Рабочая программа внеурочной деятельности История кубанского казачества


Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 82
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
протокол № 1 от 31 августа 2016 ИЗМЕНЕНО:
решением педагогического совета
протокол № 4 от 10 января 2017
Председатель ______А.Ф.СкитеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общекультурное
Наименование: История кубанского казачества
Срок реализации программы:3 года
Классы: 6-8 класс
Учителя: Константинова Е.В., Полоус О.М.
Программа составлена на основе: авторской программы Ратушняка В.Н., Ратушняка О.В., Мирук М.В. «История Кубанского казачества», допущенной департаментом образования и науки Краснодарского края
Внесены изменения в программу на основании письма Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.01.2017 № 47-31/17-11, программы курса «История и современность кубанского казачества» в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края, ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2017
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа «История кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку кубанского казачества;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к возрождению традиций кубанского казачества: Личностным результатом обучения истории кубанского казачества в 5-9 классах, является формирование:
- познавательного интереса к изучению истории кубанского казачества; - всесторонне образованной, развитой личности;
- понимания значения культуры кубанского казачества;
- чувства гордости за свою малую родину;
- уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов; - представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний об истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
-

основныеэтапыиглавныесобытияисторииказачествасмомента
переселения до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся
ходе их жизни;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
-соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни.
Ученик научится (базовый уровень) Ученик получит возможность
научиться (повышенный уровень)
- рассказывать об основных этапах и использовать приобретённые знания
ключевых событияхистории и умения в практической
Кубанского казачьего войска; деятельности и повседневной жизни
- рассказывать о видах хозяйственнойс целью: деятельности и занятияхкубанского - воспитания уважения к базовымказачества; национальным ценностям,
- использовать на практике знания о культурным и историческим
религиозных представленияхи традициям кубанского казачества;
особенностяхкультурного развития -выработки умения общаться скубанских казаков; людьми различных
- показывать на карте территорию национальностей и религиозных
Кубани, расселения кубанских взглядов, воспитания
казаков, места важнейших художественного вкуса,
исторических событий; эмоционально-ценностного
- различать вещественные, письменные, отношения к художественно-
изобразительные и устные культурному наследию кубанскихисторические источники; казаков; -работать с различными источниками -создавать научные проекты назнаний о населении, истории своей темы, связанные с историей
местности; Кубанского казачьего войска.
-высказывать на уровне эмоциональныхоценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры; -излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя вдискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсахвыполняя творческие работы (сочинения, отчёты обэкскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью; -осуществлять поиск информации поистории Кубанского казачьего войска
местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения.
использовать приобретённые знания
иумениявпрактическойдеятельности и повседневной жизни
сцельюосознаниясебя
представителемэтнокультурного,
конфессиональногосообществаи
пространства Кубани.

2. Содержание программы
6 класс (34 часа)
Тема 1. Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков (6 часов)
Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии.
Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска
(4 часа)
Формирование кубанского казачества. Южнорусский и украинский компоненты формирования казачества Кубани. Запорожцы - предшественники Черноморского войска. Черноморское войско: запорожцы, малороссийские казаки, переселенцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний, отставные солдаты. Черноморцы как мореходы, всадники, пластуны. Донцы - предшественники Кавказского линейного казачьего войска. Линейные казаки: хоперцы, южнорусские однодворцы, донцы. Новая Линия. Казачество Закубанья. Объединение черноморцев и линейцев. Формирование самосознания и самоназвания: кубанские казаки. Кубанское казачье войско. Н.И. Евдокимов - первый атаман Кубанского казачьего войска.
Тема 3. Воинский мир кубанского казачества (7 часов)
Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей». Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России.
Воинские народные знания. Воинский фольклор. Воинские обряды. Полковое/ батальонное самосознание.
Тема 4. Казачьи поминовения (2 часа)
Что такое поминовения? Категории поминовений (посвященные памяти казаков, героически погибших в неравной схватке с противником в дореволюционный период времени; посвященные памяти казаков-жертв Гражданской войны и периода расказачивания, посвященные подвигу казаков в годы Великой Отечественной войны и др.)
Тиховские поминовения, Липкинские поминовения, Гречишкинские поминовения.
Тема 5. Органы управления современного Кубанского казачьего войска (3 часа)
Войсковой сбор. Советы атаманов. Атаман. Совет стариков. Войсковой суд. Контрольно-ревизионная комиссия. Войсковое правление.
