Научно-исследовательская работа по литературе Жанр жития в современной литературе

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»



Научно-исследовательская
работа по литературе


Жанр жития в современной литературе







Автор работы:
ученица 11 Б класса МОУ КСОШ № 1
Киселева Евгения
Руководитель:
учитель литературы МОУ КСОШ № 1
Рудая Марина Владимировна





с. Кулунда
2010


План работы:
Введение.............................................................................................................2
Основная часть:
2.1. Обзор критической литературы....................................................3
2.2. Сравнительный анализ житий в соответствии с каноном.................5
Заключение..12
Список источников литературы.13






































1. Введение
Ни для кого не является секретом тот факт, что после многолетнего гонения на церковь, на православие вообще, наша страна постепенно возвращается к дореволюционным христианским ценностям. Россияне вновь возвращают утраченные святыни, строят храмы. Показательным явлением последних лет стало возрождение духовности, появление множества книг христианского содержания.
Случайно познакомившись с книгой «Житие Матроны Московской» (автор Инна Серова), меня поразило то, что Матрона жила совсем недавно и умерла в 1952 году. Зная, что жанр жития был широко распространен в Древней Руси, я задалась вопросом, можно ли назвать вышеупомянутое произведение «житием»? Можно ли говорить о жанре жития в современной литературе? Чтобы ответить на интересующие меня вопросы, я выдвинула гипотезу о том, что жанр жития в современной литературе имеет место быть, и «Житие Матроны Московской» (автор Инна Серова) является образцом современного жития. В начале своей работы я изучила различные мнения по проблеме, затем провела сравнительный анализ “ Жития Юлиании Лазаревской ”и «Жития Матроны Московской» с точки зрения соответствия второго произведения житийному канону. Я остановила свой выбор на «Житии Юлиании Лазаревской не случайно. Мне показалось, что в жизни Юлиании и Матроны есть много общего, а именно: обе женщины вели подвижническую жизнь в миру, а не в монастыре или пустынном уединении.
Итак, предметом исследования моей работы является «Житие Матроны Московской» (автор Инна Серова);
Объектом -сравнительный анализ современного и древнерусского женского жития (на примере «Жития Юлиании Лазаревской» и «Жития Матроны Московской»);
Актуальность:
- возрождение жанра жития в современной литературе;
возросший интерес к житиям святых;
малочисленность исследовательских работ, посвященных жанру жития в современной литературе;
отсутствие исследовательских работ, предметом изучения которых было бы «Житие Матроны Московской»;
Цель работы:
-сравнить «Житие Юлиании Лазаревской» и «Житие Матроны Московской» с точки зрения соответствия второго жития канону;
Задачи:
- изучить различные мнения о жанре жития в современной литературе;
- сопоставить тексты «Жития Юлиании Лазаревской» и «Жития Матроны Московской»;
-сделать выводы и обобщения.

