Индивидуальный план самообразования по теме:Преодоление отчуждения трудных подростков от семьи и школы
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната:
__________
«_____»__________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
И.о. Зам. директора по УВР
__________
«_____»__________2015 г.
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
_________________
«_____»__________2015 г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2015 - 2018 годы.
Автор: Рябцева Н.Е.
Воспитатель.
г. Алейск, 2015 г.
Образование: высшее
Барнаульский государственный педагогический университет-2002г.
Квалификация: Учитель начальных классов
Специальность: Педагогика и методика начального образования.
Квалификационная категория:
Курсы повышения квалификации: 2007 год
Стаж работы: 20 лет.
Каждое дело - творческое,
Иначе зачем?
Каждое дело с пользой,
Иначе зачем?
Каждое дело – людям,
Иначе зачем?
ЦЕЛИ САМООБРАЗОВАНИЯ:
1. Повышение уровня воспитательного процесса. 2. Обеспечение развития уровня воспитанности учащихся. 3. Углубленное изучение своей темы. 4. Внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс. 5. Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания. 6. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики. 7. Повышение общекультурного уровня педагога.
ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ТЕМА:
«Системный подход к решению задач социализации учащихся школы».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
« Преодоление отчуждения трудных подростков от семьи и школы»
ЦЕЛЬ:
- Формирование установок по преодолению отчуждения, используя различные способы индивидуального подхода к учащимся.
ЗАДАЧИ:
-Изучить передовой педагогический опыт;
-Внедрить в практику своей работы новые методы преодоления отчуждения;
-Обобщить опыт по теме самообразования в форме доклада.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.
1Изучение особенностей трудного подростка.
2.Изучение факторов отчуждения подростка.
3.Классификация факторов отчуждения.
4.Индивидуально-личностный подход к учащимся в воспитательном процессе.
5.Создание плана работы по преодолению отчуждения.
6.Работать над созданием в группе дружеской обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
7.Распространение педагогического опыта.
8. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Составление и использование в работе плана мероприятий по преодолению отчуждения учащихся.
2.Повышение уровня воспитанности учащихся.
3.Формирование дружеских отношения в коллективе.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
Профессиональное
1. Изучить современную литературу по изучаемой теме.
2. Изучить методическую литературу.
3.Обзор в интернете информации по изучаемой проблеме.
4. Повышать квалификацию на курсах.
2015-2018
регулярно
регулярно
Регулярно
Психолого-педагогические
1.Обзор в интернете информации по педагогике, психологии.
2.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Регулярно
Методические
1. Знакомиться с новыми методами воспитания.
2. Принимать участие в работе школьного МО воспитателей.
3. Изучать опыт работы лучших воспитателей.
4. Посещать занятия и внеклассные мероприятия коллег.
5. Проводить открытые мероприятия для коллег по работе.
6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
7. Выступать с докладами по теме самообразования.
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
2015-2018
2015 -2018
Информационные
технологии
1. Обзор в интернете информации по педагогике, психологии
2. Общение с педагогами на сайтах
регулярно
регулярно
·
Охрана здоровья
1. Использовать в воспитательном процессе здоровье сберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
Регулярно
Регулярно
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
1.Знакомство с научно-методической литературой, опытом работы
учителей по теме
Самообразования.
2015-2018
Изучение литературы на заседаниях МО;
Изучение опыта работы коллег по теме самообразования.
Прогностический
1.Определение целей и задач изучаемой темы.
2. Подбор диагностических методик изучения личности обучающихся,
учёт их возможностей.
3. Результативность работы.
2015-2016
2016-2017
1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей.
2. Коррекционная работа на воспитательских часах
3.Самостоятельные работы, тестирование, зачеты.
Практический
1.Внедрение опыта работы.
2017-2018
1.Открытые мероприятия на школьном уровне.
2.Составить плана по преодолению проблемы.
Обобщающий
1. Обобщение опыта работы по данному направлению.
2.Оформление результатов работы.
2016-2017
1.Выступления на заседании школьного МО воспитателей.
2.Доклад по теме самообразования.
Внедренческий
Распространение опыта работы.
2017-2018
Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте школы; Консультативная помощь воспитателям и учащимся.
Отчужденность становится преобладающим психологическим состоянием значительной части населения, такое состояние лишает индивида стимулов к самосовершенствованию, а иногда и желания жить. Особенно тревожит педагогическую общественность отчуждение детей (от традиционных ценностей, взрослых, друг от друга), проявляющееся в их возросшей конфликтности, агрессивности, падении у школьников интереса к обучению, побегов из дома и др. Этот процесс является важной педагогической проблемой не только потому, что значительно затрудняет педагогическое влияние на ребенка, но еще и создает не меньше трудностей ему самому, так как он чувствует себя оторванным от других людей, обезличенным, одиноким, испытывает сложности в освоении позитивного социального опыта, реализации личностного потенциала.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Т.Г.Кулакова. Преодоление отчуждения подростков.
2. Желебанова Р.И. Коррекция педагогически запущенных подростков.
3. Методы и приемы воспитательной с трудными подростками. сост.Т.Ф.Кузьмина - Киров,1978.-119с.
4. Личность, семья, школа. Пособие для руководителей школ/ Под ред.С.Г.Вершловского Санкт-петербургский гос. Университет пед. мастерства,1996
5. Мадорский Л.Р. Зак А.З.Глазами подростков: Книга для учителя.- М: Просвещение,1991.-95с.
6. А.А.Бударный. Индивидуальный подход в обучении.
7. Шуманс. Как избежать конфликтов с детьми.//Воспитание школьников.-1990.-№1с.54-60
8. Журналы: «Коррекционная педагогика», «Практический психолог», «Дефектология».
Учебная исследовательская работа:
1. Разработать задания по тестированию знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов).
2. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам воспитания.
- Творческое сотрудничество с учителями школы по вопросам индивидуального подхода к учащимся.
3. Участие в работе школьной методической службы:
- Провести открытые мероприятия, на которых показать применение индивидуального подхода к учащимся.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт воспитателей школы.
- Участвовать в заседаниях ШМО воспитателей, методического совета, педагогических советах.
- Взаимные посещения мероприятий с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
- Разработка и проведение открытых мероприятий.
- Создание педагогических разработок с применением методов по преодолению отчуждения и помещение их на сайте школы.
- Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности, отчет о результатах работы над темой самообразования на МО и педсоветах.
- Разработка тестов, материалов, способствующих личностно-ориентированному подходу к каждому ученику.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на сайте школы.
- Обобщение опыта по теме самообразования.
15