Урок-путешествие по окружающему миру В осеннем лесу
Урок-путешествие "В осеннем лесу" 2 класс
Подготовила учитель начальных классов
Макеевской общеобразовательной
школы І-ІІІ ступеней № 34
Заболотская Елена Викторовна
Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни диких животных в связи с подготовкой к зимнему периоду.Задачи:обучающие: дать знания о подготовке диких животных к зиме;развивающие: формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения, формирование исследовательских способностей;воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к природе.Тип урока: получение новых знаний.Методы обучения: частично-поисковый, проблемно-диалогический.Приемы обучения: проблемный диалог, анализ текста, самостоятельная работа с элементами исследования.Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыка П. Чайковского « Времена года», маски зайчика и белочки, карточки для игры « Кто впадет в спячку?»
І. Актуализация знаний учащихся
Учитель:
- Вы уже многое знаете об осени. Но это такое необычное время года, когда каждый день можно увидеть что-то новое и интересное. Представьте себе, что мы сейчас на лесной полянке. (слайд)
Дети показывают сценку.Выбегает зайчонок:- Целый день я бегал по лесу, повидал много нового, интересного, чего летом никогда не видывал. Но звери меня не замечают. О чем-то хлопочут, что-то делают.Появляется белочка с грибами.Заяц: - Зачем ты, белочка, рвешь грибы и вешаешь на сучки?Белка: - Как зачем? К зиме готовлюсь. Когда зима придет, все кругом покроет снегом, тогда трудно будет найти еду. Вот я и спешу заготовить осенью побольше запасов. А ты, зайчик, разве не запасаешь осенью на зиму еду?Заяц: - Нет, я не умею этого делать. Мама зайчиха меня не научила.Белка:- Плохи твои дела. Тогда утепли получше свое гнездышко.Заяц: - Да и гнезда у меня нет. Я сплю под кустиком, где придется.Белка:- НУ, это уж никуда не годится. Не знаю как ты зиму перезимуешь?
Учитель:
- Кого мы повстречали на полянке? (Белку и зайца.)- Как их можно назвать по другому? (Это дикие животные.)- О чем говорили животные? (Как дикие животные готовятся к зиме.)- Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока. Что мы узнали про белочку? (Она делает запасы, готовится к зиме.)- Что мы узнали про зайчика? (Он говорит, что не готовится к зиме.
- Значит у нас возникла проблема: одни говорят, что готовятся к зиме, а другие- не готовятся. Нам надо решить эту проблему.Давайте поставим цель урока.Дети: Узнать как дикие животные готовятся к зиме.
ІІ. Освоение учащимися новой информации.
1)Рассказ учителя +слайды- Один из основных признаков осени - похолодание. Холодно становится, очень холодно!
Насекомые забиваются в щели пней, под упавшие деревья, на чердаки домов.Перестали вылетать из ульев пчелы ( слайд)Исчезли мухи и осы ( слайд )
Под корой дерева прячутся бабочки.
Муравьи задраивают входы в муравейник и спускаются в самые глубокие помещения своего жилища (вглубь на 3-4м)( слайд )
Рыбы собираются в стаи, их путь лежит в глубину водоема. Зимой рыбы находятся в глубоких подводных ямах (сл.).
Ящерицы и змеи зимуют в норах грызунов, в гнилых пнях, в кучах камней, забираясь поглубже.
Наземные лягушки устраиваются на зимовку в почве, опавшей листве. Водные лягушки зимуют на дне водоёмов, зарываясь в ил.
Летучие мыши на зиму забираются в подвалы, на чердаки. Уцепятся крючковатыми коготками задних ног за что-нибудь и висят вниз головой, укрывшись, как плащом, своими мягкими перепончатыми крыльями.(сл.)Некоторые из них собираются большой компанией, висят рядками, тесно прижавшись друг к другу. ( сл.)
Бурый медведь перед зимой усиленно питается копит жировые запасы для долгой спячки. Он устраивает себе берлогу в потаённом, малодоступном месте: под корнем вывороченного дерева или в буреломе.
Готовясь к зимней спячке, барсук отъедается и сильно жиреет. Перед тем как улечься спать, он сгребает в нору опавшие листья, устраивает себе мягкую постель.
Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку.
Сурки (байбаки) активно пасутся, накапливая жировые запасы. Они готовят гнезда для зимнего сна, без устали нося траву в нору. Зимуют сурки всей семьей. В норе их собирается более десятка. Утеплив сеном свои тесные владения, они спят беспробудным сном вплоть до весеннего потепления. Поэтому едой сурки совсем не запасаются.
Все эти животные с наступлением холодов засыпают и коротают зиму во сне.
- Назовите животных, о которых мы сейчас говорили. Как они готовятся к зиме?( С наступлением холодов они засыпают.)
2)Работа в группах
- Одни животные на зиму засыпают, а другие ее встречают, заранее готовясь к ней. Кто знает как? ( Животные «переодеваются».)Учитель раздает карточки для работы в группах. ( 3 группы)
- Сравните эти два рисунка. Чем они отличаются. Докажите.Дети сравнивают эти рисунки.
