Рабочая программа внеурочной деятельности История и культура кубанского казачества
1. Пояснительная записка
Данная образовательная программа предназначена как для классов казачьей направленности, так и для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является частью комплексной программы. Предназначенной для классов казачьей направленности, но может рассматриваться и как самостоятельная учебная дисциплина.
История и традиционная культура кубанского казачества включает в себя фольклор (песни, пословицы, поговорки, легенды, сказки, байки и т.д.), многовековые традиции, обряды и ритуалы, праздники и обычаи, самобытный кубанский говор, различные формы повседневного быта, труда и отдыха казаков. Это огромное богатство народа и оно не должно исчезнуть. Сохранив корни, мы вырастим дерево нашей современной культуры. В настоящее время наше общество испытывает духовный кризис, преодолеть который можно лишь, оперевшись на истинные культурные ценности и идеалы. История и культура кубанского казачества и является главной ценностью многовековой истории нашего народа. Она обладает уникальным свойством: связывать все поколения воедино и бережно хранить духовное богатство, накопленное веками, людьми. Главной задачей любой образовательной программы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Традиционная культура и фольклор способны решить эту задачу так. Как они выполняют и познавательные, и воспитательные, и коммуникативные функции.
Цель данной программы – развитие духовного менталитета у подрастающего поколения, приобщение к истинным человеческим ценностям, развитие творческих способностей и способности к самопознанию, самовоспитанию.
Задачи, решаемые программой:
Сформировать у школьников представление о истории и традиционной культуре кубанского казачества как самобытной уникальной и неповторимой культуры кубанского региона Российского государства.
Познакомить их с православными и народными традициями и обрядами, праздниками и обычаями кубанского казачества.
Развивать творческое мышление и способности детей.
Формировать у них интерес к поисково-исследовательской работе.
Развивать у детей способность к самопознанию, самовоспитанию.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, который включает 34 учебных часов. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю. Как отмечено выше, данная программа предназначена для классов казачьей направленности, а также для 6 классов основной школы. Этот курс может быть также реализован на факультативных или кружковых занятиях. Возраст начала освоения программы 12-13 лет, количество обучающихся, учитывая практическую направленность образовательной деятельности, не более 25 человек в группе, в классе.
Этот курс может быть реализован на факультативных или кружковых занятиях в казачьих классах или служить дополнением к курсу «Кубановедение» в школах.
Исторические вехи, пройденные казачеством и уникальный фольклорный материал из истории славянского населения Кубани, казачьи праздники, обычаи и обряды легли в основу этой программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана в большей степени на развитие творческих способностей учащихся и включает в себя практические занятия по изучению и освоению фольклорного наследия кубанского казачества.
Задача курса – практическое освоение культурного достояния кубанского казачества. В современном обществе при огромном информационном потоке, в условиях интеграции и глобализации очень важно сохранить молодому поколению свои исторические корни. Это является главной целью данной программы.
Данная программа направлена на реализацию творческого потенциала личности ребенка, повышение мотивации к познанию и творчеству, приобщению к культурным ценностям своей малой родины, обеспечение эмоционального и физического благополучия, а так же на духовное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
Программа включает в себя знакомства с основными нравственными ценностями кубанского казачества, такими, как милосердие, взаимопомощь и взаимовыручка, христианская мораль и фольклорное наследие. В программе содержится исторический материал о возникновении казачества на Кубани, его быте, одежде, традиционном этикете, его обычаях и обрядах.
Некоторые темы программы расширены и включают в себя практические занятия по изучению кубанского казачьего фольклора. Так, к примеру, тема «Зимние праздники» включают в себя театрализацию святочного обряда «колядки». Аналогично к теме «Свадебные обряды и обычаи» театрализацию свадебного обряда (сценарные разработки прилагаются).
С целью развития интереса к предмету включены обобщающие занятия в форме урока-игры. Такие как «Казачьи обычаи», «Казачьи забавы», ролевая игра «Масленица».
Результатом проверки развития творческих способностей учащихся и итогом работы данной программы является выступление данного коллектива на школьных тематических мероприятиях и праздниках, участие в конкурсах и фестивалях, посвященных кубанскому казачеству. В ходе освоения данной программы к концу учебного года учащиеся должны знать историю и содержание народных традиций кубанского казачества, сформировать умение к творческому исполнению кубанских казачьих песен и баек, кубанскому говору, казачьих приплясов, а также проявить способности и навыки самообучения декоративно-прикладному искусству Кубани.
Составленная программа может быть рекомендована преподавателям кубановедения и истории казачества в школах, так как способствует воспитанию чувства любви и патриотизма к своей малой родине и формирует у учащихся художественные познания народной культуры кубанского казачества.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем Всего, час.