2. Основная часть
2.2. Обзор критической литературы
Обзор критической литературы мне хотелось бы начать с высказываний людей, приближенных к церкви. Игумен Дамаскин (Орловский) убежден, что «в современных обстоятельствах лучше писать жития по типу пролога или летописи - то есть просто излагать ход событий. Ведь поучение выявляется тогда, когда эпоха пережита, уже все ясно, а сейчас еще не такое состояние. Поучением сейчас является жизнь самого святого». Отец Дамаскин считает, что в современной литературе житием может называться только произведение, одобренное церковью, есть « семь книг жизнеописаний мучеников, исповедников и подвижников благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия, изданных нашим фондом, в этих книгах жизнеописания нескольких сотен святых. Конечно, сейчас есть некоторые более увлекательно написанные жизнеописания, например, праведной Матроны или схимонахинь Нилы или Макарии, иеросхимонаха Самсона. В этих книгах много фантазий, возникших и от анонимных свидетелей, и от авторов текстов, и часто получается, что такое повествование становится хотя и увлекательным, но малодостоверным» (1)
Священник Олег Митров в своем докладе «Опыт написания житий святых, новомучеников и исповедников Российских. Проблемы жанра» тоже коснулся вопроса жанра жития: «Среди более 400 житий заслушанных Московской епархиальной Комиссией, при всем многообразии подходов различных авторов, можно выделить два основных принципа написания жития. Первый проложный, когда агиограф следует традициям древних мученических актов, излагает только события жизни святого как они есть, и второй публицистический, схожий с житиями более позднего времени, когда автор пытается самостоятельно осмыслить события, дать им свою оценку, а при недостатке фактов решается делать свои предположения. Зачастую вместе с этим писатель увлекается излишним психологизмом и литературным украшательством. Всякий раз, сталкиваясь с житиями, написанными в этом стиле, наша комиссия, принимая положительное решение о возможности прославления святого, единодушно высказывалась о необходимости серьезной литературной правки такого жития.» (2)
Высказываний светских людей по поводу проблемы жанра жития гораздо больше. Лоевская Маргарита Михайловна, доктор культурологи, уверена в том, что жанр жития существует в современной литературе: «агиографическая литература как древняя, так и современная заслуживает самого пристального и заинтересованного внимания. К сожалению, в настоящее время практически нет глубоких обобщающих, сводных работ, посвященных развитию жанра агиографии на Руси и в России.Уникальное событие - возрождение жанра агиографии в России - осталось незамеченным историками литературы и культурологами. Мало того, с 1992 года начинается складываться новый пласт житийной литературы, особенно увеличившийся после канонизации более 1100 мучеников и исповедников российский - событие, которое можно сравнить по его духовному значению с Макариевскими соборами. И вновь ученые не придали должного значения современным житиям, не говоря уже об анализе новых агиографических памятников и проблем с ними связанных.» (3)
Историк и писатель Константин Ковалев также убежден, что жанр жития в современной литературе существует. Более того, его следует развивать: « жанр житийной литературы существует вполне официально в литературоведении, имеет свою традицию, но для светского человека довольно непрост в восприятии. Если выпустить сборник старинных житий, то он будет раскуплен православными читателями, но не светскими. Что же делать? Как писать на житийные темы так, чтобы большее число читателей проявляли к ней интерес, вникали, и чтобы это было еще и интересно. Это не значит, что надо писать жития вообще по-другому. Ничего подобного. Нужно суметь все это совместить. И это задача, которую я ставил перед собой.» (4)
Жукова Е.Е., выступая на международной конференции «Румянцевские чтения 2005», упоминает жанр жития: « Как православное издание жития вновь стали издаваться приблизительно с 1988 года, когда Русской православной церкви разрешено было официально заниматься просветительской и книгоиздательской деятельностью. На сегодняшний день нужно отметить значительный рост и разнообразие книжного репертуара агиографической классики (под “агиографической классикой” подразумеваются современные издания о наиболее почитаемых русских и византийских святых). Выделяются два вида печатных изданий: для уже подготовленного читателя и так называемые “миссионерские” издания.
“Миссионерские” издания предназначены для тех, кто только знакомится с азами православия. Эти издания содержат более адаптированные тексты, красочные иллюстрации. Отдельным сводом стоят детские жития, которые так же можно отнести к “миссионерским”(5)
Людмила Ильюнина, петербургская писательница, не ставит под сомнение наличие жанра жития в современной литрературе: « в "житийном жанре" в настоящее время присутствует великое разнообразие, кроме уже названных нами, "разновидностей житий". Существуют жития, написанные для разных детских возрастов (от детсада до старшеклассников); издания рукописных редакций одного и того же жития с обильным комментированием; научные исследования, в которых житие святого включено в "контекст времени"; идеологические программные жития, в которых подвижник объявляется знаменем какого-либо общественного движения, чаще всего националистического толка (это больше имеет отношение к католическим святым).» (5).
Таким образом, обзор различных мнений показал, что большинство людей, занимающихся литературой профессионально, убеждены, что жанр жития в современной литературе существует. Проблема в том, что глубоко и всесторонне этим вопросом никто не занимался. Я придерживаюсь мнения, что жанр жития в современной литературе имеет место быть, следовательно, «Житие Матроны Московской» (автор Инна Серова) может принадлежать к жанру жития.

