Особенности психологической подготовки команды.психология детского коллектива.микроклимат команды
Реферат
Тема: «Особенности психологической подготовки команды, психология детского коллектива, микроклимат команды»
Выполнил:
Петрихин Денис Валерьевич
Орел, 2010
Введение.
Мальчик или юноша, любящий футбол, мечтает стать мастером кожаного мяча, играть в командах высшей (или первой) лиги, в сборных страны. Мечтать надо. Но во сто крат нужнее уметь бороться за осуществление мечты, преодолевая самые большие трудности на пути к ее достижению.
Футболист может многого добиться, если он в спортивной форме и хорошо подготовлен психологически.
Футбол — соревнование не двух спортсменов, а двух коллективов, команд. Высокая спортивная форма всех игроков может стать важным помощником команды на пути ее к успеху. При этом ведущим элементом считается психологическая готовность игрока к соревнованию.
Итоги выступления команды в крупномасштабных соревнованиях (в чемпионате мира, Европы, страны), при прочих равных условиях с соперниками, в значительной мере зависят от качества психологической подготовки игроков.
В психологической подготовке очень важен характер задач, поставленных перед командой. Нельзя допустить, чтобы это были непосильные задачи, нельзя и довольствоваться малым. Задачи эти должны быть посильными и отвечать возможностям команды на сегодня с перспективой на завтра.
Итак, целью данного исследования является – изучение особенностей психологической подготовки команды, психологии детского коллектива, микроклимата команды в современных исследованиях и классической литературе.
Исходя из цели данного исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
- определить особенности психологической подготовки команды у спортсменов;
- выявить взаимосвязь между психологией детского коллектива и результатами игры;
- изучить влияние микроклимата команды на результаты совместной деятельности.
Особенности психологической подготовки команды.
Особые (и немалые) трудности в психологической подготовке возникают у тренеров детских и юношеских команд: ведь психика детей (да и юношей) еще недостаточно устойчива, порою очень ранима.
Главные средства воздействия тренера на психику футболиста — слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем — не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон.
В работе с детьми не всякий раз срабатывают «взрослые» подходы и методы. Поскольку юный организм всегда возбудить проще и быстрее, в мобилизации ребят благотворна роль интонации в голосе тренера (особенно с оттенком доброжелательности).
Желание играть у ребят огромно. Перед началом матча они оживлены и эмоционально возбуждены — так и рвутся поскорее выйти на поле! Тем не менее одним удается сохранять уверенность и внешнее спокойствие, другие излишне волнуются, нервничают, переживают. Некоторое предстартовое волнение вполне обоснованно и оправданно, поскольку равнодушных к игре среди них нет и не должно быть. Но излишнее волнение может помешать самым горячим правильно действовать на поле тактически.
Состояние повышенного возбуждения у футболистов может вызвать и сам тренер, если, давая установку на игру (в день матча), будет излишне требовательно говорить о задаче команды «выиграть во что бы то ни стало». Еще хуже, если это настоятельное требование высказать «досрочно» и в такой форме, которая не допускает даже попытки оспорить или просто возразить: «Выиграть, выиграть, и только выиграть!» В результате такой «перенакачки» в сознании игроков возникнет изолированный очаг возбуждения, который может вначале затормозить, а затем и подавить все остальные начала. Для ребят и так ясно: соревноваться они выходят для того, чтобы побеждать. И чересчур часто напоминать им об этом нет нужды.
