Конспектпо литературе на тему А.Куприн Чудесный доктор
Тема нашего урока «Великая и неистощимая сила – человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Цели урока: научить учащихся анализу прозаического произведения, формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых, через изучение рассказа «Чудесный доктор», воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения..
Дидактическая цель: анализ литературного произведения
Методические комментарии: Методы и приёмы: словарная работа, чтение по ролям, аналитическая беседа по тексту, индивидуальное задание, ролевая игра. Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)
Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная, коллективная)
Заранее было дано задание: определить по Словарю значение слов «чудесный», доброта, милосердие. Ключевыми словами на уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора
Предметные результаты: применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Метапредметные результаты: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение работать индивидуально и в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Личностные результаты: воспитание интереса к предмету; ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
УУД личностные: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать ;применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Межпредметные связи: русский язык, география, биология, изо, музыка, история.
Оформление урока: выставка книг А.И. Куприна для детей; выставка детских рисунков «Новогодние чудеса»; экспозиция «С Рождеством!»; плакат «Библиография книг для детей А.И. Куприна»; плакат «Ключевые вопросы рассказа «Чудесный доктор»; карточки произведений живописи (К.В. Лемох «Без кормильца», портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова); «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; Энциклопедический словарь государственного научного издательства; музыкальная запись песни для детей «Когда часы двенадцать бьют»; записи на доске:
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Литература, 6 класс
Аннотация; урок по литературе по теме «По рецепту профессора Пирогова ( рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)» предназначен для учащихся 6 класса. Методы и приёмы, которые используются на этом уроке : словарная работа, чтение по ролям, аналитическая беседа по тексту, индивидуальное задание, ролевая игра. Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский). Для проведения занятия необходимы: учебники, тетради, портреты А.И. Куприна, Н.И. Пирогова, иллюстрации учащихся, репродукция иконы Владимирской Божьей Матери, мультимедийный проектор, компьютер. Слайды помогают выделить смысловую доминанту урока, способствуют лексическому комментарию, активизируют внимание учащихся на теме урока.
Ход урока: Эмоциональный настрой.
1.Организационный момент. Этап мотивации
Слово это серьезное, Главное, важное.То, что значит оно, Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.
Это качествоВ сердце у многих живетИ о боли других Позабыть не дает.
И оно поважнее, Чем лица красота.Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
-Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «Доброе утро». Произнося их, мы желаем хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, веселым, добрым
Задание 1 группе: (Напишите на лучиках ассоциации со словом «Доброта» и прикрепите их к нашему солнышку
(доброта, милосердие, чуткость, сострадание, уважение, вежливость, терпимость, понимание, скромность.)
Задание 2 группе: напишите на цветочках ассоциации со словом «Милосердие»
(дети пишут на цветах, прикрепляют к доске – озвучивают). Доброта
Милосердие, Чуткость, Щедрость, Любовь, Бескорыстие, сочувствие, нежность
Учитель:
- Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность. Заботьтесь о своей полянке, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте её солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
-Но жизнь людей на Земле – и взрослых и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям
Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние И поэтому помощь, которая, к сожалению, далеко не всегда приходит в критический момент, воспринимается как чудо.
Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется!
Постановка учебной задачи.
-Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподаст нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». -Ребята, вы прочитали его дома.
-Какую проблему затронул Куприн в рассказе «Чудесный доктор»?
( Общечеловеческую проблему гуманного отношения к человеку)
-Как вы думаете, какие вопросы мы должны затронуть на уроке?
(Милосердие, сострадание, помощь нуждающимся в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»
А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)
А вот как дает толкование этих слов в разных словарях. (На экране слайд с записью):
Доброта -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.
Милосердие- Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие
-Рассказ называется «Чудесный доктор». Попробуем объяснить значение слова «чудесный»
У слова «чудесный» несколько значений: волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный.
-Давайте подумаем, исходя из выше сказанного, над темой урока.
Великая и неистощимая сила – человеческая доброта
Переход к теме
? Что представляет для вас интерес в плане исследования в рассказе «Чудесный доктор»? Слова-помощники:
разобраться в содержании прочитанного,
понять авторский замысел;
дать оценку поступкам героев;
учиться формулировать и аргументировать свое мнение;
участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
развивать устную речь;
представлять результаты индивидуальной и групповой работы
2.Установка на восприятие.