2.2. Сравнительный анализ
канон
Житие Юлиании Лазаревской
Житие Матроны Московской

Обращение к читателям с призывом прославлять святого
Воистину убо того благословити достойно и призывати, воспоминая бо святую и праведную госпожу мою родительницу и ея подвиги, милостыня и лощения, и на земли легания, и всенощная бдения, и непрестанныя слезы и молитвы. И иныя к сим добродетели боюся забвению и молчанию предати, помышляя раба онаго муку, приемша Господень талант и погребоша его в землю, а прибытка им не сотвориша. задержую же ся и боюся, егда кто вознепщует, егда видит мя или слышит что от мене, и материя ради свойства коварство се быти помыслит, и неправо писание се быти возмнит.
А написана эта книжка, чтобы вы ее всегда подле себя держали и вспоминали о Матронушке Московской. Просто о ней помните, улыбайтесь ей внутренней улыбкой, рассказывайте о своих горестях и радостях. Есть у нас с вами человек, такой святой, который всегда ждет нашего обращения, всегда готов нам помочь сделать все, как полагается, чтобы и нам было хорошо, и людям другим.

Описание неучености и греховности автора жития
И я, жалкий и недостойный, благодарю Благого и Милостивого Бога за то, что, хотя и не способен прославить Его благодеяния, но все же могу принести Ему сие повествование и молюсь, чтобы Он услышал меня в день, в который призову Его, и вложил бы слово в мои дела, чтобы я смог рассказать об этой добродетельной жизни, составленной из достойных подражания дел.


Начну я повесть о жизни святой Матроны не для того, чтобы себя, многогрешную и недостойную рабу Божию, прославить через поминание возлюбленной дочери Господа нашего Матроны блаженной, но чтобы рассказать всему миру о честном её житии, чудесах, что творила она при жизни. Если бы мне, многогрешной рабе Божией, иметь красноречие, но лишена я дара этого. Одна у меня надежда-на милосердие Господа, который призревает каждую тварь Свою, призрит и меня в сирости моей и убожестве.

Перечисление источников, по которым писалось житие
Если же кто захочет проверить праведность и богоугодность жизни моей святой матери Юлиании Юстиновны - пусть спросит у служивших у нее или у соседей, живших рядом, какую богоугодную жизнь вела она с младых ногтей, поскольку многие знали блаженную еще при жизни, почитали ее и могут рассказать о ее трудах и подвигах на ниве добродетели. Да даже если бы места, где жила преподобная, имели язык, они не промолчали бы о величии ее подвигов, вполне сравнимых с делами богоугодной жизни святых прежних времен!
Есть у нас блаженная Матрона-чудотворница, есть к кому обратиться, есть кому нас пожалеть, приветить, обогреть, успокоить. Но если кто усомнится в её чудотворениях, мол ничего особого чудесного не происходит. Да только люди, на себе Матронину помощь испытавшие, знают: она есть, она-настоящая!

Многочисленные цитаты из священных книг
Учителя у нее не было, кто поучал бы во спасение, но смыслом благим наставляема была она нраву добродетельному, как глаголет великий Антоний: "Имеющим целостный ум не требуется Писание".Как и Апостол глаголет: "Ничтоже нас разлучит от любве Божия: ни скорбь, ни теснота, ни глад"; по божественному Давиду: "Надеяся на Господа, как гора Сион, не подвижится вовеки" и "Не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведный в беззакониих рук своих".
Победа в Великой Отечественной войне является не только фактом нашей истории. Она имеет огромное значение для всех нас. Живущих. «Не в силе Бог, а в правде»,- сказал святой благоверный князь Александр Невский.