Давая установку на игру, тренер должен следить за тем, как воспитанники воспринимают ее. И здесь много вариантов: одни принимают указания тренера к сведению как должное, другие — с сомнениями и опасениями, перерастающими в излишнее волнение. А это ли не сигнал тренеру о том, чтобы с такими ребятами поговорить в доброжелательном тоне отдельно: успокоить, снять с них излишнее возбуждение. Перевозбуждение может быть и общим, если тренер представит соперника слишком грозным. Характеризуя соперника действительно сильного, надо детальнее всего остановиться на его слабостях и меньше говорить о достоинствах. И наоборот, слабого представить более сильным, чем он на самом деле, чтобы не вызвать у футболистов излишнего возбуждения, боязни или во втором случае полного успокоения и самоуверенности, снижающих предыгровой тонус и ослабляющих старательность подготовки к матчу. Как излишняя осторожность, так и чрезмерная уверенность в успехе нежелательны: пагубно отражаясь на тактике игры, они придают действиям игроков торопливость или инертность. Подвести всех ребят к оптимальному предстартовому состоянию, к общему знаменателю помогает разминка перед игрой. Чрезмерно возбудимые юные футболисты должны выполнять гимнастические упражнения в замедленном темпе, апатичные — в более быстром.Обычно разминка состоит из двух частей — гимнастических и беговых упражнений. Нагрузку для ребят можно регулировать скоростью выполнения этих упражнений и упражнений с мячом (передач, ударов по воротам, а также игр с мячом 5x5 в «квадрате»). Такая программа разминки позволяет тренеру уравновесить в питомцах состояние готовности к началу матча.
Хорошо развитые у спортсмена психические и морально-волевые качества, его высокая помехоустойчивость и выносливость являются основой максимального проявления им спортивно-технического мастерства, умственных и физических возможностей. Тем не менее каждые соревнования имеют свои специфические особенности, которые могут повлиять на выступление команды. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию заключительный этап всей психологической подготовки, проводившейся в процессе учебно-тренировочной и воспитательной работы. Важнейшая задача этого этапа - формирование оптимального психического предстартового состояния, при котором спортсмен не только способен проявить свои лучшие спортивные качества, но и превзойти их. Еще задолго до старта у спортсмена рефлекторно возникает напряженность, волнение, повышается частота сердечных сокращений, происходит изменение мышечного тонуса. Результирующее проявление таких ответных реакций психики, физиологических и двигательных функции организма на предстоящую спортивную борьбу называют предстартовым состоянием. При помощи этих реакций идет настройка функций организма на все виды нагрузок приближающихся соревнований. Это дает возможность спортсмену к моменту начала соревнования мобилизовать все свои качества и возможности. Однако если такие процессы, особенно эмоциональное возбуждение, выходят из оптимальных пределов, то они отрицательно сказываются на действиях спортсмена. В зависимости от уровня и характера эмоциональных и физиологических реакций на приближающееся выступление принято выделять три формы предстартового состояния: боевая готовность, стартовая лихорадка и стартовая апатия. Боевая готовность к соревнованию — это состояние оптимального уровня переживаний спортсмена перед стартом, которое характеризуется общим эмоциональным подъемом воодушевлением, бодростью, внутренней собранностью и сосредоточенностью на предстоящей деятельности. Такое приподнятое психическое состояние является эффективным стимулятором, усиливающим работоспособность нервных центров анализаторов, всех органов и систем организма, что содействует результативному выступлению спортсмена. Состояние психической готовности - необходимый компонент, входящий в понятие «спортивная форма». Его отсутствие вообще не позволяет говорить о какой-либо спортивной подготовленности спортсмена к соревнованиям. Исследованиями установлено, что оптимальный уровень активации (возбуждения) спортсмена интенсифицирует деятельность дыхательного аппарата, кровообращения, а так же других органов и систем. Все это способствует повышению работоспособности и скорости реакции. Поэтому такое предстартовое состояние следует считать наиболее предпочтительным для успешного выступления в соревнованиях. Внешние проявления такой формы психического состояния выражаются в безошибочных, спокойных и уверенных операциях спортсмена по подготовке к старту, в желании общаться с окружающими при этом речь его может быть и спокойной, и возбужденной но обязательно связанной и последовательной. Стартовая лихорадка - это очень сильная эмоциональная реакция, обусловленная излишне высокими уровнями тревоги и возбуждения (активации) у спортсмена. Такое состояние - результат нарушения психической устойчивости в той или иной степени. Наиболее характерные симптомы этого состояния: возбужденность, горячность, усиленная потребность общаться с окружающими, тремор пальцев. При явно выраженном перевозбуждении у спортсмена может наблюдаться агрессивность к окружающим, излишняя суетливость, сбивчивая речь ухудшение зрения и памяти, нарушение работы систем выделения повышенная потливость, усиленная уринация (мочеотделение) и позывы, дрожание рук, ног. В такой форме психического состояния спортсмен способен допускать грубые ошибки из-за «выпадения памяти» хаотичности действий нарушения работы анализаторов и двигательных центров. Высокий уровень возбуждения быстро сменяется торможением деятельности нервных центров, что приводит к снижению многих психических функций и общей работоспособности. Это очень отрицательно сказывается на скорости и точности движении спортсмена, что, в свою очередь, ухудшает результативность его участия в соревнованиях. В таком состоянии у спортсмена отсутствует сознательная коррекция действий, и управление игрой он осуществляет за счет выработанного ранее динамического стереотипа. Стартовая лихорадка как форма предстартового состояния чаще всего наблюдается перед началом ответственных соревнований и наиболее отчетливо проявляется у неопытных спортсменов. Измерение времени простой и сложной реакции перед незначительными и очень важными стартами показало, что повышение ответственности соревнований у многих спортсменов вызывает удлинение времени реакции. Это связано с нарушением координации функций, вызванной иррадиацией сильного возбудительного процесса в главных нервных центрах.
