Внеурочные мероприятия по русскому языку для 1- 4 классов


Праздник фонетики (1–2 классы)
Цели: углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонетический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.
К празднику готовятся плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и звуке:
Гласные – это река, а согласные – ее берега.
К. С. Станиславский
Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова.
М. Горький
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг…
Н. В. Гоголь
Ход праздника
Прослушивание заранее записанных на магнитофонную ленту звуков: а) льется вода из крана, б) звенит колокольчик, в) тикают часы, г) школьная столовая в разгар обеда, д) птичьи голоса, е) ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…!», ж) музыкальный отрывок из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, з) плач ребенка.
(После каждой записи – пауза.)
Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.
Звук
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит. Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться,
Если где услышим стук,
Значит, к нам добрался… (звук.)
С. Ефремов
Ведущий приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Фонетические загадки
1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)3. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)4. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)Ведущий.
Воздух рвет преграды,
Шум получается,
Голоса нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
Это… (согласный глухой.) Воздух свободно идет через рот.
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается… (гласный.)
5. Пулька или Пончик?
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)
6. Кролик или Пятачок?
Кто из них гадал на ромашке: «…Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени отгадки все согласные звуки глухие.)
Гимн звукам родного языка
Гласные тянутся в песне звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать. А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С. Маршак
Фонетическая викторина
1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?
2. В слове кот – три звука и в слове мяу – три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему.
3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)
4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля – колья.)
5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Слова даны на плакатах: удочка, тужить, висит.)
6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пирогú– пирóги.)
Домашнее задание«Егоркины скороговорки»
Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2–3 раза, ускоряя темп речи.
Ведущий.
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки.
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
Повторяйте, детвора:
– Посреди двора дрова.
– Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
– В перелеске перепел
Перепелку перепел! – Лилии полили ли?
Иль увяли лилии?
– Аня Нине – нянечка,
Нине няня – Анечка.
– Мамами любимы мы –
Самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Всем поставите пятерки!
Ю. Черных
Скороговорки, которые были заданы детям на дом
– Все бобры добры до своих бобрят.
– Водовоз вез воду из-под водопровода.
– У пенька опять пять опят.
– Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
– На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.
– Рыбу ловит рыболов, уплыл в реку весь улов.
– Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешён!
Фонетическая задача
Из стихотворения В. Ясинского «Первая шоколадка» назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы.
Угостили Олю сладкой,
Очень вкусной шоколадкой.
Губки, носик и рубашку –
Все измазала бедняжка. Мама дочь едва узнала:
– Ах ты, ненаглядная,
Дочка шоколадная!
Фонетические диалоги «Кто важнее?»
Ведущий. Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные. Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
Гласные. А вот и получится! Например, М.
Согласные. Разве только одно М, а больше ничего?
Гласные. И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.
Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные (поют и смущенно умолкают). [о..е..и..а].
Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это – фонетика.
Гласные. Ну, допустим! Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, елка, если.
Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).
Ведущий. А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?
(Мальчик и девочка читают стихотворение по очереди.)
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма и Ша (запомни, Маша!)
К нам явились на урок. Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Ты и Ква, а вместе Тыква,
Со и Ва, читай Сова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Фонетическая минутка
Какой новый звук появился?
Сон – стон,
сок – сток,
сук – стук,
ролик – кролик,
кот – крот, каска – краска,
салка – скалка,
кошка – крошка,
тучка – штучка.
Всегда вместе
Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить – и никак.
Согласные. Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).
Ведущий. И заскучали… Вдруг…
Согласные. Тсс…
Ведущий. Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.
Гласные (выходят на сцену и плачут): А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!
Ведущий. Аукают.
Гласные. Ау! Ау! Ау!
Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.
Согласные. [б д м], [в с г д], [в м с т]!
Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное:
Гласные. [у-е-е-а-е-е]!
Ведущий. Решили они заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказали:
Согласные и гласные. Будем всегда вместе!
Ведущий. С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся. (По А. Шибаеву.)
Игра «Один звук, марш!»
Ведущий. Поиграем в игру, которую назовем так: «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость.
(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.
Вот так: роза – гроза.
(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж.
(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, палка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.) Игра «Думай! Думай! Думай!»
Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения.
(Флюс – плюс.)
С буквой «Л» – в игре в футбол
Часто слышим слово…
С «Д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стало – просто… (Гол – год.)
Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» –
Будет круглое число.
(Сурок – сорок.) Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «З» на «К» заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем.
(Зуб – куб.)
С глухим согласным –
Наливаюсь в поле,
Со звонким –
Сам звеню я на просторе!
(Колос – голос.)
Когда я – месяц, то, легко дыша,
Ты как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь.
(Март – марш.)
Игра «Превращение слов»
З а д а н и е: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.
Моль – (мол – лом).
Мушка – (мука – кума).
Сток – (ток – кот).
Краб – (раб – бар). Пилка – (пика – кипа).
Пиала – (пила – липа).
Горка – (гора – рога).
Веселые рифмы про ударение
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом! Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный зáмокИ появился маленький замóк.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка,
Держи в руках его, озорника! – Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги! –
Нет, снова – тук!.. Шли по морю пирóги,
Вдруг вместо них поплыли пирогú.
Мы в слове слог ударный
Найдем э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
Два правила ударения
Первое правило
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар. Второе правило
Возил не шóфер, а шофéр,
Не фáрфор, а фарфóр,
Был оглашен ни прúговор –
Судебный приговóр.
Строгал не стóляр, а столя́р,
Но дóску – не доскý.
И слушал в одиночестве
Не «Тóску», а тоскý.
Ф. Кривин
Фонетические головоломки
Я – сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
(А́тлас – атлáс.)
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючки они,
В ведерко руку окунú,
Не бойся, это… (о́́куни.)
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских кáпель.
Поет апрельская… (капéль.) Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(И́рис – ирúс.)
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье,
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами!
(Кóзлы – козлы́.)
Я. Козловский
Игра «Загадки с подсказкой»
1. Может плавать целый день
В ледяной воде…
2. Словно вихрь летит, спасаясь
От врага, шумливый…
3. Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным…
4. Вместо шерстки – иглы сплошь,
Враг мышей – колючий…
5. В овечках знает толк
Свирепый, жадный… 7. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет…
8. На носу зверь носит рог
И зовется…
9. Живут на суше.
