Рабочая программа по русскому языку для 7 класса. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено и утверждено Согласовано: Утверждаю: на заседании МО учителей русского языка и литературы зам.директора по УР директор МБОУ Комаричская СОШ №1 Протокол №___ ОТ 31.08.2015. ( Жилкина Т.Н.) (Радченко И.А.) Руководитель МО (Корнюшина ЕА..) Приказ №_______ от «____» ________2015г
по русскому языку в 7 классе (базовый уровень) на 2015– 2016учебный год
Составитель: Корнюшина Е.А.
Комаричи 2015 год
Рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1) Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень). М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2010 2) Государственного стандарта общего образования, 3) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку, 4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку, 5) Учебника «Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2013»
5 часов в неделю, 175 часов в год
Пояснительная записка Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей: познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи; формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом; совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов; воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Образовательная технология – традиционная.
С целью соблюдения преемственности добавлен 1 час в неделю (35 часов в год) регионального компонента. Эти часы равномерно распределены на учебный материал программы, рассчитанной на 5 часов в неделю. В последние годы у учащихся 5 -8, 10 классов – 35 учебных недель в год, следовательно, материал рассчитан на 175 часов в год (а не на 170, как в программе)
Время на изучение курса русского языка в 7 классе распределено следующим образом
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Всего уроков
Развитие речи
Контрольных работ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (описание, по картине, по фотографии, по данному сюжету и др.), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.
Содержание учебного материала
Введдение . Русский язык как развивающееся явление (1ч) Повторение изученного в 5-6 классах. (12+2ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. (25ч+6ч) 1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких причастиях 2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом - ся, согласовывать причастия с опред. существительными, строить предложения с причастными оборотами. 3. Описание внешности человека. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочные изложения текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Деепричастие (10+2ч) 1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. 2. Умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами. 3. Рассказ по картине. Наречие (28ч+6ч) 1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения и их образование. Текстообразующая роль наречий. Правописание не с наречиями на - о - е, ни в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на о - е. Буквы о - е после шипящих на конце наречий. Суффиксы о - а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. 2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы. 3. Описание действий. Пересказ исходного текст с описанием действий. Категория состояния (4ч+2ч) 1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. 2. Выборочное изложение текста с описание состояния человека или природы. Служебные части речи. Культура речи (1ч) Предлог (11ч+2ч) 1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах. 2. Умение правильно употреблять предлоги в, на, с, из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами - синонимами. 3. Рассказ от своего имени на основе - прочитанного. Рассказ на основе увиденного по картине. Союз (1бч+2ч) 1. Союз как служебная часть речи. Роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные, сочинительные. Союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, и союза также от наречия так с частицей же. 2. Умение пользоваться в речи союзами - синонимами. 3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18ч+4ч) 1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не-ни. Правописание не-ни с различными частями речи. 2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами. 3. Рассказ по данному сюжету. Междометие. Звукоподражательные слова. (1ч)
1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационные выделения междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. 2. Умение выразительно читать предложения с междометиями. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. (12ч+2ч) Сочинение - рассуждение на морально-этическую тему или публичные выступления на эту тему.