Стартовая апатия - это такое состояние, при котором преобладают тормозные процессы. Они проявляются в безразличном, пассивном отношении к предстоящим стартам, отсутствии каких-либо переживаний. Основными симптомами стартовой апатии спортсмена являются: значительная депрессия, стремление к уединению, недооценка своих сил и возможностей, ослабление внимания, вялость. Могут также наблюдаться общая психическая и физическая слабость, ухудшение пищеварения и другие физиологические аномалии. В таком состоянии психические функции вместе с мышечно-двигательным аппаратом оказываются неспособными обеспечить безошибочность и достаточно быстрое выполнение всех необходимых операций. Спортсмен в таком состоянии плохо ориентируется в предстартовой обстановке, действует нерешительно, допускает ошибки, - теряет время и, как следствие, снижается результативность его выступления. Чаще всего стартовая апатия наступает после сильных и длительных волнений и переживаний, охвативших спортсменов задолго до начала соревнований. Продолжительная напряженность приводит к истощению нервной энергии; активное торможение психических процессов предопределяет безразличное, пассивное отношение к соревнованию. Такой процесс имеет довольно меткое определение: «перегорел». Аналогичное состояние может возникнуть и тогда, когда спортсмен не видит перед собой четкой задачи, не придает данному соревнованию личного значения или недооценивает возможных противников. Для преодоления астенических форм предстартовых состояний и проводится непосредственная психологическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям. Для регулирования форм психических процессов и оптимальной, эмоциональной настройки применяются различные приемы и средства. Известный советский психолог спорта А. Ц. Пуни рассматривает психологическую подготовку к соревнованию как определенную систему звеньев, основными элементами которой являются: 1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности, о противниках, их оснащенности, скоростных и тактических возможностях; 2) пополнение и уточнение сведений о тренированности возможных соперников и команд и перспективах ее изменения к началу соревнований; 3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании для команды и каждого участника; 4) формирование или конкретизация сформированных ранее общественно значимых мотивов выступления в соревновании; 5) вероятностное программирование соревновательной деятельности. Оно совершается в ходе умственных и практических действий с возможным моделированием условий предстоящих соревнований и направлено на определение наилучшего варианта программы действий в условиях ожидаемых соревнований; 6) специальная подготовка к встрече в соревновании с препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и тренировка в их преодолении; 7) освоение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний; 8) индивидуальный отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, восстановления ее в ходе соревнования. Сложный процесс психологической подготовки к соревнованию может длиться и два-три дня, и несколько месяцев, в зависимости от времени, оставшегося до начала соревнования. Но независимо от продолжительности он всегда требует совместных творческих усилий тренера и спортсмена, даже в большей мере самого спортсмена, так как в соревнованиях ему предстоит соревноваться за призовое место без какой-либо посторонней помощи. Первые два звена системы психологической подготовки служат основой для разработки и введения в действие всех остальных звеньев. Действительно, лишь при наличии достаточно полной и надежной информации о предстоящем соревновании , о точном времени и месте, об особенностях тренировочной акваторий, погодных условиях и местных традициях, о составе участников, особенно о сильнейших спортсменах, и других подробностях в сочетании с исчерпывающими сведениями о возможностях своих спортсменов тренер может поставить реально достижимые цели, определить посильные задачи для каждого спортсмена и всей команды. В соответствии с этим составить план действий в предстоящем соревновании, провести надлежащую подготовку спортивной техники и самих спортсменов. При отсутствии необходимой информации