Нет копыт, щетинки,
А все ж зовут зверьков
Морские…
6. По реке плывет бревно –
Ох, зловещее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… 10. Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю.
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…
11. На себе везет не прытко
Домик собственный…

КВН «Что по русскому мы знаем,Без ошибок применяем!»(2 класс)
Цель: повторить пройденный материал по русскому языку 1–2 класса.
Конкурсная программа
1. П р и в е т с т в и е к о м а н д.
I команда – «Поиск». Девиз: «Все разведать, все узнать,
Легких тропок не искать!»
II команда – «Искорка». Девиз: «Гореть самим, зажечь других,
Быть впереди и точка».
Приветствие болельщиков:
«Ваши мало каши ели, чтобы наших одолеть».
«Кто не горит, тот небо коптит».
2. П р и в е т с т в и е ж ю р и.
(Выносится поднос, на нем игла и стакан воды.)
«Пусть глаз ваш будет остр, как эта игла,
А совесть чиста, как эта вода».
3. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о в е д у щ е го.
– Кто не знает Винни-Пуха – медвежонка, который сочиняет забавные шумелки, пыхтелки, ворчалки?
Пожалуй, таких не найдется. Но было время, когда у нас в стране никто с ним не был знаком. Правда, это было очень давно – целых 30 лет назад! Винни-Пух и Все-Все-Все его друзья жили тогда в Англии, в Зачарованном лесу и умели говорить только по-английски.
Но все они оказались хорошими учениками Б. Заходера. Вскоре Винни-Пух стал совсем-совсем русским медвежонком. Одно время он даже по радио учил ребят русскому языку. Вот почему я решила пригласить его. (Под звуки веселой музыки вбегает Винни-Пух.)
Винни-Пух. Вести КВН буду я!
I. Конкурс – Разминка «Назови одним словом».
(Задания зачитываются поочередно каждой команде.)
Храбрый человек…
Болтливый человек…
Ленивый человек…
Мудрый человек…
Богатый человек…
Грубый человек… (храбрец);
(болтун);
(лентяй);
(мудрец);
(богач);
(грубиян);
Сильный человек…
Веселый человек… (силач);
(весельчак).
II. Конкурс «Ответь на 5».
(От каждой команды выступают по 3 человека.)
1. Прочти правильно, что здесь написано:
Портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит, километр.
Алфавит, средства, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофер.
2. Вставь пропущенные буквы там, где это нужно.
Чудес..ный, мес..ность, гла..кий, но..ки, по..писать, об..явление, тр..пинка, к..ртофель.
Прекрас..ный, трос..ник, сколь..кий, ло..ки, о..дать, под..езд, сн..жинка, м..рковь.
3. Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах:
Юла – … Ёж – …
Коньки – … Деньги – …
Солнце – … Сердце – …
III. Конкурс «Кто больше найдет».
Из букв слова транспорт составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ор, тон, нота, тропа…)IV. Конкурс стихоплетов.
(Выступает один человек от команды.)
Солнце … оконце,
Привет … кабинет.
V. Конкурс «Колодец, дай воды напиться».
(Выступает один человек от команды.)
Колодец позволит воды напиться тому, кто выполнит задание: «Четвертое лишнее».
Воды, водитель, подводный, водянистый.
Водить, наводнение, паводок, подводный.
VI. Конкурс «Кто в лесу живет?».
1. Поочередно вспомните и назовите сказки, где есть действующее лицо медведь.
2. Кто что делает? (Вывешивается листок с изображением белки.) За две минуты вы должны подобрать и записать как можно больше слов и словосочетаний, обозначающих действие этого животного.
VII. Конкурс капитанов.
1. По названным частям составьте слово:
Его корень в слове лесной, приставка в слове перелет, суффикс в слове грибок, окончание в слове волк. (Перелесок.)
Его корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове заяц. (Подорожник.)
2. Из двух частей составьте народные приметы.
1) Синица пищит…
2) Дым столбом…
3) Длинные сосульки…
4) Ласточка низко летает…
5) Шумит хвойный лес…
6) Муравьи прячутся в гнезда… …к долгой весне;
…зиму вещает;
…к морозу;
…к грозе;
…дождь предвещает;
…ожидай оттепель.
(Пока капитаны готовятся, члены команд отвечают на хитрые вопросы.)
1) Как из маленького хвостика сделать большой?
(Убрать «ик» – хвост.)
2) Можно ли превратить рыбу в человека?
(Добавить «к» – рыбак.)
(Проводится диктант-загадка: на листе бумаги записывают слова. Ведущий читает, команды записывают и сдают в жюри.)VIII. Конкурс «Домашнее задание».
(Члены одной команды загадывают загадки соперникам о лесе и его обитателях.)
1. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
2. Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)
3. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
4. Какие ноги у жирафа длинные – передние или задние? (Одинаковые.)
IX. Подведение итогов. Награждение.

Праздник «Ты наш друг, родной язык» (2 класс)
Цели: формировать у учащихся интерес к русскому языку, расширять и углублять знания, повышать активность.
Рекомендации: на стадии подготовки к празднику должны быть сформированы 2 команды. Предварительная подготовка также включает в себя: задания болельщиков, ознакомление участников с пословицами, поговорками, загадками, разучивание песни, подготовку приветствий команд, ведущего.
I. Приветствие.
Команда «Слово». Победу, а не поражение
Мы вам желаем, «Предложение!»
Команда «Предложение». У нас приветствие готово
Ребятам из команды «Слово»:
«Соперник наш, не позабудь:
К победе очень труден путь!»
Приветствие команд жюри. Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет!
II. Конкурс капитанов «В стране непроверяемых написаний».
– Я диктую слова с непроверяемыми написаниями, а капитаны записывают их в домиках, нарисованных на доске.
1. Береза, помидор, суббота, яблоко.
2. Осина, погода, субботник, ягода.
III. Конкурс «Слова-змейки».
К доске вызываются по одному представителю от каждой команды. Им нужно записать на доске или на своем листочке слово – имя существительное, затем придумать слово, которое должно начитаться с последней буквы предыдущего слова. Через 2 минуты участники зачитывают слова-змейки вслух (члены команд делают это задание на своих листочках).

IV. Конкурс «Вспомним и запишем».
– Ребята, вспомните по последним словам каждой строки любое стихотворение и без ошибок напишите его.
