаем уже с 1-го класса. На первом занятии по обучению грамоте выясняем, что значит пара, что можно считать парами, как нужно работать в парах, для чего будем работать в парах, чему будем учиться. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Выстраивая отношения при работе в группе, в паре определим некоторые правила диалога:
любое мнение ценно;
ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
голос – твой божественный дар, умей им владеть;
реагируй жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
при разговоре смотри на собеседника;
говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.
В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать. Перед каждой работой в паре ставится цель («Узнать», «Выяснить...», «Установить закономерность», «Сделать вывод», «Распределить», «Потренироваться», «Исправить») и составляется план.
План работы в парах: 1. Ознакомление с заданием. 2. «Я сам». 3. Обсуждение в паре. 4. Вывод и выбор отвечающего. 5. Оценка работы («Что получилось?», «Что сложно?»). Рекомендации по итогам работы.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (сравнение чисел, работа на числовой прямой построение схем по количеству предметов, нахождение прямого угла, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял). Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)
Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.



Заключение
Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Коммуникативный компонент УУД обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД.
УМК «РИТМ» обеспечивает возможность развития универсальных действий, коммуникативных в частности. В целях реализации системно – деятельностного подхода организуется работа в парах и группах.











Список литературы
Александрова Э.И. Математика. 1 кл. В 2 ч. Ч.1: учебник / Э.И. Александрова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Просвещение, 2009. – 464 с.
Джежелей О.В. Чтение и литература. Обучение грамоте: иллюстрированная методичка / О.В Джежелей. – М.: Дрофа, 2006.
Джежелей О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1 / О.В Джежелей . - 10- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Емец А.А. Уроки по «Азбуке» и «Учебнику по чтению в период обучения грамоте» О. В. Джежелей / А.А. Емец. – М.: Дрофа, 2005.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
Классификация общеучебных умений школьников / С. Воровщиков, Д. Татьянченко // Директор школы. - 2012. - № 5. - С. 62-73.
Новые образовательные стандарты: давайте разберемся / А.В. Могилев //Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 32-39.
О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 9-28.
Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко [и др.] //Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160
Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие /В.Ю. Разуваева //Начальная школа. - 2012. - № 9.- С.22-23.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учеб.метод.пособ. / И.С. Игнатьева, З.А. Кокарева, Л. П. Никитина, Л.С. Секретарева, О.В. Сумарокова; под. ред. Л.И. Буровой. – Вологда: Легия, 2013.







 














13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15