Эссе на тему Мэтр гуманной педагогики — Януш Корчак
Слушатель курса Программы
НДО «Самопознание»
Умбетова Маншук Жакслыковна
Эссе
Мэтром гуманной педагогики является Януш Корчак (Janusz Korczak), настоящее имя Генрик Гольдшмит. Что я о нем знаю? Знаю, что он польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Знаю, что был директором Дома сирот. Знаю, что пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и двумястами детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. Но, я и не могла представить, какую плодотворную, удивительную и, к сожалению, трагическую жизнь он прожил. Вся его жизнь пропитана гуманизмом и любовью к детям. Януш Корчак автор уникальной педагогической системы. Но все архивные материалы, материалы исследований, все его записи и личные вещи исчезли без следа в пожаре Второй мировой войны. Сохранилась лишь малая часть его дневников и записей.
Он родился в состоятельной семье и ни в чем не знал недостатка. Его любили и он любил. Но он был евреем. Великая Отечественная война для Януша Корчака была четвертой. Не много ли для одной жизни? Через его руки прошли тысячи детей. Сначала он пытался их просто лечить, но его не покидало тягостное чувство чего – то другого, особенного. Ребенок должен быть здоров физически, но этого недостаточно. Ребенок должен быть счастлив. Януш Корчак решил помогать детской душе и стал директором Дома сирот. Он сделал многое для своих воспитанников. А главное, он подарил им счастливое детство и юность. Один мальчик, покидая Дом сирот сказал: «Если бы не этот Дом, я не знал бы, что на земле существуют честные люди. Люди, которые не крадут. Я не знал бы, что можно говорить правду. Я не знал бы, что бывают на свете справедливые порядки». Януш Корчак пытался растить детей будущего.
Оказывается, еще на войне, под грохот орудий Януш Корчак начал писать свою книгу «Как любить детей». Таким образом, он хотел защитить детей от ненависти и бед. Он написал 12 книг.
До начала Великой Отечественной войны у Януша Корчака была возможность уехать в Иерусалим, но он этого не сделал. Отъезд для него был бы бегством. Он чувствовал себя в долгу у ребенка, которому служил.
Чтобы ближе познакомиться с биографией Януша Корчака я посмотрела документальный фильм о последних трех днях его жизни и жизни его детей. Я просто шокирована. Очень тяжелый фильм. Слезы катились ручьем. Это, поистине, святой человек. Он понимал, что не может их спасти. Но его долгом было подготовить детей к последнему шагу. В последние дни он раздал своим детям памятные открытки, которые раздавал уже тридцать лет «На память Биньяму за дежурство в библиотеке», «Неточке, за то что вставала летом рано 91 раз», «Сарочке, за уход за Леей Финкельштейн», «Нахуму, за годовое дежурство в душевой», «Арику, за то, что он разобрал 150 писем», «Ицику, за то, что вырос на 11 сантиметров». Был сыгран последний спектакль театра Дома сирот. Несмотря ни на что, Януш Корчак верил, что добра больше, чем зла. В пути он рассказывал своим детям сказку о короле Матиуше.
Корчак много раз повторял, что в жизни ребенка драгоценны каждый час и каждая секунда. В книге "Право детей на уважение" он писал: "Берегите текущий час и сегодняшний день... каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится. И это всегда всерьез: раненая минута станет кровоточить, убитая - тревожить совесть. Мы наивно боимся смерти, не сознавая, что жизнь - это хоровод умирающих и вновь рождающихся мгновений".
Творчество Корчака ветвисто, как живое дерево. Оно обнимает все стороны жизни и ребенка, и воспитателя, и родителей в мире ребят. Но если попытаться выделить главное, то, что переходит из книги в книгу, повторяется и в счастливые дни, и в самые последние, наполненные непереносимым горем, - это убежденность в силе добра. Быть добрым, не добреньким, а действительно добрым - это, может быть, самое трудное на свете. Для этого нужен особый талант, бесконечное терпение, готовность, если придется, пожертвовать жизнью.
Считаю, что всем учителям, воспитателям, директорам школ, детских домов, домов творчества, всем тем, кто работает с детьми нужно выделить день для чтения трудов классиков гуманной педагогики. Зачем изобретать велосипед, если можно на таких примерах проживать с детьми каждый день. Как просто и правильно, когда начальные сто параграфов кодекса Дома сирот Корчака кончаются одним словом "простить".
Еще раз убеждаюсь, что Януш Корчак не только классик гуманной педагогики, он друг всех детей во всей Вселенной. Он жив в своих трудах, воспоминаниях и в моем сердце. К сожалению, я читала не все его книги. Но теперь, с уверенностью могу сказать, что в память о Януше Корчаке, детях Дома сирот, всех тех, кто был рядом с ними, я познакомлюсь с его произведениями и постараюсь хоть частицу того, чему учит нас великий педагог внести в свою жизнь.
15