Урок литературы в 7 классе И.Бунин Цифры. Сложность взаимоотношений взрослых и детей.
ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС.
ТЕМА: И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей.
ТИП: урок – размышление.
ЦЕЛИ: познавательные: научить анализировать художественное произведение, познакомить с лексическим значением слов «деликатный» и «алкать», рассмотреть мастерство Бунина – писателя, его тонкое чувство родного языка,
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, развитие мыслительной деятельности учащихся,
воспитательные: любви, уважения к окружающим, подготовка к взрослому будущему: помнить о внутреннем мире детей.
ПЛАН УРОКА.
Орг.момент.
Вступительное слово учителя.
Анализ текста.
Обобщения, выводы.
Домашнее задание.
Комментирование оценок.
ХОД УРОКА.
На доске эпиграф: «Вернутся ли когда- нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» Л. Н. Толстой «Детство».
На листах словарные слова:
Деликатный - вежливый, мягкий в обращении.
Алкать – (лат.) сильно желать чего – нибудь.
1 ЭТАП. Орг. момент. Запись темы. Объявление целей.
2 ЭТАП. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы узнали об особенностях творчества Бунина, о его мастерстве, о его тонком чувстве родного языка. Тема нашего сегодняшнего урока : «Сложность взаимоотношений взрослых и детей». Для эпиграфа урока я взяла слова из повести Л. Н. Толстого «Детство», которую мы прочитали недавно: «Вернутся ли когда – нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» Л. Н. Толстой «Детство».
-Почему именно эти слова я выбрала для эпиграфа? Рассказ «Цифры» многому вас научит, поможет понять очень важные истины , заставит нас помнить о том, что и мы были детьми, и мы жили в своем мире, так мало понятным для взрослых.
Дома вы прочитали рассказ «Цифры». Помните мои рекомендации, сделанные на предыдущем уроке?
(Не стоит читать Бунина «залпом», «запоем»: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения.)
- Итак, все прочитали рассказ?
- Понравился вам рассказ?
- Обратимся к первым строчкам. От первой фразы многое зависит. И. А. Бунин говорил: « Да, первая фраза имеет решающее значение. Она определяет звучание всего произведения».
Ученица читает отрывок наизусть: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?"
3 ЭТАП . Работа с текстом произведения. Анализ.
- В чем необычность такого начала? От чьего лица ведется повествование?
(от первого лица, дядя обращается к племяннику, окунаясь в воспоминания прошлого).
- Мы привыкли к повествованию от третьего лица. Новая прозаическая манера Бунина – изменение формы повествования от третьего лица к первому обновило всю его прозу.
- Чем отличается повествование от первого лица от повествования от третьего лица? Ведь рассказ мог начинаться и так: «Эта история случилась много лет назад, она о ссоре племянника и его дяди»
(В повествовании от первого лица больше эмоциональности, напряженности, интимности, герои рассказа становятся нам ближе, мы словно читаем исповедь их души)
- Обратите внимание, какое местоимение встречается в каждом предложении первой части и в первом предложении каждой части?
( ты)
- Как вы думаете, почему в этом рассказе от первого лица постоянно слышится «ты»?
( возникает ощущение, что автор обращается к каждому из нас)
-Чего он этим добивается? Что мы должны сделать?
( вспомнить себя детьми того же возраста, что и этот мальчик)
- Прочитав первую главу, что вы можете сказать о взаимоотношениях дяди и мальчика?
( давно дружат)
- Какие слова и замечания дяди, обращенные к ребенку, особенно ярко передают его любовь?
( «мой дорогой», «нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем» и др.)
- А Женя почему именно дядю просит научить писать цифры?
(потому что он тоже очень любит дядю и даже боготворит его: дядя приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат дядиным словам и поступкам)
- Почему произошел конфликт?
- Давайте откроем начало 2- ой части и еще раз прочитаем.( стр. 188)
(«Ты в этот деньи писать цифры»)
- Чем вызвана просьба мальчика?
(он мечтает познать мир: научиться читать, писать цифры)
- Давайте посмотрим этот эпизод в исполнении наших ребят.( часть 2 со слов: «Но сегодня царский деньНу, хорошо же дядька! Помни ты это себе!»; участвуют в сценке трое: дядя, Женя, бабушка)
- Почему же дядя не пошел навстречу Жене?
(он говорит: « Уж очень не хотелось мне идти в город»)
- Итак, добрые отношения нарушены. Кто же виноват в этом?
(наверное, дядя)
- Как, спустя годы, оценивает свой поступок дядя?( 2- ая часть стр. 189)
(«Сердце тихо говорилобаловать детей»- дядя чувствует вину)
- Итак, 3- ья глава.
Какой поступок мальчика вывел дядю из себя?