Учебно-тематический план по предмету «Русский язык» для 7 класса рассчитан на 175 часов (5 часов в неделю)
№ п\п Название раздела Планируемое время проведения Кол-во часов В том числе:
Уроки Уроки развития речи Контрольные работы
1. Русский язык как развивающееся явление
1 1
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V - VI КЛАССАХ
14 11 2 1
3. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
141 111 24 6
3.1. Причастие
31 24 6 1
3.2. Деепричастие
12 9 2 1
3.3. Наречие
34 27 6 1
3.4. Категория состояния
6 4 2
3.5. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1 1
3.6. Предлог
13 10 2 1
3.7. Союз
18 15 2 1
3.8. Частица
22 17 4 1
3.9. Междометие. Звукоподражательные слова
4 4
4. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
19 16 2 1
Итого
175 139 28 8
Календарно-тематическое планирование по русскому языку №
Тема урока
Тип урока Кол-во часов
Требования к уровню подготовки
Вид контроля. Измерители
Домашнее задание Дата проведения
План. Факт.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1ч)
1 Русский язык как развивающееся явление Вводный урок 1 Понимать, что русский язык – развивающееся явление Анализ текстов, выявление главного и существенного. Создать устное высказывание: доказать, что язык - развивающееся явление § Упр.4 2.09
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V - VI КЛАССАХ (12ч + 2ч)
2. Синтаксис. Синтаксический разбор Урок повторения и обобщения знаний по теме 1 Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Выполнять синтаксический разбор, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи Составление схем, конструирование словосочетаний и предложений по схемам §1,упр.9 3.09
3. Пунктуация. Пунктуационный разбор Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять пунктуационный разбор, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию в речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила Графический, объяснительный диктанты §2,упр.12 4.09
4. Лексикология Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем §3,упр.16 7.09
5 Фразеология Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать определения. Уметь находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре Работа со словарем §3, упр.14 8.09
6. Фонетика и ор-фоэпия. Фонетический разбор слова Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи, выполнять фонетический разбор слова Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи §4, упр.20 9.09
7. Словообразова-ние и орфография
1
Знать способы образования слов. Уметь по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» §5, упр.27 10.09
8. Морфемный и словообразовательный разбор слова Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словарем Упр.28 11.09
9. Морфология и орфография Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил Работа по карточкам, предупредительный диктант §6, упр.35 14,09
10. Морфологический разбор слова Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь выполнять морфологический разбор слов
Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание §6, упр.47 15,09
11. Орфография. Правописание ь знака в разных частях речи Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Использовать знания, умения по морфологии в практике правописания. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил Работа по карточкам, предупредительный диктант Упр.43 16.09
12. Орфография. Правописание глаголов Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Использовать знания, умения по морфологии в практике правописания. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил Работа по карточкам, предупредительный диктант Упр.46 17.09
13. Контрольный диктант «Повторение» Урок контроля 1 Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора Диктант с грамматическим за-данием §1-6 18.09
14. P.p. Публицистический стиль речи, его жанры, языковые особенности Урок развития речи 1 Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля Составление таблицы «Публицистический стиль и его признаки», чтение текстов, их сравнение, анализ Сообщения, подготовить образцы текстов разных стилей 21.09
15. P.p. Текст. Стили литературного языка Урок развития речи 1 Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план § 7, §10-11, упр.51 22.09
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (117 ч + 24ч) Причастие (25ч + 6ч)
16. Повторение изученного о глаголе в V-VI классах Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять морфологический разбор; определять спряжение; выбирать гласную в безударных личных окончаниях, аргументировать выбор Выборочный диктант, изложение-миниатюра §8, 9. Упр. 59 23.09
17. Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи Тестовые задания §12,упр.76 24.09
18. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь опознавать причастия в тексте, отличать причастие от прилагательного; правильно употреблять в речи, определять постоянные и непостоянные признаки причастий Выборочный диктант. Словарная работа §12, упр.78 25.9
19. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму Осложнённое списывание. Словарная работа §13, упр. 80 28.09
20. Причастный оборот. Выделение запятыми причастных оборотов Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом Объяснительный, распределительный диктанты §14, упр.88 29.09
21. Текстообразующая роль причастий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, причастия и зависимого слова, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, графически обозначать причастный оборот, устанавливая связь причастия с определяемым и зависимым словами, выразительно читать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимических конструкций Работа по карточкам. Редактирование текста Упр.91 30.09
22. P.p. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова) Урок развития речи 1 Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты и др. Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. §15, стр.41-42 Упр.47 1.10
23. P.p. Сочинение-описание «Литературный портрет друга» Урок развития речи 1 Уметь составлять литературный портрет Описание внешности человека §15, упр.98 2.10
24. Действительные и страдательные причастия Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания Распределительный диктант. Тест §16, упр.101 5.10
25. Полные и краткие страдательные причастия Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль Тест. Выборочный диктант §17, упр. 105 6.10
26. Действительные причастия настоящего времени Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Составление таблицы «Суф-фиксы причастий». Объяснительный диктант §18, упр.107 7.10
27. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-, -ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека §18, упр.109 8.10
28. Действительные причастия прошедшего времени Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю Творческое списывание §19, упр.112 9.10
29. Р.р. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности (упр.100) Урок развития речи 1 Уметь пересказывать текст с описанием внешности Работа с текстом. Устный пересказ Упр.111 12.10
30. Страдательные причастия настоящего времени. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» §20, упр.117 13.10
31. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста §20, упр123. 14.10.
32. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени Словарный, распределительный диктанты §21, упр.124 15.10
33. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные Диктант «Проверь себя» упр.113 §21, упр. 127 16.10
34. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, правильно употреблять в речи Тест. Объяснительный диктант §22, упр.130 19.10
35. Одна буква н в суффиксах отглагольных прилагательных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способы разграничения страдательных причастий прошед-шего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи Распределительный диктант. Изложение-миниатюра §23,упр.132 20.10
36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? §24, упр. 144 21.10
37. P.p. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии (упр.129, 145, 146) Урок развития речи 1 Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека. Уметь самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал Сочинение Упр.146 22.10
38. P.p. Выборочное изложение текста с описанием внешности Урок развития речи 1 Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности Выборочное изложение Упр.151,150 23.10
39. Морфологический разбор причастия Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи Комплексный анализ текста §25, упр152 26.10
40. НЕ с причастиями Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы Составление таблицы «НЕ с причастием» §26, упр.155
27.10
41. НЕ с причастиями. Тренировочные упражнения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы, обобщать знания о правописании НЕ с причастиями, с другими частями речи, делать правильный выбор написания Работа по карточкам, графический диктант §26, упр.159. 28.10
42. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать условия выбора е, ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант §27, упр.163 29.10
43. Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом Работа с текстами разных стилей и жанров §14-27, контр.вопросы на стр 73 30.10
44. Тренировочные упражнения Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь правильно писать орфограммы в причастии Самостоятельная работа упр.155 Упр.177, 179 9.11
45. Контрольная работа по теме «Причастие» Урок контроля 1 Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации Комплексный анализ текста §13-27 10.11
46. P.p. Виды публичных общественно-поли-тических выступлений. Их структура Урок работы над ошибками Урок развития речи 1 Знать виды публичных общественно-политических выступлений, их структуру Публичное выступление Упр.166 11.11
Деепричастие (10ч + 2ч)
47. Повторение изученного о глаголе в V-VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения Объяснительный диктант §28, упр.181 12.11
48. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия Комплексный анализ текста Упр.183. 13.11
49. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запя-тыми Комментированный диктант Вопросный план текста (упр.163) §29, упр.187 16.11
50. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление) Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь выделять деепричастия запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям Самостоятельная работа. Составление предложений по схемам §29, упр.190 17.11
51. НЕ с деепричастиями Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему Работа по карточкам §30, упр.194 18.11
52. Деепричастия несовершенного вида Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая ор-фоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий Работа с таблицей 31, упр.198 19.11
53. Деепричастия совершенного вида Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом Анализ текста §32, упр.204 20.11
54. Употребление деепричастий в речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь использовать полученные знания в нестандартной ситуации; использовать свойства деепричастий «дорисовывать» действия в текстах разных стилей и типов речи, высказывать собственные суждения, делать выводы; анализируя, определять роль деепричастий в художественном тексте Комплексная работа с текстом, элементарный анализ художественных текстов, выявление особенностей употребления деепричастий в них Упр.207 23.11
55. P.p. Рассказ по картине С.А. Григорьева «Вратарь». Сбор ма-териала Урок развития речи 1 Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с те-мой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы Сочинение Упр.209 24.11
56. P.p. Написание сочинения
Урок развития речи 1 Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с те-мой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормыПонимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с те-мой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы Сочинение
25.11
57. Морфологический разбор деепричастия. Систематизация и обобщение изученного по те-ме «Деепричастие» Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи Редактирование текста, осложнённое списывание § 33, упр.210 26.11
58. Контрольная работа по теме «Деепричастие» Урок контроля 1 Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи Тест §28-33, вопросы на стр.90 27.11
Наречие (28ч + 6ч)
59. Наречие как часть речи Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов Анализ текста (упр.199) §34, упр.221 30.11
60. Синтаксическая роль наречий в предложении Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о синтаксической роли наречий Анализ текста. Редактирование текста (упр.200) Упр.222 1.12
61. Смысловые группы наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли Составить таблицу, распределить наречия по группам в за-висимости от значения §35, упр 228 2.12
62. Наречия указательные, неопределенные, вопросительные и отрицательные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение Анализ текста. Редактирование текста §35, упр. 230 3.12
63. Текстообразующая роль наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь употреблять наречия для связи предложений в тексте составлять тексты с использованием наречий Анализ текста. Сделать вывод о роли наречий как средства связи в тексте Упр.232 4.12
64. Р.р. Дневниковая запись (упр.211) Урок развития речи 1 Уметь составлять связный текст Сочинение
7.12
65. Степени сравнения наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способы образования степеней сравнения (сравнитель-ной, превосходной); уметь образовывать степени сравнения наречий, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подо-брать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения §36, упр 237 8.12
