Родительское собрание Воспитание детей в современном обществе
Родительское собрание
Тема: Воспитание детей в современном обществе
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей, определение стилей воспитания детей, дать определение «современный ребенок».
Составила: Медведева Е.Н.
воспитатель
Деятельность родителей Деятельность воспитателя Этап
Родители выполняют действия и приветствуют друг друга. Цель создание эмоционального комфорта в группе. Воспитатель предлагает родителям разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т.д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам. Приветствие
Соколова Е.В. зачитывает доклад «Что такое воспитание?»
Родители заслушивают доклад.
После доклада родители делятся на группы, в каждой группе выбирается модератор, идет работа в группах, родители высказываются, анализируют свой опыт и свое понимание о воспитание, затем модератор зачитывает, то к чему пришла группа.
Группы приветствуют ответы друг друга интегральными аплодисментами.
Фролова Е.Н. зачитывает доклад «Стили семейного воспитания»
Родители заслушивают доклад.
Родители работают в группах, делятся своим опытом, анализируют свое время и нынешнее, модератор зачитывает итог работы группы
Группы приветствуют ответы друг друга интегральными аплодисментами.
Сальникова И.О. зачитывает доклад «Требования современного общества к развитию ребенка»
Родители заслушивают доклад.
Родители работают в группах, модераторы озвучивают выводы и ответы родителей.
Воспитатель: Жизнь идет своим чередом все меняется, прогресс на месте не стоит, а шагает очень быстро. Но всегда есть такие вопросы и темы, которые для человечества всегда будут актуальны.
Одной из таких тем и вопросов является воспитание будущего поколения, воспитание детей. Эта проблема всегда привлекает большой интерес у взрослых и это неспроста. Ведь правильное воспитание это очень сложно и наверное практически невозможно, как говориться идеального ничего нет. Учитывая особенности сегодняшнего общества и темпы его развития, воспитание вообще выходит на первый план, как один из глобальных вопросов, особенно для стран СНГ, где все не так просто как кажется на первый взгляд.
- Но прежде, чем мы об это поговорим, нам нужно поговорить о том, что такое воспитание? Сегодня нам подготовила доклад Соколова Е.В. «Что такое воспитание?» (слад 3)
Анализ собственного опыта
Вопрос «А, что в вашем понимании, что такое воспитание?» (слайд 4)
Воспитатель: В каждой семье, ребенок воспитывается по разному, формы, методы, стили, приемы у каждого родителя свой. Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей, опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей. (слайды 5-6 )
- Прежде, чем мы с вами поговорим, об этом, мы выслушаем доклад, который нам сегодня приготовила Фролова Е.Н. «Стили семейного воспитания»
Анализ собственного опыта
Вопрос «Чем отличаются методы воспитания вашего времени от методов воспитания современного общества?» (слайд 7)
- Несмотря на простоту и привычность старых, авторитарных методов воспитания детей, демократические перемены в обществе требуют новых подходов в вопросах воспитания. Демократические методы воспитания детей наиболее полно соответствуют принципам, декларируемым в обществах с развитой демократией, и за ними, несомненно, будущее. Однако, правильное воспитание ребёнка – такое воспитание, которое основано не на идеалистических представлениях о мире, а учитывает все его реалии. К сожалению, они таковы, что ребёнку, воспитанному в любви и на демократических принципах, необходимо также объяснить – в повседневной жизни пока ещё много случаев, когда принуждение является единственно возможным средством для достижения поставленной цели.
Воспитатель: мы говорим, о воспитании в семье, наше общество, тоже накладывает определенный отпечаток на воспитание наших детей, мы стремимся к определенной планке, которую нам ставит общество, прежде, чем мы с вами об этом поговорим, мы выслушаем Сальникову И.О., она приготовила доклад на тему «Требования современного общества к развитию ребенка»
Анализ собственного опыта
Вопрос «Как вы считаете, что кардинально изменилось в воспитании детей современного мира, каким стало общество, какими стали наши дети?» (слайд 8)
Современные условия предъявляют высокие требования к личности, а точнее: к её жизнестойкости, стрессоустойчивости, продуктивности и работоспособности. Отдельные черты характера: проявление коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости, уважения к труду, ответственности за порученное дело формируются уже в дошкольном возрасте как первые контуры характера, складывающиеся в привычный образ поведения, определенного отношения к действительности. Этот каркас является основой, базой для развития и формирования личности ребёнка в дальнейшем, определяет его вектор и перспективы.
Мы ни когда не будем совершенными родителями. Но надо посвятить время и потратить усилия на то, чтобы стать хорошим родителем. Мы это можем.
