Методическая разработка по химии План-конспект урока химии в 10 классе по теме: «Химия и здоровье человека.»
Корчевская Александра Альбертовна
Учитель биологии и химии
МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга
Методическая разработка по химии
План-конспект урока химии в 10 классе по теме:
«Химия и здоровье человека.»
Цели:
Образовательные:
- Показать - взаимосвязь здоровья человека, здоровья населения и здоровья среды в целом, влияние развития современной химической промышленности и фармацевтики на здоровье человека.
- Необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
- Доказать при помощи химических экспериментов отрицательное влияние отдельных факторов на здоровье человека.
Развивающие:
- Развивать понятия о факторах здоровья и риска болезни, умение определять их значимость.
Воспитательные:
- Обратить внимание на то, что любое научное открытие может принести как пользу, так и вред.
- Формировать необходимость химической грамотности и здорового образа жизни.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде в целом, и людям, которые нас окружают.
Оборудование:
- компьютерная презентация,
- упаковки от лекарственных препаратов, инструкции по медицинскому применению лекарственных средств.
- хим. реактивы (этанол, серная кислота конц., уксусная кислота)
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово.
Органическая химия теснейшим образом связана с медициной. Огромное количество разнообразных лекарственных средств, которыми располагает сегодня медицина, в подавляющем большинстве органические соединения. Химики - органики в содружестве с медиками, микробиологами и фармацевтами смогли не только установить строение многих природных соединений, используемых в медицине, но и синтезировать некоторые из них. Наряду с этим химики пошли по пути создания соединений, хотя и отличающихся от природных, но обладающих аналогичным, а часто и более эффективным действием. Более того, были получены новые лекарственные средства, которые не знает природа, но способные излечивать многие болезни.
Большую роль в медицине играют синтетические полимерные материалы. Из них делают многое: от одноразовых шприцов до искусственных клапанов сердца.
III. Сообщение темы и цели урока. Создание проблемной ситуации.
Сегодня на уроке рассмотрим влияние развития химии как науки и химической промышленности на здоровье человека.
Дома вы должны были подобрать материал для ответа на вопросы:
- Что в обыденной жизни подразумевают, когда говорят «Химия»?
- Почему современному человеку необходимо обладать химической грамотностью?
- Достижения химии несут вред или благо?
- Предлагаю вам разделиться на группы и приготовить аргументы для ответа на каждый из этих вопросов.
IV. Выступления учащихся.
1. Лекарства и пищевые добавки.
-Почему говорят «В капле — лекарство, в ложке — яд.»?
Во многом благодаря лекарственным средствам средняя продолжительность жизни в промышленно развитых странах за последнее столетие удвоилась. Так, в Германии смертность от пневмонии, которая в 1936 составляла 165 на 100 тыс. населения, снизилась к 1985 в результате применения сульфаниламидных препаратов до 17; смертность от туберкулеза в 1930–1985 уменьшилась в результате применения антитуберкулезных препаратов еще разительнее – с 158 до 1,9. В США только за период 1965– 1996 удалось снизить смертность от ревматизма на 83%, от атеросклероза – на 74%, от язвы желудка и двенадцатиперстной кишки – на 72% и т.д.
Лекарства бывают разные. Сколько болезней, столько и лекарств. Часто бывает и так, что одно и то же заболевание лечат многими лекарствами. Обычно лекарственные средства классифицируют по их основному лечебному действию. Одни лекарственные средства обладают противомикробным действием (например, сульфаниламидные препараты: например стрептоцид, норсульфазол, сельфален, фталазол, сульфадимезин и др.). С их помощью удается побороть инфекционные заболевания. Другие лекарства помогают снять боль, но не вызывают потери сознания (например, ацетилсалициловая кислота, или аспирин, прарцетамол, анальгин и др.). Существуют лекарства, которые воздействуют на сердце и кровеносные сосуды (нитроглицерин, анапрелинн, дибазол др.) Получены антигистаминные для лечения аллергических заболеваний, противоопухолевые для лечения злокачественных новообразований и даже психофармакологические препараты, влияющие на психическое состояние человека.
В большинстве своем лекарственные препараты редко бывают простыми веществами. Чаще это сложные по химическому строению органические вещества или их смеси. И хотя число лекарственных препаратов огромно, мы ограничимся рассказом только о двух самых известных и часто применяемых лекарствах – аспирине и белом стрептоциде.
Едва ли найдется человек, который не знаком с аспирином (ацетилсалициловая кислота). Это вещество не обнаружено в природе. Аспирин впервые синтезировал немецкий химик Ш. Герхард в 1853г. путем ацетилирования салициловой кислоты уксусным ангидридом.
Однако в течение 40 лет эта реакция не привлекала к себе внимания, и только в 1893г. другой известный немецкий химик – Ф. Гофман подарил миру это замечательное лекарство. Аспирин обладает обезболивающим, жаропонижающим, противоспалительным и противоревматическим действием.
Аспирин – замечательное лекарство. Но безвредно ли оно? Заметим, что безвредных лекарств вообще не бывает. Что же касается аспирина, то вы должны знать: его нельзя принимать на пустой желудок. Аспирин может вызвать внутрижелудочное кровотечение. Но если нужно срочно прибегнуть к аспирину, то запейте его хотя бы стаканом молока.