66. Разграничение степеней сравнения прилагательных и наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов; уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных Тест §36, упр.234 9.12
67. Морфологический разбор на-речия Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов; выполнять морфологический разбор наречия Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? §37, упр.240 10.12
68. Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» Урок развития речи 1 Уметь составлять связный текст Сочинение
11.12
69. Словообразование наречий. Слитное и раз-дельное написание не с наречиями на –о и -е Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать Объяснить способ образования наречий. Подобрать к наречиям синонимы с пристав-кой не, затем антонимы
14.12
70. Не с разными частями речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь соотносить правила написания НЕ с разными частями речи, видеть структуру наречия, опознавать наречие и другие части речи с НЕ, понимать общее в выборе орфограммы, формулировать обобщенное правило Заполнить таблицу (упр.225) §38 Выучить таблицу, упр.242 15.12
71. Тренировочные упражнения Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Писать слова в соответствии с изученными правилами Самостоятельная работа (упр.226) Упр.245 16.12
72. Буквы е-и в приставках не-и ни- отрица-тельных наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать условия выбора на письме е-и в приставках не- и ни-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки не -и ни- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании не -и ни- в отрицательных наречиях и местоимениях? (упр.230) §39, упр 252 17.12
73. Правописание отрицательных наречий, отрицательных местоимений Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь опознавать в тексте отрицательные местоимения и наречия, различать в них приставки не -и ни-, использовать в речи Самостоятельная работа (упр.231) Упр.254 18.12
74. Словообразование наречий. Одна и две буквы н в наречиях на о-е Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо §40, упр.258 21.12
75. Отличие наречий от кратких прилагательных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, безоши-бочно писать, определять способ образования наречия, синтаксическую функцию в предложении, употреблять в речи Работа по карточкам Упр.258 22.12
76. Одна и две бук-вы н в словах разных частей речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь безошибочно применять правила, писать слова в соответствии с орфографическими нормами Анализ текста Упр.260 23.12
77. P.p. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности Урок развития речи 1 Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме Работа с учебником. Редактирование теста Упр.261 24.12
78. P.p. Сочинение о труде по наблюдению (упр.240) Урок развития речи 1 Уметь составлять связный текст по наблюдениям Упр.239-240, написать сочинение о труде (заметку, интервью, репортаж) для стенгазеты в рубрику «Учимся работать» §41, Упр.262 25.12
79. Буквы о и е после шипящих на конце наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать правило выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограм-мой Тест §42, упр.266 28.12
80. Написание разных частей ре-чи с о и е после шипящих в раз-ных частях слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь определять общее в написании разных частей речи с о и е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило Работа с таблицей Упр.267 11.01
81. Буквы о и а на конце наречий с приставками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах Из толкового словаря выписать по 2 слова с разными приставками, придумать с ни-ми предложения §43, упр.270 12.01
82. P.p. Пересказ исходного текста с описанием действий Урок развития речи 1 Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последова-тельность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей. Изложение Упр.272 13.01
83. P.p. Сочинение – рассказ Урок развития речи 1 Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения, выбирать тип, стиль и средства выразительности языка Сочинение Упр.273 14.01
84. Дефис между частями слова в наречиях Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречиями Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи §44,упр. 274 15.01
85. Дефис в неопределённых наречиях Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте Анализ текста-рассуждения, части которого связаны с по- мощью наречий и вводных слов §44, упр. 278 18.01
86. Слитное и раздельное написание наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий» §45, упр. 285 19.01
87. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом; употреблять функциональные омонимы в речи; пользоваться словарем для получения информации Составить предложения с функциональными омонимами (упр.260). Самостоятельная работа (упр.261) Упр.286 20.01
88. Буква ь после шипящих на конце наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, пра-вильно писать, определять синтаксическую функцию предло-жения Записать словосочетание, сделать вывод о правописании Ь на конце наречий §46, упр.289 21.01
89. Ь после шипящих в разных частях речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце Выборочный диктант Заполнить таблицу Упр.290 22.01
90. Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие». Морфологические признаки наречия. Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, употреблять наречия для соблюдения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений Фронтальный опрос Редактирование текста. §34-46, вопросы на стр.119 25.01
91. Систематиза-ция и обобщение изученного по теме «Наречие». Правописание наречий Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь безошибочно писать наречия, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответству-ющих морфемных моделей Распределительный диктант §34-46, упр 294 26.01
92. Контрольный диктант «Наречие» Урок контроля 1 Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора Диктант с грамматическим за-данием
Упр.297 27.01
Категория состояния (4ч + 2ч)
93. Категория состояния как часть речи. Синтаксическая роль слов категории состояния Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать общее значение слов категории состояния, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте Синтаксический разбор предложений §49, упр.315 28.01
94. Отличие категории состояния от наречий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь сопоставлять наречия и категорию состояния на основе анализа их синтаксической роли, использовать слова состояния в текстах различных стилей и типов Работа с текстом. Определение роли функциональных омонимов в тексте Упр.320 29.01
