Литературный вечер, посвящённый творчеству А.П. Чехова


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. К.Х. ШОБОЕВА
Литературный вечер, посвящённый творчеству А.П. Чехова:
« Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой»
Провели: Абзаева Л.Н. и Багаева Т.Д., учителя русского языка и литературы.
с. Ахины, 2017 год

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству А.П. Чехова.
« Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой»
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днём нам ближе, чем вчера.
Саша Чёрный. 1910 год.
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова, помочь осознать роль его творчества в развитии русской литературы.
Оборудование: портрет А.П. Чехова, выставка книг, презентация.
Слово учителя: 80-ые годы 19 века. Новая эпоха в социально- политическом развитии России. В это непростое время начинается литературная деятельность А.П. Чехова. Чехов остро чувствует переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрёл особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно,- сказал он однажды.- В жизни нет сюжета. В ней всё смешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным… Нужны новые формы, новые формы…» Новые формы повествования призваны были выразить потаённые, часто не осознанные героем душевные движения. В каждом конкретном случае освещались неповторимые склонности личности. Но всегда разные, «смешанные», глубинные. Любая вещь Чехова раскрывала сложный, «подтекстовый» смысл происходящего.
Ученик: ( на фоне слайдов презентации) А.П. Чехов родился в Таганроге, Его дед был крепостным, выкупившим себя с семьёй на волю. Отец – владелец небольшой бакалейной лавки, непрактичный и неумелый в ведении дела. В этом человеке соединилось многое: художественная одарённость с деспотичностью и властностью по отношению к окружающим. Вспоминая о детстве, Чехов писал брату: «Детство отравлено у нас ужасами». Наказания и деспотизм рано выработали в Чехове отвращение к несправедливости и насилию, обострённое чувство достоинства, стремление к независимости.
Ученица: В семье Чеховых было шестеро детей: пять братьев (Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил) и одна сестра Мария. Детство писателя отличалось от детства других русских писателей. С самых малых лет Антон заботился о семье, о доме: ходил на базар за провизией, убирал квартиру, заправлял керосином лампу, носил воду, даже белил комнаты. Удивительно, что очень рано заработки детей, и прежде всего Антона, стали основой благосостояния семьи.
Ученик: А.П. Чехов, выросший в трудных условиях многодетной семьи, нередко в своих произведениях, посвящённых детям, обращается к нелёгкой судьбе маленьких героев. Старший брат Чехова писал: «… все выведенные им дети – существа страдающие или даже угнетённые и подневольные» Светлое начало в семью вносила мать, Евгения Яковлевна, добрая, душевная, разумная женщина.
Ученик: Первые литературные опыты А.П. Чехова относятся к 1876 году, начинает печататься в журнале «Стрекоза». Одновременно печатается и серьёзных, и в юмористических жанрах. Но при всём стилевом разнообразии ранних произведений в них преобладает стихия юмора.
Ученица: Конец 80-ых – начало 90-ых годов- время расцвета таланта А.П. Чехова. Появляются новые сборники его рассказов. За сборник «В сумерках» Академия наук присуждает писателю Пушкинскую премию.
Инсценировка эпизодов из рассказов А.П. Чехова
Ученик: На Дальнем Востоке расположена единственная островная область – Сахалинская. В прошлом Сахалин пользовался недоброй славой каторжного острова. В 1890 году Чехов решил поехать туда. Поездка его привлекла внимание общественности к острову. В дальнейшем он написал повесть, рассказы, очерковые записи, где нашли творческое отражение истории судеб людей, с которыми автор встречался там на острове.
Ученица: В книге «Остров Сахалин» Чехов рассказал обо всех ужасах сахалинской каторги. Поездка Чехова по тем временам была настоящим подвигом. До острова писатель добирался два месяца. Это был путь от Москвы до Урала, от Урала через Сибирь до Тихого океана. Он проехал всю Россию, будучи больным, к тому времени у него начиналась неизлечимая болезнь- туберкулёз. По дороге ему пришлось мокнуть под дождём, мёрзнуть в тарантасе и на постоялых дворах, плохо питаться и недосыпать. Однажды его чуть не убила бешено мчавшаяся тройка, другой раз чуть не утонул, перевернувшись на лодке при переправе. Но Чехов не отступил, не повернул назад. И у него ещё хватало сил, бодрости и хорошего настроения шутливо описывать свои дорожные приключения в письмах домой.
Ученик: За три месяца пребывания на Сахалине А.П. Чехов проделал труд, посильный лишь большому научному коллективу. Книга «Остров Сахалин» - это фундаментальный труд на 340 страницах. В нём сосредоточено большое количество сведений географического, этнографического и статистического характера. Дан полный и объёмный анализ состояний медицинской помощи жителям острова. « Мой «Сахалин» - труд академический…- пишет Чехов. – Медицина не может теперь упрекать меня в измене; я отдал должную дань учёности и тому, что старые писатели называли педантством. И я рад, что в моём беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жёсткий арестантский халат.»
Показ презентации «Поездка Чехова на остров Сахалин»
Ученица: «Чувство благодарности за большое духовное наслаждение, доставленное мне его произведениями, сливается у меня с мыслями о той не только художественной, но и общественной его заслуге, которая связана с его книгой о Сахалине», - напишет известный юрист и литератор А.Ф. Кони. И этим чувством благодарности охвачены сердца читателей 21 века. В Южно-Сахалинске есть музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». В музее хранятся предметы быта семьи Чеховых, рукописи книги, архив и рисунки, картины российских художников, предметы материальной культуры сахалинцев 19 века, копии всех опросных листов на ссыльнокаторжных и поселенцев, заполненных Чеховым на Сахалине.
Ученик: После увиденного на «каторжном острове» Чехов стал резче и беспощаднее относиться к явлениям российской действительности.
Учитель: «Я соображал, как, в сущности, много довольных и счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё… Всё тихо, спокойно… Очевидно, каждый счастливый чувствует себя хорошо потому, что несчастные несут своё бремя молча.. Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… Но человечка с молоточком нет…» - А.П. Чехов.
Ученица: Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво - кроткой,
Как мне не странно и как не печально, увы,-
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
Грустная жёлтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних огней мешанина.
Белые бабочки вьются над жёлтым огнём.
Дом заколочен, и все позабыли о нём.
Дом заколочен, и нас в этом доме забыли.
Мы ещё будем когда-то, но мы уже были.
Письма на полке пылятся- забыли прочесть.
Мы уже были когда-то, но мы ещё есть…
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишнёвого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом.
Мы уже были, но мы ещё будем потом.
Старые ружья на выцветших старых обоях.
Двое идут по аллее- мне жаль их обоих
Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.
Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.
Стихи Юрия Левитанского
Ученик: В наши дни трёхмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днём всё ближе, чем вчера.
Вот ты жил меж нами нежный, ясный,
Бесконечно ясный и простой,-
Видел мир наш хмурый и несчастный,
Отравлялся нашей наготой…
Сам не веришь, но зовёшь и будишь,
Разрываешь яму до конца
И с беспомощной усмешкой тихо судишь
Оскорбивших землю и Отца.
Стихи Саши Чёрного.
Вот на сегодня и всё.