Количество часов
Основные виды учебной деятельности (УДД)
Аудиторные Внеаудиторные 1
Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани конец Х VIII – начало XIX вв. 1 1 Познакомиться с программой, целями и задачами кружка.
2
Православие на Кубани 4 1 3 Знакомиться с историей и особенностями распространения православия на Кубани.
3
Духовные ценности кубанского казачества. 4 2 2 Изучать и сохранять духовные ценности кубанского казачества.
4
Традиционный этикет и одежда кубанских казаков. 4 1 3 Демонстрировать знания этикета и особенностей одежды кубанских казаков.
5
Отдых, игры и развлечения славян Кубани. 4 3 1 Знать особенности проведения досуга казаками, уметь играть в казачьи игры.
6
Народная медицина. Календарные праздники, обычаи и обряды казаков. 4 1 3 Понимать и уметь объяснять значение праздников, уметь воспроизводить обряды казаков.
7
Семейные традиции, обычаи и обряды казаков. 4 1 3 Знать основные обычаи, семейные традиции казаков. Познакомиться с историей своей казачьей семьи.
8
Жилище казака. Внутреннее убранство дома. Подворье. Народные ремесла. 4 1 3 Изготовить изделие декоративно-прикладного искусства.
9
Основные этапы, даты и события истории кубанского казачества. 4 1 3 Владеть пониманием основных этапов истории кубанского казачества.
10
Заключение, обобщение тем, поход в краеведческий музей. 1 1 Итого часов 34 12 22 3. Содержание программы
Тема 1. Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани
(конец XVIII начало XIX века).
Формирование народных славянских традиций в Древней Руси. Переселение восточнославянских народов на Кубань. Формирование кубанской казачьей культуры. Практическая работа – викторина.
Тема 2. Православие на Кубани.
Православие как главный стержень традиционной культуры славян Кубани. Девиз Кубанского казачества «За веру, за царя, за Отечество». Появление раскольников и сектантов на Кубани. Храмы и монастыри Кубанской области. Христианская культура в фольклоре кубанских славян. Практическая работа – «Храмы и соборы Кубани».
Тема 3. Духовные ценности кубанского казачества.
Милосердие один из важных аспектов в системе нравственных ценностей кубанских славян. Круговая порука и взаимопомощь, коллективизм в казачьей общине. Народная педагогика. Христианское воспитание в казачьей семье. Практическая работа – тесты «Воспитание детей в казачьей семье».
Тема 4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества.
Нормы поведения и повседневная жизнь, их связь с христианскими заповедями и моралью. Мужская и женская одежда казаков. Отражение горской культуры и традиций в одежде кубанских славян. Практическая работа 1 – экскурсия в Музей. Практическая работа 2 – конкурс рисунков «Мужская и женская одежда кубанских казаков».
Тема 5. Отдых игры и развлечения славян Кубани.
Детские забавы казачат. Летние и зимние игры детей и подростков. Досуг взрослых. Мужские и женские собрания – посиделки. Станичные байки и балагуры. Народная музыкальная культура. Практическая работа – инсценировка «Станичные байки».
Тема 6. Народная медицина. Календарные праздники, обычаи и обряды.
Связь человека с природой. Многовековой опыт знахарства славян. Природная кладовая Кубани. Практическая работа – сообщение на тему «Природная кладовая Кубани». Зимние праздники: Святки, Рождество Христово, Колядование, Крещение Господне. Весенние праздники: Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Провода, Троица. Летние праздники: Иван Купала, Ильин день, три Спаса (яблочный, медовый, хлебный). Осенние праздники: Семенов день, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Покров, Параскева Пятница. Практическая работа 1. – инсценировка святочного обряда.
Практическая работа 2. – ролевая игра «Масленица».
Тема 7. Семейные обряды и обычаи.
Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения. Практическая работа – инсценировка свадебного обряда.
Тема 8. Жилище казака. Внутреннее убранство дома. Подворье. Народные ремесла. Технология строительства дома (хаты). Турлучные или саманные дома. Красный угол. Мебель, предметы интерьера. Гончарное, кузнечное ремесло. Ткачество, вышивка.
Тема 9. Основные этапы, даты и события истории кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое и культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Тема 10. Заключение, обобщение тем, поход в краеведческий музей.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные
результаты Приобретение школьниками социальныхзнаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни (1 уровень) Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (2 уровень) Приобретение школьниками опыта и самостоятельного социального действия
История и культура кубанского казачества * Определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества;
* Знать историю своей казачьей семьи и историю своего одноклассника;
* Понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков;
* Знать основные памятные сооружения в г. Краснодаре и крае, связанные с историей казаков;
* Выполнять элементы народных поделок, присущие основным видам ДПИ кубанского казачества;
* Объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска. * уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
* реконструировать основные праздничные обряды;
* выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
* уметь рассказать о своем казачьем роде. * инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков;
*знать и придерживаться основ духовной жизни казаков;
* выполнять изделия и поделки в традициях ДПИ кубанского казачества;
* выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества»
5. Формы и виды контроля
№ Разделы программы Виды контроля Формы контроля Что контролируем
1 Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани конец Х VIII – начало XIX вв. Вводный, текущий, итоговый Тестирование, исследовательские проекты. Знание различных фольклорных форм кубанского казачества.