Рассказ о рождении святого от праведных родителей
Во дни правления благоверного Царя и Великого князя всей России Ивана Васильевича при нем в должности Управляющего Двора служил благоверный и нищелюбивый человек Юстин Недюрев. У него была жена, столь же благолюбивая и нищелюбивая, Степанида Григорьевна, урожденная Лукина, родом из Мурома. Жили они согласно и благочестиво, имели много детей, богатства и душ. У них и родилась блаженная Юлиания.

Родители блаженной Матроны были крестьяне из села Себино Епифановского уезда Тульской губернии(ныне Кимовского района Тульской области),что неподалёку от поля Куликова. Наталья и Дмитрий Никоновы имели троих детей. Жили они бедно, а тут ещё одним ртом в семье должно было прибавиться. Но были Никоновы люди набожные, твёрдо верили: Бог даст ребёнка, даст и на ребёнка. И родилась в семье Натальи и Дмитрия Матронушка. Было это осенью.

Красивая внешность святого
И говорили ей постоянно: "О безумная, зачем в столь ранней младости плоть свою изнуряешь и красоту девственную губишь?" И так не однажды понуждали ее с утра есть и пить. Она же не поддавалась воле их, но только все с благодарностью принимала, в молчании от них уходила, послушание проявляя ко всем людям.

МАТРОНА ВНЕШНЕ БЫЛА НЕ ТАКАЯ, КАК ВСЕ
Было Матроне семнадцать лет, когда пришла новая немочь: ноги отказали. Обезножела она в Себинском храме. Вкусила святых даров, а тут ноги отнялись. И более пятидесяти лет провела Матронушка, сидя на кровати или сундуке с поджатыми ножками, в неустанной молитве.

Необыкновенная религиозность и аскетизм ребенка
Блаженная Юлиания была от младых ногтей охвачена любовью к Богу и Его Пречистой Матери.

С самого детства Матронушка делала то, что подчас не делает и взрослый человек: усердно молилась, вставая утром и вечером на правило, воспевала акафисты святым в дни их памяти, соблюдала все посты и постные дни, выполняла все предписания Церкви.

Отстраненные отношения со сверстниками
Вообще Юлиания старалась слушаться всех, поскольку нрав имела с детских лет кроткий, была молчалива, тиха, скромна, смеха и разных шумных игр избегала

Матронушка игрушки не уважала, сказочных историй не жаловала. Матроне было всё интересно о жизни святых, она о них с самого детства множество историй знала. Ей всегда была присуща какая-то странная отрещённость: всё будет, как будет, не стоит подгонять события, всё само сложиться, как надо.

Семейная жизнь в тягость
Когда блаженной исполнилось шестнадцать лет, ее выдали замуж в Муром за родовитого и богатого человека Георгия Васильевича Осорьина. Именно в последнем блаженная немало печалилась - что лучшего удела, девственной жизни, не сподобилась. Но в то же время она помнила у апостола: "Соединен ли ты с женой? Не ищи развода... Жена связана законом... Жена не властна над своим телом, но муж... Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви..."
МАТРОНА ЗАМУЖЕМ НЕ БЫЛА
А пришла революция- и оба брата Матрониных стали большевиками. На хорошем счету у коллективизаторов оказались, помогали с единоличниками да кулаками бороться. Матронушка их пыталась вразумлять.

Уход из дому
ЮЛИАНИИ НЕ УДАЛОСЬ УЙТИ ИЗ ДОМА
Потом, по прошествии многих лет, она стала просить мужа отпустить ее в монастырь; тот никак не соглашался на такое. Она сказала, что если он ее не отпустит, она сама уйдет из дома. После этого она попросила мужа жить с ней вместе, но без супружеского общения

Матроне было семнадцать лет. Когда пришла революция – и оба брата Матрониных стали большевиками. Посмотрела-посмотрела Матронушка на то, что братцы её творят, помолилась за них да и решила в Москву перебраться из родного Себина, и в 1920-е годы переехала в столицу.

Добрые дела
Свою обычно щедрую милостыню она подавала втайне от свекра со свекровью, о чем знала одна только маленькая дворовая девочка, с которой она посылала деньги нуждающимся. Делалось это по ночам, так что никто о том не знал, как про это и говорил благословенный Матфей, а вернее, Сам Христос: "Когда творишь милостыню, не труби перед собою, но пусть левая рука твоя не знает, что делает правая... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."
Разные случаи исцелений и помощи Матрониной были известны. Однажды исцелила она мужика, который приполз к ней: напоила водой и поставила на ноги его. Другого парализованного человека своей целебной водичкой вылечила. Многих людей Матронушка излечила от недугов.

Скромность
Горделивость или кичение были блаженной нисколько не свойственны; она никого не называла по прозвищу, не требовала, чтобы ей кто подавал воду на руки или разувал ее - все делала сама, кроме разве что по необходимости, когда приходили гости - тогда подле нее по разрядам становились слуги и прислуживали. Но стоило гостям уйти, как она начинала укорять себя с обычным для нее смирением: "Кто я такая, чтобы мне прислуживали такие же люди и создания Божии, как я?" - таким образом, даже пользуясь услугами своих людей, она лишний раз вспоминала Бога, оставаясь и здесь образцом добродетели.
Из-за Матрониной слепоты сверстники безжалостно глумились над ней, пользуясь беззащитностью Матроны. Но она никогда не ябедничала взрослым, никогда не искала защиты у родителей и отца Василия.


Постоянные молитвы
Спала она только час или два с вечера. Ложилась на ночь без постели, подкладывая под себя острыми углами к телу дрова, а под бока - железные ключи. Из таких же дров делала себе и изголовье. Так она держала в надлежащем виде свое тело, ложась не ради обретения покой, а только до тех пор, пока в доме не засыпали, после чего вставала на молитву и всю ночь проводила без сна, слезно молясь до самого утреннего звона.
А Матронушка всё молилась и молилась. Уже и на лбу ямка стала видна от постоянного прикладывания перстов в крестном знамении. Жалела она всех очень, всей душой болела она за людей и за Россию, всегда молилась за них.


Аскетичное умерщвление плоти
Спала же только с вечера один час или два, а ложилась на печи без постели, дрова лишь острыми углами к телу подстилала и ключи железные под ребра подкладывала. Такие же дрова были у нее и под изголовьем. И так тело свое изнуряла, покоя себя лишала, а ложилась только тогда, когда слуги ее уснут.

Рассказывают, что было время, когда устроили жить ее в маленьком летнем домике, в «нахаловке» в Петрово-Разумовском. И дожила там Матронушка до холодов. А стены у домика тонкие, будто картонные. Все насквозь промерзло, до того доходило, что у Матронушки волосы к стенке примерзали! Она в кротости своей не роптала.

Праведная кончина святого
Так она предала душу в руки Бога, к которому так стремилась еще с детства. Все увидели в ту минуту вокруг ее головы золотистый круг, а на голове - как бы белый плат.


2 мая 1952 года блаженная Матрона преставилась. Хоронили святую 4 мая, в храме на отпевании и на кладбище собралось огромное количество людей. Они плакали, лишаясь своей доброй наставницы, молитвенницы, которая всегда подавала помощь, безотказно служа Христу и людям. Так окончила своё житие удивительная русская святая.

Описание посмертных чудес
Открыли гроб ее и увидели, что полон он мира благовонного. В Наполнили малый сосуд мы тем миром и отвезли в град Муром в соборную церковь. Тела же ее всего осмотреть не смели мы от изумления, только видели ноги ее и бедра - нетленные, а головы ее не видели, ибо на краю гроба лежало печное бревно. А от гроба под печь проходила скважина. И по ней гроб тот из-под печи пошел на восток, пока, пройдя сажень, не остановился он у стены церковной. В ту ночь многие слышали в церкви звон. И, думая, что пожар, прибежав, ничего не увидели, только благоухание вокруг исходило.