В самые трагические минуты русские люди обращались к образу Богородицы, прося ее денно и нощно, шепча горячие слова молитвы:
Милосердия двери отверзи нам,
Благословенная Богородице,
надеющиеся на Тя да не погибнем,
но да избавимся Тобою от бед:
Ты бо еси спасение рода христианского.
-Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено? (Ответы учащихся.)
-Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными?
Существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее.
- Каких людей больше? В этом нам поможет разобраться А.И. Куприн и герои его рассказа «Чудесный доктор»
Актуализация знаний учащихся.
Вступительное слово учителя : Каждый человек любит праздники. К сожалению, в нашей жизни их немного. Особенно любим мы Рождество. Это заложено в нашем подсознании. Ведь рождество – это рождение человека – Бога, который был послан Человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, чтобы помочь сделать жизнь Человека лучше, чище, нравственнее. В рождественские праздники каждый ждет чуда. Взрослый ли это, ребенок ли... Мы загадываем желания, готовим рождественский ужин, украшаем свои жилища, а главное – мы наряжаем ёлку. Знаете ли вы, ребята, почему на Рождество наряжают именно ёлку, а не какое – то другое дерево, не березу, например, лил осину? Существует старинная сказка про елку.
«Когда Христос родился, все деревья пошли поздравить Его и принесли подарки, у кого что было: яблоня – яблоки, орешник – орехи. Одна лишь ёлка стояла в отдалении и не приближалась.
– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее другие деревья.
– Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.
– А ты, добрая печальная ёлка! – сказал Ангел, который слышал ее слова, – Ты скромная и добрая! За это я награжу тебя. Пусть все звезды неба украсят тебя. И так будет в каждый день рождения Божественного Младенца'' И все дети будут смотреть на тебя, и протягивать к тебе свои руки.
И в каждый день рождения Младенца ёлку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками и звездами».
Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры.
И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.
Демонстрируются картины Сандро Боттичелли «Рождество», 1501 г., Питера Брейгеля старшего «Поклонение Христу», 1551 г. и др.
В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.
«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где он произошёл :«В Киеве лет около 30 назад».
Рассказ: "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Он вспоминает жуткую рождественскую стужу. Он и брат вышли из холодного промёрзлого подвала. Голодные дети прошли заиндевелыми улицами и оказались в ярком, красивом манящем городе. Городе – сказке. Но только там не было места страдающей семье. Хозяин семьи не мог найти работу. Семья не раз пыталась найти выход: она просила помощи у многих, но те, кто материально мог спасти эту семью, отказывались, ссылались на нехватку времени, денег, желания. И вдруг что же произошло? Вы это знаете из текста рассказа.
Актуализация знаний учащихся.
Беседа по прочитанному:
? В каком городе происходили события? (В Киеве).
? Когда? (Во второй половине 19 века).
? Что вы можете сказать об этом времене?( бедность, нищета на фоне богатства)
?А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником ( ответы детей)
Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?
Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».
Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь.
-А для вас что приятнее: дарить подарки или получать их?
Учитель : Не все любят дарить подарки. А ведь человек, который любит и дарить, и получать подарки. Испытывает двойную радость, двойное чудо.
Учитель: Сегодня мы станем свидетелями ещё одной рождественской истории. Это время, когда происходят необычные события, сбываются мечты, свершаются судьбы.
Методические комментарии .
Работа с текстом.
Методические комментарии. Дать объяснение словам, данным в тексте
Словарная работа (дети записывают в тетрадь)
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.
Плачевно - здесь: безрезультатно.
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.
Швейцар - сторож при подъездах.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств
Работа в группе
– А сейчас мы составим с вами кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:
1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом» (Елизавета Ивановна)3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости.»(Григорий Мерцалов)4) «Старший мальчик дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, , идем, идем Нечего тут» (Володя)5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..»(Машутка)6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)
Вернемся к тексту рассказа. Вспомните эпизод у витрины магазина.
Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома?
Прежде чем ответить на вопрос я предлагаю собрать пазл (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов).
Слайд? Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).
-Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.
Групповое задание
Каждой группе дома дано задание выписать из текста слова, относящиеся
Мир вокруг мальчиков и Мир мальчиков Давайте обменяемся вашими ответами и проверим работу каждой из групп
1 группа Мир вокруг мальчиков
2 группа Мир мальчиков
Мир вокруг мальчиков
Мальчики
огромное окном гастрономического магазина
Приплясывали от жестокой стужи
Великолепная выставка
Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки
Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;
Стояли пирамиды мандаринов;
Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;
Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.
Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.
Очаровательное зрелище
Произнес сурово, подавив тяжелый вздох
Прекрасные магазины
Малолюднее и темнее становились улицы
Сияющие елки
кривые, узкие переулки.
Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками
Покосившийся, ветхий дом,
Праздничное оживление толпы
мрачные, не освещенные косогоры
Веселый гул окриков и разговоров
Темный, обледенелый и грязный двор
Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам
Прошли в темноте общим коридором
Праздничное ликование
Закоптелые, плачущие от сырости стены
Мокрые отрепки
Ужасный запах керосинового газа
детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты.
Грязная широкая постель
- Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?
Выводы учащихся: Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.
-В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке
- Задание по группам. Возьмите конверт «Добро и зло», достаньте слова и приклейте все слова: 1 группа -ДОБРО и 2 группа –ЗЛО (на доске)
ДОБРО ЗЛО
Любовь безразличие
Сопереживание агрессивность
Справедливость ненависть
Бескорыстие зависть
Милосердие предательство
Сострадание равнодушие
Сочувствие хамство
Забота эгоизм
Готовность прийти на помощь обман, неуважение
- Посмотрите на эти слова-противопоставления, по которым мы точно понимаем, что семья в б
·еде!.
- Как случилось, что семья попала в беду?( отец заболел, на его место взяли другого)
- Какую попытку они предпринимают, чтобы исправить свое положение?
(пишут письмо)
-? Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики? (Просьба помочь).
? Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).
? Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но ).
Учитель :
Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.
Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.
Физкультминутка
Звучит «Лунная соната» Бетховена (дети встают)
- И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг
ИФ
Направо – горные вершины,Налево – ёлок длинный ряд,А сверху – облака на диво,Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,Нечаянно снег вдруг уронили, И снова к небу потянулись, Затем опять к земле пригнулисьИ распрямились.
И вновь вдыхаем глубоко:Вдох-выдох, вдох-выдох,И на душе легко-легко:Вдох-выдох, вдох-выдох.
Пусть сказка та не завершится,А нам, друзья, пора учиться!
- Отдохнули, продолжаем работать
Учитель: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.
- Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)
Проблемный вопрос: Как помочь семье Мерцаловых? Обсудите в группах и дайте мне полный ответ на вопрсВарианты решений:
1 Пожалеть, посочувствовать.2 Предложить денег.
3 Дать мальчикам одежду.
4 Предложить переехать в другую квартиру.
5Дать работу отцу.
6 Купить Машутке лекарства.
Оптимальный вариант: Чтобы помочь семье Мерцаловых, нужно дать работу отцу, срочно купить Машутке лекарства, посоветовать переехать в другую квартиру; предложив денег, купить мальчикам одежду. Вывод: если мы поступим таким образом, то в семье Мерцаловых всё будет хорошо.-Работаем дальше. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад? Найдем этот отрывок
- Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем
Задание: зачитайте отрывок «Тут было тихо и торжественно» - до конца абзаца.
Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.
(На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек). Этот литературный приём автора называется приёмом контраста. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).
- Беспокойной, усталой душе старшего Мерцалова противопоставлена тишина и торжественность природы.
=В саду тишина и спокойствие, чего нет в жизни героя. Человек - частица природы, он тоже хочет тишины и спокойствия. - Случайно ли автор приводит героя в общественный сад? = В общ. саду ходят люди. Есть надежда , что они помешают герою совершить самоубийство. Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов («красных крепких яблоков», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».), гипербол («целые горы красных крепких яблоков и апельсинов», «правильные пирамиды мандаринов»).
