Урок литературы в 9 классе «По теме «Маленького человека» в произведениях русских писателей XIXвека»
9 класс.
Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей XIX века.
Цель: В процессе работы с текстами отслеживание традиций и новаторства писателей-реалистов в освещении темы «маленького человека».
Задачи:
1. Развивать навыки сравнения литературных произведений;
2. продолжить совершенствование навыков аналитической работы с художественным текстом;
3. подготовить восприятие учащихся к дальнейшему изучению творчества Ф.М.Достоевского и других писателей «натуральной школы»;
4. воспитывать гуманное отношение к любой личности.
Оборудование и раздаточный материал:
- портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского;
- иллюстрации к произведениям «Станционный смотритель», «Медный всадник», «Шинель», «Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорблённые»;
- тест по повести Н.В.Гоголя «Шинель» (для каждого учащегося);
- инструкция «Этика дискуссии» (для каждой группы);
- задания для работы в группах;
- на доске записан эпиграф:
Все мы вышли из «Шинели» Н.В.Гоголя.
Ф.М. Достоевский.
Тип урока: обобщение с элементами исследования.
Форма урока: комбинированный урок с элементами творческого практикума.
Ход урока.
I. 1.Организация класса.
2. Обращение к теме урока.
Вступительное слово учителя:
- Тема «маленького человека» в русской классической литературе продиктована гуманистическими устремлениями писателей, чувством острой
жалости к человеку, искалеченному общественным строем.
А.С.Пушкин и Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, М.Е.Салтыков-Щедрин и Н.А.Некрасов не раз обращались к этой теме. Но особое место в этом ряду принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю и его повести «Шинель».
Сегодня на уроке мы с вами проследим традиции и новаторство писателей-
-реалистов в освещении темы «маленького человека».
II.
1.Индивидуальная работа.
Цель: актуализация прежних знаний.
Работа с тестом по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
(см. приложение).
2. Фронтальная работа:
Обращение к эпиграфу: «Все мы вышли из «Шинели» Н.В.Гоголя.»
Ф.М.Достоевский.
-Кто «мы»? Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского?
(Ответы учащихся: мы-читатели,
мы-писатели.)
Один из учеников доказывает мысль Ф.М.Достоевского, построив на доске такую схему:
Карамзин – Пушкин –Гоголь
Достоевский
Некрасов
Салтыков-Щедрин
Бунин и др.
Обращение к оформлению доски:
- обратите внимание, в какой последовательности размещены портреты писателей на доске. Из схемы, которую представил нам Сергей, становится понятным, почему портрет Н.В.Гоголя находится в центре.
Учитель:
- произведения, выражающие протест против социальной несправедливости и унижения человеческого достоинства, оказались созвучны идеям демократизма и привлекли внимание русской общественности к «униженным и оскорблённым». Поэтому Достоевский Ф.М. сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя.
Уточнение понятия «маленький человек».
-Почему - «маленький»? (Необходимо подвести учащихся к выводу, что под понятием «маленький человек» подразумевается :
низкое социальное положение человека, чаще всего это мелкий чиновник или служащий, ему отведена ничтожная роль в обществе, хотя и очень необходимая;
ограниченный духовно.) Учащиеся находят подтверждения в тексте.
Ученица: - Акакий Акакьевич живёт в своём маленьком мире, «ни один раз в жизни не обратил внимание на то, что делается и происходит каждый день на улице.»
Ученик: - «В переписывании ему виделся какой-то свой «разнообразный и приятный мир»
Учитель: - скажите, а всех ли «маленьких людей» можно считать ограниченными, духовно бедными?
Учащиеся: - нет, ведь у Достоевского мы видим совершенно других героев: Макар Девушкин ( «Бедные люди»), мечтатель ( «Белые ночи»). Это люди духовно богатые, разбирающиеся в литературе и искусстве, философских вопросах.
Учитель: - Давайте обратимся к героям литературных произведений. Как характеризуют их авторы произведений?
Учащиеся: - Самсон Вырин («Станционный смотритель») – «сущий мученик 14 класса, спившийся с горя».
-Евгений ( «Медный всадник») – «обедневший дворянин», он не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Живёт спокойной, размеренной жизнью, тяжело трудясь. Мечтает о простом человеческом счастье.
- Акакий Акакьевич ( «Шинель» ) – «вечный титулярный советник», чиновник самого низшего класса.
Учитель: - одна из главных тем произведений о маленьком человеке – бунт, восстание смиренного.
(обращение к схеме на доске):
Человек общество
бунт
- Как в произведениях показан бунт «маленького человека»?
Учащиеся:
С.Вырин Евгений Башмачкин
бунт против Минского. отваживается бунт после смерти
Он спился, умирает. на бунт против Петра, Но это лишь
государства. мифическая смерть.
Это бессмысленно. Он умирает.
Он погибает.
Выводы учащихся.
III.
1. Творческий практикум.
(учебник «В мире литературы» Кутузов А.Г. и др., с. 267)
В 8 классе мы говорили с вами о Макаре Девушкине, герое «Бедных людей» Ф.М. Достоевского, том самом Макаре Девушкине, который, читая «Станционного смотрителя », горевал о Самсоне Вырине. Однако он читал не только Пушкина.
Его возлюбленная Варенька прислала ему гоголевскую «Шинель», но повесть не понравилась нашему герою:
«И для чего же такое писать? И для чего это нужно?
Что, мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, - прочтёт да ещё продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь. Потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, всё напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет; ведь тут это всё так доказано, что нашего брата по одной походке узнаешь теперь. Ну добро бы он под концом-то хоть исправился, что-нибудь бы смягчил, поместил бы, например, хоть после того пункта, как ему бумажки на голову сыпали: что вот, дескать, при всём том он был добродетелен, хороший гражданин, такого обхождения от своих товарищей не заслуживал. Послушествовал старшим (тут бы пример можно какой-нибудь), никому зла не желал, верил в Бога и умер (если ему хочется, чтобы он уже непременно умер) – оплаканный. А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась. Чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляристы – товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так и сделал; а то что тут у него особенного, что у него тут хорошего? Так, пустой какой-то пример из вседневного, подлого быта »
Как вы ответите на те вопросы, которые задаёт герой Достоевского в начале письма? Как вы думаете, возможно ли было такое развитие событий?
Вывод, к которому должны прийти учащиеся:
Макар Девушкин – мелкий чиновник, переписчик, но по натуре это уже совсем другой человек, чем Башмачкин. Его волнуют вопросы литературы, проблемы человечества.
Макар узнал себя в «Шинели», поэтому он так возмущён, что Гоголь изобразил чиновника таким ничтожным. Он не считает себя ничтожеством, он способен любить, чувствовать, а значит - это личность, хотя и поставлен обществом на низкую ступень.
Учитель:
- О чём скорбит Гоголь? Что утверждает?
Вывод (в тетрадь): Нет ничего ценнее человека!- вот завет великого гуманиста.
2. Работа в группах.
Задания для групп:
1группа. Проблема личности в произведениях Н.В.Гоголя (лицо и вещь).
2группа. Художественные средства изображения «маленького человека» писателями-реалистами (на примере одного произведения).
3группа. В чём Достоевский пошёл дальше в изображении «маленького человека»?
Каким видим «маленького человека» в произведениях Достоевского?
4 группа.Попытка сравнения произведений Н.В.Гоголя «Шинель» и «Белые ночи»
Ф.М.Достоевского.
Учитель:
- Предлагаю вам сравнить два петербургских произведения. Как вы думаете, корректно ли вообще их сравнивать? Чтобы направить ваши мысли, даю вам некоторые ориентиры для сравнения:
- социальное и материальное положение героев;
- мечтают ли они о чём-нибудь?
- что отражается в мечтах героев? Их мечта реальна?
- делают ли герои что-нибудь, чтобы осуществить свою мечту?
- «Шинель» и «Белые ночи» стоят в одном ряду литературы?
- к какому (или каким) творческому методу относятся эти произведения? Почему? Дайте краткое обоснование.
- Кто из героев Гоголя и Достоевского вам понравился? Чем?
Указанные направления работы с текстами записаны на доске или на карточках для групп. Работа идёт методом «мозгового штурма»:
подготовка - 5 минут, выступление – 2-3 минуты.
Соблюдать этику дискуссии в группах. На каждый стол выдана листовка «Этика дискуссии».
! Обратить внимание учащихся на то, что традиции, новаторство писателей должно быть в поле зрения.
IV. Творческий отчёт.
Выступления по одному человеку от каждой группы.
