Удивительные превращения пищи внутри нас

Тема: «Удивительные превращения пищи внутри нас»
Цели: формирование знаний обучающихся о пищеварительном тракте, его основными отделами и выполняемыми функциями.
Развивающие:
- развитие учебных умений и навыков: наблюдательности, аналитического мышления, исследовательских навыков;
- развитие коммуникативных качеств и опыта взаимодействия в группе, коллективе;
Воспитательные:
- воспитание культуры здоровья, любознательности, чувства ответственного отношения к своему здоровью;
Практические:
- формирование навыков гигиены питания.
Тип занятия: изучение нового.
Методы занятия: словесные, наглядные, практические.
Технологии: проблемного, развивающего обучения, технологии  сохранения и стимулирования здоровья (физкультминутка, динамическая пауза)

Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, презентации по пищеварительной системе, шланг разноцветный, плакат с изображением пищеварительного тракта, 2 литровые банки с надписью «желудок», кувшин с водой с надписью «печень», кувшин с молоком с надписью «поджелудочная железа» крупа, быстрорастворимая каша, карточки на доску, таблицы «Белки, жиры, углеводы», «Пищеварение».
Оборудование для обучающихся: иллюстрации, изображающие строение пищеварительной системы; рабочая тетрадь; печенье на салфетках, зеркальца для каждого ребёнка.
Перед занятием, обучающимся необходимо помыть руки с мылом.
Место проведения занятия: учебный кабинет

Ход занятия
Орг. момент.
– Добрый день. Покажите большим пальцем - как у вас дела?
А теперь, потрясите руками те, утром сделал зарядку.
Улыбнитесь те, кто 2 раза в день чистит зубы.
Покажите язычки те, кто сегодня говорил только добрые слова.
Похлопайте в ладоши те, кто моет руки перед приёмом пищи.
Скажет себе «Молодец» тот, кто рассказал дома о строительном материале нашего организма и витаминах.
Подмигнёт 3 раза тот, кто согласен с утверждением, что белки - это строительный материал организма.
Топнет тот, кто считает, что в конфетах много витаминов.
А где они содержатся? (во фруктах, овощах, ягодах)
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
-Почему же надо правильно питаться? (чтобы быть здоровыми, бодрыми, энергичными)
-Продолжительность жизни и здоровье определяется тем, как человек ест, что и сколько.
Посмотрите на рисунок:
-

- Встречали ли вы такой завод? Где?
-Правильно, такой завод находится в каждом человеке. Это пищеварительная система.
-Как вы думаете, что будем изучать на сегодняшнем занятии?
- Правильно, сегодня вы узнаете, из каких органов состоит пищеварительная система человека, и какие функции они выполняют.
Изучение нового материала
- Оказывается, процесс пищеварения начинается ещё до того, как пища попадает в рот. Понаблюдайте, что будет происходить в вашем организме, пока вы смотрите на печенье, возьмите его и почувствуйте запах. - Вы все заметили, что во рту началось выделение слюны. Это и есть начало процесса пищеварения. Ваш организм настроился на прием пищи. «Слюнки потекли» - говорим мы при виде хорошо накрытого стола. За сутки взрослый человек выделяет 1,5 литра слюны. - Входом в пищеварительную систему является совершенная молотильная машина - рот.

Практическая работа №1
- Положите печенье в рот и попробуйте его проглотить. Покажите кивком головы, получается его проглотить? (Нет).
- Подержите печенье во рту. Пронаблюдайте, молча, что происходит в ротовой полости? Попробуйте теперь проглотить. Получается? А теперь разжуйте. Удалось проглотить?
-Какой вывод о происходящем процессе в ротовой полости сделаем? ( выделяется слюна, печенье смачивается ею, становится мягким; размельчаем зубами и проглатываем с помощью языка).

- А вы знаете, что зубы наши устроены так, что могут без труда размельчать и пережевывать пищу. Зубы покрыты самым твердым из существующих органических материалов – зубной эмалью, которая очень устойчива к любым химическим веществам. Каждый зуб во рту имеет свою функцию и четко ее выполняет.

Практическая работа №2
- Возьмите зеркальце и рассмотрите в него свои зубы.
- Что вы можете сказать про передние зубы? ( Передние зубы очень острые, благодаря им мы можем откусывать пищу). Не зря они названы резцами.
- Клыки своей заостренной формой быстро размельчают пищу. Коренные зубы спроектированы так, чтобы полностью перемолоть пищу.
- Представьте, что все наши зубы, например, были бы клыками или резцами, смогли бы мы есть?
- Еще одно чудо строения зубов кроется в их расположении. Каждый  зуб находится именно там, где единственно он должен быть. Резцы на переднем ряду, коренные зубы в глубине рта. Если поменять их местами, то зубы станут совершенно непригодны для  жизни, и мы, опять таки, просто не сможем есть.
-Прочность эмали зубов, порядок их расположения, формы и строгое распределение функций каждого зуба демонстрирует нам очевидный инженерный проект.

- А теперь представьте, что произойдёт, если наш рот будет всегда сухой? ( Если бы рот был сухим мы не могли бы ни глотать пищу, ни почувствовать ее вкус. Да и разговаривать толком не могли бы, ведь рот все время слипался бы. Мы не могли бы потреблять сухую пищу, только жидкие продукты, что создавало бы немало трудностей. Слюна также убивает вредных микробов, проникающих в рот с немытыми фруктами и овощами.)
- Вкусным было печенье? Оказывается, вкус еды мы можем ощущать только благодаря слюне и языку.
-Язык имеет очень тонкую способность чувствовать вкус, к тому же язык помогает скатывать пищу во рту и направлять ее к глотке. На верхней поверхности языка имеется примерно 10.000 вкусовых рецепторов-бутончиков, которые очень чувствительны к 4-м вкусам: горькому, сладкому, солённому и кислому.
-Какие функции выполняет ротовая полость? (Откусывание пищи, измельчение, пережевывание пищи, смачивание слюной, определение вкуса пищи, обеззараживание пищи, формирование пищевого комка.)
- Куда пропал комочек из ротовой полости? (глотка ).
- Глотка выполняет функции глотания и дыхания. Длина её 11-12см. Посмотрите внимательно, вход в гортань закрыт для предотвращения попадания туда фрагментов пищи. Когда мы говорим, вход открывается. Когда едим – закрывается. Как вы думаете, почему человек давится? (ответы детей.) Какая есть поговорка о правиле питания? (когда я ем, я глух и нем).

-Из глотки пища направляется в пищевод. Гульсина приготовила интересную информацию про пищевод.

Подготовленный об-ся рассказывает о глотке и пищеводе.
Пищевод – это мышечная трубка, которая соединяет глотку и желудок. Но это не простая труба, у него есть мышцы, чтобы проталкивать пищу в желудок. Посредством серии сокращений, называемых перистальтикой, этот орган доставляет пищу в желудок. У окончания пищевода перед самым входом в желудок, находится подобная клапану круговая мышца, предназначенная для предотвращения попадания пищи обратно в пищевод и удержания ее в желудке
Интересный факт
Пищевод будет функционировать, даже если ты встанешь на голову!
- Спасибо, тебе за интересный рассказ
- Покажите на себе, где находится пищевод. Как вы думаете, какой он длины? (20-25см). а у какого животного самый длинный пищевод? (у жирафа, 1,5м)

- Куда пища попадает из пищевода? (желудок)
- Прослушайте внимательно видеосообщение. Что вы узнали о желудке?
- Посмотрите на таблицу. На что похож желудок? (мешочек). Покажите на себе, где он расположен? (Он у каждого человека расположен с левой стороны сразу под ребрами)
- В организме – желудок является кухней. Что мы делаем на кухне? (варим еду). Вот и желудок – переваривает пищу. Представьте, что желудок – это кастрюля, в которой будем варить кашу. (Достаю 2 банки). Вот наши стеклянные кастрюли. Если я просто насыплю крупу в кастрюлю, сварится она? (нет)
- Чего не хватает? (воды, молока)
- В желудочной «кастрюле» тоже есть жидкость, вырабатывают её печень и поджелудочная железа. Сок поджелудочной железы кислый, он постепенно пропитывает пищу и растворяет даже твердые частички до жидкой кашицы. (Наливаю воду и молоко)
- (в 1й «кастрюле» «варю» крупу, во 2й- быстрорастворимую кашу. Помешиваю со словами): Желудок совершает трудную работу: своими стенками он мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком еду. Этот сложный процесс называется перевариванием пищи, которая как бы варится у нас внутри.
–Как вы думаете, в какой «кастрюле» каша быстрее приготовится? (во второй, потому что крупа размолота. Чем лучше прожуём пищу, тем быстрее она переварится.