Органы управления отдельских, районных и первичных казачьих обществ.
Тема 6. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани (5 часов)
Принципы землевладения и землепользования. Переход к общинно-передельной форме землепользования. Войсковые земли и паевый надел казаков.
Роль станиц и хуторов в экономическом развитии войска. Хуторская система хозяйства. Использование наемного труда.
Основные виды и формы труда (скотоводство, земледелие, рыболовство, охота и промыслы). Ярмарочная торговля. Открытие меновых дворов для горцев.
Традиционное устройство жилища казаков. Казачья хата. Казачьи поселения (сечь, кош, станица, хутор, курень).
Традиционная одежда кубанских казаков. Особенности кубанской казачьей кухни. Лошадь в жизни казака.
Тема 7. Казачьи поминовения (3 часа)
День памяти жертв политических репрессий казачества, Корниловские поминовения, Чамлыкские поминовения, Даховские поминовения, Апшеронские поминовения, Михайловские поминовения, поминовения «Кущевская атака».
Тема 8. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска (3 часа)
День реабилитации кубанского казачества, День образования Кубанского казачьего войска и День кубанского казачества. Годовщина высадки черноморских казаков на Тамань.
Тема 9. Повторение пройденного материала (1 час)
7 класс (34 часа)
Тема 1. Историки кубанского казачества (7 часов)
Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицын,
Ф.А. Щербина, В.А. Голобуцкий. Их деятельность по изучению истории кубанского казачества.
Краеведческая деятельность на Кубани. Изучение истории казачества краеведческими организациями Кубани. Кубанский областной статистический комитет (1879 - 1917 гг.). Общество любителей изучения Кубанской области (1897 - 1932 гг.). Кубанское общество любителей изучения казачества на Кубани(1911-1917 гг.).
Тема 2. Духовный наставник и просветитель черноморских казаков К.В. Россинский (3 часа)
Кто такой К. В. Россинский: происхождение и становление личности. К. В. Россинский - войсковой священник. Просветительская деятельность К. В. Россинского и его духовное наследие.
Тема 3. Казачьи регалии и символы (6 часов)
Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их назначение.
Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн.
Судьба казачьих регалий.Тема 4. Выдающиеся атаманы Черноморского и Линейного казачьих войск (2 часа)З.А. Чепега, А.А. Головатый, Г.А. Рашпиль, Ф.А. Круковский, Ф.Я. Бурсак, А.Д. Безкровный и др.
Тема 5. Образование Кубанского казачьего войска (2 часа)
Указ императора Александра II об образовании Кубанского казачьего войска. Первый атаман Кубанского казачьего войска Н.И. Евдокимов. Административное устройство и управление войском. Земельные функции Кубанского казачьего войска. Воинская повинность кубанских казаков.
Тема 6. Окончание Кавказской войны (1 час)
Активизация военных действий на Северо-Западном Кавказе. Пленение горского предводителя Шамиля (1859 г.)Посещение Кубани императором Александром II и утверждение плана покорения Западного Кавказа. Переселение горцев в Турцию. Окончание Кавказской войны и начало заселения Закубанья.
Тема 7. Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Участие кубанских казаков в военных действиях на территории Средней Азии (2 часа)
Участие казаков в Хивинском походе 1873 г. Участие казаков в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.Роль кубанских казаков в военных действиях на Балканах. 2-й кубанский полк и 7-й пластунский батальон. Взятие крепости Ардаган. Оборона Баязета. Оборона Шипкинского перевала. Участие казаков во взятии Карса. Борьба с турками в Абхазии.
Участие в Ахалтекинской экспедиции 1881 г. и штурм крепости Геок-Тепе. Бои с афганцами в 1885 г. на р. Кушке.
Тема 8. Государственная служба современного кубанского казачества (2 часа)
154-й федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Охрана общественного порядка (дружины выходного дня, дружины на постоянной основе). Взаимодействие с транспортной полицией. Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Борьба с незаконной миграцией .Природоохранная деятельность. Частное охранное предприятие. Аварийно-спасательные отряды и участие в ликвидации последствий стихийных бедствий. Трагедия в г. Крымске в 2012 г. Охрана государственной границы. Допризывная подготовка и призыв на военную службу. Служба казаков в Президентском полку. Казачьи военные части. Военно-полевые сборы.