(топал ногами и пронзительно кричал)
- Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный и невоспитанный ребенок, или же есть какое-то объяснение его поведению?
- А дядя? Как он повел себя?
( сделал вид, что не замечает)
- Но это только сначала Найдите в 3- ьей части слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику, его ощущения.
Дядя
Мальчик
«похолодел от внезапной ненависти к тебе»;
«в бешенстве вскочил со стула»;
-«рявкнулво все горло»;
«какой черт окатил меняцелым ушатом злобы»;
«дернул тебя за руку»;
«с наслаждением шлепнул»;
«вытолкнув из комнаты».
«в твоей переполненной жизнью душе»;
«крикнулкриком беспричинной, божественной радости»;
«сам господь бог улыбнулся бы при этом крике»;
«растерянно крикнул ты еще раз».
- Составление таблицы.
- Какой можно сделать вывод, глядя на таблицу? Что на самом деле чувствовал дядя, шлепая и выталкивая мальчика за дверь?
- А как ведут себя мама и бабушка?
(4-ая часть «А у бабушкипо столу»)
- Значит, что можно сказать об отношении взрослых к плачущему ребенку?
(им жаль ребенка, но они это скрывают)
- Оказывается, соблюдение правил для них важнее и дороже порывов собственного сердца.
- В чем необычность начала 5-ой части?
(«И мы тотчас помирились? - спрашиваешь ты.»)
-О чем говорит эта фраза?
(что мальчик не помнит этой ссоры)
- А почему мальчик не помнит этой ссоры?
(он очень любил своего дядю и не мог держать на него зла, его не мучает совесть, он ни в чем не виноват)
- Начало 6-ой части по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев(они проявляются в описании вечера ссоры). Какими?
(стекла окон синие-синие, в детской сумрачно и грустно, огня не зажигали)
- Прочитайте по ролям эту часть.
- Что мы узнали о главном герое, о прошлом дяди?
(что у дяди тоже была когда-то мечта, но с годами он превратился в человека, который сдерживает себя, отступает перед неудачами - смирился)
- Докажем правоту нашего эпиграфа. Как этот конфликт отразился на дальнейшем поведении Жени?
(самолюбие было сломлено.Ты был побежден. И ты смирился.)
- Обратите внимание на предложение в начале той же 6-ой главы: «Эти коробочки мучили меня». Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигал мальчик, сидя на полу?
(эти коробочки- символ беспомощности, незащищенности)
- Кто же первым пошел на примирение?
(мальчик)
- ЧТЕНИЕ НАЧАЛА 7-ОЙ ГЛАВЫ ПО РОЛЯМ.
- Какое слово находит Бунин, говоря о желании мальчика?
(АЛКАТЬ-значение смотрим на доске)
- Каким становится мальчик?
(ДЕЛИКАТНЫМ, нежным, хрупким, тонким, вежливым в общении)
- А вы часто употребляете слово ДЕЛИКАТНЫЙ? При каких обстоятельствах?
- Какая сцена показывает. Что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга?
( часть 7-ая, «Глубоко дыша от волнениякак маленькие птички»)
- Что, по-вашему, во всей этой истории самое горькое?
(мальчик был побежден, сломлен. Он смирился, признал вину, хотя ни в чем не был виноват)
- В тот вечер дядя научил мальчика писать цифры. Асам он получил какой-либо урок?
(он как будто извиняется за то, что был слишком строг)
ОБОБЩЕНИЕ.
- Напишите сочинение- миниатюру из 5-6 предложений, отвечая на вопрос:
- Какие чувства возникли у вас при чтении рассказа? Над чем задумались?
(надо любить людей, стараться их понять. Взрослые иногда не видят в ребенке человека и ведут себя властно. Дети тоже люди, и у них есть свои желания и чувства)
Чтение 2-3 работ учащихся.
Бунин предлагает взрослым быть с детьми внимательнее, уважать их мнение. Но и не только взрослые должны понимать детей, но и дети взрослых. Тогда не будет ссор, обид, непонимания.
Этим рассказом Бунин вводит читателя в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Рассказ учит уважительно относиться к чужому мнению.
Вернемся к эпиграфу.
Мир детства иногда предстает как нечто особенное. Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он еще не ведает лжи. Клеветы, притворства. Он чист душой.
Наш сегодняшний урок я бы хотела назвать уроком на взрослое будущее. И очень надеюсь, что вы сделали для себя выводы на взрослое будущее.
- Какое название дали бы вы нашему уроку?
(«Легко ли быть ребенком», «Великий грех умного дяди», «Вспомнишь ли ты»)
- Было ли что-нибудь подобное в вашей жизни?
ИТОГИ. Домашнее задание: чтение рассказа Чехова «Хамелеон».
Оценки. Комментирование.