Рабочая программа учебного предмета: «Литература» Образовательная область: «Филология» Основное общее образование 6 класс 2014 – 2015 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Новоалтайска Алтайского края»
Утверждаю:
Директор школы
___________________
А.Г. ПрокопецПриказ № от Принята
на Научно – методическом совете
__________________________
Н.Л. Степанова
Протокол № от
Рабочая программа учебного предмета:
«Литература»
Образовательная область: «Филология»
Основное общее образование
6 класс
2014 – 2015 учебный год
Составитель:
___Дружинина Ирина Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
г. Новоалтайск
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе авторской программы В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (М.:Просвещение,2011г.) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (М.:Просвещение,2011г.) и на учебник-хрестоматию В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина(М.:Просвещение,2010г.)
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели обучения в области формирования системы знаний, умений:
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи обучения в области формирования системы знаний, умений:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Количество часов в году – 70 ч. ( 2 часа в неделю)
В связи с тем, что часть учащихся обучается на надомном обучении, в рабочей программе учебного предмета обязательно должен быть абзац: «При изучении данного учебного предмета в форме надомного обучения, на прохождение программы отводится _35__ очных часов и _35___
часов на самостоятельное изучение учеником, в соответствии с Учебным планом школы».
Учебно-тематический план
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
№ п/пНазвание раздела Количество
часов
Количество
уроков
внеклассного чтения Количество
уроков
развития речи
Введение 1 Русский фольклор 2 Древнерусская литература 1 Литература 18 века 3 Русская литература 19 века 27 2 2
Русская литература 20 века 17 4
Литература народов России 2 Зарубежная литература 14 3 Итоговое занятие 2 1
Итого 68 5 7
Сравнительная таблица авторской и рабочей программы:
№ п/пНазвание раздела Количество
часов в авторской программе
Количество
часов в рабочей программе
Введение 1 1
Русский фольклор 2 2
Древнерусская литература 1 1
Литература 18 века 3 3
Русская литература 19 века 27 27
Русская литература 20 века 17 17
Литература народов России 2 2
Зарубежная литература 14 14
Итоговое занятие 2 2
Резервные уроки - 2
Итого 68 70
Часы резерва последних уроков тематического плана будут использованы в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующимикритериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
БаллСтепень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5»1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемогоОтметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформлениясочинений являются:
•соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
•полнота раскрытия темы;
•правильность фактического материала;
•последовательность и логичность изложения;
•правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
•богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
•стилевое единство и выразительность речи;
•правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
ОценкаСодержание и речьГрамотность
«5»1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок
Методы и приемы используемые учителем на уроках литературы:
Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
Метод эвристического исследования.
Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
Метод смысловых ассоциаций
Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.
Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально- образного видения и изображения объекта.
Приём «Чтение с пометками»
Приём «Закончи предложение»
Приём «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи.
Формы текущего контроля:
промежуточный:
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
- выразительное чтение, в том числе и наизусть.
- развернутый ответ на вопрос
- сочинение на литературную тему
- сообщение на литературную и историко-литературную темы
- презентации проектов
итоговый:
 - анализ стихотворения
- развернутый ответ на проблемный вопрос
- литературный ринг
- выполнение заданий в тестовой форме.
Учебно-методический комплекс:
Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011).Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –
М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал
по литературе: 6класс. – М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
1. Н. В. Егорова. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2014.
2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.
5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.
3. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6класс. –
М.: Просвещение, 2006.
4. Турьянская Б.И, Холодкова Л.А.и др. Литература в 6 классе: Урок за Уром.
– М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008.
5. Фонохрестоматия к учебнику - хрестоматии для 6 класса
Интернет – ресурсы для учащихся:
1. «Русская виртуальная библиотека»http://www.rvb.ru.
2. Ежедневно обновляемая коллекция стихотворений русских и советских поэтов (известная как собрание Марии Школьниковой) http://litera.ru/stixiya/.
3. Большая библиотека мировой литературы (известная как «Библиотека Максима Мошкова» и вывешенная в Интернете под девизом «Электронные библиотеки, объединяйтесь») http://lib.ru/.
4. Современная русская литература («Вавилон») http://www.vavilon.ru.
Интернет – ресурсы для учителя:
1.http://gallery.vavilon.ru/реорlе - современные литераторы (галерея).
2.http://www.litera.ru) - электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и др.3. http://www.litera.ru/slova/ring/index.html.
4.(http://www. ruthenia.ru).5. http://magazines.ru - электронная библиотека современных литературных журналов России .г
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
1.Текст художественного произведения.
2.Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
3.Особенности композиции изученного произведения.
4.Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
1.Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
2.Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
3.Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
4.Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
5.Различать эпические и лирические произведения.
6.Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
7.Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
8.Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
9.Уметь обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении.
10.Уметь выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения.
11.Уметь составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.
12.Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
13.Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
14. Пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.
15.Владеть монологической и диалогической речью, подготовить сообщение, доклад, реферат.
16. Письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы.
17.Выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения.
18. Высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Используемые элементы педагогических технологий:
Технология проблемного обучения. (исследовательские методы в обучении):
Цель: помочь учащимся полнее проявить свои способности, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал, исследовательские навыки.
Технология дифференцированного обучения:
Цель: обучение учащихся планировать свое время для выполнения заданий, выбирать уровень подготовки на данном этапе
Технология проектного обучения
Цель: формирование у учащихся умений создания творческих проектов по предмету;.Информационно-коммуникационные технологии:
Цель: Создать условия для комфортности учащихся, способствовать работе в самостоятельном режиме, активизировать познавательную деятельность.
Технология здоровья сбережения:
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе через проведение физкульт минуток на уроке, через создание творческих работ по здоровому образу жизни, через соблюдение санитарно-гигиенических норм, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Используемое оборудование :Мультимедийное оборудование кабинета № 16;
Фонохрестоматия для 6 класса CD
Тематическое планирование
№ урока Дата Тема урока. Тип урока.
Материал
учебника Цель урока. Теория литература Надомное обучение
1 Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. Беседа. Тестирование. Подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы. В рассказах о прочитанном учить подростков выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно. Прототип «Изучается совместно с учителем» 2 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Рассказ учителя. Беседа. Дать понятие о мифе.
Познакомить учащихся с «Подвигами Геракла».
Учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.
Закрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.
Учить объяснять свой выбор, делая самостоятельные выводы. Мифы «Самостоятельное изучение учеником
3 Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенды об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Рассказ учителя. Беседа. Дать понятие о легенде.
Познакомить учащихся с содержанием «Легенды об Арионе».
Обогащать лексикон учащихся. Отличие мифа от сказки.
«Изучается совместно с учителем» 4 Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. Урок внеклассного чтения. Познакомить учащихся с основными событиями изучаемого произведения, обучать чтению поэмы.
Учить составлять характеристику героя на основании его поступков.
Уточнить знание учащимися текста, событийной стороны и героев в их взаимосвязи; выявить основные признаки понятий «гипербола», «постоянный эпитет», определить их роли. Эпическая поэма.
Героический эпос. «Самостоятельное изучение учеником
5 Устное народное творчество.
Обрядовый фольклор.
Обрядовые песни. Урок внеклассного чтения. Познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).
Развивать эстетический вкус учащихся.
Работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся. Обрядовый фольклор.
«Изучается совместно с учителем» 6 Устное народное творчество.
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.
Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
Рассказ учителя. Беседа. Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках.
Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц.
Дать элементы конспектирования.
Организовать самостоятельное чтение.
Дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе.
Учить детей придумывать загадки.
Пословицы и поговорки.
Загадки. «Самостоятельное изучение учеником
7 Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» Урок развития речи. Развивать эстетический вкус учащихся, обогащать лексикон учащихся, развивать речь учащихся
.
. «Изучается совместно с учителем» 8 Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю.
Создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.
Продолжить знакомство с летописными сказаниями.
Учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении.
Летописи «Самостоятельное изучение учеником»
9 Русские басни.
И.И. Хемницер. Слово о баснописце. «Лев, учредивший совет». Осуждение неразумной государственной деятельности.
И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. Рассказ учителя. Беседа. Расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; развивать умение составлять рассказ с опорой на план. Басни. . «Изучается совместно с учителем» 10 И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Рассказ учителя.
Беседа. Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других. «Самостоятельное изучение учеником»
11 И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.
Беседа.
Обучение чтению. Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других. Аллегория. «Изучается совместно с учителем» 12 А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта. Стихотворение «Самостоятельное изучение учеником»
13 А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».
Урок развития речи. Рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы.
Познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением.
Дать понятие о двусложных размерах стихотворения. Композиция «Изучается совместно с учителем» 14 А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.
Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина. Обучение чтению.
Практикум. Познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее.
Учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет. Жанр стихотворного послания.
Эпитет, метафора как средства создания художественных образов. «Самостоятельное изучение учеником»
15 А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
Обучение чтению.
Беседа. Начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией.
Выяснить первые впечатления от прочитанного.
Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».
Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход. Конфликт в произведении. «Изучается совместно с учителем» 16 Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. Беседа.
Практикум. Продолжить работу над романом. Учить анализировать отдельные эпизоды произведения. «Самостоятельное изучение учеником»
17 Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Урок развития речи. Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».
Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход. Композиция художественного произведения. . «Изучается совместно с учителем» 18 А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня - крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. Беседа. Развивать умение учащихся представлять героев, сочувствовать им, понимать их. Сюжет.