Затем команде-сопернице предстоит восстановить все стихотворение, записав его безошибочно. Например:
• • • • • • • • • поле,
• • • • • • • • • воле.
(Ветер веет в чистом поле,Волком воет он на воле.)V. Конкурс «Проверка домашнего задания».
Представитель команды «Слово» читает составленную в ходе подготовки к празднику «Сказку про жи и ши», а представитель команды «Предложение» – «Сказку про Анну из второго класса и двойные согласные». Обе сказки оформлены в виде книжечек.
Содержание первой сказки:
«Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперед медведь и сказал:
– Сейчас будут соревнования на знания жи и ши.
Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок.
Вот первое препятствие: стоят лы… А дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок дописал жы. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: «Лыже». Лыжи стоят. Бельчонок дописал жи. Получилось лыжи! И лыжи поехали.
Вот второе препятствие: впереди – гало… А дальше? Лисенок и Зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ: галоши! Он и получил главный приз – лыжи и галоши».
Содержание второй сказки:
«Жила-была девочка Анна. Она училась во втором классе. Учитель задал на дом правило о двойных согласных. Анна забыла выучить это правило и получила двойку.
Когда наступила ночь, ей приснился сон. Двойные согласные гнались за ней, Анна споткнулась и упала. Буквы кружились над ней и возмущенно кричали: «Почему ты не выучила о нас правило? Ведь ты не сможешь теперь написать очень много слов, в которых мы встречаемся, а они так важны для грамотного и образованного человека. В наказание мы исчезнем из твоего имени». И Анна разучилась писать свое имя…
На уроке русского языка дети стали писать слово Анна, а девочка не смогла этого сделать и заплакала.
– Почему ты плачешь? – спросил учитель.
– Я не знаю, как пишется мое имя.
Учитель с улыбкой посмотрел на второклассницу и сказал: «Ты не запомнила правило о двойных согласных. Это никогда не поздно сделать. Выучи его, и твое имя вернется к тебе».
Девочка согласилась с учителем, и с тех пор она знает, как пишется ее имя, а заодно она узнала, как пишутся слова ванна, касса, класс, коллектив.
VI. Конкурс «Вспомни правило любое и примером подтверди».
Представители команд вспоминают некоторые правила, изученные во 2 классе, записывают на доске примеры.
VII. Конкурс «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
Учитель диктует текст. На отдельном листке бумаги каждый член команды записывает только одно слово. Например, первый член команды записывает слово и передает лист для записи следующего слова второму члену команды. Получается своего рода эстафета. После того как весь текст диктанта записан, команды вместе проверяют и передают его в жюри для оценки.
Т е к с т д и к т а н т а. Ребята собрались на квартире у товарища. В пятницу в классе будет конкурс диктантов. Лена Дружинина читает слова и предложения. Ребята записывают в тетрадь, потом вместе проверяют работу каждого ученика.
Выделенное слово ребята разбирают по составу. В слове они выделяют корень – реб, суффикс – ат, окончание – а.
VIII. Конкурс болельщиков «Поддержи свою команду, помоги ей победить».
Болельщики хором приветствуют обе команды:
За команду мы «болеем»
И друзьям помочь сумеем!
Затем они поднимают плакаты: «Знай и люби родной язык!», «Ты наш друг, родной язык!», «Вперед, к победе!», «Мы болеем за вас!», «Ура, мы победим!».
IX. Конкурс «Учимся писать стихи».
Командам предлагают опорные слова-рифмы, с помощью которых они должны сочинить стихотворение.
Не спешу – пишу.
В тетрадь – пять.
После того как команды прочитают свои стихи, проводится физкультминутка для команд и болельщиков с использованием стихотворного текста предполагаемого ответа.
На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу.
И поэтому в тетрадь
Мне учитель ставит «5»!
X. Конкурс «Различите части речи и члены предложения».
Командам даются карточки, на которых записаны два предложения:
1) На уроке русского языка ребята пишут правильно, красиво и скоро.
2) К соседу в тетрадь заглянешь – ошибки к себе перетянешь.
Первое предложение необходимо разобрать по членам предложения, а во втором предложении указать части речи. Выделенное слово себе не разбирать.
XI. Конкурс «Дружба с заглавной буквой».
В конкурсе принимают участие члены команд и болельщики. Им даются з а д а н и я:
– Придумайте и запишите веселую фамилию на букву «В».
– Придумайте название города, которого нет на карте, но вы построите его, когда станете взрослыми.
– Придумайте клички животным:
У меня есть три щенка.
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите –
Клички для щенков найдите!
Пока жюри подводит итоги, все слушают в грамзаписи песню «Игра» (стихи Р. Рождественского, музыка В. Шаинского).
Награждение победителей.

Утренник «Веселая грамматика» (3 класс)
Цели: показать мотивацию изучения русского языка; актуализировать знания.
I. Инсценированная программа.
Ведущий. Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая, беспорядка или путаницы она не любит. Грамматику надо учить и знать всем ребятам!
Ученик.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселыйНовый школьный день пришел. Встали мы – местоименье,
Бьет числительное – семь,
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем!
Учитель.
Мы наречием отлично
На уроке дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Ни и не – у нас частицы,
Нам их надо повторять. И при этом не лениться,
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
О. Высотская «Веселая грамматика»
Ученик.
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, – воскликнул «Апельсин», –
Никакой не «Опельсын»! «Я, – расплакалось «Колечко», –
Никакая не «Калечка»!
«Я, – разгневалась «Сосна», –
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
«Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены.
Милый мальчик! Брось лениться!
Так учиться не годится!»
Юлиан Тувим «Словечки-калечки»
Ведущий. По мотивам сказки Гераскиной «В стране невыученных уроков» мы вам покажем маленькую инсценировку «Знаки препинания».
(На сцену выходят: ученик; за ним – девочки и мальчики в костюмах книг-учебников.)
Ведущий (обращаясь к зрителям). Ученик 3 класса Витя Перестукин в один и тот же день получил пять двоек!
(«Учебники» рассердились на Витю. Они окружают его со всех сторон.)Учебники (хором). Сегодня ты неправильно решил задачу! Не повторил безударные гласные! Не знаешь родного языка!
Учебник природоведения. Витю срочно надо отправить в страну невыученных уроков.
Витя. А есть ли в этой стране трудности и опасности?
