Аналитический отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 г.. 2014-2015 г., 2015-2016 уч.г.
Потапова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ лицея № 5 г. Воронеж
Аналитический отчёт воспитательной деятельности
за 2013-2014 г., 2014-2015 г., 2015-2016 г.
Ведущей идеей моей воспитательной деятельности является включение в систему воспитательной работы в качестве приоритетного направления внеурочной деятельности.
Методологической основой системы является программа духовно-нравственного развития и серия авторских программ внеурочной деятельности, углубляющих каждое направление воспитания.
Система воспитательной работы
Система воспитательной работы строится на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания и направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на новые, «демократические», лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.
Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с воспитания детей. И я поставила такую задачу непосредственно перед собой, я решила, что должна способствовать самоопределению ребёнка в области культуры, формированию его социальной зрелости, выработке жизненной позиции. Где же ребята могут найти ответы на интересующие их вопросы, как не в школе, ведь именно в ней они проводят большую часть своей жизни, именно в школе получают первый жизненный опыт? О значении школы и духовно-нравственного воспитания в деле сохранения русской культуры сегодня говорят со всех трибун. Как можно в условиях современной школы делать пусть не всегда заметную в масштабах России, но крайне важную работу по воспитанию в молодом поколении любви к родному языку, родной культуре и родным традициям? Совершенно очевидно, что в образовательном процессе должны быть сменены приоритеты: духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Целью Программы, в связи с этим, является развитие и воспитание человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, компетентного гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет младшего школьника.
Таким образом, для достижения указанной программной цели решаются следующие задачи:
в области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
в области формирования социальной культуры:
формирование патриотизма (любви к близким, друзьям, школе, к своей малой родине, к своему народу, к России и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам) и гражданской солидарности (долг перед семьёй, предками, страной; чувство личной ответственности за Отечество; признание многообразия и равенства культур и народов единой страны);
формирование основ толерантного сознания учащихся;
формирование у школьников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.
в области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В рамках этого направления воспитывается патриотизм, любовь к России, своему народу, своему краю. Определяются такие понятия как служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Это направление углублено программами внеурочной деятельности «Культура и история родного края», «Я – исследователь», «Мы из будущего» (сетевые проекты), в рамках которых обучающиеся готовили исследовательские проекты о своих родственниках, воевавших в ВОВ, освобождавших наш город Воронеж, был проект о фамильной династии лётчиков. В настоящее время мы с командой из нашего класса участвуем в сетевом проекте «Интересные места России». Мы выбрали в нашем городе Центр Военного и Патриотического Воспитания «Музей-диораму» и парк «Патриот», посетили его, взяли интервью у одного из основателей этого музея (есть видео), приготовили репортаж, сделали презентацию об этом месте и разместили на сайте нашей команды (на сайте «Китендо»).
В рамках программы внеурочной деятельности «Я - лицеист» в прошлом году к 70-летию Великой победы была организована экскурсия к памятнику легендарного танка Т-34, ребята готовились: мы сделали открытки, написали на них слова благодарности павшим героям, с георгиевскими ленточками возложили цветы к памятнику. Настрой был необыкновенно патриотический, торжественный, ребята шли с гордостью, с чувством исполнения долга, поддержания традиции. В классе прошёл конкурс выразительного чтения стихотворений о войне, в параллели прошёл конкурс патриотической песни, классный час «Этот день Победы».
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
В рамках этого направления воспитывается чувство справедливости, милосердия, чести, достоинства, уважение к родителям, заботы о старших и младших; свободы совести и вероисповедания; толерантности, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.
Это направление дополнено программой внеурочной деятельности «Я – лицеист», в рамках которой в прошлом учебном году было организовано и проведено семейное мероприятие «Папа, мама, я – дружная семья!» Присутствовали не только мамы, папы, но и бабушки, дедушки, получился тёплый, душевный праздник, очень трогательная атмосфера, присутствовали представители сразу трёх поколений, были и шуточные конкурсы, и забавные сценки, стихотворения из жизни, песни, в неформальной обстановке произошло сплочение нашего большого коллектива.
Дружбе был посвящен и подготовленный по программе праздник Дня лицея «Дружат дети на планете», к которому мы выучили песню о дружбе, стихотворения, сделали постановку юмористического танца на тему школьной жизни. Ребята очень любят такие выступления! Наш класс третий год подряд неизменно занимает 1 место в лицее!
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В рамках этого направления воспитывается уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость; трудолюбие.
Это направление углублено за счёт программ внеурочной деятельности «Культура алгоритмического мышления», где ребята учатся решать нестандартные, логические задачи, выполняют интересные задания на развитие внимания, памяти, воображения, смекалки, проявляя при этом целеустремленность и настойчивость.
