Урок по литературе 6 класс А.И.Куприн «Чудесный доктор.
Урок: А. И. Куприн. рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна как талантливого русского писателя; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор», его проблематике; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ).
Оборудование: портрет А. И. Куприна; выставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф к уроку «Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)..
Сценарий урока
Жизнь дана на добрые дела.
Русская пословица
I. Постановка целей и задач урока.
– С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя, вы знакомы по таким детским рассказам, как: «Белый пудель», «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.
Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.
Устный рассказ ученика «Краткая биография писателя А. И. Куприна». (Можно подготовить и продемонстрировать презентацию из 7–10 слайдов.)
II. Изучение нового материала.
1. Чтение рассказа «Чудесный доктор» учителем (можно заменить выборочным чтением).
Вопросы для беседы:
– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. И. Куприна?
– Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)
– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?
– Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»?
– В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? («Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали… На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».)
– Почему мальчуганам трудно было оторваться от «этого очаровательного зрелища»? («Во всем чувствуется приближение Рождества: звуки польки, сияющие елки, визг, яркие витрины, нарядные дамы».)
– В каком ином мире живут эти мальчуганы? (Устный ответ с цитированием.)
– Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите антитезу в тексте.
– Известен ли кому-нибудь из вас «запах нищеты»? (Читали об этом у В. Короленко «Дети подземелья».)
– Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему?
– Как семья оказалась в такой бедственной ситуации?
– Как члены семью выходят из положения, как они относятся друг к другу?
2. Чтение по ролям фрагмента «Разговор с матерью».
– Итак мы знаем, что мать просила сыновей передать письмо бывшему хозяину мужа. Мальчуганы возвратились домой. (Чтение по ролям.)
– Какие события произошли дальше?
– Опишите портрет отца.
– Что предпринимал Мерцалов, чтобы изменить ситуацию?
– Какой выход из ситуации вы могли бы предложить Мерцалову как отцу трех детей? (Действительно, безвыходных ситуаций не бывает. Человек живет среди других людей. И всегда найдется тот, кто чем-то, но поможет. Ситуация начнет выравниваться. Нельзя падать духом, надо всегда верить в лучшее.)
2. Словарная работа.
– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание, сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Вопросы для беседы:
– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся?
– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или сочувствия? Расскажите об этом.
– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!»?
– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на добрые дела и поступки.
– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал? (Хотел подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)
Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.
– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, святой человек.)
Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу.
– Как Мерцалов все же узнал настоящее имя «чудесного доктора?
3. Особенности рождественского рассказа.
В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности.
Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой – ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»? (1, 2, 3 особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и милосердия.)
4. Презентация выставки книг «Рождественские рассказы русских писателей» (проводит учитель).
Ш. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Итак, сегодня мы узнали некоторые факты из биографии А. И. Куприна. Прочитали рассказ «Чудесный доктор», обозначили проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал, что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд на мир нам интересны. Об актуальности проблем, о современном звучании художественного слова Куприна поговорим на следующем уроке.
– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)
– Кого из одноклассников можете назвать вдумчивым читателем и почему? (Высказывания учащихся.)
– Какие у вас есть пожелания по организации следующего урока по творчеству А. И. Куприна? (Высказывания учащихся.)
– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами:
1. Быть «чудесным доктором» – это значит...
2. Чудо – это...
3. А главное – ...
4. Милосердие я понимаю так...
5. Рассказ заставил меня задуматься...
6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...
7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...
8. Актуальность рассказа заключается в том, что...
9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только...
10. Я благодарна А. И. Куприну...
Домашнее задание.
1. Подготовить пересказ рассказа и составить план биографии писателя.