Урок литературы в 10 классе Нравственные уроки сказки С.-Щедрина Пропала совесть
Фамилия, имя, отчество - Худякова Оксана Леонидовна
Должность – учитель русского языка и литературы
Название учреждения – муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»
Название работы - Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Предмет - литература
Класс - 10
Класс 10
Тема.
Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Тип урока и его структура:
Урок-размышление на нравственную тему с элементами творческой мастерской. Это урок внеклассного чтения в контексте изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Структура урока.
Стадия вызова – музыка. Поставлена проблема, которую надо решить.
Стадия-осмысление.
(работа в группах, составление таблицы, элементы проекта).
Стадия- рефлексия.
а) Работа с эпиграфом (свои варианты ответов);
в) написание эссе;
Композиция урока – кольцевая.
а) музыка (в начале и в конце урока). Можно использовать живопись.
б) работа с эпиграфом.
Урок, завершающий по теме «Сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина», где закрепляются навыки работы с художественными и сатирическими приёмами.
Образовательные цели соответствуют требованиям программы, охватывают всё содержание урока, подчиняя себе методы и формы, таким образом ,урок можно назвать комбинированным.
Цели.
Образовательные.
Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».
Совершенствовать навыки учащихся анализа текста, научить приёмам работы с текстом.
Закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом «Музыка».
Развивающие.
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
Продолжить работу со словарём.
Давать характеристику литературному герою.
Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитательные.
Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
На уроке использовались тексты сказки, словарь Д. И. Даля, цитаты из книги «Кладезь мудрости».
Форма проведения: беседа, работа в группах, интегрирование, связь с музыкой, элементы проекта, мастерской, эссе.
Методы:
–словесные (работа с текстом, цитаты, художественные приёмы);
–наглядные (стенд, оформление доски, проект, иллюстрации);
–практические (групповая работа, работа с таблицей);
–репродуктивные (работа с эпиграфом);
–проблемно-поисковые (работа с цветом, формой, ответ на вопрос эпиграфа);
–индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью);
–дедуктивные (анализ) (анализ текста);
–самостоятельная работа (работа в группах, элемент проекта)
–метод стимулирования и мотивации (дискуссия).
Главный этап- анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее, задание проектной группе дано на уроке. На предыдущих уроках ребята работали в группах: работали с другими сказками М.Е. Салтыкова- Щедрина, рисовали иллюстрации к сказкам, анализировали их (работы на стенде).
Как работали другие этапы. Ассоциации, связанные с музыкой, чтобы обозначить проблему, в начале и в конце урока. Вывод-эссе.
Наглядные пособия - портрет писателя, стенд с работами учащихся, сборники сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, словари, книга «Кладезь мудрости».
Контроль усвоения ЗУН: беседа, групповая работа, проект, работа с эпиграфом, эссе.
Здоровьесберегающий элемент использовался: это атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, цветовая гамма.
Дальнейшая работа-анализ эссе, работа над ошибками, работа в группах, что сплачивает коллектив, воспитывает чувство ответственности. Больше творческих заданий, что помогает развить воображение.
Описание урока.
На доске написаны тема, эпиграф, рисунок. Доска закрыта.
Эпиграф. Совесть- это не только нравственная категория, но и
М. Е. Салтыков- Щедрин.
Ход урока.
Беседа.
Готовясь к уроку, я услышала музыку, которая вызвала во мне противоречивые чувства. Я хочу, чтобы вы тоже её послушали и поделились своими впечатлениями.
( Звучит оратория О.Тактакишвили « Сегодня умер Руставели»).
-Какая картина возникла в вашем воображении?
-Какие чувства она у вас вызвала?
-А в какие моменты человек испытывает эти чувства? (Когда ему неловко, неудобно, страшно, боится разоблачения, мучает совесть и т. д.)
А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? ( Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).
-Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.
(На доске. СО + ВЕСТЬ СОВЕСТЬ).
Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. ( Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, сосед)
-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).