- Что необходимо сделать перед приёмом лекарства?
2. Полимеры.
3. Пищевая промышленность
- Почему современные продукты остаются свежими в течении длительного времени?
Одной из проблем создания синтетической пищи является придание продукту не только необходимой структуры, но и определенных свойств – запаха, вкуса, цвета и т.д. Эту роль выполняют специальные органические добавки, которые не только справляются с этой задачей, но и улучшают натуральные продукты питания. Такими добавками могут быть как индивидуальные вещества, так и сложная смесь, состоящая из десятков различных органических соединений. Чаще всего это эфирные масла, сложные эфиры, некоторые спирты, альдегиды, кетоны, а также углеводороды. Приведем только некоторые соединения, обладающие соответствующим запахом:
СН3 – СООСН2 – СН2 – СН (СН3)2 изопентилацетат (запах бананов).
С3Н7 – СООС2Н5 этилбутират (запах ананасов).
СН2 = СН – СН2 - S – S – CH2CH = CH2 диаллилдисульфид (запах чеснока).
4. Топливо.
5.Создание синтетических запахов
Этилметанат (этилформиат, муравьиноэтиловый эфир), образующийся из этанола (этилового спирта) и метановой (муравьиной) кислоты. Этот эфир добавляют к некоторым сортам рома, чтобы придать ему характерный аромат.Изопентилэтанат (изоамилацетат, уксусноизоамиловый эфир) - из 3-метилбутанола-1, то есть изоамилового спирта (Яд!), и этановой кислоты. Эти два эфира в разбавленном растворе имеют запах груш. Они входят в состав фантазийных духов и служат растворителями в лаках для ногтей.Метилбутанат (метнлбутират, маслянометиловый эфир) - из метанола (метилового спирта) и бутановой (масляной) кислоты. Запах его напоминает ранет.Этилбутанат (этилбутират; масляноэтиловый эфир) - из этилового спирта и бутановой кислоты. Он имеет характерный запах ананасов.Пентилбутанат (амилбутират, масляноамиловый эфир) - из пентанола (амилового спирта) и бутановой кислоты (спирт ядовит!).Изопентилбутанат (изоамилбутират, масляноизоамиловый эфир) - из 3-метилбутанола-1 (изоамилового спирта) и бутановой кислоты (спирт ядовит!). Два последних эфира имеют запах груш.Пентилбензоат (амилбензоат, бензойноамиловый эфир) и изопентилбензоат (изоамилбензоат, бензойноизоамиловый эфир) пахнут клевером и амброй - своеобразным выделением из пищеварительного тракта кита. Их используют для духов с восточным колоритом.Для получения этих веществ используют бензойную кислоту амиловым или изоамиловым спиртом (Яд!) в присутствии концентрированной соляной кислоты, потому что в присутствии серной кислоты возможны побочные реакции.
Демонстрационный опыт.
Реакция образования уксусно-этилового эфира. При нагревании ацетатов с этиловым спиртом в присутствии серной кислоты образуется уксусно-этиловый эфир (этилацетат) : Выполнение реакции. В пробирку вносят 3—5 мл дистиллята и выпаривают досуха. К сухому остатку прибавляют 1 мл этилового спирта и 2 мл концентрированной серной кислоты, а затем смесь осторожно нагревают на пламени горелки. При наличии ацетатов в дистилляте появляется специфический запах этилацетата.
Этилацетат применяется как компонент фруктовых эссенций.
Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E1504.
6. Отрицательное воздействие.
Вредными химическими элементами могут быть: канцерогены (вещества, вызывающие рак); реагенты, нарушающие гормональный баланс и разрушающие центральную нервную систему; яды, которые влияют на репродуктивную способность .Психотропные препараты, т.е. вещества, оказывающие влияние на психические процессы (на данный момент употребляется более 70 000 реактивов, причем ежегодно на рынок попадает не менее 1 000 новых препаратов; 43% из них вообще не проходило никакой проверки, а полная информация о безопасности того или иного вещества имеется не более чем для 7% реагентов. Сведения о безопасности веществ, входящих в состав чистящих средств доступны не более чем для четверти общего их числа.)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока .
С одной стороны, химия, сделавшая все это возможным, кажется настоящим чудом. Но с другой стороны – каждый такой продукт имеет и оборотную сторону. Такая продукция пагубно влияет на состояние здоровья человека в целом. Т.к. с тех пор, как человек начал пользоваться этими «благами», контакт с потенциально токсическими веществами возрос мног
В России зарегистрировано более 20 тысяч лекарственных средств. В этом море лекарств трудно ориентироваться. Лекарства не являются безвредными веществами. Принимать их надо строго по назначению врача, внимательно прочитав инструкцию. Каждому необходимо знать об отрицательном (побочном) действии препаратов на организм человека и уметь принимать меры по решению появившихся проблем. ократно.
VI. Итог урока.
Оценивание учащихся происходит по итогам работы на уроке, подготовке материалов к уроку и работе в малых группах.
VII.Домашнее задание
Синтетические волокна и полимеры.
Анкета:
1. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
2. Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись при изучении темы.
3. Каким образом вы преодолели трудности? За счет чего?
4. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
5. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?
6. Что не понравилось и почему?
7. Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы.
8. Пригодятся ли вам знания, полученные на данном уроке в жизни?
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=484434