Основной этап
Родители выполняют определенные действия, делают комплименты друг другу. Цель: сплочение родительского коллектива, создание эмоционального комфорта. Комплимент
Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые формируют образ данного человека. ФизминуткаРодители работают в группах, делают выводы по статье и их озвучивают модераторы групп. Воспитатель: сейчас вашему вниманию я предлагаю статью «Родители и дети. Власть или партнерство?», вы с ней ознакомитесь и в своих группах, сделаете не большой анализ этой статьи (приложение 1). Практикум
Каждый родитель определяет свою точку в этой системе координат – это и является его оценкой проведенного собрания. Система координат
Воспитатель рисует систему координат. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой по организации собрания. Рефлексия
Родители делятся впечатлениями. Воспитатель просит поделиться впечатлениями о собрании 7. Чаепитие
Приложение 1
Родители и дети. Власть или партнерство?
И это совершенно правильная реакция. То же самое и с нашими детьми. Примерно так они действуют в течение всего дня, не понимая, для чего это всё. Наши дети совсем другие и им сложно воспринимать такие методы. Почему? Современные дети овладели компьютером и создают себе виртуальную реальность. В ней они активные и, в общем-то, равные участники, от них многое зависит. А здесь ими все, кто хочет, руководит.
И есть примеры. Пятилетнего ребенка спрашивают:
- А пойдешь ли ты сегодня в садик?
-Нет не пойду.
- А почему?.- Зачем туда ходить? Мы же не рабы какие-то. Почему наши воспитатели нами командуют?
Возникает вопрос: почему так происходит? Мы же так воспитывались. Мы нормально это воспринимали. В школе это “встали-сели” не вызывало противоречий. Сейчас по-другому. Ученые-этнографы изучают изменение общества с точки зрения культуры, культурных проявлений. Эти специалисты заметили, что ещё 100 лет назад культуру поколения формировали предыдущие поколения, бабушки и дедушки. И мы видели, что вся культура в деревнях, городах передавалась от старших — младшим. Но уже в 60-70 годы современную культуру стали формировать люди молодые. Формировались новые традиции, мода, к примеру — джинсы появились в одежде. Музыкальные течения новые появились: рок, металл и их привносили молодежные движения, хиппи… Это воспринималось как реальность. В этом начинало жить общество. Сейчас мы вошли в эпоху, когда наши дети становятся главными в формировании культуры, современных отношений в обществе. Мы пока это не чувствуем остро, но это так происходит. Дети сегодня с легкостью разбираются в современных средствах связи, в мультимедиа, осваивают простые операции с компьютером. А нам для этого нужно значительно больше времени. Двухлетний ребенок утром сам включает себе мультики, выбирая на пульте нужную кнопку, даже не понимая, как это всё работает. С ним это происходит на интуитивном уровне. А мы, включаясь в тот же процесс, сталкиваемся с препятствиями, для нас это -новые знания, получая их, нужно что-то преодолевать в себе.
Формируются новые подходы к нашим детям. Мы же хотим, чтобы дети были счастливыми. А что для этого нужно? Нужны три вещи: самодисциплина, самоконтроль, самосознание. Самодисциплина и самоконтроль могут формироваться в школе с помощью наших учебных занятий и с помощью родительского воспитания. А формирование самосознания возникает только в хоро Если взрослого человека попросить встать, затем — сесть. Потом снова встать. Снова сесть. Далее — опять то же самое, без всяких объяснений, раз эдак 7-8. Какая у человека возникнет реакция?
- Возникает чувство возмущения и протеста: вставать, садиться – сколько можно!
- По какому собственно праву меня дергают!
- Чего они от нас хотят?
В хорошем окружении, в условиях дружеской среды, где идет рефлексия, процесс взаимообмена – когда от симпатии мы переходим к эмпатии. Когда мы начинаем воспринимать себя через понимание другого человека, через чувствования другого человека. Все эти условия нужны, чтобы сформировать в человеке новый подход, который можно рассмотреть в двух формулах.
Традиционно: формула, которая существовала для нас с вами, и формула, которая выходила из фронтального обучения. Или из фронтального подхода к восприятию взаимоотношений в обществе. Она строилась на субъектно-объектных отношениях. То есть я как педагог, родитель – субъект – направляю информацию объекту. Объект должен принять её и выполнить. Сегодня же мы должны базироваться на субъектно-субъектных отношениях. И всё что между нами происходит, построено на обмене, на обратной связи. Это сейчас поставлено во главу угла всех воспитательных систем.