-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)
-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни, если сложно, обратимся к сказке. О чём вспомнил Прохорыч, пьяница?)
-Мудрейший (гласит устами народа) словарь В. И. Даля даёт такое определение совести: «Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее осознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру и к истине, прирождённая правда».
-А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)
-Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.
Открывается доска. Появляется тема, эпиграф, таблица:
«Самое лучшее украшение - чистая совесть» Цицерон (древнеримский политик)
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» А. С. Пушкин.
-Какое слово повторяется в этих цитатах? (Совесть)
-Какие слова являются противоположными по значению? (Чиста- нечиста)
-Каков результат? (Украшение- жалок)
-Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.
-Каким образом в начале сказки автор указывает нам на проблему? ( «Пропала совесть. Совесть пропала». Дважды повторяются одни и те же слова.)
-А разве она была? («По-старому»)
-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их»)
-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).
-Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)
-Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим. Обсудите вместе вопросы, найдите соответствующие слова на листочках , впишите их в таблицу.
Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).
Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.
Задания группам на карточках.
1.
-Как попадает совесть к пьянице?
-Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?
-Каким он выглядит?
-Каким образом расстаётся с совестью?
2.
-Кто такой Прохорыч?
-Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?
-Каким он выглядит?
-Каким образом расстаётся с совестью?
3.
-Кто такой Ловец?
-Какой приём использует автор при характеристике героя?
-Что сделала совесть с надзирателем?
-Меняется ли он?
-Каким образом расстаётся с совестью?
4.
-Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.
-Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?
-Как избавляется от неё?
-Что почувствовал, когда избавился от совести?
5.
Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
Примерные ответы.
1 группа рассматривает образ пьяницы.
Как совесть к нему попала? ( Позарился с пьяных глаз)
Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)
Каким он выглядит? (Жалким.)
Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).
2 группа рассматривает образ Прохорыча.
Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).
Что он почувствовал, когда получил совесть? ( Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами)
Каким он выглядит? ( Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально)
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).
3 группа рассматривает образ Ловца.
Кто такой Ловец? (Надзиратель).
Какой приём использует автор при характеристике героя? (Говорящая фамилия).
Что сделала совесть с надзирателем? (Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег)
Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).
4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.
Кем является герой? Расскажите о его семье.
Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).
Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)
Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер»).
- Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»
Во время выступления групп заполняется таблица (Подбираются соответствующие слова с листов, которые есть у каждой группы). Получается следующая таблица:
«Самое лучшее украшение - чистая совесть» Цицерон (древнеримский политик)
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» А. С. Пушкин.
Добро
Равнодушие
Истина
Неправда
Правда
Грабёж
Осознание
Разбой
Спокойствие
Разорение
Сочувствие
Лесть
Сострадание
Коварство
Насилие
Мучение
Зло
-Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.
-М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.
-Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).
-А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры.
-Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки).
-А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.
-Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом (обращение к таблице)? Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.
Выступление 5 группы. Учащиеся показывают свой проект.
Защита проекта.
-Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый - это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья - полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть»)
-Таким образом, (обращение к эпиграфу) «Совесть- это не только нравственная категория, но иКакая? (ответы учащихся) общественная»,- говорит писатель.
Звучит спокойная музыка. (А. Бородин « Струнный квартет № 2. Ноктюрн.).
Домашнее задание. Напишите творческую работу на тему: «Нужна ли нам совесть?» Это будет эссе, в котором вы выскажите своё мнение о том, в каком обществе вы бы хотели жить, в этом или том? (обращение к таблице).
Список литературы:
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. Проф. И.А.Бодуэна де Куртенэ. В четырех томах. Т.IV, С-V.- М.:Цитадель, 1998 .
Кладезь мудрости / Сост. Б. П. Корольков. Серия «Мир культуры, истории и философии» - Спб. Издательство «Лань», 1999.
Салтыков- Щедрин М. Е. Сказки. -М.: Худож. лит., 1980.
Иллюстрации и творческие работы учащихс
рисунок 215