Повесть.
Антитеза. «Самостоятельное изучение учеником»
19 А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. Урок внеклассного чтения. Развивать умение учащихся представлять героев, сочувствовать им, понимать их. . «Изучается совместно с учителем» 20 Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина. Урок контроля. «Изучается совместно с учителем» 21 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Познакомить учащихся со стихотворением «Тучи».
Продолжить знакомство со стихотворными размерами (изучить трехсложные размеры). Композиция стихотворения. «Самостоятельное изучение учеником»
22 Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. Практикум. Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Работать над выразительным чтением.
Дать понятие «антитеза», «метафора». Антитеза как основной композиционный прием.

«Изучается совместно с учителем» 23 М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Беседа.
Практикум. Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Работать над выразительным чтением.
Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.
. «Самостоятельное изучение учеником»
24 Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».
Урок развития речи. «Изучается совместно с учителем» 25 И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
Рассказ учителя. Беседа. Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей, духовный мир крестьянских детей. Гуманистический пафос. «Самостоятельное изучение учеником»
26 Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.
И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Практикум. Показать роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Понаблюдать, как через портреты героев писатель передает их характер; учить монологической речи. Портрет.
. «Изучается совместно с учителем» 27 Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». Урок внеклассного чтения.
Продолжить знакомство с творчеством Гоголя. «Самостоятельное изучение учеником»
28 Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. Рассказ учителя.
Практикум. Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России
Дать учащимся возможность почувствовать красоту тютчевских стихов.
«Изучается совместно с учителем» 29 Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело …». «С поляны коршун поднялся …». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу одного стихотворения. Урок развития речи. Работать над выразительным чтением.
Показать роль антитезы в стихотворении.
Продолжить обучение анализу стихотворения. Роль антитезы в стихотворении. «Самостоятельное изучение учеником»
30 А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила …». «Опять незримые усилья …». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы …». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России.
Дать учащимся возможность почувствовать красоту фетовских стихов.
Работать над выразительным чтением.
«Изучается совместно с учителем» 31 Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Урок контроля. «Изучается совместно с учителем» 32 Родная природа в стихах русских поэтов. «Самостоятельное изучение учеником»
33 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта.
Познакомить со стихотворением «Железная дорога». Работать с «трудными» словами из стихотворения. «Изучается совместно с учителем» 34 Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. Беседа.
Практикум. Продолжить работу над стихотворением «Железная дорога».
Подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей. Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика. «Самостоятельное изучение учеником»
35 Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. Урок внеклассного чтения. Продолжить знакомство с лирикой Некрасова. Историческая поэма. «Изучается совместно с учителем» 36 Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
Изображение представителей царской власти в сказке Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
Рассказ учителя.
Беседа. Сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове.
Познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом.
Учить определять жанр сказа;
основную идею. Понятие о сказе. «Самостоятельное изучение учеником»
37 Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша». Урок развития речи. Учить давать сопоставительную характеристику героям; рассказывать о герое (портрет, история жизни);
выразительно читать по ролям;
кратко пересказывать текст.
«Изучается совместно с учителем» 38 Н.С. Лесков. «Человек на часах». Урок внеклассного чтения. Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.С. Лескова. «Самостоятельное изучение учеником»
39 А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. Урок внеклассного чтения. Организовать «встречу» учащихся с А.П. Чеховым – писателем и человеком.
Попытаться раскрыть природу смешного в рассказах Чехова. «Изучается совместно с учителем» 40 А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Практикум. Продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся. Художественная деталь как источник юмора. «Самостоятельное изучение учеником»
41 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи …», «Посмотри – какая мгла …». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист …», «Чудный град …».
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы …». Развитие понятия о лирике. Урок-концерт. Расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века.
Продолжить работу над выразительным чтением учащихся. Развитие понятия о лирике. «Изучается совместно с учителем» 42 А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Дать сведения из биографии А.П. Платонова.
Познакомить с повестью-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа. «Самостоятельное изучение учеником»
43 А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.
Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. Рассказ учителя.
Беседа. Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Алые паруса»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Продолжить словарную работу.
Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку). «Изучается совместно с учителем» 44 М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству. Сказ-быль «Самостоятельное изучение учеником»
45 Образ природы в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Беседа.
Практикум. Познакомить учащихся с идейно - художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.
Объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказкой-былью». «Изучается совместно с учителем» 46 Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Подготовка к сочинению. Урок развития речи. Знать жанровые особенности сказки-были; о метафорическом смысле заглавии сказки.
Уметь детально разбирать фрагмент текста; обмениваться мнениями о прочитанном; использовать в беседе прием словесного рисования; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.
Особенности композиции и сказе-были «Самостоятельное изучение учеником»
47 Классное сочинение «Человек и природа в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Урок развития речи. «Изучается совместно с учителем» 48 Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …»
Н.И. Рыленков. «Бой шел всю ночь …».
Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др.
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. Урок развития речи. Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны о жизни и творчестве К.Симонова, А.Суркова, Сергея Орлова, Давида Самойлова; о поэзии военных лет (общая характеристика);
понятия (эпитет, инверсия, метафора, баллада); конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России;
Уметь работать над комплексным анализом стихотворения; выразительно читать стихотворения; работать с репродукцией картины; производить сопоставительный анализ.
«Самостоятельное изучение учеником»
49 А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. Урок внеклассного чтения. «Самостоятельное изучение учеником»
50 В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Продолжить словарную работу.
Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).
«Изучается совместно с учителем» 51 В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.
Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Урок развития речи. Знать о жизни и творчестве В.П.Астафьева; понятия (автобиографическая проза, пейзаж); содержание рассказа «Конь с розовой гривой», основные черты характера героя;
Уметь работать с текстом по самостоятельно составленному плану; отмечать особенности композиции и своеобразие языка рассказа.
Юмор «Самостоятельное изучение учеником»
52 В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее. «Изучается совместно с учителем» 53 Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Беседа.
Показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.
Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика. «Самостоятельное изучение учеником»
54 Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». Урок развития речи.
Уметь сжато пересказывать; обсуждать содержание рассказа «Уроки французского»; пояснять мотивы поведения героя рассказа; работать с толковым словарем и иллюстрациями; выбирать эпизоды для анализа теста; составлять план сочинения.
«Изучается совместно с учителем» 55 Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. Рассказ учителя.
Беседа. Дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии.
Отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения. «Самостоятельное изучение учеником»
56 Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Рассказ учителя.
Беседа. Познакомить учащихся с этим интересным писателем, с его произведениями, и пробудить к ним интерес. Юмор «Изучается совместно с учителем» 57 Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. Урок контроля. «Самостоятельное изучение учеником»
58 Родная природа в русской поэзии ХХ века.
А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя.
Обучение чтению. Показать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека ХХ века.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.
Познакомить учащихся с о традициями в поэзии ХХ века;Поговорить о вечности темы природы в творчестве поэтов и музыкантов и разности ее проявления; о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов
Знать термины (лирический герой, эпитет, метафора); о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов
Учить беседовать по услышанному; работать с репродукциями; использовать в речи прием словесного рисования; подтверждать свои рассуждения текстом;
выразительно читать стихотворения;
определять способы создания образов;
анализировать и сопоставлять лирическое стихотворение по предложенному плану.
Средства создания поэтических образов.
«Изучается совместно с учителем» 59 А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие …». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. Практикум. Познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. «Самостоятельное изучение учеником»
60 К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда …», «Каким бы ни был малым мой народ …». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.
Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Урок внеклассного чтения. Познакомить учащихся с поэтическим миром К. Кулиева и Г. Тукая, с выразительностью художественного языка поэтов. «Изучается совместно с учителем» 61 В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.
Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. Рассказ учителя.
Беседа. Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказами «Срезал» и «Критики»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Продолжить словарную работу.
Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку). «Самостоятельное изучение учеником»
62 М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. Урок внеклассного чтения. Знать о жизни и творчестве М.Сервантес Сааведры, основных героев произведений и их характерные особенности; романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;
читать по ролям.
«Изучается совместно с учителем» 63 Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. Рассказ учителя.
Беседа. Знать о жизни и творчестве Ф.Шиллера, основных героев произведений и их характерные особенности; признаки баллады.
Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста. Баллада «Самостоятельное изучение учеником»
64 П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. Урок внеклассного чтения. Познакомить с жизнью и творчеством П.Мериме.
Знать основных героев произведений и их характерные особенности.
Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;
читать по ролям.
Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу. Новелла.
Романтизм и реализм «Изучается совместно с учителем» 65 М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.
Том и Гек: общность и различие.
Средства создания комического. Юмор в произведении. Урок внеклассного чтения. Познакомить учащихся с творчеством Марка Твена.
Знать основных героев произведений и их характерные особенности; своеобразие и особенности юмора;
Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям. Средства создания комического. «Самостоятельное изучение учеником»
66 А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказе. Понятие о притче. Урок внеклассного чтения. Знать о жизни А. де Сент-Экзюпери, основных героев произведений и их характерные особенности; понятие философская сказка; особенности притчи.
Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;
читать по ролям.
Философская сказка-притча.
«Изучается совместно с учителем» 67 Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».
Выявление уровня литературного развития учащихся. Урок контроля. «Самостоятельное изучение учеником»
68 Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. Уроки развития речи. Задание на лето «Изучается совместно с учителем» 69-70 Резерв Лист коррекции
Класс Название, раздела,темыДата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту