Мастер-класс.Проектная деятельность на уроках адыгейского языка и литературы.


Мастер-класс
Проектная деятельность на уроках адыгейского языка и литературы
Л.Н.Толстой говорил: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей. Для достижения положительного результата опираюсь на следующие формы и методы:
максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;
учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;
постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность.
Опираясь на данные формы и методы использую на своих уроках проектную деятельность.
Знакомство с проектной деятельностью происходит поэтапно. Вначале проводится работа по овладению мнемотехникой. Затем знакомство с исследовательской работой, после которой происходит защита проекта (с помощью составления синквейна).
Мнемотехника – это специально разработанная система удержания в памяти любой информации, «мнемо» с греческого означает память. Мнемотехника опирается на создание зрительных ассоциаций с опорными образами.
- Уважаемые студенты, разделитесь на две группы. Перед вами стихотворения адыгейского ашуга Цуга Теучежа и первого поэта Героя Советского Союза Хусена Андрухаева. Вам нужно применить картинки к тексту стихотворения.
А вам, уважаемые зрители, предлагаю рассмотреть, как используется мнемотехника на примере готовой презентации. Эту презентацию составила я. Но и мои учащиеся уже умеют не только применять мнемотехнику, но и составлять презентации. Вот один из вариантов, но уже на русском языке.
- Уважаемые студенты, представьте, пожалуйста, свои работы.
Следующий этап работы – это исследовательская деятельность.
Использование разнообразных источников информации стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень интегрированных, межпредметных и метапредметных связей.
Работая над исследованием ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео- и аудиотехнику, Интернет.
Тема исследования должна не только входить в общий контекст обучения языку и литературе, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы исследовательской работы очень важен, зачастую именно тема, в конечном счете, может определить успешность и результативность исследовательской работы в целом.
В методике принято выделять 7 основных этапов работы над исследованием:
организационно – установочный;
выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач;
структурирование исследования с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
работа над исследованием;
подведение итогов, оформление результатов;
- презентация исследовательской работы.
- Уважаемые студенты, предлагаю вам принять участие в погружении в исследовательскую работу по теме «Моя Адыгея». Перед вами слова, из которых вы должны выбрать ключевые, которые соответствуют данной теме. Можете добавить слова, которые, на ваш взгляд, можно использовать для проведения исследовательской работы по данной теме.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области обучения адыгейскому языку и литературе:
Конструктивно - практические проекты-например, буклет, дневник наблюдений.
Ролевые проекты - ролевая игра, драматизация или сочинение собственной пьесы.
Информационные и исследовательские проекты – например, «Изучение региона или какой-либо страны», «Моя родословная».
Проекты конкретного социологического обследования – «Мобильник: друг или враг».
Издательские проекты – «Портрет моего класса», «Школьная стенная газета».
Сценарные проекты – например, «Вечера адыгейского языка и культуры».
Творческие работы – например, свободное литературное сочинение, литературный перевод на адыгейский язык.
При оценке готового проекта всегда обращаю внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальность при выполнении проекта учащимися.
С 7-го класса предлагаю школьникам проект – презентации по обобщению своих творческих работ по завершению учебного модуля. Например, «Природа моей республики», «Его имя носит школа», «Никто не забыт, ничто не забыто» и т.д.
Представляю вашему вниманию проект – презентацию «Моя Адыгея».
Комплексный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, «собирая» для этого свои знания «из разных ящичков своего банка данных». Для создания данного проекта ученикам необходимо было прочитать произведения адыгейских поэтов, соотнести данные произведения с картинками, для этого использовать Интернет, найти соответствующую музыку к данной, составить презентацию и применить музыку в этой презентации.
- Уважаемые студенты, какие ключевые слова вы взяли для исследовательской работы. Покажите залу, пожалуйста.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. При защите исследовательской работы предлагаю использовать синквейн.
- Уважаемые студенты, напишите синквейн по теме «Моя Адыгея».
Правила написания синквейна:
первая строчка – записывается одно слово – существительное;
вторая строчка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
третья строчка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;
четвертая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.
- Представите залу ваш синквейн.
Хочу предложить вам синквейны, составленные учениками.
Все это результат заинтересованной и осмысленной работы учащихся.
Применение проектной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы, даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
достигают хороших результатов в изучении языка и литературы, имеют практическую возможность применить навыки работы с компьютером;
понимают необходимость межпредметных и метапредметных связей.
Таким образом, использование проектной технологии обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении адыгейского языка и литературы;
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
простор для творческой и созидательной деятельности.