Внеклассное мероприятие по биологии День птиц (5-7 класс)
Разработка внеклассного мероприятия «День птиц».
Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека; развивать экологическую культуру и творческий потенциал школьников; осуществлять эстетическое воспитание, повышать интерес к природе родного края, расширять кругозор учащихся.
Звучит запись голосов птиц.
Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В яркой зелени день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Птицы в гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари.
ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвящённом нашим пернатым друзьям. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц.
Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь динозаврами, мир огласился птичьим пением.
Ежегодно Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия и Союз охраны птиц Казахстана проводит акцию «Птица года», Цель совместной с Союзом охраны птиц Казахстана акции – привлечение внимания населения к пернатым, заслуживающих особого внимания. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 2015 году «птицей года» был назван серпоклюв. Нынче «птицей года» в Казахстане стал домовой воробей, а в СКО – филин.
ведущий. А еще через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение.
ведущий. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками.
ведущий. Пернатые прекрасно видят и поют. Мы недаром говорим: «Зоркий, как сокол!». Они прекрасно слышат и поют. Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемсяих возвращению весной. Да что говорить?! Птицы - это птицы!
ведущий. Сегодня мы отмечаем День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках. Сад без птиц - не сад, лес без птиц - не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок.
ведущий. И сегодня мы говорим им «спасибо», сегодня праздник в их честь.
Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей.
Возвращаются скворцы,
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнезд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Дети читают стихи.
ведущий. На земле много разных и полезных птиц. Сейчас ребята расскажут о наших пернатых друзьях.
ведущий. Предоставим им слово
1. Порядок прилета птиц.
Уч-ся 1: Как прекрасна ты, наша Родина! В любое время ты чаруешь глаз то пестрыми красками леса или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но любой самый красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы. В период ранней весны в природе происходит заметное оживление. Первыми приближение весны чувствуют наши пернатые друзья. Воробьи, галки, синички в марте заводят «шумные разговоры». Галки собираются в небольшие стайки и начинают перекликаться, стараясь перекричать друг друга. Воробьи затевают игры в воздухе.
Большая синица в марте перекочевывает в лес. Громко барабанят в лесной чаще дятлы. К этому же времени возвращаются из теплых краев перелетные птицы, первые гонцы весны - грачи, скворцы, жаворонки. Гомон грачей, задорный свист скворцов и трели жаворонков возвещают о приходе «утра года».
2. Польза птиц.
Уч-ся 2: Птицы первые и самые надежные помощники человека в истреблении насекомых, их личинок и грызунов. Они наши помощники в борьбе за высокий урожай полей, садов. Они тоже прожорливы, и особенно тогда, когда вскармливают птенцов. Это подтверждается многочисленными наблюдениями и опытами над птицами, изучением их питания.
3. Охрана птиц.
Уч-ся 3: В наш бурный, высокотехнологичный 21-й век вырубаются леса, распахиваются степи, строятся города. Все это и неограниченная охота приводят к резкому уменьшению численности птиц и их видового разнообразия. Полностью исчезли с лица Земли бескрылая гагарка, странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, луговая курочка и каролинский попугай.
Подсчитано, что за последние 100 лет с лица земли исчезли 150 видов птиц. В настоящее время, когда существованию многих видов птиц грозит опасность полного исчезновения, человек принимает все необходимые меры для их спасения, помогает птицам выжить в современных условиях. Охрана животных, в том числе птиц - очень ответственное международное дело.
Более 30 лет работает Комиссия по редким и исчезающим видам Международного союза охраны природы над «Красной книгой». Большую роль в охране птиц играют заповедники и заказники. В Красную книгу Казахстана занесено 57 видов птиц. Охрана птиц стала делом государственного значения. Природа щедра только для тех, кто умеет бережно к ней относиться.
Ведущий
- Птицы – это песнь и полёт. Это голоса наших лесов, полей, гор, степей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью! Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – верные наши помощники и друзья, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредных насекомых, грызунов. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказания.
Номер 5 «а» класса.
Ведущий 1: Ребята скажите, а почему птицы улетают на юг?
(С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года, так как им не хватает корма, нет насекомых.)
Ведущий : -. Это вороны, сороки, дятлы, клесты, зяблики, свиристели
Ведущий : -А теперь посмотрите сценку про некоторых из них.
Сценка
Появляется взъерошенный воробей:)
Ой, спасите! Караул!Кто в меня снежком пульнул?Эти скверные мальчишкиЖить мешают воробьишкам
То снежками, то рогаткой!А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!Где бы спрятаться получше?Замерзаю на лету!Может быть, согреюсь тут?
(Замечает воробья)
Чик-чирикин! Что с тобой?Ты взъерошенный такой!Может, кто тебя обидел?Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!Видишь там троих мальчишекБессердечных, злых и грубых?Хорошо им в теплых шубах,В шапках, в куртках меховых!Еле вырвался от них
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!Птичья жизнь зимой ужасна!Против нас мороз, бураны,Да еще и хулиганы!Нас выслеживают кошки,И во рту с утра не крошки!Червячков и мошек нет,А без них какой обед?Ой, как трудно жить на свете!Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну морозы!Нос наружу – ой-ой-ой!Даже белые березыВ серой корке ледяной.И голодная синицаТихо плачет у окна:«Негде греться и кормиться, Ни козявки, ни зерна.День дымится морозной дальюНочи снежны и темны,Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
Ведущий.