Тема 9. Кубанские казаки в революции 1905 - 1907 гг.
(2 часа)
Предпосылки революции. Отношение казаков к революции. Собственный Его Императорского Величества конвой. Привлечение казаков для борьбы с революционерами и охраны общественного порядка. Волнения пластунских батальонов. Восстание казаков 2-го Урупского полка. Объявление военного положения в Кубанской области.
Тема 10. Участие кубанских казаков в Русско-Японской и Первой мировой войнах (2 часа)
Участие кубанских казаков в Русско-Японской войне. Боевые действия в Маньчжурии. Конный рейд генерала П.И. Мищенко.
Мобилизация кубанских казаков на фронты Первой мировой войны. Участие кубанских казаков в Первой мировой войне. Казаки на Западном и Кавказском фронтах. Казаки – георгиевские кавалеры. Герои Первой мировой войны (героический рейд сотни есаула В.Д. Гамалия в тылу противника; Елена Чоба; летчик В.М. Ткачев). Казаки и горцы в Первой мировой войне. Всадники «Дикой дивизии».
Мобилизация кубанских казаков на фронты Первой мировой войны. Участие кубанских казаков в Первой мировой войне. Казаки на Западном и Кавказском фронтах. Казаки – георгиевские кавалеры. Герои Первой мировой войны (героический рейд сотни есаула В.Д. Гамалия в тылу противника; Елена Чоба; летчик В.М. Ткачев). Казаки и горцы в Первой мировой войне. Всадники «Дикой дивизии».
Тема 11. Славные страницы истории современного Кубанского казачьего войска (2 часа)
Участие казаков Кубанского казачьего войска в охране общественного порядка во время проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 году и этапов Гран-При России Формула 1.
Участие казаков Кубанского казачьего войска в возвращении Крыма в состав России в 2014 году.
Участие казаков Кубанского казачьего войска в юбилейном Параде Победы на Красной площади в г. Москве в 2015 году.
Тема 12. Экономическое развитие кубанского казачества в 1860 -1917 гг.(2 часа)
Принципы землевладения и землепользования. Эволюция общинного землевладения и развитие земельной собственности. Уменьшение паевых наделов казаков. Развитие земледелия и скотоводства. Казачьи ярмарки.
Тема 13. Повторение пройденного материала (1 час)
8 класс (34 часа)
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Цели и задачи курса. Ознакомление учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса.
Ознакомление с методикой подготовки и проведения практических занятий и самостоятельной работы учащихся. О подготовке докладов (рефератов) по отдельным темам. Например, о подвигах казаков Л. Тиховского, А. Гречишкина, Е. Горбатко; о кубанских историках - казаках Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицыне, Ф.А Щербине; военачальниках и атаманах АА Головатом, З.А Чепеге Г.А Рашпиле, Ф.А Круковском, НЛ. Слепцов е и др.; об истории своей семьи, малой родины - населенного пункта, культуре и традициях кубанского казачества. Ознакомление учащихся с методикой подготовки и проведения викторины по изучаемому курсу.
Тема 2. Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России (2 часа)
Проблема происхождения казачества Летописи, былины и другие источники материалов о казаках. Казачество в трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О. Ключевского. Вольные и служилые казаки. Казачьи войска дореволюционной России. Черноморское казачество в трудах советского историка В.А Голобуцкого. Разработки по истории казачества в новейшее время.
Тема 3. Первые казаки на Кубани (1 час)
Появление на Кубани казаков - раскольников атамана Петра Мурзенко. Основание первых городков. Восстание К. Булавина. Побег на Кубань казаков Игната Некрасова и создание кубанской казачьей общины. Взаимоотношения с Россией и Крымским ханством. Уход некрасовцев в Турцию. Иммиграция из Турции в Россию.
Тема 4. Запорожцы - предшественники черноморского казачества (2 часа)
Образование Запорожской Сечи. Военно-административное устройство Запорожья. Военно-политическая организация запорожского казачества. Развитие скотоводства и промыслов (рыболовство и др.). Социальные противоречия. Борьба запорожцев против агрессии Крыма и Турции. Походы к Стамбулу. Запорожцы и Мазепа. Разгром Запорожской Сечи войсками Петра 1 в 1709 г. Алешковская Сечь. Возвращение запорожцев в Россию и образование Сечи Новой в 1734 г. Запорожцы и «Колиивщина» (1768 г.). Запорожцы и восстание Емельяна Пугачева. Ликвидация Запорожской Сечи (1775 г.). Судьба последнего кошевого атамана Запорожья Петра Калнишевского. Задунайская Сечь. Запорожская Сечь глазами Н.В.Гоголя: исторические факты и творческий вымысел.
