Урок Роль имен собственных в романе И. А. Гончарова Обломов

Роль имен собственных в романе И. А. Гончарова «Обломов».


Цель урока:
- доказать, что для И. А. Гончарова в его романе «Обломов» выбор имени и фамилии героя принципиально важен, что они, как правило, являются одними из ключевых слов текста и обычно сосредотачивают в себе символические смыслы;
- совершенствовать навыки анализа художественного текста;
- способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.

Оборудование: портрет И. А Гончарова, чистые плакаты и диаграммы.

Ход урока:

Учитель: Во многих исследованиях, посвященных художественной речи, постоянно отмечаются огромные экспрессивные возможности и конструктивная роль имен собственных в тексте. Имена собственные участвуют и в создании образов героев литературного произведения, развертывании его основных тем и мотивов, формировании художественного времени и пространства, способствуют раскрытию идейно – эстетического содержания текста, часто выявляя его скрытые смыслы.
Далее учитель формулирует цели урока. Отмечается, что в процессе подготовки урока все учащиеся класса получили задание: поработать с именами и фамилиями романа, используя толковые словари В. И. Даля, МАС и «Толковый словарь» под ред. Ожегова. Параллельно с этим работали творческие группы, занимавшиеся более детальным исследованием имен собственных.
- Итак, сколько фамилий вы нашли в тексте? Одинаковое ли значение имеют эти фамилии?

Слово предоставляется творческой группе, занимавшейся данным вопросом.

Учитель: Согласны ли вы с выводами наших исследователей?
Сколько имен в романе? Играют ли они какую – либо роль в тексте?

Слово предоставляется второй творческой группе, занимающейся этим вопросом.

Учитель: Согласны ли вы с ее исследованием?
Я специально просила не касаться 4-х первых фамилий главных героев, зная, что класс проделал большую работу по их исследованию и отыскиванию лексических значений тех слов, от которых, по их мнению, образованы эти фамилии. Конечно, первой в этом ряду стоит фамилия главного героя. Лексические значения каких слов вы искали в словарях для объяснения этой фамилии?

Ответ: Обломок, облый, обломать, облом.

Учитель: Какое из этих слов вы бы поставили на первое место?

Ответ: Обломок. Значение – остаток чего – либо, прежде существовавшего, исчезнувшего.

Учащиеся объясняют, что это символ прошлого.

Учитель: Что же символизирует прошлое в романе?

Ответ: Обломовка.
Ответ подтверждается цитатами.

Учитель: Какой отпечаток наложил на Обломова прежний мир?
Ученики говорят о воспитании, полученном Обломовым в Обломовке, и о том, каким он вырос, благодаря этому воспитанию.

На большом плакате, озаглавленном «Обломов», появляется первая запись:
Обломов – житель Обломовки – обломок прошлого мира, наложившего на героя свой отпечаток ( воспитание, дальнейшая жизнь).

Учитель: Только ли Обломов – обломок прошлого?

Ответ: Нет, еще Захар.
Учащиеся приводят доказательства: указание на связь Захара с фамилией Обломов, обращают внимание на значение его имени. Он бережно хранит память о прошлом и дорожит ею, как святыней. ( Все доказательства подтверждаются цитатами).

Учитель: Некоторые учащиеся вашего класса нашли связь фамилии «Обломов» с старевшим прилагательным «облый» - круглый. Так у нас образовалась третья творческая группа. Предоставим ей слово.

После выступления творческой группы на плакате появляется еще одна запись: круг – символ замкнутости, отсутствие развития, неизменность порядка ( образы сна, камня, потухания), гаснуть – угасание сил, духа; круг – это биографическое время героя, попытки вырваться из которого ни к чему не привели.

Учитель: Почему стало возможным возвращение Обломова в циклическое время?
Что принесло ему такое возвращение?
- Почему? Ведь вроде бы он обрел то, что было для него идеалом?
- Есть ли в тексте подсказки, что Обломов останется прежним?

Ответ: Сочетание имени и фамилии Илья Ильич – вялая жизнь, отсутствие однообразия.

Учитель: Лексические значения каких слов вы еще выписывали? Докажите, что они связаны с фамилией героя.

Ответ: Обломать – обломить края, концы чего – либо, облом – место, где что – либо обломалось, обломилось.
Ученики вспоминают фразу об обломанных крыльях. На плакате появляется еще одна запись: обломал крылья – мечты, лучшие стремления.

Учитель: Давайте обратим внимание на других героев романа. Кто является антиподом Обломова?

Ответ: Штольц.
Учащиеся, доказывая ответ, сравнивают звукопись имен и фамилий героев, черты их характера. Отмечается, что противопоставление идет и по именам собственным. Штольц – в переводе с нем. «гордость». Имя Илья – старинное имя – неземной, мечтательный, Андрей – мужественный, мужчина, храбрый, по названию имений: Обломовка – обломок прошлого, Верхлево – верхлявый – подвижный – нарушение однообразия, статики. Все подтверждается цитатами. Выводы записываются на втором плакате, озаглавленном «Обломов – Штольц».
Учитель: Что же объединяло этих разных людей?
Учащиеся подтверждают свои ответы текстом.

Учитель: Есть ли еще в тексте романа антиподы?

Ответ: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.
Выводы записываются на третьем плакате, озаглавленном «Ильинская» - «Пшеницына».

Учитель: О чем говорит фамилия «Ильинская»?
Учащиеся отмечают звукопись и говорят, что Ольга больше подходит Обломову, отмечают общность их интересов.

Учитель: Почему же Ольга не осталась с Обломовым?

- Есть ли в тексте подсказки, что она не будет с Обломовым?

Ответ: Неоднократное подчеркивание такого качества ее характера, как гордость. Это намек, что она будет со Штольцем.
Учащиеся сравнивают героинь по внешности ( брови – локти), по именам, отмечают сходство имени Агафья с именем святого Агафия – защитника людей от огня.

Учитель: Может быть, упоминание о святом сделано напрасно?
Ученики говорят о мотиве огня в романе. Ольга – огонь чувств и действий ( слова Обломова, ее порывы), Агафья связана с огнем как хранительница домашнего очага. Жизнь Обломова – угасание. Она , как и святой, защищает его от огня.

Учитель: Отчего автор постоянно делает упор на отчество Пшеницыной?

Ответ: Она послана герою Богом как воплощение его мечты.

Учитель обращает внимание на плакат и спрашивает, закончен ли он.

Ответ:В конце романа Агафья Матвеевна изменяется и сближается с Ольгой Ильинской. Ольга мечтала возродить Обломова, но в результате возрождается Агафья Матвеевна. Недаром ее фамилия происходит от слова «пшеница», а пшеница являлась христианским символом возрождения.

Учитель: Происходит ли в романе объединение двух антиподов Обломов – Штольц?
Ученики говорят о сыне Обломова Андрее, взявшем от отца фамилию и отчество, а от Штольца – имя и воспитание. Они находят в этом два смысла: либо он возьмет лучшее от обоих героев, либо обломовщина бессмертна.

В конце урока учащиеся делают письменные выводы.
15