Свидетельство о чуде, происшедшем с рабой Божией Ольгой Гарпенко. Она страдала тяжелым недугом-раковой опухолью. Должна была ложиться на операцию. Перед операцией пошла на могилку и просила о помощи у блаженной Матроны. В больнице проводили предоперационное обследование, которое показало, что опухоль полностью исчезла. Из больницы ее выписали без операции.

Призыв к читателям. Аминь.
И написал лишь малое из многого, да невелик труд пишущим и прочитающим сотворим. Вы же, братия и отцы, не порицайте меня в том, что написал, недостойный. Не мните ложно, будто из-за того, что она мать мне. Но знает Всевидящее Око, Владыко Христос Бог наш, что не лгу.
Богу нашему слава всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Будьте разумны, честны с самим собой, терпеливы, если решаете обратиться за помощью к любому святому, в том числе и святой Матроне. И будьте готовы к тому, что помощь придет к вам в той форме, в которой вы ожидали. Ведь главное-не ваша воля, а Господа. Помните об этом. И всегда имейте в виду, что человеку дается по молитвам и по вере его.
































3. Заключение
Итак, обзор критической литературы показал, что большинство исследователей склоняются ко мнению, что жанр жития существует в современной литературе.
Сравнительный анализ двух житий показал, что жанр жития, а именно, жанр женского жития, не претерпел практически никаких изменений, он полностью соответствует канонам. В житие Матроны Московской сохранены все внешние элементы жития: ранняя склонность к учению, пренебрежение к сладостям земной жизни, суровый аскетизм, блаженная кончина, посмертные чудеса. Следовательно, данное произведение можно назвать житием. Мы не касались языковой стороны произведения, хотя можно заметить, что в изложении присутствуют элементы украшенного, риторического стиля с авторским лиризмом.
Инна Серова (в отличие от древнерусского автора) дает определения некоторых понятий (например, «гамаюн», «алконост»); думается, что этот элемент продиктован необходимостью, так как современные читатели в своем большинстве только обретают духовные ценности и знания. Следует упомянуть и о таком украшении современного текста как эпиграфы, которыми, на мой взгляд, автор заменяет некоторые традиционные элементы древнерусского жития (например, лирические плачи-монологи). Итак, изучение критической литературы, сравнительный анализ древнерусского и современного жития с точки зрения соответствия его канонам, убедительно доказывает, что «Житие Матроны Московской» ни что иное, как житие.
























Список источников литературы
1. Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Священник Олег Митров же в своем докладе «Опыт написания житий святых, новомучеников и исповедников Российских. Проблемы жанра (Текст доклада, прочитанного на XI Международных Рождественских образовательных чтениях 29 января 2003 года.)
3. Лоевская, Маргарита Михайловна Русская агиография в культурно-историческом контексте переходных эпох : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 Москва, 2005
4. Церковный вестник, № 23 (372), декабрь, 2007 /
5. Жукова Е.Е. Доклад «: «Жития святых в современном православном книгоиздании». Международная конференция «Румянцевские чтения» 2005
6. Газета «Радонеж» 19.09.05
7. Боева Л. Вопросы древнерусской литературы. - София, 1981. 2.
8. Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия/ Составитель Кусков В.В. - М., 1986. С.254-283. 3.
9. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Учпедгиз., 1950. 492 с
10. Десятникова В., Соколова Т. Блаженная праведная Матрона Московская. 5. Жизнеописание. Чудотворения. Акафист. Тропарь. Кондак. Молитва.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Гранд. 2003.
11. Жданова З. Сказание о житии блаженной старицы, матушки Матроны.-Издательство Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1993.
12. Инна Серова. Матрона Московская (житие и чудеса. Правда и домыслы. Как просить о помощи).-СПб.: Издательство «Глаголь Добро», 2010.-192 с.-(Помощь святых)














13 PAGE 14615




15