Учебник. Сколько угодно. Все путешествие состоит из трудностей.
Учебник математики. Это ясно, как дважды два – четыре.
(На сцене остался Витя один. Он стоит и смотрит вперед. Навстречу идет мальчик с футбольным мячом.)Мальчик (обращаясь к Вите). Идем быстрей! Я покажу тебе дорогу в страну невыученных уроков.
(Футбольный мяч медленно катится, Витя идет за мальчиком и мячом. В глубине зала на высоком стуле сидит старик с белыми волосами и белой бородой. Витя с изумлением рассматривает старика со всех сторон. Мальчик с мячом удаляется.)Витя. Как красиво вышит белый плащ черным шелком! Да он весь вышит знаками препинания! (Удивленно разводит руками.)
(Появляется девочка, изображающая запятую.)
Запятая (обращаясь к старику). Надеюсь, Вы примерно накажите этого невежду, ваше Величество Глагол!
Глагол (важно). Перестань, не злись запятая!
Запятая. Как же мне не злиться, Ваше Величество! Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!
(Глагол строго смотрит на Витю.)
Запятая. Давайте документы!
(Вбегают ученики, на платьях – черные кружочки-точки, крючки-запятые, точки с запятой. Двое несут огромную синюю папку в развернутом виде.)Витя. Ведь это моя тетрадь по русскому языку.
(Запятая показала на первую страницу, на которой стоит «2», и исправлены красными чернилами ошибки.)
Запятая. А сколько клякс!.. Двойка!..
(Глагол приказывает перевернуть страницу, на которой стоит «1».)
Глагол. Переверните еще страницу!
(На третьей странице нарисована рожица с длинным носом, косыми глазами, с надписью: «Это Коля».)(Запятая захихикала. Глагол взмахнул линейкой, послышалась веселая музыка. Выбегают ученики, изображающие точки, с кружочками на одежде. Они пляшут и поют.)Точки. Мы ребята точные,
Мы зовемся точками.
Чтобы правильно писать,
Где нас ставить, надо знать.
(Глагол снова взмахнул линейкой, и учеников, изображающих точки, сменили ученики в костюмах, на которых прикреплены кавычки. Они берутся за руки и поют.)Кавычки. Мы веселые сестрички,
Неразлучные кавычки.
– Если я открою фразу (спела одна),
– Я ее закрою сразу (подхватила другая).
(Выходят дети, изображающие вопросительный и восклицательный знаки.)
Вопросительный знак (поет грубым голосом).
Меня и брата знает всякий,
Мы выразительные знаки.
Я самый значительный – вопросительный.
Восклицательный знак.
Я самый замечательный – восклицательный!
(Исполняется веселый танец. Все знаки препинания вместе с Витей становятся в круг.)Восклицательный знак (громко кричит). Ура! Долой! Караул! Разбой!
Ведущий. Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы:
Вопросительный знак. Кто? Кого? Откуда? Как?
Ведущий. Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Запятые. Мы – запятые. Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Ведущий (показывает на мягкий знак).
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове «мать» и в слове «дочь».
И в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
Мягкий знак. Отрежь! Отрежьте!
Исправь! Исправьте!
(Вперед выходит Витя Перестукин, протирает глаза.)
Витя. Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Глагол.
В мире жить, мои друзья,
Без грамматики нельзя!
Правила учи, старайся,
Не ленись, а занимайся.
Знай: приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников! Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной:
Коса – косы,
Глава – главы,
Трава – травы!
Витя (разводя руками). Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Запятая. Будь внимательным и только!
Будь старательным и только!
Всё запомнишь, всё поймешь!
Витя. С грамматикой буду я крепко дружить,
Правила все непременно учить.
(Все берутся за руки, исполняют веселый танец.)
II. Конкурсная программа.
1. Когда мальчика называют женским именем?
(Когда он долго спит – Соня.)
2. Когда руки бывают тремя местоимениями?
(Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ.)
3. Чем кончается как день, так и ночь?
(Мягким знаком.)
4. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенёс:
Едва Я перенес: е-два, – так получил за это«два».
Укол я перенес: у-кол, – и получил за это «кол».
Опять я перенес: о-пять. Теперь, надеюсь, будет «пять».
А как вы перенесете эти слова?

КВН «Ты наш друг, родной язык»(4 класс)
О ф о р м л е н и е: плакат
Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
С. Абдулла
Ход игры
Ведущий. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят многие народы.
1. П р и в е т с т в и е команд (3 команды).
Все ученики. Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
I команда. Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владелицей побед!
II команда. И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
III команда. И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
(Все поют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского.)
Любит КВН наш дружный класс,
Объявляем заседание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
2. К о м а н д ы п р и в е т с т в у ю т ж ю р и.
Вам и слава и почет! Все мы любим точный счет!
3. Б о л е л ь щ и к и п р и в е т с т в у ю т к о м а н д ы.
За команду мы «болеем» и друзьям помочь сумеем!
I. Конкурс-разминка «Угадай название нашей команды».
1. Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы «кто?», «что?», в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом предложения.
2. Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?», в предложении бывает сказуемым.
3. Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «какая?», в предложении бывает второстепенным членом предложения.
Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:
– Какое название имеет каждая команда?
– Какие еще части речи вы знаете?
– Какая часть речи не изменяется?
II. Конкурс «Домашнее задание».
Капитаны читают свои сочинения и передают в жюри.
III. Конкурс капитанов.
З а д а н и е: определить часть речи в предложениях.
1) Посадила мама в печь пирожок с капустой печь.
2) Снежное покрывало все поле покрывало.
3) Ведро дало течь, и вода стала течь.
IV. Конкурс болельщиков.
З а д а н и е: отгадать загадку и определить часть речи.
1) Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа.)
2) Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел.)
3) Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь.)
V. Конкурс капитанов «Вспомни правило любое и примером докажи».
З а д а н и е: капитанам предлагается за 2 минуты написать на листочке слова на изученные правила и объяснить их написание.
VI. Конкурс болельщиков.
З а д а н и е: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.
1) Рукой подать. (Близко.)
2) Через час по чайной ложке. (Медленно.)
3) Морочить голову. (Обманывать.)
4) Во весь дух. (Быстро.)
5) Склонять по падежам. (Ругать.)
6) Прикуси язык. (Замолчи.)
7) Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)

(Жюри подводит итоги, команды показывают инсценировки.)
Чтец. Явились запятые –
Девицы завитые. (Входят запятые.)
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые. Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Чтец. Вопросительный знак удивился:
Вопросительный знак. То есть как?
Чтец. Вопросительный знак возмутился:
Вопросительный знак. То есть как?
Чтец. И сказала точка, точка-одиночка:
Точка. Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
VII. Конкурс «Дополнительные задания».
Команды по очереди должны правильно дополнить предложения:
1) Язык до Киева…
2) Хорошее слово до…
3) С горы сбежал…
Чтец. У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
(Вбегает восклицательный знак.)
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
Восклицательный знак. Ура! Долой! Караул! Разбой!
Чтец. Притащился кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Жюри объявляет счет.
VIII. Подведение итогов. Награждение.
Участники КВН исполняют песню «Серьезный разговор» (музыка Н. Прокудика, слова О. Высотской).
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму.
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить! Отправляя поздравленья,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Жюри объявляет результат, победителей. Ведущий подводит итоги КВН. Награждение участников.

Веселые стихи
Веселые стихотворения не угодно ль прочитать?
С ними правописание легче изучать!
поиграем в слова
З а д а н и е: какие существительные вы поставите после выделенных предлогов?
Скамья
Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулёк,
А над скамьей сидел скворец,
А под – лежал бульдог.
И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на –
Верней, на то, что в.
Тогда прохожий взял кулёк
И вынул пирожок:
Часть бросил над,
Часть кинул под,
А остальное – в рот. И каждый принялся жевать –
Верней, один – клевать,
Пришлось для этого ему
Слететь и спрыгнуть у.
Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.
И полетел один по-над,
Другой полез из-под,
И рядом с третьим побежал
За, перед –
И вперед!
М. Яснов
петушок
– Петушок, мой Петушок!
Спой мне песенку, дружок.
И, пожалуйста, ответь:
Как ты научился петь?
Петушок расправил хвост
И сказал: – Ответ мой прост:
Ку – подарок от кукушки, Ка – конечно от лягушки,
Долго думал я, пока
Переделал Ква на Ка.
Ре – любимая из нот.
С нею не было хлопот,
К ноте Ре добавил КуИ запел: Ку-ка-ре-ку!
И. Плаксина
Омонимы
– Петенька, Петюня, Петь, а Петь!
Ну когда же ты начнешь нам петь? –
Курочки спросили петуха.
Дал в ответ пернатый петуха!
Я знаю от Вовки, а знаете ль вы,
Как утро проводят бенгальские львы?
Сперва поедят из ведра манной кашки,
Затем поглядят на ромашки да кашки…
На шторы приобрел
Тюль пан,
А пани он купил
Тюльпан… Людям и животным
Надо есть.
Им еда не может
Надоесть!
– Хоть на вопросы ты не хочешь отвечать,
За порчу мебели придется отвечать.
Ты понял, Сидоров? Молчишь… Ты что, немой?
– Да, Вера Павловна… А ножичек не мой!
О. БелопусецЗ а д а н и е: объясните смысл выделенных слов.
Омонимы, или не то
Я так стараюсь! Как никто!
Но получается не то.
Хотел вчера погладить кошку,
Утюг достал… Она – в окошко!
Потом решил носки связать.
Те перестали налезать. Сидеть велели с младшим братом,
Я сел… А он уполз куда-то!
Мне мама: – Колю и Фому
Когда догонишь по уму?
– Я догоню их в пять минут!
Хотя… Они же не бегут?..
М. Лукашкина
З а д а н и е: объясните смысл слова «несет» в каждой фразе.
кто что несет?
Семен портфель несет в руке,
Павлуша – двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход –
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах – Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил –
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот –
Он чепуху весь день несет.
М. Яснов«При» и «Пере»
В общем, что ни говори,
Я люблю приставку «при».
С ней я точно что-то стою,
Вот придумаю, пристрою,
Привинчу и прикручу,
Чтобы вышло, как хочу!
А Бубенчиковой Вере
Нравится приставка «пере».
Передумать, переспорить,
Десять раз переспросить,
Перекрикнуть, перессорить,
В общем, всех перебесить. А когда я с Верой дрался,
Признаюсь – перестарался…
Потому и пристыдили,
От нее пересадили.
Снова, думая о Вере,
Я теперь сижу у двери.
Не перестаю твердить,
Чтобы Веру пере-переВновь ко мне пересадить!
И. Плаксина
Кавычки
Эти маленькие птички
Называются кавычки.
Прилетели – и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот –
Понимай наоборот:
Например, любить в кавычках – Это значит враждовать.
С кем-нибудь дружить в кавычках –
Это значит воевать.
Убери кавычки – снова
Станет очень ясным слово.
Как привычно встретить друга
Без кавычек дорогого.
Р. СефГлагол
А глагол всегда в работе,
В напряженьи и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьет, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит. Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
Н. Анишина
Существительное
Существительных в природе
При любой найдешь погоде.
«Кто?» и «Что?» – вопрос задай
И спокойно отвечай:
Это кукла, это книжка, Это кошка, это мышка.
Все так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Отвечать оно должно.
Н. Анишина
Грамматика
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать. Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык.
Н. Анишина
Оса, лиса и остальные
Оса летит к лисе в лесу:
– Лису я за нос у-ку-су! –
– Оса, нет слова «у-ку-су!» –
Лиса поправила осу.
Оса в лесу летит к лосю:
– Сейчас я лося у-ку-сю…
А лось на это ей в ответ:
– Оса, такого слова нет! А у осин стоял осёл…
– Осел, тебя я у-ку-сё…
– Оса! – сказал осел, – Прошу,
Запомни слово: «У-ку-шу!»
– Как, как? –
Оса осла спросила.
– Я у-ку-шу?.. –
И укусила?
А. Усачев
Жук по имени Жак
Жил жук по имени Жак,
Шил папе желтый пиджак.
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыну – тужурку, Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе – жабо,
А себе – ничего!
А. Усачев
Веселые стихи
У божьей коровки-модницы
Снят этот знак со спины.
Очень часто пользуемся
Этим знаком мы.
Везде, где мысль закончена,
Поставим этот знак.
Как он называется?
Скажите, как? (Точка.) Маленькая точка,
Но с хвостиком она.
При перечислении
Нам она нужна.
Члены однородные
Ею разделяем.
Не забудьте же её,
Это… (запятая.)
Игра «Что висит на елке?»
(Ответ давать быстро, одним словом «Да».)
– Еловые шишки? – Да!
– Картонные мишки? – Да!
– Стеклянные зайчишки? – Да!
– Тетрадки и книжки?
– ???
– Разноцветные шары? – Да!
– Много яркой мишуры? – Да!
– Мошки да комары? – ??? – Яркие игрушки? – Да!
– Бусы и хлопушки? – Да!
– Картонные зверушки? – Да!
– Разбитые кружки? – ???
– Зеленые иголки? – Да!
– Душистая смолка? – Да!
– Стеклянная пчёлка? – Да!
– Старая метёлка? – ???Игра «Поставь правильно ударение»
1. А сколько стóят
Плюшевые волки,
Которые стоя́т
На верхней полке?
3. Пес Барбос юля́,
Бегает за Юлей.
Ну, а Ю́ля от него
Улетает пулей. 2. Ваня, брат Валеры,
Друга брата Веры,
В сквере встретил Зину,
Кýзину кузúну.
4. Стряпня любая – нелегка.
Готовка – сложная наука.
Но если есть у вас мукá,
То сделать блинчики – не мýка.
5. Резкий ветер продувает город,
То и дело ежится народ.
Даже дворник поднимает вóрот,
Заметая листья у ворóт.
6. Зáмок на горé стоит.
Нам на гóре он закрыт.
Чтоб никто войти не смог,
На дверях висит замóк.
7. Любому не мешает с детства
Запомнить раз и навсегда:
Пирóги – лодки у индейцев,
А пирогú – у нас еда. 8. Сéла у селá Мúла на пенек.
– Как она милá! –
Молвил паренек.
9. Дома читает томáНаша затворница Тóма.
Вечер приходит в домá,
Тома выходит из дóма.
Знаки препинания
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
– Кто? Кого?
Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
– Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ. – Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой,
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
– Нет, – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие…
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как?
– Так, – сказала точка,
Точка-одиночка, –
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
С. Я. Маршак
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок. Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина,
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна. Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный И, наконец,
Простительный!
Г. ГраубинЗ а д а н и е: прочитать стихотворение, определить, на игре каких слов оно построено.
Как работает слово
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет –
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!… Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
В. Суслов
Дорога
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях*, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами… А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте – готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящем у звезд на пороге,Мы просто и буднично скажем:
«До встречи! Счастливой дороги!»
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
В. Остен
З а д а н и е: сосчитайте, сколько значений у слова «дорога».
случай
Однажды летним днем король
Поймал в шкафу большую моль.
Король был очень зол
За свой испорченный камзол,
За девять мантий, восемь шуб,
Овчинный новенький тулуп. В сердцах отдал он моль под суд.
И приговор был крут!
А моль сказала на суде,
Что дальше – хоть потоп! –
Не попадался ей нигде
Столь вкусный гардероб.
И. Плохих
З а д а н и е: сосчитайте, сколько вещей испортила моль.
О т в е т: 19 вещей.
Обжора
Один обжора на обед
Оладьи съел, потом омлет,
Омара, окуня, лещей,
Отвар из острых овощей.
Окорочков поел немного,
Салат из дынь и осьминога, Отведал пончик и порей
И спать улегся поскорей.
А ты ответить мне готов,
На букву «О» здесь сколько слов?
А сколько спряталось всего
В стихотворении гласных «О»?
Д. Герасимова

Рифмованные упражнения(Загадки для коллективного ответа)
Р е к о м е н д а ц и и: можно использовать в качестве паузы психологической разгрузки во время самоподготовки, для смены деятельности индивидуальной и групповой работы, на вечере загадок, на празднике.
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец,
Тот и будет… (молодец.)
Все жужжит она, жужжит,
Над цветком кружит, кружит,
Села, сок с цветка взяла,
Мед готовит нам… (пчела.)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый… (скворец.) Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся? (Мухи.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистей и нежней,
Кто же это? (Соловей.)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый… (гусь.)
В лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые… (лягушки.)
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я – веселый… (поросенок.)
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки.)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все:
«Шайба! Клюшка! Бей!» –
Веселая игра… (хоккей.) Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь.)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (Лыжи.)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки.)
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков,
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей!
Я – бывалый… (воробей.)

Игры с буквами «Превращения»
Буквам некогда тужить, буквам надобно дружить,
Букву в слове заменяй – другое слово получай!
1. Может и тазик песиком стать,
Проще простого эта задача:
Ежели «У» вместо «А» написать –
Выйдет в итоге кличка собачья.
(Тазик – Тузик.)
2. Как время года превратить
В настольную игру?
Отброшу гласную одну,
Другую – подберу.
(Лето – лото.)
3. Сам царь зверей – моя родня,
Сумеешь отгадать меня?
Начало «К» смени на «М» –
Увидишь, из чего я ем.
(Киска – миска.)
4. Сумей решить задачу эту:
Одну лишь букву замени –
И месяц превратишь в планету.
(Март – Марс.)
5. Всего одной лишь буквы
изменение –
И лодочка бесследно уплывает,
Вернее превращается в растение,
Которое микробов убивает.
(Челнок – чеснок.)
6. Я с «Л» смягченным – под землей
Бываю каменным и бурым,
А с твердым – в комнате любой,
В геометрический фигуре.
(Уголь – угол.)
7. С твердым «Л» я на стене.
Книги, например, на мне.
Но только «Л» смягчите,
Сразу в танец превратите.
(Полка – полька.) 8. Без «М» – в лесу мне красоваться,
А с «М» – суда меня боятся.
(Ель – мель.)
9. С «Ы» – мы мчим вас, что есть мочи,
С «У» – мы ноги вам промочим.
(Лыжи – лужи.)
10. В тропиках чудес так много,
Что верится порой с трудом.
Пример: союз и три предлога
Растут на дереве одном.
(А-на-на-с.)
11. Первое – нота, второе – тоже,
А в целом – на горох похоже.
(Фа-соль.)
12. Три простеньких слова –
Нота, круг, союз –
Дают нам вместе овощ,
Приятный всем на вкус. (Ре-диск-а.)
13. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А в целом – это вкусный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Я-Блок-о.)
14. В океане я бываю,
Корабли там разбиваю,
Если ж букву приписать,
Стану в воздухе летать.
(Риф – гриф.)

15. Могучая река
Средь берегов струится,
Но «И» к реке прибавь –
Вспорхнет над нею птица.
(Волга – иволга.) 22. Три буквы двигают машины,
Две – на лице найдешь
мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
(Пар-ус.)
16. Траве, конечно, я сродни,
Себя в конюшне часто вижу,
Но «О» на «А» перемени –
И потеку я по Парижу.
(Сено – Сена.)
17. Я старика сопровождаю,
Ему в пути помочь хочу.
Но если «П» на «Г» сменяю,
То от него я улечу.
(Палка – галка.)
18. Такое время года
Вы любите не зря,
Хорошая погода,
Походы, лагеря.
Но букву замените –
И смысл уже другой,
И станет время года
Известною игрой.
(Лето – лото.)
19. С «П» – весною у растения,
С «Т» – в конце я предложения.
(Почка – точка.)
20. Мне не долго измениться:
С «С» – животное, с «Р» – птица.
(Осёл – орёл.)
21. Я с «П» – кругла, желта,
на вкус приятна И прячусь под поверхностью
земли,
А с «К» я – то мала, то необъятна
И поднимаю даже корабли.
(Репа – река.)
23. Первый слог мой каждый знает –
В классе он всегда бывает.
Мы к нему союз приставим,
Рядом дерево поставим,
Чтобы целое узнать,
Город следует назвать.
(Мел-и-тополь.)
24. Без «О» измеряют
материю мною,
А с «О» я дорогой служу
под землею.
(Метр – метро.)
25. Один вначале взятый слог
Есть однобуквенный предлог,
Жилье людей – два остальных.
В одних мы были, а иных
Не знаем даже, как зовут.
Все – встретите то там, то тут –
В нем овощи всегда растут.
(О-город.)
26. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишним,
Смысл получится другой.
Стану я тогда пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.
(Клён – лён.)
27. Известное я блюдо,
Когда ж приставишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха – муха.)
28. Летом и весной меня
Слышать часто можешь.
«Г» на «Х» смени – и я
Стану сортом кожи.
(Гром – хром.)
29. Без «И» я – злак,
Полезный людям,
А с «И» – цветком
Пушистым буду.
(Рис – ирис.)
30. С «З» – пахучая, красивая,
С «Щ» – зеленая, шумливая.
(Роза – роща.)
31. Во мне и стены, и углы,
Жилищем я твоим являюсь.
Но если сменишь «О» на «Ы»,
То сразу вверх я устремляюсь.
(Дом – дым.)
32. Рождаюсь на мебельной
фабрике я,
И в каждом жилище
нельзя без меня.
Отбросишь последнюю
букву мою –
Названье большому числу я даю.
(Стол – сто.)
33. С буквой «Т» его все знают –
Он с собой весну несет.
С буквой «Ш» всегда шагают,
Коль в строю отряд идет.
(Март – марш.)
34. На мне, качаясь, птичка весела,
И чувствует себя прекрасно.
Но только с «В» для птички
я мила,
А с «С» я для нее опасна.
(Ветка – сетка.)
35. Во мне плохая кровь струится,
Но вставишь в середину «С», –
И зацветет все, зарезвится,
Зазеленеет луг и лес.
(Вена – весна.) 36. С первой буквой я трава,
Но меня не косят.
Без нее – меня больной
Часто произносит.
(Мох – ох.)
37. Пойди-ка в сад и погляди,
Я там цвету, благоухаю.
Но «Г» поставишь впереди,
И в небе я загромыхаю.
(Роза – гроза.)
38. В июльский день вы в рожь
войдите –
Вспорхнет пред вами сразу
птица.
Но только ноту отнимите –
И птица в золу превратится.
(Перепер – пепел.)
39. Остров я на Средиземном море,
Но попробуй букву «Р» отнять,
И тотчас на морском просторе
Стану я фонтаны вверх пускать.
(Крит – кит.)
40. Мы всех – и взрослых, и детей
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т» –
Мы их, конечно, напугаем.
(Игры – тигры.)
41. Я плыву в морях воздушных,
А отменишь букву «И» –
По реке пойду послушно
Хоть с товаром, хоть с людьми.
(Пилот – плот.)
42. Древесному стволу
Защиту я даю.
Прибавь мне букву «Б» –
Тебя я погублю.
(Кора – кобра.)

Загадки
1. Где болот зеленых тина,
Появилась балерина.
На одной ноге она
Простояла дотемна.
(Цапля.)
2. На печной трубе играет,
Арфой служат провода,
Музыканта всякий знает,
Хоть не видел никогда.
(Ветер.)
3. Плывут туристы по реке
Или идут пешком.
У них всегда есть в рюкзаке
Удобный легкий дом.
(Палатка.)
4. Не портной, а всегда
С иголками ходит.
(Ёж.)
5. Без крыльев по небу летает,
Расплачется и пропадает.
(Туча.)
6. Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн у речки.
Сыроежек мы подружки,
Нас зовут грибы…
(Волнушки.)
7. Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти желтые …
(Лисички.)
8. Он к поклонам не привык,
Толстый, важный…
(Боровик.)
9. Сбились в стайку, как цыплята,
Возле нас грибы…
(Опята.)
10. Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
(Сорока.) 11. Он украшен хохолком
И живет в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эту птицу звать…
(Удод.)
12. Живет на болоте,
Поет он с душой,
Ноги как спицы,
А сам небольшой.
(Кулик.)
13. Не пригорке-бугорке Стоит девица в платке.
Но наступит осень –
Платок она сбросит.
(Береза.)
14. Серое перышко –
Золотое горлышко.
(Соловей.)
15. Никого я не боюсь –
Сам к любому прицеплюсь.
(Репей.)
16. Был он желтым, стал он белым,
Только дунет ветерок –
К облакам взлетит он смело,
Он – летающий цветок.
(Одуванчик.)
17. Этот жёлтый плод растет
Там, где лето круглый год.
Он как краешек луны,
Все вы знать его должны.
(Банан.)
18. У этой лошадки одёжка в полоску,
Похожа одёжка её на матроску.
(Зебра.)
19. Лес валит,
А не лесоруб,
Плотины строит,
А не гидростроитель.
(Бобр.)
20. По тропинкам, по низинкам
Ходит лесом невидимка,
Повторяя вслед за мной
Все слова в тиши лесной.
(Эхо.)
21. Это что там за стрела
Небо черное зажгла?
Небо черное зажгла –
В землю с грохотом ушла. (Молния.)
22. Как назвать иголки
У сосны и елки? (Хвоя.)
23. У овечки брат грозен и рогат. (Баран.)
24. Она течет, течет, течет,
Зима настанет – она уснет. (Река.)
25. По жёлтой речке Лимпопо Плывет зеленое бревно.
Вдруг в реке поднялся ил,
И выходит… (Крокодил.)
26. По морю гуляет,
Чаек обгоняет,
А до берега дойдет,
Тут и пропадет.
(Волна.)
27. Города, моря найдем,
Горы, части света –
Умещается на нем
Целая планета.
(Глобус.)
28. Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает.
(Бабочка.)
29. Хоть у него четыре ножки,
Не побежит он по дорожке.
(Стул или стол.)
30. Какую воду разом
Нельзя окинуть глазом? (Море.) 31. Кто весь век в воде живет,
А самой воды – не пьет:
Ни озерной, ни речной,
Ни какой-нибудь иной?
(Рыба.)
32. Где вода из года в год
Не бежит и не течет,
Не поет и не журчит,
А всегда столбом стоит. (В колодце.)
33. Когда его нет, зовут все: «Сюда!»
А только придет, бегут кто куда.
(Дождь.)
34. В небесах кузнец кует венец. (Гром.)
35. То бел, то красен,
То люб, то опасен.
(Огонь.)
36. Длинноногий фигурист
Исчертил тетрадный лист!
Что ни танец – то кружок,
Как зовут его, дружок?
(Циркуль.)
37. Плетет он сеть, а не гамак,
Хотя он вовсе не рыбак.
И ставит сети не в реке,
А в уголке, на потолке. (Паук.)
38. Он выходит жарким летом
В белый пуховик одетым.
Но подует ветер – вмиг
Облетает пуховик.
(Одуванчик.)
39. Посмотри на малыша –
Он выводит, не спеша,
Аккуратно, чисто,
Буковки да числа.
Раз-два! Раз-два!
Ткёт из буковок слова.
И, крошась в твоей руке,
Пропадает на доске.
(Мел.)
40. Оно идет, оно бежит,
И тянется оно.
Но перегнать, остановить
Его не суждено.
(Время.)
41. Я его предупредил,
Чтоб меня он разбудил.
До утра он волновался,
Все ходил, ходил, ходил!
(Будильник.)
42. Шустрых шестьдесят сестер
У брата одного!
Но если нет одной сестры,
То нету и его.
(Час и минуты.)
43. Их ровно за год
Двенадцать пройдет.
Построятся в ряд
И проходят подряд.
(12 месяцев.)
44. Проходит эта смена
Веками неизменно.
От холода к теплу идет
Ну, а потом наоборот.
(Времена года.)
45. Если со мной подружишься –
В походе не заблудишься.
(Компас.)
46. Сперва – согласную найдите,
А следом на лицо глядите.
Пока вы бьетесь над вопросом – Отгадка роет землю носом.
(К-рот.)
47. Начало слова – мера веса,
А окончание – из леса.
Решить вы можете задачу,
Породу отгадав собачью.
(Пудель.)
48. У мамы сестра,
Вы добрей не найдете!
Я очень горжусь,
Ведь она моя… (тётя.) 49. Хоть читай с начала,
Хоть с конца.
А в ответе выйдет –
Часть лица.
(Око.)
50. Кто-то утром, не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце.)
51. Люблю, когда на море тихо,
А непогоду не люблю.
Всегда настойчиво и лихо
Подмигиваю кораблю.
(Маяк.)
52. Он самый худенький из всех,
Но все-таки случается,
Что раз в четыре годика
На день он поправляется.
(Февраль.)
53. Посмотришь утром на восток –
Увидишь красный колобок.
И в небесах ему не лень
Клониться к западу весь день. (Солнце.)
54. Спинка есть, четыре ножки,
Не собака и не кошка.
(Стул.)
55. Первый слог – это местоимение,
Слог второй – лягушачье пение,
Ну, а слово само – на природе,
Во саду ли растет, в огороде. (Ты-ква.)
56. Радость в глазах,
В глазах удивленье,
В семье у нас нынче
Еще прибавленье!
В доме у нас
Появилась девчонка!
Теперь я ей брат,
А она мне… (сестренка.)
57. У него четыре лапки,
Лапки – цап-царапки,
Пара чутких ушей.
Он – гроза для мышей.
(Кот.)
58. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в 10 раз умней.
(Книга.)
59. Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный –
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз – погоди,
А зеленый – проходи!
(Светофор.)
60. Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам,
Я ответил: «Трам-там-там».
(Барабан.)
61. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел.)
62. На дворе переполох,
С неба сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.
(Град.)
63. Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
(Радуга.)
64. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
(Девятка.) 65. Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс
Не пускает.
(Двойка.)
66. Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(Подушка.)
67. Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита.)
68. На лесенке-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк – пять да пять –
Так мы учимся считать.
(Счеты.)
69. Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
(Ноты.)
70. Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок.
В нем шесть кругленьких детей
Называется – … (стручок.)
71. Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук.)
72. Вид ее, как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет.
(Двойка.)
73. Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Веду обоз на сто колес
И называюсь… (паровоз.)
74. Математические отношения:
Чем больше из неё берешь,
Тем больше она становится.
(Яма.)
75. Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка
По дорожке той ползет,
Весь обоз одна везет.
(Поезд.)
76. Я пыхчу, пяхчу, пяхчу,
Сто вагонов я тащу.
(Паровоз.)
77. На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны – и нам с тобою.
(Часы.)
78. Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков.
(Восьмерка.)
79. Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он… (дед.)
80. Единицы величины:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор.) 81.Тридцать три родных сестрицы–
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся! (Буквы.)
82. Я сильней десяти коней.
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной.
(Трактор.)
83. На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
В жильцов в нем – миллион.
(Муравейник.)
84. Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
(Колос.)
85. Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(Дни недели.)
86. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(Шестерка.)
87. Трое братьев топят печки,
Трое – пашут возле речки,
Трое братьев дружно косят,
Трое – в дом грибы приносят.
(Двенадцать месяцев.)
88. Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы.)