Урок русского языка в 3 классе Имя Существительное


МБОУ «ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Проект урока русского языка
в 3 классе по теме: «Имя существительное»
(по курсу «Русский язык» авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова)

Разработала О.С.Старостенкова,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Перенка2016
Тип урока: урок развивающего контроля, рефлексии.
Форма урока: Деловая игра «Заседание редакционного совета».
Цель урока: систематизировать знания по теме «Имя существительное».
Формы организации урока: фронтальная, групповая.
Оборудование: - визитки каждому участнику,
- таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел писем);
- рубрики для газеты «Информация о существительном», «Правописание существительных», «Значение существительных в речи»,
«Давай подумаем» «Обрати внимание», «Это интересно», «Наша реклама»; - карточки с заданиями для работы отделов.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для решения проблемных задач; формировать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы.
Воспитательная: стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. Создать условия для воспитания интереса к родному языку.
Развивающая: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Знать, что такое существительное; на какие вопросы отвечают существительные; морфологические признаки существительных. Уметь отличать существительные от других частей речи, находить существительные в тексте; составлять и записывать словосочетания, разбирать предложения с существительными по членам предложения; уметь работать с текстом; обосновывать написаниесуществительных.Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;Личностные: участвовать в совместной работе, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился удачным?
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте улыбнёмся друг другу. Как поётся в песне «От улыбки станет всем светлей…»
Доскажите слово:
Мы пришли сюда … (учиться).
Не лениться, а … (трудиться).
Только тот, кто много … (знает),
В жизни много … (достигает). Приветствуют гостей, внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Личностные: положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса.
Коммуникативные: участвовать к коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
II. Актуализация и пробные учебные действия
Цель: организовать проверку знаний по изученным темам.
- Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Уроки этого блока посвящены изучению частей речи. Какая наука изучает части речи? На какие две группы делятся части речи?
Морфология

Части речи

Самостоятельные Служебные

Имя существительное
-Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете загадку.
Школа,дом,трава,земля.Любой предмет обозначаю я.Кто? Учитель, врач, сосед.Что? Диван,велосипед.Бываю разного я рода:Тротуар,окно,природа.Изменяюсь по числам,по падежам.Спешу я в гости к ученикам.Вот какая я часть речи удивительная,Называюсь я ...(существительное).
Дети
отвечают на вопросы учителя, составляют схему.
Отгадывают загадку про существительное. Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
III. Целеполагание и построения проекта коррекции выявленных затруднений
Цель: определить вместе с учениками тему и цели урока на основе - выбор способа и средств их реализации. -Какова же тема нашего урока? Какая часть речи будет главной на уроке?
Какие поставим цели?
Продолжите предложения:
« На уроке мы будем развивать … .»
« На уроке мы будем объяснять … .»
« На уроке мы будем контролировать … .»
Таблица на доске:
Развивать
Объяснять
Контролировать
-Цель нашего урока систематизировать знания по теме «Имя существительное». Определяют тему и цели урока.
Регулятивные: целеполагание; Познавательные:
формулирование познавательной цели, постановка вопросов.
IV.Реализация
построенного проекта
Цель: формировать умения правильно применять способы действий - Сегодня урок проведём в форме деловой игры. Редколлегиям всех отделов предстоит подготовить к выпуску номер газеты «Мир русского языка. Часть речи - имя существительное» для школьников, изучающих части речи.
Учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека.
- Повторим правила работы в группе. (На доске таблица с правилами работы в группе).
- Прошу отделы приступить к работе.
Отдел информации.
Цель: обобщение теоретических знаний. Исследование по заданному плану.
- Сообщите информацию о существительном при помощи таблицы. Заставьте её говорить, вписав всё необходимое.
Задание для 1 группы.
Карточка №1.
Задание. Прочитайте внимательно утверждения, подчеркните верные. Запишите их в таблицу.
Имя существительное – самостоятельная часть речи.
Имя существительное – служебная часть речи.
Имя существительное – неизменяемая часть речи.
Имя существительное – изменяемая часть речи.
Имя существительное – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Имя существительное – отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Имя существительное – обозначает действие предмета.
Имя существительное – обозначает предмет.
Имя существительное Имя существительное Имя существительное Имя существительное Имя существительное Имя существительное Имя существительное Имя существительное Задание для 2 группы.
Карточка №1.
Задание. Прочитайте существительные, задайте вопросы. На какие вопросы отвечает каждая группа существительных?Как называется каждая группа? Запишите вопросы в таблицу.
Девочка, корова, учитель, комар. Снег, бумага, кефир, стол Задание для 3 группы
Карточка №1.
Задание. Раздели сущ. на 2 группы. Запиши название каждой группы .Конфета, Россия, Смоленск, кот, Чёрное, Тихий, брат, телевизор, Пушкин, Улица Тургенева, Барсик, молоко.Имена существительные Название группы
1. 2. Оцениваем работу в группе в таблице Вспоминают правила работы в группе.
Работа учащихся в отделе информации.
Учащиеся в группах выполняют задания учителя. Карточка №1.
Редакторы отделов делают отчёт о проделанной работе.
Дети формулируют вывод.
Оценивают свою работу.
Оценивание в таблице под №1 . Регулятивные: удержание целей деятельности до получения её результата, коррекция, самооценка.
Личностные: сотрудничество со сверстниками.
V.ФизкультминуткаЦель: снятие мышечного напряжения (здоровьесбережение)
Солнце глянуло в тетрадку.Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, (Приседания.)Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять.Наклониться – три, четыре. (Наклоны.)И на месте поскакать. (Прыжки.)На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.) Все мы делаем зарядку. (Дети садятся за парты.) Выполнение упражнений под речитатив стихотворения VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: формировать навык по правописанию имен существительных;
организовать выполнение самопроверки.
Отдел новостей. Цель: обобщение знаний об образовании и правописании существительных.
Задание для 1 группы.
Карточка №2.
Задание. Образуй новые имена существительные разными способами. Запиши названия способов образования имен существительных.
Сущ. Образованное сущ. способ
погода дуб свеча барабан порядок Вывод:
Задание для 2 группы.
Карточка №2.
Задание. Вспомните правило о правописании суффиксов имен существительных. Представьте это правило в виде схемы для быстрого запоминания.
Разделите слова на две группы. Спишите, вставляя суффиксы наречий.
красав[и]ц глуп[а]сть, быч[о]к, ключ[и]к, мыш[о]нок волч[о]нок, сестр[и]ца, тигр[о]нок, цветоч[и]к.
-ость- -ик- -ек- -ок- -онок- -ёнок- -иц- -ец-
Сделайте вывод:
Задания для 3 группы.
Карточка №2.
Задание. Вспомните правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Вставьте мягкий знак, где это необходимо. Запиши слова в таблицу.
Мягкий знак пишется Мягкий знак не пишется
Гараж…, дич…, , нет сокровищ…, , луч…, ноч…, много туч…, карандаш…
Сделайте вывод:
Оцениваем работу в группе в таблице
Отдел писем. Цель: обобщить знания о значении наречий в речи.
Задание для 1 группы.
Карточка №3.
Задание. Ответьте на письма читателей, используя пословицы. Вставьте нужные существительные.
… не пытка , а спрос не беда.
Невеличка капля, а … долбит.
Не … пишет, не чернилица – пишет горюча слеза.
Недруг поддакивает, а … спорит.
Не …, а горе старит.
Задание. К существительным подберите синонимы.
Сделайте вывод:
Задание для 2 группы.
Карточка №3.
Задание. Кто-то дал в номер статью с речевыми ошибками. Исправь. Замени повторяющиеся существительные синонимами или местоимениями.
Медведь подошёл к большому дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню мёда. Пчёлы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке.
Сделайте вывод:

