Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом и учителем.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И УЧИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. учитель-логопед ГБОУ СОШ №503 Барашкина А.М.
ГБОУ СОШ №503 Кировского района – школа здоровья
ВОЗ определяет понятие «здоровье» как состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
ЗДОРОВЬЕ
Для детей с ОВЗ целесообразно использовать систему ИНТЕГРИРОВАННОГО обучения
ИНТЕГРИРОВАННОЕ (от лат. «полный, целостный») - это такое занятие, в котором вокруг одной темы объединен материал нескольких предметов. Оно выполняет одно из главных требований педагогики - образование должно быть небольшим по объему, но содержательным.
интегрированное занятие ЗАДАЧИ - координация и совершенствование деятельности службы сопровождения, систематизация опыта и обмен находками. МОДЕЛИ а) тематическая (единая лексическая тема), где каждый специалист сам определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. б) проблемная, где педагогами выявлена главная для данного периода обучения проблема и вместе создается система мероприятий для ее преодоления.
ЛОГОПЕД - ПСИХОЛОГ Задачи преследуем разные, но способы достижения общие. Всегда есть группа детей, которой нужны оба специалиста.
- несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития - нарушения речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью - речевое недоразвитие вызывает снижение мотивации и самоконтроля. ЛОГОПЕД – развивает звуковую сторону речи, лексический запас, грамматический строй речи, связную речь, формирование полноценных учебных умений и навыков. ПСИХОЛОГ - развитие и коррекция ВПФ, активизация познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы.
Взаимосвязь логопеда и психолога не ограничивается коррекционными психологическими и логопедическими методами –ИНТЕГРАЦИЯ значительно глубже. Это и совместное планирование и проведение занятий, составление планов для работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, разработка рекомендаций для педагогов и родителей, популяризация логопедических и психологических знаний - сайты, стенды, рекомендация и подбор литературы для родителей и многое другое.
ЛОГОПЕД - УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИОсновной принцип - РАЗНОСТОРОННИЕ УСИЛИЯ. ЛОГОРИТМИКА. Методики Г.А.Волковой.
ЛОГОПЕД - развитие лицевой и артикуляционной моторики, звуковой стороны речи, лексического запаса, грамматического строя и просодической стороны речи. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ - развитие и коррекция темпоритмической стороны речи, формирование правильного дыхания, силы и продолжительности дыхания, Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
ЛОГОПЕД - ФИЗ.РУК. Любимый урок, проходит на высоком эмоциональном подъеме, что нам помогает достигнуть высоких результатов.
ЛОГОПЕД - научит слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, будет развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (ПРЫГНИ ЧЕРЕЗ…, БРОСЬ ИЗ-ЗА); - развитие семантической стороны речи-синонимы-антонимы (МЕДЛЕННО-БЫСТРО, ВЫСОКО-НИЗКО, БЕЖАТЬ-НЕСТИСЬ…) ФИЗ.РУК. - развитие мелкой и общей моторики, пространственной ориентации, координации и ритмизации движений, снятие мышечного напряжения.
Найдите среди букв 10 спортивных слов.
ЛОГОПЕД - УЧИТЕЛЬ Наиболее удобны интегрированные занятия - ИЗО, окружающий мир, русский язык и чтение.
УЧИТЕЛЬ - используя рекомендации ЛОГОПЕДА, обогащает и уточняет словарный запас, учит работать с деформированными текстами придумывает вместе с логопедом творческие задания (ХУДОЖНИК-ГРАМОТЕЙ).
Наибольший эффект ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ будут иметь, когда из ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ превратятся в СИСТЕМУ взаимодействия специалистов.