95. Морфологический разбор категории состояния Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь определять грамматические признаки категории состояния, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов; выполнять морфологический разбор категории состояния Анализ текста §50, упр.322 1.02
96. Р.р. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы Урок развития речи 1
Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы или состояния человека Изложение Упр.322 2.02
97. Систематизация и обобщение изученного по теме «Категория состояния». Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать общее значение слов категории состояния. Уметь определять грамматические признаки категории состояния, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов; выполнять морфологический разбор категории состояния Анализ текста Вопросы на стр.133 3.02
98. Р.р. Сочинение на лингвистическую тему Урок развития речи 1
Уметь составлять связный текст на лингвистическую тему Сочинение Упр.324 4.02
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч)
99. Самостоятельные и служебные части речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи Работа с текстом §51, упр.325 5.02
Предлог (11ч + 2ч)
100. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями Определить роль предлогов в предложении. §52, упр.328 8.02
101. Р.р. Рассказ от своего имени на основе прочитанного Урок развития речи 1
Уметь составлять связный текст от своего имени на основе прочитанного Сочинение-рассказ
9.02
102. Употребление предлогов Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки Предупредительный диктант.
§53, упр.335 10.02
103. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки, производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синони-мы Редактирование предложений Упр.336 11.02
104. Непроизводные и производные предлоги Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными §54, упр.337 12.02
105. Правописание омонимичных частей речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь отличать предлоги от омонимичных им частей речи Составление таблицы Редактирование предложений Упр. 340. 15.02
106. Простые и составные предлоги. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги» Работа по карточкам. Анализ текста
§55, упр.344 16.02
107. Текстообразующая роль предлогов. Морфологический разбор предлогов Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о текстообразующей роли предлогов; порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлога Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлога-ми, сделать морфологический разбор предлогов) §56,Упр.355 17.02
108. Р.р. Рассказ на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» (упр.307) Урок развития речи 1
Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста- использовать изобразительные средства языка, соблюдать нормы Сочинение по картине в форме репортажа по данному на-чалу §54-55, упр 348 18.02
109. Слитные и раздельные написания предлогов Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи Осложнённое списывание. Составить таблицы «Различайте предлоги и существительные», «Различайте написания деепричастий и предлогов» §57, упр.350 19.02
110. Дефис в предлогах из-за, из-под. Слитные и раздельные на-писания предлогов. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь правильно писать предлоги Объяснительный диктант. Упр.352 22.02
111.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Уметь безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме
Анализ текста Тест §54-57 24.02
112. Контрольный диктант «Предлог» Урок контроля 1 Уметь грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила Диктант с грамматическим заданием
Упр.353 25.02
Союз (16 ч + 2ч)
113. Союз как служебная часть речи. Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении Объяснительный диктант §58, упр.357 26.02
114. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о роли союза в предложении и в целом тексте Комплексный анализ текста Упр.358 29.02
115. Простые и составные союзы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы Графический диктант. Составление предложений по схемам §59, упр.360 1.03
116. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания. Закончить начатые предложения. Синтаксический разбор §60.ю упр. 363 2.03
117. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностя-ми
Конструировать предложения по схеме. §61, упр.366 3.03
118. Сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями
Выборочный диктант §62, упр.371 4.03
119. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи
Конструирование предложе-ний Упр.373 7.03
120. Подчинительные союзы
Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений Заменить простые предложения сложноподчиненными §63, упр. 379 9.03
121. Употребление подчинительных союзов в сложном предложениях. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений и целого текста, производить синонимическую замену синтаксических конструкций
Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении Упр.381 10.03
122. Текстообразующая роль союзов Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Уметь использовать союзы для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы Анализ текста
§58-63
11.03
123. Морфологический разбор союза. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Уметь различать союзы по значению и строению, выполнять морфологический разбор союза Тест
§64, упр.382 14.03
124. P.p. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Урок развития речи 1 Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними Сбор материала Упр.384 15.03
125. P.p. Рассуждение на тему «Книга - наш друг и советчик» Урок развития речи 1 Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов Сочинение-рассуждение
16.03
126. Слитные и раздельные написания союзов. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать правило правописания союзов. Уметь применять правило на письме Составить таблицу «Отли-чайте союзы от других частей речи» §65, упр.387 17.03
127. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции
Взаимодиктант 65упр.391 18.03
128. Тренировочные упражнения Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила Самостоятельная работа Упр.392 28.03
129. Обобщение и систематиза- ция изученно-го по теме «Союз» Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь систематизировать, обобщать знания; подбирать материал, работая с разными источниками, правильно и безошибочно их писать союзы, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски Ответы на теоретические вопросы.