1 группа. Белый наряд надел заяц- беляк. Не сразу белеет заяц. Сначала побелел хвост, потом задние ноги. Затем наступила очередь задней части спины и верхней части ушей, но не самых кончиков, они остаются черным. Все больше белеет заяц, только около носа мордочка темная .Заяц сменяет свой цвет, чтобы спрятаться от врагов. Вывод: заяц готовится к зиме, сменив свою шубку.
2 группа. На нашей карточке изображена белочка .Слева - белочка летом. Окраска ее шерсти рыжая. Справа мы видим желтые листья- белочка стала серой .Вывод: летом белка рыжая, а поздней осенью- серая. Значит она приготовилась к зиме, сменив свою шубку.
3 группа. На нашем рисунке изображен маленький хищный зверек- горностай. На рисунке мы видим разный цвет шубки. Мы думаем слева зверек в летнее время, а справа- зимой в белой шубке. Такой наряд нужен ему зимой, чтобы незаметно подкрадываться к добыче. Вывод: орностай готовится к зиме, сменив окраску шерсти.
- Назовите животных, о которых мы сейчас говорили. (Заяц, белка, горностай.)- Как они готовятся к зиме? (Они меняют свою окраску, чтобы зимой было легче спрятаться от врагов или незаметно подкрадываться к добыче.)
3) Доклады учеников (готовят дома)- А чем питаются дикие животные зимой? (Некоторые делают запасы.)1 ученик.
Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток(слайд).
2 ученик.
Мыши-полёвки торопятся набить свои кладовые, заготовляют запасы пищи впрок. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей спальня и несколько кладовых.
Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.
3 ученик.
Запасливые хомяки зимуют в одиночку, закрывая все входы и выходы землей. За зиму они только несколько раз просыпаются, чтобы подкрепиться и удостовериться, не забрал ли кто-то их пищу. В норе эти зверьки устраивают многочисленные кладовые из различных семян. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.
4 ученик.
Крот прячет в подземных ходах дождевых червей.
5 ученик
Бобры – семейные животные. Они запасают ветки деревьев, которые складируют на дне водоема. Зимуют бобры, большую часть времени проводя в своем жилище, находясь в состоянии полудремы. Изредка спускается он в воду к своим запасам, возьмет оттуда несколько веточек и плывет обратно в дом. Перекусив, он вновь возвращается в спальню. Дремлет семья бобров всегда вместе, собравшись в тесный дружный круг.Учитель:
-Кто делает запасы на зиму?Дети перечисляют животных.
-Осталась последняя группа животных: в их образе жизни с наступлением зимы не происходит заметных изменений. Это кабаны, олени, лоси, волки, лисы.
- Какой мы сделаем вывод: готовятся ли дикие животные к зиме?( Многие из диких животных готовятся к зиме: одни меняют свою окраску, другие запасают корм, а третьи- зимой спят.)
ІІІ. Закрепление изученного.
Игра «Кто впадает в спячку?»
На доске иллюстрация «Зима в лесу». Ниже три карточки :
- карточка «закрытый глаз» – условное обозначение для зверей, которые зимой залегают в спячку;
-карточка «миска с едой» – для зверей, которые делают запасы на зиму;
-карточка «лапы бегущего зверя» - звери, которые не делают запасов, а добывают себе корм зимой.
Дети получают карточки-изображения животных. Ученик должен назвать своё животное и определить его в одну из трёх групп.
ІV. Итог.
Осень по-своему хороша и прекрасна. Она в носит в нашу жизнь неповторимую золотую краску. Я надеюсь, что в ваших сердцах загорелись золотые огоньки осени и огоньки знаний. Спасибо за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
***
Под берёзой на гореСпит барсук в своей норе.А нора у барсукаГлубока-преглубока.
***
-Мишка, мишка, что с тобой? Почему ты спишь зимой? Потому что снег и лед – Не малина и не мед!
Мышка Я мышка-норушка, я в поле живу.Где ласковый ветер качает траву,Где дождик веселый мне песни поет,Где звонкий кузнечик подковки кует.Все лето трудилась без устали я,До края полна кладовая моя!БелочкаДалеко до холодов,Но не для потехиЯ несу к себе в дуплоЯгоды, орехи.Чтоб зимой холоднойМне не быть голодной.
ПтичкаБоюсь я мороза зимою холодной,Боюсь я в ненастье остаться голодной,Поэтому мы собираемся в стаиИ в теплые страны зимой улетаем.Нелегкий нам путь предстоит, но приятноВесною домой возвращаться обратно!МедведьГоворят, медведю леньПрогуляться в зимний день.Вот и спит медведь в берлоге,Когда стужа на пороге.Но скажу вам честно я:Кушать хочется, друзья!Но под снегом мне ни меда, Ни грибов не отыскать,И приходится всю зимуСладко спать, спать, спать. ЗаяцЛетом заяц сер, сер,Летом заяц смел, смел.Можно под любым кусточкомСмело спрятаться в лесочке.Но как только снег пушистыйНа листву ковром ложится,Становлюсь я очень виден – Вмиг лиса меня увидит!Так что в стужу ледянуюШубку я беру другую.Был я рыжевато-серым,Стал белее снега белым!
Золотой клубочек
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это еж.
Золотым клубочком стал
Хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал
На свои иголки.
Их несет к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елью сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В теплой колыбели.