Эссе о нравственном образе жизни классика гуманной педагогики Василия Александровича Сухомлинского по произведению «Сердце отдаю детям»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ»
ФИЛИАЛ АО «НЦПК «ӨРЛЕУ» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ВКО
Отзыв об одной из работ педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили
Выполнил(а) слушатель курсов
Мекен Айгуль
Проверила куратор курсов
Гаврилова Л.Н.
г. Усть-Каменогорск, 2016
Эссе
о нравственном образе жизни классика гуманной педагогики
Василия Александровича Сухомлинского по произведению
«Сердце отдаю детям»
Учитель самопознания Мекен Айгуль Бородулихинский район
п. Жезкент «Жезкентская средняя школа»
Что самое главное было в моей жизни?
Без раздумий отвечаю – любовь к детям.
В.А. Сухомлинский
Наверное, нет педагога, который бы не слышал имя Василия Александровича Сухомлинского.
Конечно, все знают, что это великий педагог. Но только сейчас я поняла, насколько этот великий педагог – гуманист был привязан к детям. Произведение Сухомлинского «Сердце отдаю детям», не может оставить равнодушным ни одного педагога.
Сухомлинский Василий Александрович жил в период огромных социалных потрясений, массового уничтожения людей, прошел войну и пережил личную трагедию, но сила его духа все преодалела. Он не утратил гуманного отношения к людям и стремился воспитать в детях лучшие человеческие качества. Его называли знатоком детских душ.
Сухомлинский родился в бедной семье, но с самого детство проявлял способности к учению. Он закончил Полтавский педагогический институт, в котором учился не менее известный нам педагог Антон Семенович Макаренко. В возрасте 23 лет он попал на фронт и был тяжело ранен осколком снаряда. После войны он вернулся в родные края и стал заведующим районо. Однако через два года Сухомлинский попросился назад в школу, для него было важно находиться рядом с детьми. Пост директора Павлышской средней школы дал Сухомлинскому возможность реализовать свое жизненное призвание.
Уже впервые годы педагогической работы Сухомлинский понимает, что подлинная школа - это не только место, где детям дают знания. Школа - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. С каждым днем Сухомлинский убеждался, что подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором учитель и ученик объединены множеством интересов и увлечений. Учитель, который встречается с учениками только на уроке по одну сторону учительского стола, не знает детской души. А кто не знает ребенка, тот не может быть учителем.
Василий Александрович строил учение так, чтобы вызвать желание и удовольствие у детей, показывал, что они могут чего-то достигнуть, стремился построить дружный детский коллектив. Он развивал мышление у детей, учил их сопереживанию, оказывать поддержку друг – другу, дружить и трудиться. Все это ему удавалось благодаря, воздействию на психику, эмоции своих учеников.
Название книги точно отражает её содержание, девиз жизни Сухомлинского: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее». Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он давал своим ученикам возможность рассуждать так, чтобы истина предстала перед ними не как готовый вывод, преподнесенный педагогом.  Ему нравилось, что у детей возникают вопросы в процессе общения с окружающим миром, старался, чтобы их было всё больше и больше. К каждому своему ученику Сухомлинский старался найти индивидуальный подход.  Он развивал образное мышление детей. 
Сухомлинский полностью посвящал себя детям, главным для него было вырастить человека с большой буквы. И чтобы ребенок не просто окончил школу, а прошел школу жизни, чтобы получил не только образование, но и духовно обогатился.
Он сделал свою школу школой радости и часто проводил уроки на природе, что сейчас кажется чем-то невообразимым. Это были уроки украинского языка и литературы. На своих уроках Сухомлинский стремился больше слушать детей, чем говорить сам. Он давал возможность детям на природе помолчать, почувствовать, осмыслить увиденное и услышанное. В этом произведении говорится, что умение дать возможность подумать - одна из самых тонких и важных качеств педагога. Он верил, что только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека. Главный принцип его деятельности – воспитание без наказания.
Я думаю, что каждый учитель должен брать истины из книги Сухомлинского, потому что он - действительно учитель от Бога, и он действительно отдал сердце детям. Также, я считаю, что каждый учитель должен полюбить каждого ребенка, который приходит к нему на урок, ведь только тогда они смогут найти точки соприкосновения.
Книга помогает осмыслить учительскую практику, актуальные задачи школы, потребности общественного развития.
В произведении четко прослеживаются три составные части воспитательного процесса: педагог – воспитанник - коллектив. Следуя этой структуре, книга раскрывает все тонкости воспитания детей, воспитания их, главным образом, как личность. Именно поэтому, актуальность произведения Сухомлинского «Сердце отдаю детям» очень велика на сегодняшний день.
Я думаю, что это произведение является для нас, всех педагогов, пособием для жизни. В каждом человеке есть святое, и он искренне верил, что это - труд. Я считаю, что у каждого человека есть внутренний потенциал, с помощью которого он способен решить те задачи, которые перед ним ставит жизнь. Становление человека человеком – есть труд, который длится непрерывно всю жизнь.
Как учителя меня не оставило равнодушным произведение Василия Александровича Сухомлинского. Невольно приходит понимание того, что каждый педагог должен являться примером не только для учеников, но и для всех, кто его окружает. Ведь учитель - это не профессия, а стиль жизни. Но, Василий Александрович говорил: «Труд должен быть посильным, но не легким». И я думаю, что в этом нелегком труде опыт Сухомлинского нам окажет огромную помощь. Пусть же для каждого современного педагога послужат девизом слова Василия Александровича Сухомлинского: «Чем больше воспитатель учит своего воспитанника выражать себя в труде, деятельности, тем большим авторитетом он является для воспитанника»!
Использованная литература:
В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издательство "Радяньска школа",
1985.-557 с. 2 р. 20 к. 100000 экз. (в электронном варианте)