Почему мы должны сегодня это сделать? Существовала традиционная система воспитания. В ней два института: школа – семья, где формировались основные ценностные ориентиры. И вдруг появился, несколько неожиданно для нас, третий – мультимедийный. Там процесс воспитания проходит бесконтрольно и без нашего ведома. Таким образом, наши дети становятся заложниками той информации, которая на них выплескивается. И мы не знаем, как она может повлиять на них. Создаются агрессивные проявления на эту пружину информации, и в определенный момент она срывается. Вот почему мы — родители и педагоги — испытываем сложности в общении с нашими детьми.
Что мы можем сделать? А мы можем подойти к ребенку, как к взрослому человеку. Выстроить партнерские отношения, как старший товарищ, как старший друг. Таким образом учесть — ребенок изначально чувствует себя уже взрослым. Интуитивно он намного лучше чувствует, чем мы с вами. Единственно, мы обладаем навыками взрослой жизни, которые помогают взаимодействовать намного лучше. А он это чувствует на интуитивном уровне, конечно в том окружении, которое мы ему создаем. Потом, попадая во взрослую жизнь, он остается на том же уровне, если мы в нем не воспитываем взрослого человека. И он начинает сам выстраивать свою историю,
свою жизнь на основе интернета, играет в компьютерные игры и его “выносит” туда. Либо он начинает жить, но постоянно проявляет свою агрессию, потому что он по-другому не может выразить свои состояния. Эти процессы происходят на наших глазах, и что же мы можем сделать?
Родители, педагоги, и все, кто с детьми работает, должны создавать для них такое окружение, которое изначально будет в ребенке формировать ценностные ориентиры, поведенческие. Соответственно в нем сформируются нормы взрослой жизни. Он будет воспринимать, что всё получается легко и просто. Не нужно будет делать насилия над человеком, требуя от него определенные взрослые поступки. Вот такая форма, которая строится по основной формуле субъектно-субъектных отношений. Все формы, которые существуют в современной педагогике, в современной практике необходимо использовать.
Почему проект «Счастливое детство» рекомендует эти современные формы, которые с успехом могут быть применены? Потому что есть игра как форма, которая включает любого в процессы. Дети легко включаются в игру, потому что в ней у всех равные возможности. Мы предлагаем объединяющие игры, создающие дружественную обстановку. Есть упражнения — такой инструмент, где мы ставим задачу и решаем её совместно с родителями, совместно с педагогами. Есть такой важный инструмент, как обсуждение – рефлексивная часть. Почему она важна на сегодняшний момент? Да потому, что эмоционально-чувственная часть воспитания — необходимый элемент для развития человека. Мы знаем множество примеров, когда за счет эмоционально-чувственного воспитания выравнивается логическое мышление у детей. Был эксперимент, когда формировались группы из ребят продвинутых и из ребят, которые имеют отклонения в развитии. Ребята с задержкой в развитии занимались по эмоциональной, интересной программе. Дети с нормальным развитием занимались по стандартной обычной программе. Через полгода, когда провели определенный тест, мы имели картинку, что обе эти группы сравнялись. Чувственно-эмоциональное воспитание и необходимо как раз, чтобы мы формировали эту часть самоосознания. Все эти элементы, набор этих инструментов необходимы, чтобы формировать “взрослую часть”, для того, чтобы у нас ребенок готов был к взрослой жизни. Конечно же, сейчас родители думают:
- А как же нам формировать уровень отношений между родителями и детьми? Власть или партнерство?
Ещё раз подчеркнем этот вопрос. Все элементы, которые существуют во взрослой жизни, они требуют партнерства. И мы понимаем с вами, в коллективе есть потребность делать всю работу вместе, на уровне партнерских отношений, на уровне правильных взаимосвязей. Мы это демонстрируем в семейных отношениях, дома или в школе. Это, прежде всего, распределение полномочий, которые существуют у нас, в равной степени. Ребенок и взрослый договариваются между собой, кто что делает сегодня. У каждого есть своя задача. И не должно быть таких моментов, когда ребенок с утра до вечера только моет посуду, или он ответственен за уборку. Есть ситуации, когда он в течение многих лет занимается только выносом мусора. Задачи, как и у вас, взрослых, должны изменяться. Об этом мы договариваемся вместе. Мы учитываем, что у детей есть необходимость постоянной смены картинки, которая вокруг них. И мы должны это учитывать, исходя из возрастных особенностей. У ребенка должно рождаться чувство ответственности за дело, о котором мы договорились заранее. Все это будет помогать выстраивать партнерские отношения между родителями и детьми.