Вопросы на стр.162, 395 29.03
130. Контрольный диктант теме «Союз» Урок контроля 1 Уметь систематизировать, обобщать знания; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме Диктант с грамматическим заданием Упр.399 30.03
Частица (18 ч + 4ч)
131. Частица как служебная часть речи Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблений омонимичных частиц, союзов, наречий Определить значение частиц в тексте §66, упр.402 31.03
132. Синтаксическая роль частиц в предложении Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола Анализ текста (упр.358) Упр.403 1.04
133. Разряды частиц. Формообразующие частицы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц. Уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», ис-пользуя обращения §67, упр.407 4.04
134. P.p. Рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» ( Урок развития речи 1 Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения Сбор материала Диалог, описание, употребление частиц Упр.408 подготовка к сочинению 5.04
135. P.p. Написание сочинения Урок развития речи 1 Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения Сочинение
6.04
136. Разряды частиц. Смысловые (модальные) частицы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства Составление таблицы «Разряды смысловых (модальных) частиц» §68, упр.411 7.04
137. Смысловые частицы, выражающие уточнение, вы-деление, ограничение, усиление Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, ин-тонационно выражая разные чувства, понимать многообразие значений модальных частиц; находить их в предложениях, определять значение, выраженное ими Составление таблицы «Разряды смысловых частиц» §68, упр 415 8.04
138. Раздельное написание частиц Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, правила раздельного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами Анализ текста §69, упр.422 11.04
139. Дефисное написание частиц Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, правила дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами Самостоятельная работа (упр.381) §69, упр.425 12.04
140. P.p. Выступление для телезрителей по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.382) Урок развития речи 1 Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения Выступление Упр.426 13.04
141. Текстообразующая роль частиц. Морфологический разбор частиц Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о текстообразующей роли частиц; порядок морфологического разбора частиц. Уметь выполнять морфологический разбор частиц
§70,упр.428 14.04
142.
Отрицательные частицы не и ни. Роль отрицательной частицы не Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1
Понимать смысловое значение частицы не. Уметь определять смысловое значение частицы не, уметь употреблять в речи, безошибочно писать с другими частями рекчи Предупредительный диктант. §71, упр 429 15.04
143. Отрицательные частицы не и ни. Роль отрицательной частицы ни. Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Понимать смысловое значение частицы ни. Уметь определять смысловое значение частицы ни, уметь употреблять в речи, различать частицу не и ни на письме, приставку не и частицу не, безошибочно употреблять частицы не и ни с разными частями речи Самостоятельная работа (упр.389, 390) Упр.434, упр, 436 18.04
144. Различение на письме частицы не и приставки не- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь применять правила написания не с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу не и приставку не-, применять правило написания не в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях Объяснительный диктант §72,упр.439 19.04
145. Правописание не с различными частями речи. Тренировочные упражнения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь различать на письме частицу не и приставку не, применять правило написания не в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях Самостоятельная работа (упр.398, 399) Упр. 442 20.04
146. P.p. Сочинение-рассказ по данному сюжету Урок развития речи 1 Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, находить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с темой сочинения Сбор материала Диалог, описание, употребление частиц Упр.446 21.04
147. Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь различать частицу ни, приставку ни- и союз ни - ни; выбирать правильное написание Осложнённое списывание. §73, упр.448 22.04
148. Правописание ни с различными частями ре-чи. Тренировочные упражнения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь различать частицу ни, приставку ни- и союз ни - ни; выбирать правильное написание, различать выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК...; НЕ КТО ИНОЙ, КАК...; НИЧТО ИНОЕ...; НИКТО ИНОЙ Работа с перфокартами. Объяснительный диктант Упр.450 25.04
149. Различение на письме частиц не и ни Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь различать отрицательные частицы не и ни, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания не и ни с различными частями речи на письме Самостоятельная работа (упр.406) Упр.451 26.04
150. Обобщение и систематиза- ция изученно-го по теме «Частица» Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков ре-чи, различать не и ни на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т.Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» Контр.вопр. на стр.181, упр 454 27.04
151. Уроки-зачёт по теме «Служебные части речи» Урок контроля 1 Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетании и предложении, союз - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами Зачет Упр. 458 .28.04
152.
