Рабочая программа по биологии 8 класс Сонин
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР МОБУ Директор МОБУ «Ново- Серёжкинская
«Ново-Серёжкинская СОШ» СОШ» ______________Т.К.Ванюкова__________М.Г.Кузьмина Приказ № ____от ___________2014 г.
___________2014 г.
Рабочая программа
по биологии 8 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ново-Серёжкинская средняя общеобразовательня школа»
Ванюковой Нины Владимировны
учителя биологии 1 квалификационной категории
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования по биологии
Всего 70 часов (2 часа в неделю)
Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Используемый учебно-методический комплекс:
Учебник Биология. «Человек» для 8 класса автора М.Р. Сапин, Н.И. Сонин.–М.: Дрофа, 2006 – 216с.
Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонов. – М.: Дрофа, 2010. – 154 с.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс
знать/понимать
уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системы органов, организменный;
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;
топографию органов в организме человека;
особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;
особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;
особенности роста и развития человеческого организма;
влияние факторов внешней среды на психическое, физическое и соматическое здоровье человека;
приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;
влияние образа жизни и вредных привычек на организм человека.
уметь
распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, фотографиям;
находить связь между строением и функциями органов;
объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;
оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;
распознавать отклонения от нормы в состоянии органов и систем органов;
работать с учебной и научно-популярной литературой.составлять план, конспект, реферат;
владеть языком науки.
Содержание курса
Человек как биологический вид (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Человек как представитель животного мира. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена; их методы исследования. Значение знаний о строении и функций организма человека для охраны здоровья населения, экологии окружающей среды, медицины и лично для каждого человека. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий, И.И. Мечников, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, и д.р.
Общий обзор органов человека. (6 часов)
Особенности строения клеток организма человека.особенности строения, местоположение, функции эпителиальных, соединительных, мышечных, нервной тканей; их разновидности. Системы органов человеческого организма; их строение и функции. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Лабораторная работа
Строение клетки.
Микроскопическое строение тканей.
Распознавание органов и систем органов человека.
Координация и регуляция (3 часа)
Понятие о гуморальной регуляции. Понятие о железах внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Гипер- и гипофункции желез внутренней секреции. Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.
Нервная система(6 часов)
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Строение нервной и гуморальной регуляции и их взаимосвязь. Гипоталамо-гипофизарная система. Нарушение нервно-гуморальной регуляции.
Лабораторная работа
Строение головного мозга.
Анализаторы (5 часов)
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции.понятие об анализаторах. Строение, функции и гигиена органов зрения. Аккомодация и ее нарушения. Строение и условия нормального функционирования зрительного анализатора.нарушение зрения при работе с компьютером. Строение и функции органов слуха. Слуховой анализатор. Внешнее воздействие на слух. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния, структура их анализаторов. Гигиена органов чувств.
Лабораторная работа
Изучение изменения размера зрачка.
Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей: непрерывные, полусуставы и суставы. Особенности строения и функционирования суставов, их виды. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.первая помощь при растяжениях связок, вывихах и переломах костей.
Мышечная система. Строение и классификация мышц, их развитие. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.воздействие двигательной активности на организм человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение костей.
Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц.
Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц.
Кровь и кровообращение (5часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Механизм образования и оттока тканевой жидкости. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты (их виды), тромбоциты, строение, содержание в 1 мл крови, место образования, срок жизни.функции. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови, резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Лимфа. Иммунитет, виды иммунитета. Инфекционные заболевания. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.Предупредительные прививки и лечебные сыворотки. Нарушение иммунитета и их причины. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия, анемия.
Лабораторная работа
Микроскопическое строение крови.
Транспорт веществ (6 часов)
Строение и механизм работы сердца, регуляция его деятельности. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление, скорость тока крови. Пульс, определение пульса. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Лимфатическая система, механизм движения лимфы. Гигиена сердечно-сосудистой системы, влияние факторов среды на развитие сердечно-сосудистой системы.
Лабораторная работа
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Приемы остановки кровотечения.
Дыхание (4 часа)
Понятие дыхания, значение дыхания для организма. Органы дыхания.строение органов дыхания. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких, ее определение. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Газообмен в легких, тканях: перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Правильное дыхание. Гигиена дыхательной системы. Влияние курения на органы дыхания. Оказание первой помощи при остановке дыхания.