Этим же целям служит программа внеурочной деятельности «Геометрика ТИКО». На протяжении двух лет это было одно из самых любимых и ярких занятий для детей. Какие только проекты мы не создали за это время: «Космос», «Зоопарк», «Транспорт», «Морские глубины», «Мой двор», «Мебель» и т.д. В работе над проектами познакомились с многими плоскими геометрическими фигурами и объёмными телами, узнали много новой информации об изготовляемых предметах и объектах. Работа по программе – яркий пример взаимосвязи творчества и обучения.
Для воспитания творческого отношения к учению разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Юный Умникум». Это – работа по раскрытию творческого потенциала, интеллектуальной и творческой одаренности детей, создание ситуации успеха и возможность добиться личностного роста детей: участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах. За три года у учащихся накопилось уже достаточное количество различных грамот, дипломов, сертификатов. Это вносит разнообразие в школьную жизнь, повышает самооценку и уровень знаний учащихся.
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
В рамках этого направления воспитывается чувство любви к родной земле; заповедной природе; планете Земля; экологическое сознание.
Направление расширено за счёт программы внеурочной деятельности «Загадки природы (РОСНАНО)». Здесь ребята узнают много дополнительной информации и друг от друга, и из разных источников: справочников, энциклопедий, сети Интернет. Есть возможность пользоваться дополнительным оборудованием, например, микроскопами.
В рамках программы «Я – лицеист» был проведён день лицей «Конкурс экологических агитбригад», организована экскурсия в Воронежский биосферный заповедник. По программе «Я – исследователь» учащиеся готовят много исследовательских проектов о разных животных, птицах, насекомых, экологии.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В рамках этого направления воспитывается чувство красоты, гармонии, раскрывается духовный мир человека; определяется эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве.
Через все мероприятия, организуемые в классе, красной нитью проходит идея прекрасного: концерты, творческие конкурсы рисунков, поделок, инсценировки и театральные постановки, музыкальные гостиные.Многие обучающиеся посещают танцевальные кружки, занимаются в музыкальных и художественных школах в системе дополнительного образования.
Огромную роль в эстетическом воспитании играют уроки изобразительного искусства, музыки, литературного чтения. Например, на открытом уроке по теме: «Мир глазами детей в рассказе И. Пивоваровой «Мы пошли в театр», ребята рассуждали об искусстве, его видах: театре, музыке, архитектуре, живописи, скульптуре, о литературе, значении литературы, о духовном мире детей. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Направления воспитательной деятельности Наименование программ внеурочной деятельности, углубляющих данное направление
воспитание гражданственности, патриотизма «Я – исследователь»
«Я – лицеист»
«Мы – из будущего»
«Юный Умникум»
«Культура и история родного края»
воспитание нравственных чувств и этического сознания «Я – исследователь»
«Я – лицеист»
«Мы – из будущего»
«Юный Умникум»
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни «Я – исследователь»
«Культура алгоритмического мышления»
«Я – лицеист»
«Мы – из будущего»
«Юный Умникум»
«Геометрика ТИКО»
экологическое воспитание «Загадки природы (РОСНАНО)»
«Я – исследователь»
«Я – лицеист»
«Мы – из будущего»
«Юный Умникум»
эстетическое воспитание «Я – исследователь»
«Я – лицеист»
«Мы – из будущего»
«Юный Умникум»
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников обеспечивает принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Новацию своего педагогического опыта я вижу в углублении и развитии именно внеурочного направления в воспитательной деятельности.
Для этого я создала и адаптировала ряд программ внеурочной деятельности:
- программа внеурочной деятельности «Загадки природы (РОСНАНО)»; цель и задачи программы: освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания; воспитание бережного отношения к природе.
- программа внеурочной деятельности «Я – исследователь»; цель и задачи программы: формирование проектной деятельности обучающихся; приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
- программа внеурочной деятельности «Культура алгоритмического мышления»; цель и задачи программы: интеллектуальное развитие обучающихся; овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности.
- программа внеурочной деятельности «Я – лицеист»; цель и задачи программы: развитие и воспитание человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, компетентного гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
- программа внеурочной деятельности «Мы – из будущего» (сетевые проекты); цель и задачи программы: воспитание инициативности и самостоятельности; создание естественных условий для формирования умений понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- программа внеурочной деятельности «Юный Умникум»; цель и задачи программы: формирование творческой и интеллектуальной деятельности обучающихся; создание условий для личностного роста.