А вы знаете,
что кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
что грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.
что семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
что ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
- что степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
Номер 7 «б» класса – песня «Ласточка».
Частушки.
Всех к зиме мы пригласим
Птиц в нашу столовую,
Потому что мастерим
Им кормушку новую.
Прилетайте на кормушку
К нам зимой холодною.
Приглашаем на пирушку
Птицу мы голодную.
Будет здесь зерно и сало
Для птицы, не поверите.
На кормушку прилетайте
к нам зимой - проверите.
Мы зимой покормим птицу
Точно, без сомнения.
Если ей в кормушке тесно,
Просим извинения.
Мы подумали о птице:
«Как же голодно зимой!»
И в кормушке ей гостинцы
Приготовили с тобой.
Пропоём про птиц частушку.
К зиме строили кормушку
Папа, мама и сестра,
Во главе, конечно, я.
Мы кормушку смастерили,
И в лесу её прибили.
Рады птицы, есть еда,
Так зима и не беда.
Зима на улице и стужа
Птицам голодно сейчас,
Мы построили кормушки
Прилетайте к нам друзья!
На березе сидит дятел
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь
Слушает, вздыхает!
Под забором две кукушки
Жарили варенье
А скворцы варенье съели
Просто объеденье!
Филин плохо видит днем,
Потому он с фонарем.
Он однажды простудился-
Теплый шарфик пригодился.
мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Номер 7 «а» класса.
Викторина со зрителями.
А сейчас мы с вами немного поиграем.
1. Какая птица выше всех летает? (орёл) 2. Какая птица быстрее всех летает? (стриж) 3. Какая птица самая большая в мире? (страус) 4. Какую птицу называют сплетницей? (сорока) 5. Какую птицу используют как почтальона? (голубь)
6. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)
7. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)
8. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)
9. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)
1. Скажи ты мне, Какой чудак и днём, И ночью носит фрак. (пингвин) 2. Всех перелётных птиц черней Чистит пашню от червей! (грач) 3. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик над окном Из травы и глины. (ласточка) 4. Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. (скворец) 5. Я, весь день ловлю жучков, Ем букашек, червячков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (воробей) 6. Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт Вошли в стихотворения. (жаворонок)
Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!
-Ведущий 1:-
- Ребята, как нужно относиться к птицам? (не обижать их, помогать им. Подкармливать. Ведь зимой им трудно добывать корм)
Но бывает, что дети поступают с птицам так
Музыка «Горный рай. Певчие птицы»
Появляется синица
Я синица -озорница,
Я весёлая певица.
У кого училась я,
Вы спросите соловья.
Я синица-озорница,
Мне жучок зелёный снится,
Я жучков всегда ловлю,
Ими синичат кормлю.
(Выбегают два мальчика, ловят синичку сеткой.)
Мальчик 1.
А-а попалась птичка, стой!
Не уйдёшь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете
Синичка
Ах ,зачем, зачем я вам маленькие дети?
Отпустите полетать, развяжите сети?
Мальчик 2.
Нет, не пустим, птичка, нет
Оставайся с нами
Мы дадим тебе конфет, чаю с сухарями.
Синичка
Ах, конфет я не клюю.
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зёрнышки сбираю.
Мальчи 1
Птичка, птичка! Как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить,
Всё б тебя ласкали.
Синичка.
Верю, дети, но для нас
Вредны ваши ласки.
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Мальчики (хором)
Правда, правда ! Птичка,
Ты не снесешь неволи.
Ну, так. Бог с тобой, лети,
И живи на воле.
Ведущий. Ребята, скажите, правильно ли поступали мальчики? Как вы
думаете?
-Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц, ловят их. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют.
- Птиц надо беречь, нельзя их обижать и ловить.
Номер 6 «б» класса – сценка «Жар птица».
Песня «Голуби»
Ведущий. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.
Песенка защитников природы. Если б только – только – только, Если б только на планете, Если б только все земляне Всё живое берегли, То возможно – можно – можно, То наверно – верно – верно, Книги Красной точно – точно Никогда б не завели! Припев: А – а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А – а, здравствуйте реки вот такой ширины! А – а, крокодилы, бегемоты, А – а, обезьяны, кашалоты, А – а, и зелёный попугай! А – а, и зелёный попугай!
И пускай у этой речки, И пускай в зелёной роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай. И запомни – помни – помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай!
Звучит мелодия «Журавли».
А в небе – стая журавлей
Так грустно над землёй кружится.
Земля Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
Я не хочу такого мира
Где всё так серо, всё уныло
Без птиц не мыслю жизни я,
Ведь птицы все – мои друзья!
Песня «Дружба с природой»
1
Защитим нашу Землю
Мы от рук браконьеров
Не позволим глумиться над ней.
Пусть живут на планете –
Заяц, волк и пантера
И в лесу пусть поет соловей.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
2.
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Спасибо всем за участие. По классам были объявлены конкурсы плакатов, рисунков, поделок и эмблем. Награждение.
Игра со зрителями :
Условия игры: называются птицы,
когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи
(Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы.
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гали и стрижи
Комары, кукушки.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки –
Вот спасибо.