Лабораторная работа
Определение частоты дыхания.
Пищеварение (5часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Пищеварение. Роль ферментов в процессе пищеварения и условия их активности. Строение и функции органов пищеварения.особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта (ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике). Состав и функции пищеварительных соков (слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков, желчи). Строение и функции печени и поджелудочной железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Нервно-гуморальная регуляция сокоотделения. Сбалансированное питание. Диеты, их роль. Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.
Лабораторная работа
Воздействие слюны на крахмал.
Обмен веществ и энергии. Витамины. (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Белковый, жировой, углеводный и минеральный обмены, их особенности. Регуляция обмена веществ.
Витамины (водорастворимые и жирорастворимые). Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Энергетический обмен, его особенность и регуляция.Нормы питания. Уровень обмена веществ в разный возрастной пкриод.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Роль различных органов в выделении из организма продуктов обмена веществ. Система органов выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Строение и функции мочевого пузыря.
Покровы тела (3часа)
Строение и функции кожи. Механизмы теплорегуляции. Роль кожи в теплорегуляции.нарушения теплорегуляции, первая помощь при ожогах и обморожениях. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.
Размножение и развитие (3часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (7 часов)
Инстинкты и условные рефлексы – основы высшей нервной деятельности.исследования работы нервной системы И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Виды торможения. Типы высшей нервной деятельности. Темперамент и его влияние на характер. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, механизмы сна, физиологическая природа сна, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Познавательные процессы. Память, виды и механизмы памяти. Мышление, внимание, эмоции, их физиологические основы. Особенности психики человека. Стресс как негативный биосоциальный фактор.
Человек и его здоровье(3 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здороврго образа жизни.Укрепление здоровья:аутотренинг,закаливание, двигательная активность.Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска:стрессы,гиподинамия, переутомление,переохлаждение.Вредные и полезные привычки и их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда.Социальная и природная среда и адаптация к ней человека.
Лабораторная работа 1.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека
Содержание курса
№ Тема Количество часов В том числе
теория лабораторные работы контрольные работы
1. Человек как биологический вид 2 2 - -
2. Происхождение человека. 2 2 - -
3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. 1 1 - -
4. Общий обзор органов человека. 6 3 3 -
5. Координация и регуляция. 3 2 - 1
6. Нервная система. 6 5 1 -
7. Анализаторы. 5 4 1 -
8. Опора и движение. 7 5 2 1
9. Кровь и кровообращение. 5 3 1 -
10. Транспорт веществ. 6 3 3 -
11. Дыхание. 4 3 1 -
12. Пищеварение. 5 2 2 1
13. Обмен веществ и энергии.
Витамины. 2 2 - -
14. Выделение. 2 2 - -
15. Покровы тела. 3 3 - -
16. Размножение и развитие. 3 3 - -
17. Высшая нервная деятельность. 5 5 - -
18. Человек и его здоровье 3 1 1 1
Итого 70 52 15 4
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класса 2014-2015 учебный год
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Дата Примечание
План. Факт. Человек как биологический вид (2часа)
1 Место человека в системе органического мира. 1 ИНМ 3.09.
2 Особенности человека. 1 К 5.09.
Происхождение человека (2 часа )3. Происхождение человека. Этапы его становления. 1 к 10.09.
4. Расы человека.
Их происхождение и единство. 1 к 12.09.
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 час )5. История развития знаний о строении и функциях организма человека. 1 к 17.09.
Общий обзор органов человека (6 часов)
6. Клеточное строение организма. 1 к
19.09.
7. Клеточное строение организма. Л. р.№1
«Строение клетки» 1 К 24.09.
8. Ткани и органы. Л.р. №2
«Микроскопическое строение тканей» 1 к 26.09.
9. Ткани и органы. 1 к 1.10.
10. Органы. Системы органов. Организм. Л.р. №3
«Распознавание органов и систем органов человека» 1 к 3.10.
11. Взаимосвязь органов и систем органов. 1 обоб. 8.10.
Координация и регуляция (3 часа)
12. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. 1 ИНМ 10.10.
13. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. 1 К 15.10.
14. Контрольная работа№1 по темам «Человек как биологический вид. Организм. Координация и регуляция».
1 Контр. 17.10
Нервная система (6 часов)
15. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. 1 ИНМ 22.10.
16. Спинной мозг. 1 К 24.10.
17. Строение и функции головного мозга. Л.Р.№4
«Строение головного мозга» 1 К 29.10.