Контрольный диктант теме «Служебные части речи» Урок контроля 1 Уметь систематизировать, обобщать знания; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме Диктант с грамматическим заданием
29.04
МЕЖДОМЕТИЕ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (4 ч)
153. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении Урок работы над ошибками Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструиро-вать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи Составить таблицу «Исполь-зование междометий для вы-ражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междомети-ями §74, упр.459 2.05
154. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь уместно ставить знаки препинания при междометиях Тест §75, упр.463 3.05
155. Интонационное выделение междометий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия Прочитать текст, голосом, интонацией передать внутреннее состояние героя. Упр.465 4.05
156. Звукоподражаетльные слова и их отличие от междометий Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях. Уметь выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами Выписать из предложений звукоподражательные слова, распределить их на группы, относящиеся: к людям, жи-вотным (птицам), явлениям природы (предметам) Заполнить таблицу 5.05
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (17ч + 2ч)
157. Разделы науки о русском языке Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать определения основных разделов науки о языке, что изучается в каждом из них Связный ответ на теоретический вопрос §76, упр.466 6.05
158. Текст. Стили речи Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте Комплексный анализ текста §77, упр 468 10.05
159.
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение на морально -этическую тему или публичное выступление на эту тему Урок развития речи 1 Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях (полезных делах) своего класса в жанре заметки информационного характера, определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи и определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка Сбор материала Подготовка к сочинению 11.05
160. Р.р. Написание сочинения Урок развития речи 1
Сочинение
12.05
161. Фонетика. Графика Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи, выполнять фонетический разбор слова Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи §78, упр. 480 13.05
162. Лексика и фразеология Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении Анализ текста. Работа со словарем §79, упр.484 16.05
163. Лексические нормы Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок Упр.483 17.05
164. Морфемика. Словообразование Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать способы образования слов. Уметь по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, производить морфемный и словообразовательный разборы Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словарем §80, упр.487 18.05
165. Морфология. Самостоятельные части речи Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил Заполнение таблицы §81, упр. 491 19.05
166. Морфология. Служебные части речи Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать общую характеристику служебных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил Анализ текста. Упр.493 20.05
167. Морфологический разбор слов Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Уметь выполнять морфологический разбор слов
Морфологический разбор слов Упр.496 23.05
168. Орфография. Орфограммы в приставках ,суффиксах и корнях слов Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Использовать знания, умения по орфографии в практике правописания. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил в приставках и корнях слов Классификация видов орфограмм §82, упр. 502 24.05
169. Синтаксис (словосочетание, предложение, текст) Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать основные единицы синтаксиса и правила их построения Фронтальный опрос §83, упр. 505 .25.05
170. Члены предложения. Способы выражения Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать члены предложения, способы их выражения. Уметь правильно находить и подчеркивать члены предложения Самостоятельная работа (упр.455). Подчеркнуть слова как члены предложения Упр. 507 26.05
171. Пунктуация Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать о системе знаков препинания, при каких условиях они ставятся. Владеть правильным способом применения изученных пунктуационных правил Самостоятельная работа (упр.463). §84, упр512 27.05
172. Итоговый контроль в переводных классах Урок контроля 1 Уметь систематизировать, обобщать знания; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме Диктант Упр 513 30.05
173. Итоги года Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1
31.05
174.175 Резервные уроки
Учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Класс
Реквизиты программы УМК обучающихся УМК учителя
7
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А.Ла-дыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2008 Учебник «Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреж-дений/ (М.Т.Баранов, Т.А.Лады-женская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2014»
Богданова Г.А Книга для учителя. Уроки русского языка в 7 классе/. Егорова Н,В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс Москва. ВАКО. 2011 Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Москва. Просвещение.