Тема 5. Образование Черноморского казачьего войска (1 час)
Проект А. Головатого о преобразовании Запорожского казачьего войска. Начало русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. и образование Войска верных казаков запорожских. Участие казаков в русско-турецкой войне. Черноморская казачья флотилия и ее военные действия. Штурм о. Березань и Измаила. Первыйкошевой атаман черноморского казачьего войска Сидор Белый. Вопрос об отводе земли для Черноморского казачьего войска.
Тема 6. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань (2 часа)
Депутация казаков во главе с А. Головатым в Петербург с прошением об отводе земель на Кубани. Осмотр кубанских земель отрядом М. Гулика. Грамота Екатерины 11 о даровании земель. Поход гребной флотилии Саввы Белого к Тамани. Прибытие остальных партий переселенцев. Основание Екатеринодара и 40 куренных селений. Войсковое правительство и вступление в силу «Порядка общей пользы» - своеобразного устава об управлении войском.
Тема 7. Донское казачество и Кубань (1 час)
Формирование донского казачества. Донские казаки на службе государства Российского. А.В. Суворов на Кубани. Участие донских казаков в процессе присоединения Прикубанья к России. Служба донцов на Кубани в 1790-е гг. Волнения донских полков и их побег на Дон. Расправа над мятежниками. Расселение донцов на Кубани. Образование Кубанского конного линейного войска и его служба России.
Тема 8. Линейное казачество Кубани (1 час)
Южнорусские однодворцы. Екатеринославское войско. Хоперцы. Образование Кавказского линейного казачьего войска в1832 г.: его состав, структура и устройство. Новая Линия. Роль правого фланга войска в обороне границ Кубани. АЛ. Ермолов и А. Дюма о линейцах. Ф.А. Круковский - выдающийся атаман линейцев. Подвиг казачки Анны Сердюковой. Полки правого фланга Кавказского линейного войска.
Тема 9. Социальный состав казачества и социальные противоречия в Черномории (1 час)
Казачья старшина и «серома». Порядок отбывания воинской службы на кордоне. Беглые и крепостные в Черномории. Криминальная ситуация в Черномории и борьба казаков за правопорядок. Персидский поход. А. Головатый - несостоявшийся атаман Черноморского войска. Замена выборности атаманов назначением царя. «Персидский бунт».
Тема 10. Военно-административное устройство черноморского и линейного казачества (2 часа)
Административное устройство Черномории и Кавказского линейного казачьего войска: общее и отличия. Войсковое правительство и Войсковая канцелярия, их состав и функции. Куренные (станичные) атаманы. Повинность и внутренняя служба казаков. Положения о Черноморском (1842 г.) и Кавказском линейном казачьем войске (1845 г.) - основные документы, регламентировавшие их внутреннее устройство и служебные задачи.
Тема 11. Казаки и горцы: поиски компромисса (1 час)
Первые контакты черноморцев с горцами. Встречи А. Головатого с горскими князьями. Куначество как форма побратимства. Прием горских детей в казачьи школы. Взаимопомощь вовремя эпидемий и неурожаев. Взаимодействие культур. «Меновые дворы» как действенная форма товарообмена и сближения горцев и казаков. Адыгские просветители и их роль в сближении народов Кубани.
Тема 12. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.
(1 час)
Черноморские казачьи формирования в русской армии. Участие в Бородинском и других сражениях. Военачальники и герои войны: А.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.С. Заводовский и др. Участие черноморцев в заграничном походе русской армии и взятии Парижа 19 марта 1814 г.
Тема 13. Выдающиеся атаманы Кубанского казачьего войска (с 1860 по 1917 гг.)(1 час)
Ф.Н. Сумароков-Эльстон, Н.Н. Кармалин, Я. Д. Малама, М.П. Бабыч и др.
Тема 14. Почетный караул Кубанского казачьего войска и церемониал «Час Славы Кубани»(1 час)
Состав Почетного караула. Роль и функции. Участие в торжественных и протокольных мероприятиях. Церемониал «Час Славы Кубани». Кубанский духовой оркестр.