- программа внеурочной деятельности «Геометрика ТИКО»; цель и задачи программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления; вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью, развитие воображения, умения фантазировать.- программа внеурочной деятельности «Культура и история родного края»; цель и задачи программы: расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.
Инновационность моего опыта заключается в совокупном сочетании и использовании различных инновационных педагогических технологий:
- технологии развития критического мышления;
- проектно-исследовательской технологии;
- технологии проблемного обучения;
- здоровьесберегающей технологии;
- технологии интерактивного обучения;
- технологии системно-деятельностного подхода;
- игровой технологии;
- информационно-коммуникативной технологии;
- технологии обучения в сотрудничестве;
- технологии развивающего обучения Л.В. Занкова;
- технологии личностно-ориентированного обучения.
Своеобразие моей внеурочной деятельности заключается в разноплановости и учёте различных интересов и удовлетворении потребностей обучающихся и их родителей. Поясню подробнее на конкретных примерах.
Ещё в 1 классе я обратила внимание, что обучающиеся моего класса проявляют большой интерес к математике, конструированию, моделированию. Предложила родителям более углубленно заниматься по этим направлениям, и как результат были выбраны программы внеурочной деятельности «Культура алгоритмического мышления» и программа, которая развивает пространственное и логическое мышление «Геометрика ТИКО».
Многие учащиеся моего класса очень любят такой предмет как окружающий мир, изучают дополнительную литературу, справочники, энциклопедии, некоторые дети обладают углубленными знаниями в этой области. Для того чтобы предоставить этим ученикам возможность поделиться своими знаниями, заинтересовать остальных ребят был предложен курс внеурочной деятельности «Загадки природы», который предлагает учащимся делать наблюдения, ставить опыты, проводить различные исследования. Всё это проходит в форме групповой работы, в ходе которой как раз и происходит обмен знаниями, т.е. ребята обучают друг друга (интерактивное обучение).
Таким образом, мы ещё и удовлетворили потребность нашего образовательного учреждения, которое имеет статус лицея, в дополнительном изучении наук естественно-математического цикла.
В наше время очень актуально уметь работать с информацией и уметь добывать её из различных источников («Кто владеет информацией, тот владеет миром»). Для реализации этих целей была выбрана программа «Я -исследователь», которая ориентирована на применение широкого комплекса методик работы с информацией, используя различные источники добычи знаний. В этом году я дополнила и углубила её при помощи программы «Мы – из будущего» - это сетевые проекты. Программа «Юный Умникум» также ориентирована на применение широкого комплекса методик работы с информацией, используя различные источники добычи знаний, ребята принимают активное участие в проектах «Эрудит-марафон Учащихся», «Русский медвежонок», «Кенгуру», различных сетевых проектов на сайтах «Фактор Роста», «Уник.ру», «Инфоурок.ру», «Видеоурок.ру», «Олимпис», «Снейл.ру».
На мой взгляд, новизна моего опыта заключается в использовании интерактивных технологий. Интерактивный (inter-взаимный, act-действовать) означает «взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо». Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминировании активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивной технологии сводится к направлению деятельности учащихся на достижение тех или иных целей.
Мы отказались от использования пассивных технологий:
ученик
ученик
ученик
Учитель
ученик
ученик
Учитель
ученик
Прошли стадию использования активных методов:
И вышли на уровень интерактивных технологий, что позволило мне наиболее полно достигать поставленных ФГОС НОО целей обучения и воспитания:
Учитель
ученик
ученик
ученик
Применяя на занятиях в системе своей воспитательной деятельности интерактивные технологии, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе внеурочной деятельности становится мощным фактором повышения эффективности воспитательного процесса в целом.
Динамика достижений во внеурочной деятельности обучающихся за последние 3 года
Динамику моих достижений можно оценить по нескольким критериям:
Увеличилось количество конкурсов, в которых мы принимаем участие:
Постоянно увеличивается количество детей, принимавших участие в конкурсах:
Количество призёров и победителей:
Педагогический контроль результатов духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на уровне начального общего образования осуществляется в форме мониторинга. Мониторинг проводится классным руководителем дважды в год сентябре, апреле (по комплекту А.А. Логиновой, А.Я. Данилюк «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов») Мониторинг ДНР за 3 года
Результаты мониторинга 3 «Б» класса в сентябре 2015 – 2016 учебного года
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. На основе результатов данного мониторинга происходит коррекция плана воспитательной работы.
В заключение хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта, которые не утратили своей актуальности и значимости в наши дни: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Воспитательная деятельность нуждается в серьёзном отношении к ней и заслуживает достойного места в образовательном процессе!