18 Полушария большого мозга. 1 К 31.10
19. Обобщающий урок по теме:
«Нервная система»
1 Обоб. 12.11.
Анализаторы (5 часов)
20.
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Л.Р.№5
«Изучение изменения размера зрачка» 1 к 14.11.
21. Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. 1 К 19.11.
22. Анализаторы слуха и равновесия. 1 К 21.11.
23. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. 1 К 26.11
24. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах. 1 Обоб. 28.11
Опора и движение (7часов)
25 Аппарат опоры и движения, его функции.
Скелет человека, его значение и строение. 1 ИНМ 3.12.
26.
Строение, свойства костей, типы их соединения. Л.р. №6
«Внешнее строение костей» 1 К 5.12.
27. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. 1 К 10.12.
28. Контрольная работа№2 по темам: «Анализаторы», «Скелет человека». 1 Контр. 12.12.
29. Мышцы, их строение и функции. 1 ИНМ 17.12.
30. Работа мышц. Л.р.№7
«Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц», «Измерение массы и роста своего организма»
1 к 19.12.
31. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. 1 к 24.12.
Кровь и кровообращение (5 часов)
32.
Внутренняя среда организма и её значение. 1 к 26.12
33. Кровь. Л.р.№8
«Микроскопическое строение крови» 1 к 14.01.
34. Кровь.Состав крови. 1 к 16.01.
35. Иммунитет. 1 к 21.01.
36. Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. 1 к 23.01.
Транспорт веществ (6 часов)
37.
Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. 1 к 28.01.
38. Работа сердца. 1 к 30.01
39.
Движение крови и лимфы по сосудам. Л.р.№9
«Измерение кровяного давления»
1 к 4.02.
40
Движение крови и лимфы по сосудам. Л.Р. №10
«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» 1 к 6.02.
41 Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Л.р.№11
«Приемы остановки кровотечения»
1 К 11.02.
42. Обобщение по темам «Транспорт веществ.
Первая помощь при кровотечениях ». 1 обощ13.02.
Дыхание (4 часа)
43. Потребность организма человека в кислороде.
Строение органов дыхания. 1 ИНМ 18.02.
44. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Л.р.№12
«Определение частоты дыхания» 1 К 20.02.
45. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения. 1 К 25.02.
46. обобщение по теме «Дыхание. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения». 1 обобщ27.02
Пищеварение (5 часов)
47. Пищевые продукты и питательные вещества. 1 ИНМ 4.03.
48. Пищеварение в ротовой полости. Л.Р.№13
«Воздействие слюны на крахмал»
1 К 6.03.
49. Пищеварение в желудке и кишечнике. 1 К 11.03.
50. Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Л.Р.№14»Определение норм рационального питания» 1 К 13.03.
51. Контрольная работа №3 по теме: «Пищеварение».
1 контр 18.03
Обмен веществ и энергии. Витамины. (2 часа)
52. Обмен веществ и энергии.
Пластический и энергетический обмен. 1 ИНМ 20.03
53. Витамины. 1 к 1.04
Выделение (2 часа)
54. Выделение.
Строение и работа почек. 1 К 3.04.
55. Заболевания почек, их предупреждение. 1 обобщ8.04.
Покровы тела (3 часа)
56. Строение и функции кожи. 1 ИНМ 10.04.
57. Роль кожи в терморегуляции организма. 1 К 15.04.
58. Закаливание организма.
Гигиена одежды и обуви. 1 к 17.04.
Размножение и развитие (3 часа)
59. Половая система человека. 1 ИНМ 22.04.
60. Возрастные процессы. 1 К 24.04
61. Повторение и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». 1 К 29.04
Высшая нервная деятельность (7 часов)
62.
Поведение человека.
Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. 1 К 1.05.
63. Торможение, его виды и значение. 1 К 6.05.
64. Биологические ритмы.
Сон, его значение. Гигиена сна. 1 к 8.05.
65. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. 1 к 13.05.
66. Типы нервной деятельности. 1 к 15.05.
Человек и его здоровье(3 ч.)
67. Промежуточная аттестационная работа 1 контроля 20.05
68. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правила ЗОЖ. Оказание первой помощи. 1 К. 22.05.
69 Человек и окружающая среда. Л.р.№15 « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» 1 к. 27.05 70. Итоговое повторение 1 Обоб. 29.05