Все это, во-первых, служит контрастом («пирамиды нежно золотившихся мандаринов» рядом с блюдами, на которых протянулись, «уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы»), т.е. противопоставлением, контрастными рядами однородных членов (
Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление
Словарная работа.
-Как такое средство называется в литературе? (антитеза). Антитеза –это стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог! Г.Р.Державин
-Рождество, Новый год - семейные праздники, когда собирается вся семья вместе. А что происходит в семье Мерцаловых? Куда гонит Мерцалова молчаливое отчаяние голодной семьи"? (На улицу, в сад. )- К Мерцалову на скамейку в саду подсел мужчина, заговорил.
Методические комментарии .Работа с текстом .Разговор со стариком (чтение диалога в лицах) или сценка
«Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
– Вы позволите здесь присесть?
Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки. Минут пять прошло в обоюдном молчании, в продолжение которого незнакомец курил сигару и (Мерцалов это чувствовал) искоса наблюдал за своим соседом.
– Ночка-то какая славная, – заговорил вдруг незнакомец. – Морозно тихо. Что за прелесть – русская зима!
Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.
– А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, – продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). – Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.
Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
– Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел Подарочки!..
Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:
– Подождите не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.
-И в этой торжественной тишине в голове Мерцалова рождается мысль о самоубийстве. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.
? С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? (С доктором. Впоследствии мы узнаем, как зовут его – Н.И. Пирогов).
-Чем разговор в доме Мерцаловых отличается от этого разговора? =Мерцалов не сдерживает себя, т.к. нет детей. - Почему незнакомец не ушел, а выслушал Мерцалова и захотел помочь?
-Кем оказался незнакомый старик?
- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи свершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.
-Кто из вас слышал о докторе Пирогове?(ответы уч-ся)
Чудесного доктора петербуржцы видели последний раз в конце ноября 1881года, когда его забальзамированное тело перевозили в его собственное имение Вишню. Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». --Незнакомец ушёл, не назвал своего имени и не дал денег открыто. Почему?
Ответ учеников: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно.
-Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. А в родной ему Виннице покоится в мавзолее тело хирурга, который даже после смерти завещал себя науке.
Учитель : Какие душевные качества раскрываются в человеке, совершающем подобные гуманные поступки?(Отзывчивость, доброта, милосердие, любовь, толерантность, благородство, патриотизм, щедрость.)
Запишите для себя эти качества.
? Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
? Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)
? Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).
? Это поистине “чудесный” доктор. О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся, без ожидания благодарности. О чудесах, которые творит милосердие).
Учитель: добро, милосердие чудесного доктора живёт в поступках, делах детей Мерцаловых. То великое и мощное, что горело в душе чудесного доктора, учит людей никогда не падать духом, не поддаваться унынию, и всегда быть готовым протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.
-Такие люди, как доктор Пирогов все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих.
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? (да, приводят примеры)
Просмотр притчи о Добром саморянине
- Как вы поняли основную мысль этой притчи? (Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет)
????Просмотр слайдов презентации о милосердии
- Посмотрите на слайды презентации и подумайте: о чем они? Есть в нашем современном обществе это чудо милосердия?
Рассказ о Благотворительных Фондах
Пройдёт много лет. Каждый из вас выберет себе дело по душе, у вас будет семья, близкие люди. И главное, чтобы вы стали личностью, готовой помочь, сострадать. Для этого необходима огромная работа над собой.
- О чем заставляет задуматься рассказ?
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.
А кто уже успел сделать добрые дела?
-У меня в руках бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.
-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. Для семьи, для себя, для друга (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).
-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
Организует рефлексию
- Давайте вернемся к нашему солнышку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?
Поэтому я хочу прочитать вам свое любимое стихотворение. Оно, я думаю, имеет отношение к нашей теме.
Не жалейте сердца.
Не таите доброты и нежности своей,
Не своих прозрений и открытий
Не таите в жизни от людей.
Жизнь – она всегда сплошные муки.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Торопитесь все отдать при жизни,
И на помощь вовремя прийти,
Делом добрым, словом добрым,
И самим добро, встречая на пути.
