ЭССЕ О нравственном образе жизни одного из классиков гуманной педагогики А.С.Макаренко
ЭССЕ
о нравственном образе жизни одного из классиков гуманной педагогики
А. С. Макаренко
У каждого человека есть выбор, есть выбор сказать, выбор сделать, промолчать. Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что внутри нас заставляет выбирать эти дороги
О. Генри
Здравствуй читатель! Очень хочется поведать вам свою историю написания этого эссе. Как же было сложно определиться в выборе педагога, чей нравственный образ жизни чем-то напоминает мой собственный. Каждого из них вспомнила: Константина Дмитриевича Ушинского, Януш Корчака, Антона Семеновича Макаренко, Шалву Амонашвили, Василия Сухомлинского, Ян Амос Коменского. Как же их много, но нужно было остановить свой выбор на одном из них …
Каждый раз вспоминала слова Уильяма Шекспира «Быть или не быть? Вот в чем вопрос …». Действительно сложно определиться с выбором. Каждого человека затрагивает такая дилемма. Вам, скорее всего, интересно, почему мой выбор пал на Антона Семеновича Макаренко?
Никого из всех перечисленных классиков гуманной педагогики не хотелось обделять. Но выбор есть выбор. Честно говоря, по духу он мне близок. Да и сфера деятельности его жизни отражается и в собственной. Вот в этом эссе постараюсь донести Вас эту суть.
Просматривая разные источники биографии Макаренко А.С., находишь что-то общее, точку пересечения. Он начинал свое поприще педагога с создания трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Реализовал практику в единстве с теорией, которую он к тому времени написал «Воспитательно-педагогическая система».
Так же, как Антон Семенович, сталкивалась с «трудными» детьми. Каждый год, в январе месяце из 4х лет общей учебы в педагогическом ВУЗе, проходила педагогическую практику в разнообразных школах: общеобразовательной, школе-гимназии, школе искусств; каждый раз, попадался «трудный» класс. Как, только переступая порог этих школ, завучи по ВР (воспитательной работе), увидев студентов-практикантов, как малые дети интересовались, кто же возьмет «трудный» класс. Так сталкивались обстоятельства вокруг, что в группе таких самоотверженных практикантов было двое: я и моя подруга Надира. Для тех, кто нас двоих не знал, ответ был не очевиден, а для наших же сокурсников, наоборот. Мы вдвоем: я и Надира, не создавали эти колонии несовершеннолетних, а работали с ними в стенах школы.
Макаренко Антон Семенович родился в 1888г. в трудовой семье. Снова невольно находишь общее с человеком, которого узнавала из страниц разных книг по педагогике, словно собирая по крупинке, все больше и больше познаешь гуманного педагога с разной грани его жизни. Так же, как и он, я родилась в трудовой семье: мама строитель, папа водитель, бабушка учитель.
С самого детства, по словам родственников, было понятно, какой сферой деятельности буду заниматься в будущем. Было очевидно: мне было 4,5 года, как-то раз, дядя приехал к нам домой пообедать, где жила наша семья. Помню, он снял свой пиджак на стул, небрежно его положил, мимо этого стула проходила я, увидев эту картину, позвала дядю к этому стулу, он в этот момент ушел мыть руки перед едой. Дождалась, когда он выйдет с ванной комнаты, показала ему, как надо аккуратно складывать вещь, чтобы она не помялась. Дядя невольно спросил, кто же меня этому научил, я гордо призналась, что так учат в детском саду. Дядя предложил ходить в детский сад вместе со мной, вдруг его тоже чему-нибудь новому научат там.
Антон Семенович Макаренко с 1905 года работал учителем в железнодорожном училище, который он окончила годами ранее, затем на станции Долинская продолжал работать учителем. А начиная с 1914 по 1917 г. он закончил учебу в Полтавском учительском институте с золотой медалью, тема диплома: «Кризис современной педагогики».
Волей не волей, находишь все больше общее с известным педагогом. Проучилась я в педагогическом ВУЗе три года на платной основе, а на последнем перевели на грант от имени Министра образования за отличную учебу по своей специальности, все равно приятно, что последний год обучения в ВУЗе, узнала, что такое стипендия обыкновенная и повышенная. Тема дипломной работы «Влияние интеллектуального уровня на конфликтность у студентов педагогического ВУЗа».
Даже темы дипломов, по сути схожи, у Антона Семеновича о кризисах современной педагогики, у меня о современных факторах влияния на окружающих. Но суть все та же.
Благодаря поддержке окружающих Антон Семенович Макаренко, смог добиться того, что мы сейчас знаем о нем. Первый человек на которого он мог опереться, это его брат Виталий, именно он предложил ввести, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата. Максим Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью Антона Семеновича, оказывал ему всяческую поддержку.
Так и в моей жизни были люди, на которых могла опереться, и продолжить свое будущее поприще. Многие из них давали такие советы, для самосовершенствования, что не каждый прохожий может поделиться ими: оставайся всегда сама собой, будь искренней. В основном поддерживали незнакомые люди, но у кого вызывал интерес к твоей сфере деятельности, в которой я занималась. Каждый раз вспоминаю человека, которого встретила совсем случайно. Пришла встретиться с подругами, после летних каникул, они как обычно опаздывали, решила заказать кофе. Тот человек, задал вопрос: «А вы когда-нибудь пили настоящий кофе экспрессо?», на этот вопрос мне было стыдно ответить, так как перед мной лежало меню с расценками. Рассмотрев расценку в меню названного кофе, ответила, что врет ли его купила и попробовала за такую цену. В результате, незнакомец убедил, что лучше всего стоит попробовать этот кофе, аргументировал тем, что лучше попробовать, чем об этом много раз слышать, но видеть и не чувствовать. Во время распития кофе, разговорились, нашли общие темы. Незнакомец тоже учился в педагогическом ВУЗе, но не пошел работать, а переучился, он дал ценный урок, «когда будете изучать социальную психологию, обязательно обрати внимание на дистанцию, которую окружают вокруг тебя, ты сама регулируешь диапазон этой дистанции. Запоминай, на каком диапазоне занимает каждый человек. Никогда не забывай про нее (дистанцию). Так как именно от нее зависит твоя повседневная жизнь».
Подтверждением к его словам нашла в цитате из интернета, только автор неизвестен «Каждому человеку которому ты даришь доверие, ты даешь в руки нож. Им он может тебя защитить или уничтожить». Действительно как и слова того незнакомца, все зависит от нас на каком расстоянии мы допустим тех, людей, которым мы доверяем. Для продолжения своей деятельности в поприще учителя, я считаю, большую значимость играет поддержка. Здесь в этом эссе, привела пример одного человека, а их было много.
Проведя параллель наших путей в данном поприще, находишь в каждой маленькой подсказке подтверждение, что не зря выбрала эту профессию. Выбирая песню для группового пения в восьмом классе по самопознанию, нашла подтверждение в словах песни Полины Гагариной «Миллион голосов»: «Ты не опустишь руки. И не сойдешь с пути. Ты пришел, в этот мир, не один... Нас миллионы …». Благодаря уровневым курсам, действительно понимаешь, что нас миллионы на этом пути.
Валиева Ф.А.