Тема 15. Патриотическое воспитание казачьей молодежи, как одно из основных направлений деятельности современного Кубанского казачьего войска (2 часа)
Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Участие в массовых мероприятиях. Спортивная работа. Военно-патриотические клубы и секции. Исторические викторины. Научно-практические конференции и образовательные семинары. Детский летний отдых. Скачки. Экскурсии по казачьим местам. Атаманские елки.
Казачье образование. Дошкольное казачье образование. Классы и группы казачьей направленности. Казачьи кадетские корпуса Кубани. Казачьи высшие и среднеспециальные учебные заведения.
Казаки-наставники и их роль в учебно-воспитательном процессе. Разработка и издание учебно-методической литературы.
Казачья традиционная культура. Детские творческие коллективы и кружки декоративно-прикладного искусства. Взрослые казачьи творческие коллективы. Участие в фестивалях и конкурсах. Фестиваль «Казачье подворье». Фестиваль казачьей культуры в п. Тульском Республики Адыгея.
Тема 16. Культура кубанского казачества в 1860-1917 гг. (1 час)
Традиционная культура. Религиозная культура. Присутствие старообрядчества в жизни отдельных казаков. Войсковые и религиозные праздники. Изменения в военной и повседневной казачьей одежде. Просвещение. Наука. Литература.
Тема 17. Выдающиеся историки кубанского казачества (1 час)Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, Е.Д. Фелицын, П.П. Короленко, Ф.А. Щербина. Их вклад в сохранение и изучение истории кубанского казачества. Основные научные труды по истории казачества.
Тема 18. Кубанское казачье войско в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне(3 часа)
Отношение кубанских казаков к революции. Свержение царского правительства и убийство царской семьи. Деятельность К.Л. Бардижа на посту комиссара Временного правительства. Созыв I съезда Кубанской войсковой Рады и создание войскового правительства. Избрание атаманом Кубанского казачьего войска А.П. Филимонова. «Ледяной» поход генерала Л.Г. Корнилова и его гибель. Взятие Екатеринодара армией А. Деникина. Создание Кубанской армии. Разногласия в дальнейшем видении судьбы Кубани внутри войска. Участие кубанской делегациив мирной конференции в Париже. Судьба участников конференции. Взятие Екатеринодара соединениями Красной армии. Новороссийская трагедия. Сдача Кубанской армии в Адлере. Появление, роль и позиция «зеленых».
Тема 19. Участие кубанских казаков в военных конфликтах в Приднестровье и Абхазии в 1992-1993 годах. Приднестровско-Абхазские поминовения. (1 час)
Предпосылки военных конфликтов в Приднестровье и Абхазии. Добровольное участие кубанских казаков в военном конфликте в Приднестровье. Гибель Александра Берлизова. Добровольное участие кубанских казаков в военном конфликте на территории Республики Абхазия. Подвиг Анатолия Сидоренко. Приднестровско-Абхазские поминовения.
Тема 20. Кубанские казаки в эмиграции (2 часа)
Кубанские казаки в составе армии генерала П.Н. Врангеля. Эвакуация на остров Лемнос (Греция). Эмиграция кубанских казаков в Сербию. Переселение казаков в Соединенные Штаты Америки. Расселение в других странах.Создание казачьих хуторов и станиц в зарубежье.Жизнь кубанского казачества в зарубежье, отношение к советской власти, стремление вернуться на Родину.Вывоз с Кубани и маршрут следования казачьих регалий.
Тема 21. Кубанские казаки в 1920 - 1930-е годы XX века
(2 часа)
Окончание Гражданской войны. Отношение советской власти к казакам. Борьба с бело-зеленым движением. Землеустройство в 1923 - 1927 гг. Изъятие и передел казачьих земель.Коллективизация. Раскулачивание. Расказачивание. Гонения на казаков и духовенство. Голодомор (1932 — 1933 гг.) «Черные доски». Выселение казаков, репрессии. Террор со стороны власти в отношении казаков.
Тема 22. Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (3 часа)
Начало Великой Отечественной воны. Мобилизация. Запись кубанских добровольцев на фронт. Создание Кубанского Фонда обороны страны. Создание казачьих воинских подразделений в составе Красной армии. Формирование 17-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса. Бой казаков под станицей Кущевской. 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. 9-я пластунская дивизия. Военная форма одежды казаков в годы Великой Отечественной войны.