Между словами милосердный и милостыня есть что-то общее? ( Добро бескорыстно. Но можно совершать добро не для того, чтобы помочь, а продемонстрировать окружающим, кто тут лучший, добрейший).
А вот что об этом говорится в Библии:
«Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. // Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою//.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.//
«Чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаёт тебе явно». (Мф. 6,1-4).
А надо ли помогать тому, кто тебя не просит?
- О чем заставляет задуматься рассказ?
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Подведение итогов:
Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:
Какой след
Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы
На много лет?
Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.
Учитель: Вот сегодня в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. И я надеюсь, что к концу акции вазочка будет полна нашими добрыми делами. Согласны?
Подводим итоги урока.
-Вот и подошёл к концу наш урок.
- Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
- А теперь оцените свою работу на уроке (в листах оценочных)
-- Вы сегодня прекрасно и творчески поработали в группах, показали глубокие знания художественного произведения, умение мыслить, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, слушать собеседника
Но особенно я хочу выделить следующих учащихся (объявляю оценки и комментирую их)
домашнее задание, комментирует его выполнение: подумайте и ответьте на вопрос: «Каким людям приятнее, радостнее жить на свете: равнодушным или милосердным? Почему? Приведите примеры из рассказа «Чудесный доктор» или из своей жизни Напиши сочинение “В какие чудеса следует верить людям?”
Учитель:
-. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, добро и зло. Научиться быть по - настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья
Урок окончен,Проблемы наши решены.И пожелать вам хочется добраИ много счастья.Пока живёшь – твори доброНе делай людям злаИ никого не обижай ты понапрасну.Пусть яркой будет жизнь твоя.Как это трепетное сердцеВ ладонях ангела – творца.
Хочется крикнуть людям:Будьте щедрей на ласку.Путь человека труден,Мало похож на сказку.
Чтоб потом себя не винитьВ том, что сделал кому – то больноЛучше добрым на свете бытьДобрым быть, добрым быть.
Песня «Дорогою добра»
Используемая литература:
Все произведения школьной программы в кратком содержании /Авт.-сост.И.О.Родин, Т.М.Пименова, 1997.
Данные всемирной компьютерной сети INTERNET.
Самоанализ
Урок литературы, посвященный анализу рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор», построен в соответствии с идеями системно-деятельностного подхода в обучении, что позволяет не только существенно повысить качество усвоения знаний по предмету, но и способствует развитию мышления и познавательных способностей учащихся при включении их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, что исключает пассивное восприятие материала. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми.
В ходе урока продолжается системная работа по формированию УУДвсех видов (регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных): умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других и пр.
Творческая составляющая урока (стилистический эксперимент, творческое домашнее задание) ориентирована на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий самореализации в учебной деятельности.
Использованы инновационные приемы обучения:
обучение в групповой деятельности с обязательным распределением зоны ответственности каждого;
групповая дискуссия (для обмена первичной информацией и переосмысления полученных сведений, сравнения собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями);
ассоциации и кластеры(для демонстрации процесса мышления, отражения взаимоотношений между идеями, фиксации «зоны разрыва в знаниях» и предполагаемых направлений анализа);
Использование данных приемов и структуры урока (фаза вызова, осмысления, рефлексии) позволяет заявить об ориентации урока на идеи технологии развития критического мышления.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы, что, бесспорно, востребовано в современной действительности.Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Конспект урока выполнен с учетом требований к современному уроку: сформулированы УУД, формируемые на каждом этапе урока; обозначены границы обязательных этапов урока: организационного, вводно-мотивационного, этапа целеполагания, открытия новых знаний; рефлексии; сформулированы задачи, решаемые на каждом этапе урока; разграничена деятельность педагога и обучающихся; домашнее задание на вариативной и творческой основе.
Представляемый методический опыт может быть использован в классах с углубленным изучением предмета, так как достаточно глубоко и на основе серьезной теоретико-литературоведческой базы исследуются разные уровни организации художественного текста. Такое пристальное и всестороннее внимание к тексту также определяется идеями технологии развития критического мышления.
С.А.Малова
13PAGE \* Arabic \* MERGEFORMAT14315
Рисунок 1
·