- Итак, пища переварилась. Куда дальше она поступает? (кишечник)
- На что похож он? (на шланг, верёвку).
-(разворачиваю разноцветный шланг и комментирую): кишечник изогнутый, со множеством поворотов и очень длинный. Как вы думаете сколько? (7 м).

Физкультминутка
Давайте, её длину измерим прыжками, шагами, людьми

-Как же такой длинный кишечник помещается у человека внутри?! (Предположения детей.) В теле человека кишечник свернут вот так (показываю).
- Сначала пища проходит отрезок, равный ширине 12 пальцев (в старину персты). Он называется «12-перстная кишка». (Показываю отрезок шланга, равный 12 пальцам). Из её стенок выделяются сок, горькая желтая желчь из печени и сок поджелудочной железы. Здесь растворяется особо жирная пища, с которой не справился желудок, а пищевая кашица распадается на мельчайшие частички, составляющие любую пищу: белки, жиры и углеводы.
Потом в тонкий кишечник (Показываю 4х метровый отрезок шланга). Ворсинки (показ по таблице) постоянно двигаются вправо, влево (вместе со мной покачиваем ладонями вправо, влево ). Они, как насос, перекачивают питательные вещества. Белки, жиры и углеводы попадают в кровь (именно эти вещества красные клеточки крови несут на обмен с другими клетками организма). Перед тем, как накормить все клеточки человеческого организма, питательные вещества попадают в печень, где проводится санитарный контроль: все качественные питательные вещества печень пропускает к «проголодавшимся» клеткам, а ядовитые и вредные подвергает обработке и удаляет из организма.
К концу пути пища превращается в скопление переработанных остатков, не содержащих ничего ценного. Остатки пищи поступают в толстую кишку (Показываю отрезок 1,5- 2 м), которая, как заботливая хозяйка, тщательно их проверяет и проводит заключительную обработку: всасывает воду и производит витамины (ВЫРАБАТЫВАЕМЫЕ БАКТЕРИЯМИ КИШЕЧНОЙ ПОЛОСТИ), полезные для человеческого организма. После этого ненужные отходы выбрасываются толстой кишкой наружу.
Вот и закончилось наше удивительное путешествие по п\в заводу.

Закрепление.
- Теперь надо закрепить полученные знания.
- Какие превращения пищи произошли внутри нас?
-В какой последовательности происходит пищеварение?
-Что происходит в ротовой полости, пищеводе, желудке, кишечнике?
- Какие органы являются помощниками пищеварительной системы?
- Где можете применить полученные знания?

Рефлексия - 1 ряд поблагодарит за работу кишечник
- 2 ряд- желудок
- 3 ряд- ротовую полость
- И в заключении я хочу прочитать вам стих

ПИЩЕВАРЕНИЕ Необходим для всех, простых и гениев Процесс под названием ПИЩЕВАРЕНИЕ. Снабжает нас энергией и веществами, Жить без которых мы бы и не стали. Пищевой комок совершает долгий путь, Много раз прожевать ты его не забудь. Проходит глотку, пищевод, Желудок – замечательный завод. Где температура, кислота и слизь Воздействуют на пищу, задержись! Кишечник завершает всю работу, Спасибо организму за заботу.
- Я желаю вам здоровья. Любите себя, берегите свой организм, ведь как говорится в пословице: «Здоровому - всё здорово!»
Использованные материалы:
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутин А.С. «Окружающий мир, «Человек и природа» 4 класс». Учебник в 2 частях. Часть 1. Издательства М.: Баласс, 2012г.
Окружающий мир («Человек и природа»), 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – 2-е изд., доп. – М. Баласс, 2012 г.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - картинки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 завод пвРисунок 1Описание: Описание: завод пв15