Задание для 3 группы.
Карточка №3.
Задание. Отредактируйте письмо читателя. Найди и исправь ошибки в окончаниях существительных.
Пусто зимой в степи. Дети играют в снежки на школьной площадки. Снег лежит на верхушки еле.
Пчелы и зимой живут в ульи. Узкая тропинка вела из роще к железнодорожной насыпи.
Сделайте вывод:
Оцениваем работу в группе в таблице
Итак, страницы нашей газеты готовы к выпуску.
Поместим заметки в разделы «Информация о существительном», «Образование существительных», «Правописание существительных», «Значение существительных в речи».
Поработаем в отделе рекламы и создадим рекламу нашей газеты, чтобы её захотелось прочитать ученикам других классов.
Отдел рекламы. Цель: создать рекламу газеты.
Карточка № 4.
Задание. Подготовьте рекламу нашей газеты. Ответьте на вопросы, запишите текст.
Кому адресована наша газета?
Почему необходимо её прочитать?
О чём вы узнаете, прочитав газету?
Оцениваем работу в группе в таблице Работа учащихся в отделе новостей.
Учащиеся в группах выполняют задания учителя.
Карточка №2.
Редакторы отделов делают отчёт о проделанной работе.
Дети формулируют вывод.
Оценивают свою работу.
Оценивание в таблице под №2 .
Учащиеся разыгрывают сценку. Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся формулируют вывод.
Работа учащихся в отделе писем.
Учащиеся в группах выполняют задания учителя.
Карточка №3.
Редакторы отделов делают отчёт о проделанной работе.
Дети формулируют вывод.
Оценивают свою работу.
Оценивание в таблице под №3 .
Учащиеся помещают страницы газеты к листу ватмана.
Работа учащихся в отделе рекламы.
Учащиеся в группах выполняют задания учителя.
Карточка №4.
Оценивание в таблице под №4 .
Познавательные.: образование существительных. Правила правописания существительных.
Регулятивные: удержание целей деятельности до получения её результата, коррекция, самооценка.
Личностные: сотрудничество со сверстниками.
VII. Рефлексия
деятельности на уроке
Цель: зафиксировать содержание урока.
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу. Нас ждет заключительный этап – подведение итогов работы.
-Давайте вспомним цели нашего урока.
-Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
- Какие задания были самыми интересными, вызвали затруднения? Как вы думаете, почему?
- Давайте посмотрим в таблицу самооценки. Что у вас получилась? Какого цвета больше?
-Кто хочет прокомментировать свою работу на уроке?
–Какое настроение в конце урока ? Создание нашей газеты можно продолжить, написав статьи под рубриками «Это интересно», «Давай подумаем», «Обрати внимание».
- Домашнее задание на выбор.
Вариант №1. «Это интересно».
Вариант №2. «Давайте подумаем».
Вариант №1. «Обратите внимание».
Мне было очень приятно с вами сегодня работать!
-Спасибо за урок!
-Урок окончен!
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы
Оценивают себя.
Учащиеся выбирают карточку с домашним заданием. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению.
Р.: осознание качества и уровня усвоения.
Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.