Работа над художественным образом в произведении
Работа над художественным образом в произведении
Ю.Н.Калашникова,
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №6…..
В процессе ознакомления с художественным произведением, в процессе его изучения огромное значение имеет пояснение содержания этого произведения педагогом. Здесь слово, язык приходит на помощь музыке, на помощь осознанию и прочувствованию ее учащимся.
Если понимать программность как творческий принцип, то всякое реалистическое музыкальное произведение в известном смысле программно, потому что оно содержательно, идейно.
П.И.Чайковский писал: «Так как мы с вами не признаем музыки, которая состояла бы из бесцельной игры в звуки, то с нашей широкой точки зрения всякая музыка программная»
Но если программа произведения не объявлена композитором, то слушателю (и исполнителю) предоставляется известная свобода домысла такой программы., которая не совпадая с замыслом композитора в частностях, деталях и конкретных представлениях, обязательно отвечала бы общей, основной идее произведения и, во всяком случае, не противоречила бы ей.
Здесь ответственность педагога очень важна. Его пояснение содержания пьесы может сыграть большую роль в формировании у учащегося правильных представлений об основных художественных образах изучаемого произведения. И хотя не все в музыкальном произведении может быть выражено в слове (это обусловлено самой спецификой искусства как формы познания в образах).
«Свойство инструментальной музыки именно и есть то, что она поддается подробному анализу» П.И.Чайковский.
Педагог не в коем случае не должен отказываться от этого могучего средства, которое при умелом использовании оказывает существенную помощь в процессе изучения художественного произведения, в процессе формирования живой и правдивой, осмысленной и прочувствованной, а потому и выразительной ею трактовки. Попытаемся на примере пьесы П.И.Чайковского «Грустная песенка» сочинение 40 №2 показать некоторые моменты в процессе ее изучения (в приложении для домры).
Предлагая эту пьесу ученику, педагог должен хотя бы в общих чертах ознакомить его с великим чтением русской классической музыки П.И.Чайковского. В доступной для понимания форме данному ученику, педагог рассказывает о правдивости, искренности, задушевности и русской напевности его творчества, он называет некоторые другие сочинения П.И.Чайковского, выясняет, что из них знакомо ученику, наигрывает некоторые произведения великого композитора или отдельные их темы (напоминает о вероятно слышанных учеником контиленных вариациях из широко известных «Вариаций на тему рококо») педагог может рассказать ученику, что «Грустная песенка» написана в 1878 году – в год создания оперы «Евгений Онегин», «Детского альбома для фортепиано».
Сыграв пьесу, педагог обращает внимание ученика на общее настроение пьесы, отраженное в ее программном заголовке – «Грустная песенка».
В пьесе подчеркивается настроение не «безысходной тоски», а скорее «светлой грусти». Настроение этой пьесы, написанной композитором во время его заграничной поездки (Италия), по видимому, связано с мыслями о любимой родине. В это время П.И.Чайковский писал: «Об России я думаю с величайшим удовольствием…рад буду очутиться в родной стороне…сильно хочется видеть родной город (Москву)..»
В пьесе слышатся теплые, задушевные интонации русской песни. Примерно в этот же период П.И.Чайковский так высказывался о русском характере своей музыки, о ее родстве с народной песней… «Мне нередко случалось прямо приступать к сочинению, имев в виду разработку той или другой понравившейся мне народной песни…Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит в следствии того, что я вырос в глуши…проникая неисчислимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».
Рассматриваемое сочинение представляет собой лирическую песню-рассказ, повествующую в теплых, мягких тонах о грустном, но отнюдь не трагическом воспоминании. Также понимание пьесы особенно подтверждается ее средним эпизодом (такты 21-40), который дан на основе светлого мажорного лада и мягко контролирует с минорным ладом начального и заключительного эпизодов.
Попутно ученику поясняется 3-хчастное построение пьесы, раскрывается совершенство ее формы, отвечающей содержанию музыки. Третья часть (реприза) является повторением первой, а средняя, как уже было сказано, отличается светлым, радостным настроением, более оживленным характером и более яркими динамическими красками. Здесь от грусти не остается и следа. Слышится радостное жизнеутверждающее пение.
Пьесу замыкает 8-тактовое заключение. Песня удаляется, ее интонации как бы тают и замирают в отдалении.
Песенность пронизывает все произведения, она характеризует его содержание и обуславливает задачи исполнителя. Выразительное и задушевное «пение на инструменте» должно лежать в основе раскрытия художественных образов данного произведения.
Общий темп пьесы –Allegro non troppo, т.е. не слишком скоро. Следует предостеречь ученика от торопливого движения, которое исказило бы содержание пьесы, отразилось бы на плавности исполнения и внесло бы чуждый этой музыке элемент суеты. Здесь художественный образ песни диктует и соответствующий ему темп исполнения.
Литература:
1. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» - М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2012
2. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» - М.: Просвещение, 1980