2 Православие на Кубани. Исследовательский проект «Православные праздники». Понимание особенностей православия на Кубани.
3 Духовные ценности кубанского казачества. Видео-, слайд-викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани». Знание основ духовной жизни, ценностей кубанских казаков.
4 Традиционный этикет и одежда кубанских казаков. Выставка рисунков «Традиционная одежда кубанских казаков». Знание традиционного этикета и одежды кубанских казаков.
5 Отдых, игры и развлечения славян Кубани. Конкурсы, инсценировка народных игр, исследовательские проекты о досуге кубанских казаков. Понимание особенностей досуга кубанских казаков.
6 Народная медицина. Календарные праздники, обычаи и обряды казаков. Тестирование, исследовательские проекты, реконструкция обрядов. Знание особенностей народной медицины, календарных праздников, отмечаемых казаками.
7 Семейные традиции, обычаи и обряды казаков. Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи». Понимание семейных традиций, обычаев и обрядов казаков.
8 Жилище казака. Внутреннее убранство дома. Подворье. Народные ремесла. Викторина, тестирование «Ремесла и виды ДПИ», выставка и анализ творческих работ учащихся. Знание быта, повседневной жизни, особенностей жилища казачьей семьи.
9 Основные этапы, даты и события истории кубанского казачества. Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект. Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.
Примерные формы и виды контроля
6. Методические рекомендации
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.), а также могут включать следующие методики: рассказ, демонстрация, сообщение сведений.
Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление практического применения системы ценностей.
В основе образования лежит коммуникация, что способствует развитию качеств личности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
а) список литературы для педагога
1. Абдулатипов Р.А. Мой русский народ: кубанские казаки, М.2006 г.
2. Авторский коллектив. История Донского казачества. Ростов- н/Д, 2001 г.
3. Администрация Краснодарского края. Периодическая Кубань. Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Краснодар 2005 г.
4. Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев, Краснодар 2003 г.
5. Бардадым В.П. Казачий курень, Краснодар, 1992 г.
6. Бигдай Л.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар 1995г.
7. Бойко И.Н. Частушки, припевки, страдания. Кубанские застольные песни. Фольклорно-творческого центра народов Северного Кавказа «Отрада» Краснодар, 2002 г.
8. Бондарь З. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар 1999 г.
9. Гайворонская И.Ф. Деятели искусств Кубани.Краснодар , 2006 г.
10. Захарченко В.Г Народные песни Кубани. Советская Кубань, 1997
11. Кубанский государственный университет. Сборник научных трудов: Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. Краснодар 1993г.
12. Лях В.И. Музыкальное искусство Кубани. Краснодар, 2006 г.
13. Материалы научно-практической конференции. Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар 2007 г.
14. Пахалько Н.А. Казачий календарь. Славянск-н/К 2000г.
15. Певнев А.П. Кубанские казаки, Пособие по истории для уч-ся
школ, гимназии, лицеев Краснодарского края. Краснодар, 1995 г.
16. .Петрусенко И Кубань в песне. Советская Кубань. Краснодар, 1999 г.
17. Прасалова Е.Н. В союзе с красотой М.1987 г.
18. Программа дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству кубанского казачества. Краснодар, 2008 г.
19. Ратушняк В.Н. Энциклопедия. Кубановедение. Краснодар, 2008 г.
20. Ткаченко П.И. Справочное издание. Кубанский говор. Москва, 1998 г.
21 Ткаченко П.И.. Справочное издание Кубанский говор, Традиция 2008 год.
22. Тхамакова И.Х. Традиционная казачья свадьба. Мир культуры. Нальчик, 1990 г.
23. Чурсина В.И. Народная культура славян Кубани. Краснодар, 2005г
24. Чурсина В.И. Фольклор славян Кубани. Краснодар, 2003г.
б) список литературы для учащихся
1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002 г.
2. Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В.В. Воронин. Краснодар, 2001 г.
3. Народная проза Кубани/ Авторы-сост.: Л.Б. Мар-тыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 г. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991 г.
5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 1993 г.
6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000 г.
в) технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска.
г) экранно- тематические пособия
Презентации, диски песен.