Переход части эмигрировавших казаков на сторону фашистской Германии. Кубанские части в составе вермахта. Трагедия Лиенца.
Тема 23. Повторение пройденного материала (1 час)
3. Тематическое планирование
№ п/пНаименование разделов
6 класс Всего
часов Характеристика деятельности учащихся
1. Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков (6 часов)
6 Отмечать особенности снаряжения кубанских казаков.
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом
2. Образование Кубанского казачьего войска (4 часа)
4 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани
3. Воинский мир кубанского казачества (7 часов) 7 Познакомить учащихся с воинским миром кубанского казачества, развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка
4. Казачьи поминовения
(2 часа)
2 Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
6. Органы управления современного Кубанского казачьего войска (3 часа) 3 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
9. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани (5 часов) 5 Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона
11. Казачьи поминовения
(3 часа) 3 Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Обмениваться впечатлениями
12. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска (3 часа)
3 Познакомить с духовным миром и праздниками современного кубанского казачества.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи
13. Повторение пройденного материала (1 час) 1 Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности
Итого часов 34 № п/пНаименование разделов
7 класс Всего
часов Характеристика деятельности учащихся
1. Историки кубанского казачества (7 часов) 7 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета
2. Духовный наставник и просветитель черноморских казаков К.В. Россинский
(3 часа)
3 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся личностям Кубани.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков
3. Казачьи регалии и символы (6 часов)
6 Познакомить учащихся с регалиями и реликвиями кубанского казачества, развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка
4. Выдающиеся атаманы Черноморского и Линейного казачьих войск (2 часа)
2 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся личностям Кубани.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
5. Образование Кубанского казачьего войска (2 часа)
2 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани
6. Окончание Кавказской войны (1 час)
1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с военной историей казачества. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Участие кубанских казаков в военных действиях на территории Средней Азии (2 часа) 2 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета.
8. Государственная служба современного кубанского казачества (2 часа)
2 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы.
9. Кубанские казаки в революции 1905 - 1907 гг. (2 часа)
2 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с историей казачества. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета
10. Участие кубанских казаков в Русско-Японской и Первой мировой войнах
(2 часа)
2 Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Продолжить знакомить с военной историей казачества
11. Славные страницы истории современного Кубанского казачьего войска (2 часа)
2 Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков
12. Экономическое развитие кубанского казачества в 1860 -1917 гг. (2 часа)
2 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы
13. Повторение пройденного материала (1 час) 1 Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности
Итого часов 34 № п/пНаименование разделов
8 класс Всего
часов Характеристика деятельности учащихся
1. Вводное занятие (1 час)
1 Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом
2. Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России (2 часа)
2 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков
3. Первые казаки на Кубани (1 час)
1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани
4. Запорожцы - предшественники черноморского казачества
(2 часа)
2 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся личностям Кубани.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
5. Образование Черноморского казачьего войска (1 час)
1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани
6. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань (2 часа)
2 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с историей казачества. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Донское казачество и Кубань (1 час) 1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с историей казачества. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета
8. Линейное казачество Кубани (1 час)
1 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы.
9. Социальный состав казачества и социальные противоречия в Черномории (1 час) 1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с историей казачества. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета
10. Военно-административное устройство черноморского и линейного казачества
(2 часа) 2 Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков
11. Казаки и горцы: поиски компромисса (1 час) 1 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы
12. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. (1 час) 1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета
13. Выдающиеся атаманы Кубанского казачьего войска (с 1860 по 1917 гг.) (1 час) 1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся личностям Кубани.
Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии
14. Почетный караул Кубанского казачьего войска и церемониал «Час Славы Кубани» (1 час) 1 Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы
15. Патриотическое воспитание казачьей молодежи, как одно из основных направлений деятельности современного Кубанского казачьего войска (2 часа) 2 Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
16. Культура кубанского казачества в 1860 -1917 гг. (1 час) 1 Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).
Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона
17. Выдающиеся историки кубанского казачества
(1 час) 1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани, выдающимся личностям Кубани. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы
18. Кубанское казачье войско в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне (3 часа) 3 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета
19. Участие кубанских казаков в военных конфликтах в Приднестровье и Абхазии в 1992-1993 годах. Приднестровско-Абхазские поминовения. (1 час) 1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с военной историей казачества. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета
20. Кубанские казаки в эмиграции (2 часа) 2 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать вопросы
21. Кубанские казаки в 1920 - 1930-е годы XX века
(2 часа) 2 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии
22. Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
(3 часа) 3 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Вызвать интерес к воинской службе
23. Повторение пройденного материала (1 час) 1 Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности
Итого часов 34 СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения

Заместитель директора по УМР
____________/ Бухарина С.В. /
учителей истории, обществознания,
кубановедения МБОУ гимназии № 82

29 августа 2016 года
от 29 августа 2016 года № 1
__________ / Гладкова Л.Г. /
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения

Заместитель директора по УМР
____________/ Бухарина С.В. /
учителей истории, обществознания,
кубановедения МБОУ гимназии № 82

09 января 2017 года
от 09 января 2017 года № 3
__________ / Гладкова Л.Г. /
Согласовано
Заместитель директора по УМР
МБОУ гимназии № 82 г. Краснодара
______________С.В.Бухарина
29 августа 2016
Согласовано
Заместитель директора по УМР
МБОУ гимназии № 82 г. Краснодара
______________С.В.Бухарина
10 января2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
гимназия № 82
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «История кубанского казачества»
Класс6
УчительКонстантинова Е.В.
Количество часов:всего 34 часов, в неделю 1 час

Планированиесоставленонаосноверабочейпрограммывнеурочной
деятельности учителей Константиновой Е.В. и Полоус О.М., утвержденной решением педагогического совета, протокол № 4 от 10 января 2017


п /пСодержание
(разделы и темы) Кол-
во
часов Дата проведения Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
План Факт Тема 1. Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков (6 часов)
1 Экипировка казака и верховой лошади 1 Отмечать особенности снаряжения кубанских казаков.
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом
2 Эволюция огнестрельного оружия казаков 1 3 Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика 1 4 Военное снаряжение казака 1 5 Подготовка военного снаряжения к службе в армии 1 6 Служба казака в армии 1 Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска (4 часа)
7 Формирование кубанского казачества 1 Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани
8 Черноморское войско 1 9 Кавказское линейное казачье войско 1 10 Формирование самосознания и самоназвания: кубанские казаки. Кубанское казачье войско 1 Тема 3. Воинский мир кубанского казачества (7 часов)
11 Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России
1 Познакомить учащихся с воинским миром кубанского казачества, развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка.
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить с военной историей казачества.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Обмениваться впечатлениями
12 Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерийская служба 1 13 Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей» 1 14 Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России
1 15 Воинские народные знания
1 16 Воинский фольклор. Воинские обряды. 1 17 Полковое/батальонное самосознание
1 Тема 4. Казачьи поминовения (2 часа)
18 Что такое поминовения? Категории поминовений 1 Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации
19 Тиховские поминовения, Липкинские поминовения, Гречишкинские поминовения
Тема 5. Органы управления современного Кубанского казачьего войска (3 часа)
20 Войсковой сбор. Советы атаманов. Атаман. Совет стариков 1 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
21 Войсковой суд. Контрольно-ревизионная комиссия. Войсковое правление
1 22 Органы управления отдельских, районных и первичных казачьих обществ
1 Тема 9. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани
(5 часов)
23 Принципы землевладения и землепользования 1 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи
24 Основные виды и формы труда (скотоводство, земледелие, рыболовство, охота и промыслы) 1 25 Поселения и жилища казаков 1 26 Традиционная одежда кубанских казаков 1 27 Особенности кубанской кухни. Лошадь в жизни казака
1 Тема 11. Казачьи поминовения (3 часа)
28 День памяти жертв политических репрессий казачества 1 Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Обмениваться впечатлениями.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме
29 Корниловские, Чамлыкские, Даховские, Апшеронские, Михайловские поминовения 1 30 Поминовения «Кущевская атака»
1 Тема 12. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска (3 часа)
31 День реабилитации кубанского казачества
1 Познакомить с духовным миром и праздниками современного кубанского казачества.
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
32 День образования Кубанского казачьего войска и День кубанского казачества 1 33 Годовщина высадки черноморских казаков на Тамань
1 Тема 13. Повторение пройденного материала (1 час)
34 Повторение пройденного материала 1 Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности