Внеурочная деятельность по курсу Юный исследователь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Сроки реализации данной программы 1 год. (2 часа в неделю).Всего 68 часов.
Обучения ориентировано на базовую подготовку детей, формированию первичных умений, необходимых в исследовательском поиске; в результате – создание групповой исследовательской работы.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;.Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Требования к уровню подготовки
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Учебно-тематический план
№
п\пСодержание Количество
часов
Всего Теоретических
занятий Практических
занятий
1 Тренинг 14 10 4
2 Исследовательская практика 48 8 40
3 Мониторинг 6 - 6
Итого: 68 18 50
Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия,оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/), экскурсии.
Календарно-тематическое планирование курса
№
п/пДата
Тема, тип урока Элемент содержания Планируемые результаты
план факт научится получит возможность научиться
1-2
Кто я? Моя семья Сформировать у учащихся представление о семье, как о группе родственников, живущих вместе различать понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных» уважать и ценить всех членов семьи, заботиться о них, испытывать чувство гордости за семью, ориентироваться на моральные нормы и их выполнение
3
Чем я люблю заниматься. Хобби
Познакомить с понятием «хобби»- увлечение, любимое занятие на досуге. Уточнить виды детских увлечений определять общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек проявлять интерес к новым видам деятельности, способствующим становлению всесторонней духовно-нравственной личности, с качествами современного делового человека
4 Круг твоих интересов.Увлечения. 5
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказать о чем-то интересном. Изложить краткое содержание сообщения. Познакомить с понятием «проект» излагать краткое содержание. Определять тему, главную мысль своего сообщения самостоятельно осуществлять выбор действий. Правильно формулировать название темы проекта
6 Ты – проектант твоё знакомство с понятиями «словарь»,»проект». 7
Как собирать материал?
Твои помощники. Этап
Поиск интересного материала по теме выбранного проекта. Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». Привлечение помощников: книги, друзья, родители, Интернет, фильмы осваивать правила планирования, собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе помощников в работе организовывать планомерно, поэтапно работу по созданию своего проекта, рационально использовать полученную от «помощников» информацию, уметь вносить необходимые дополнения и изменения в план действий
8 Работа с понятием «формулировка». Работа со словарями. 9
Повторение. Давай вспомним Повторение основных проектных понятий: хобби, закреплять основные проектные понятия самостоятельно определять тему проекта, этапы работы, выбирать «помощников»
10 Твои помощники в работе над проктом. тема, этап, помощник 11
Проблема
Познакомить с понятием «проблема» -сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения проблемы выявлять, идентифицировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности для её решения
12 Этапы работы над проектом.Твоё знакомство с понятием «этап». 13
Проблема. Решение проблемы
Определить проблему и найти пути её решения, выход из создавшейся проблемы обозначить возникшую проблему, предложить алгоритм действий для решения проблемы. Уметь выполнять творческие задания. находить пути выхода из создавшейся ситуации, использовать имеющуюся информацию для решения проблемы
14 Актуальность темы проекта.Твоё знакомство с понятием «актуальность». 15
Гипотеза. Предположение
Понятие «гипотеза» -предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Предположение-догадка, предварительное соображение или план придумывать свою гипотезу превращения головастика в лягушку, высказывать свои предположения по этому поводу достаточно полно выражать свои мысли для объяснения своих предположений, предлагать различные варианты для объяснения своих гипотез
16 Проблема.Решение проблемы. 17
18 Гипотеза. Играем в предположения
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». Гипотеза нужна для решения любой задачи. Чтение предложенного текста про чижа, который жил у Вари знать значение слова «гипотеза», уметь отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…» самостоятельно выдвигать свою гипотезу в учебном материале и делать выводы.
19-20
Цель проекта Понятие «цель» - твое стремление, то, что надо, желательно осуществить. Определение цели, поставленной Варей по рассказу определять значение слова «цель», узнать, какие цели поставлены персонажами английской народной сказки самостоятельно выделять, понимать, осмысливать и формулировать учебную цель
21-22 Задача проекта Понятие «задача проекта» -достижение цели с помощью постановки задач к проекту. Разбор на примере проекта Игната выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это сделаю?» самостоятельно ставить вопросы, определяющие задачи проекта
23
Выбор нужной информации
Значения слов «информация», «основная мысль». Выбор информации, которая нужна для проекта, является самой главной, важной выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста) применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, выделять наиболее важную информацию по теме своего проекта
24 Сбор информации для проекта .Твоё знакомство с понятиями:»сбор», «информация»,»энциклопедия», «интернет»,»книги, газеты, журналы». 25
Интересные люди – твои помощники
Выбор «помощников» для сбора информации по теме проекта. Нахождение на рисунке «слова-помощника» правильно выбирать предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использовать справочную литературу самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации
26 Знакомство с интересными людьми.Интервью. 27
Продукт проекта
Понятие «продукт проекта» (аппликация, рисунок, макет, оригами, мозаика и т.д).изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт своего проекта самостоятельно добывать необходимые знания и с их по мощью выполнять конкретную работу, решать творческие задачи
28 Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями:»Обработка информации»,»Отбор». 29
Виды продукта. Макет
Понятие «макет». Виды продукта. Составление плана работы по изготовлению макета домика из плотной бумаги ставить перед собой задачи по осуществлению продукта, планировать этапы работы по изготовлению макета самостоятельно конструировать свои знания в процессе работы по изготовлению макета
30 Что такое продукт проекта? Твоё знакомство с понятиями «макет»,»поделка». 31
Повторение пройденных проектных понятий Понятия «проблема», «гипотеза», «помощник», «макет» и т.д. закрепить пройденные проектные понятия понимать значения проектных понятий, использовать их в свободной речи
32 Играем в учёных. Это интересно. 33
34 Визитка. Как правильно составить визитку к проекту
Тест. Понятие «визитка» или «визитная карточка». Правила оформления визитки - титульный лист, цели и задачи проекта, выводы, справочная литература уметь поэтапно распределять план работы по составлению визитки к проекту реализовать на практике полученные знания, ставить перед собой цели и задачи, делать выводы, пользуясь помощью взрослых и справочной литературы, Интернета
35-36
Отбор информации длясемиминутного выступления
(мини-сообщение).
Понятие «мини-сообщение», как краткое изложение основного содержания проекта.
Составление выступления на 7 мин. кратко излагать основное содержание проекта, выделяя главное.
Контролировать время выступления, укладываться в регламент самостоятельно или с помощью взрослых отбирать информацию по составлению своего выступления, принимать решения для его реализации
37
Выступление перед знакомой аудиторией Прослушивание выступлений проектантов, заполнение таблицы пожеланий им. составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта получать опыт выступления перед аудиторий, готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме
38 Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация». 39
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно Практическое занятие в классной лаборатории проводить опыты по окрашиванию цветка в разные цвета, придумывать рассказы о приключениях цветка решать творческие задачи, обмениваться мнениями, впечатлениями
40 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. 41
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта Учить, как подготовиться отвечать на вопросы по теме проекта; выбрать правильные варианты из предложенных ответов. Познакомить с фразеологизмами изучать большой объем справочного материала для ответов на вопросы по заданной теме; понимать значение фразеологизмов «поймать черта за хвост», «зажимать в кулак», «остаться с носом» и т.д. получать энциклопедические знания, использовать советы Мудрого дельфина для выступления
42 Первые шаги составления презентации на компьютере. 43
44 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
Повторение. Давай вспомним
Первые шаги составления презентации на компьютере. Учить построить грамотно свою речь для успешного выступления
Повторение основных этапов проектной деятельности выступать перед незнакомой аудиторией, уметь справляться с волнением
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях развивать волевые качества, проводить рефлексию своей деятельности
Усваивать способы итогового, пошагового контроля
45
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно Практическое занятие в классной лаборатории по изготовлению «мобильных телефонов» знакомиться с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получать электричество с помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать свои работы получать практические навыки проведения опытов
46 Совмещение текста выступления с показом презентации.Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. 47
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно Практическое занятие в классной лаборатории по получению электричества с помощью волос 48 Совмещение текста выступления с показом презентации.Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. 49
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов. 50 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проета. 51
Тест «Чему я научился?»
Строить речевое высказывание в устной форме, уметь отвечать на вопросы теста давать оценку своей деятельности с помощью учителя осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
52 Тест «Добрые советы проектанту от мудрого дельфина». 53
Памятка для учащегося-проектанта Выучить памятку для проектанта строить свою деятельность по предложенному плану самостоятельно создавать алгоритм действий при решении проблем творческого и поискового характера
54 Изготовление Визитки. Правильное составление титульного листа визитки. 55
56 Твои впечатления от работы над проектом
Правильное составление титульного листа визитки. Выразить свои впечатления от работы над проектом находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт самостоятельно высказывать свои эмоции и давать оценку своей деятельности
57
58 Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.
Самоанализ.Работа над понятием «Самоанализ». Выразить 5 пожеланий будущим проектантам уметь обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели проявлять доброжелательное внимание к сверстникам, ориентироваться на моральные нормы поведения
59
Советы на лето от Мудрого Дельфина Изучить советы на лето от Мудрого дельфина применять в своей деятельности предложенные способы для успешного решения поставленных задач учитывать предложенные ориентиры действия и прогнозировать результаты своей творческой деятельности
60
Играем в учёных. Это интересно. 61 Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.
62-63 Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности Учить построить грамотно свою речь для успешного выступления
выступать перед незнакомой аудиторией, уметь справляться с волнением
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях развивать волевые качества, проводить рефлексию своей деятельности
Усваивать способы итогового, пошагового контроля
64
Памятка жюри для конкурса.
Изготовление памятки. 65
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. 66
Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Практическое занятие в классной лаборатории 67
Играем в учёных. Это интересно. 68 Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. Выразить пожелания будущим проектантам уметь обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели проявлять доброжелательное внимание к сверстникам, ориентироваться на моральные нормы поведения
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебная литература.
Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. Рабочая тетрадь.2 класс .Учусь создавать проект. В 2-Х Ч. / М.: «Рост», 2011
Печатные издания дополнительной литературы.
Система оценивания планируемых результатов с учётом требований ФГОС. /А.Н.Трофимова. – Волгоград.: «Учитель»,2015
Программы внеурочной деятельности./ М.В.Васюкова, Е.А.Шаповалова. – Волгоград: «Учитель», 2016
Метод проектов в начальной школе. / Н.В.Засоркина – Волгоград:»Учитель»,2010
Технические средства обучения.
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
-интерактивная доска