V. Итог урока, рефлексия.
Выводы о традициях и новаторстве писателей.:
А.С. Пушкин не только рассказал о жизни Самсона Вырина, никому не нужного человека, он приподнял своего «маленького человека», приниженного человека, и заявил о своей любви к нему.
Н.В.Гоголь сконцентрировал своё основное внимание на судьбе личности «маленького человека». Однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывался и о своём отношении к окружающему миру. В первую очередь, о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его материального и социального положения, а лишь с учётом его личностных качеств и достоинств. Н.В. Гоголь обвиняет всю систему в целом, «погубившую существо никем не защищённое, никому не интересное.»
Ф.М.Достоевский методом психологического анализа показывает богатство внутреннего мира «маленького человека», но всё-таки неспособного к борьбе. (Хотя «маленькие люди» у него стоят на одну ступень нравственно выше «власть имущих».) Он показал духовную и нравственную трагедии «маленького человека» в мире, основанном на эксплуатации и неравенстве. Душевное состояние «маленьких людей» Достоевского гораздо сложнее и тоньше, чем у гоголевских.
Психологизм Достоевского – это его реализм.
Рефлексия (по цепочке, устно):
- О чём заставил меня задуматься сегодняшний урок?
Запись в тетрадь (возможно прочитывание вслух с экрана – в зависимости от времени, оставшегося на уроке):
Художественное открытие Гоголя : он осмелился не только изобразить героя, почти потерявшего своё лицо и достоинство, героя, круг интересов которого сводился к переписыванию бумаг и мечте о шинели, но и потребовать сочувствия и сострадания к такому «антигерою» (в традиционном смысле этого слова). После него в литературе станут возможными герои нищенствующие, пьянствующие, торгующие детьми, «люди дна». Они будут вызывать сочувствие и сострадание.
Домашнее задание:
Написать эссе, рецензию или отзыв на повесть «Белые ночи» от лица современника.
Приложение.
Контрольный тест по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
1. «Шинель» - произведение:
а) романтическое, б) сентиментальное, в) реалистическое.
2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» - это о ком:
а) об Акакии Акакиевиче, б) о Петровиче, в) о «значительном лице».
3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:
а) иностранных дел, б) просвещения, в) в одном
4. Имя Акакий Акакиевич получил:
а) по святцам, б) кума настояла, в) матушка дала.
5. «Значительное лицо»:
а) титулярный советник, б) генерал, в) тайный советник.
6. Имя «значительного лица»:
а) Григорий Петрович, б) Иван Иванович Ерошкин, в) не то Иван Абрамович,
не то Степан Варламович.
7. Акакий Акакиевич:
а) был равнодушен к работе, б) старался работать, чтобы не выгнали,
в) служил с любовью, с наслаждением.
8. Акакий Акакиевич:
а) положительный герой, б) отрицательный герой, в) противоречивый характер.
9. Повествователь:
а) проявляется как «я», б) не чувствуется,
в) его позиция выражена пафосом произведения.
10. Пейзаж:
а) играет важную роль, б) не играет особой роли, в) его здесь нет.
11. «Маленький человек» Гоголя:
а) ничтожное существо,
б) личность, временно задавленная обстоятельствами,
в) человек, замкнутый в своём богатом духовном мире.
12. Шинель:
а) художественная деталь, б) символ, в) образ.
13. Носителем положительного начала является:
а) образ Петербурга, б) повествователь, в) здесь нет положительного начала.
14. Повесть «Шинель»:
а) фантастическая, б) жизнеподобная, в) романтическая.
15. Акакий Акакиевич - это:
а) типичный национальный характер,
б) лишний человек,
в) «крик ужаса и стыда, который издаёт человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале своё оскотинившееся лицо.»(А.И.Герцен)
16. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»,
б) это другой вид,
в) его нельзя отнести к «маленьким людям».
17. В заглавии повести выражена:
а) тема,
б) идея,
в) заглавие с темой и идеей не связано.
18. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения,
б) он продукт бесчеловечного государства,
в) он сам виноват в своей «малости».
_____________________________________________________________
Ключ:
1в, 2б, 3в, 4в, 5б, 6в, 7в, 8б, 9в, 10а, 11а, 12б, 13б, 14б, 15в, 16б, 17б, 18б.
13PAGE 15
13PAGE 141215
15