невозможно не только обеспечить психологическую готовность команды к соревнованию, но и осуществить правильный подбор спортсменов, на которых можно на равных соревноваться с сильнейшими спортсменами, рассчитывать на победу. Для сбора информации необходимо использовать самые разнообразные источники. Предпочтение следует отдавать официальным сообщениям и отчетам непосредственных участников соревнований, учитывая, однако, индивидуальность восприятия, а поэтому и своеобразие передачи отдельных деталей, условий и событий в целом. Литература и периодическая печать, как отечественная, так и зарубежная, также содержат полезные сведения. Уточнение данных о собственной подготовке, состоянии и технических возможностях спортинвентаря с учетом условий предстоящего соревнования позволит наиболее четко и правильно сформулировать конкретные цели и задачи, а также мотивы участия в соревнованиях. Мотивы являются побудительными моментами, которые объясняют, почему спортсмен стремится к достижению той или иной цели, почему он действует именно так, а не иначе, добиваясь своей цели. Наиболее важными мотивами являются те, которые предопределены осознанием спортсменом общественной значимости конечной цели, особенно победы в международных соревнованиях.
Немаловажную роль играют мотивы и побуждения, имеющие личное значение для спортсмена. Лучше всего, когда общественные и личные мотивы совпадают и дополняют друг друга. В этом случае поставленная цель вызывает у спортсмена подлинный интерес, энтузиазм, самоотверженную отдачу при ее достижении, как в процессе подготовки к соревнованиям, так и непосредственно в ходе соревнований на всех этапах. Поставленная цель определяет то, что хочет или должен сделать спортсмен, к чему направляет свои помыслы и действия. Важное значение имеет форма целевой установки на отдельное соревнование, так как она определяет сигнальное значение будущих препятствий: при конкретной категорической формулировке задачи препятствия и трудности являются сигналом, вызывающим мобилизацию физических и психических возможностей спортсмена для непременного их преодоления и достижения поставленной цели. Условная формулировка задачи приводит к тому, что возникающие препятствия вызывают сигналы, направленные на демобилизацию усилий и снижение психических и физических качеств спортсмена. Условность целевой установки создает смягчающие обстоятельства, снимает необходимость максимальной мобилизации и концентрации усилий спортсмена в ходе соревнований. У него в сознании остается «лазейка» для оправдания отклонения или даже прекращения ведения борьбы за достижение поставленной цели. Поэтому форма постановки конкретной цели соревнования должна быть всегда категоричной. Пятое и шестое звенья системы психологической подготовки неразрывно связаны с практическими подготовительными действиями и имеют вероятностный вариативный характер. Объясняется это тем, что практически никогда тренер и спортсмен не располагают абсолютно полной и достоверной информацией об условиях предстоящих соревнований, вероятных соперниках и различных препятствиях. Напротив, очень о многом приходится только предполагать в различных вариантах.
Перечисленные действия и задачи тренера по психологической и практической подготовке спортсменов к соревнованиям, безусловно, не исчерпывают всех проблем и конкретных путей достижения успехов. Весь смысл мероприятий психологической подготовки спортсменов заключается в том, чтобы в процессе тренировок и соревнований спортсмены приобрели способность и умение мобилизовать и концентрировать свои психические и физические возможности для эффективной реализации спортивно-технической подготовки. Самостоятельная работа спортсмена и компетентная, аргументированная, направляющая с учетом личностных качеств спортсмена помощь тренера — основные факторы на пути достижения высших результатов в спорте.
Психология детского коллектива.
Сейчас мы попробуем разобраться какими бывают коллективы, постараемся углубиться в их психологию, как вы наверное слышали, что в команде очень важно наладить гармонию, внутренний микроклимат, действительно для каждого спортивного коллектива это очень важно. Для того, чтобы в команде была хорошая атмосфера, надо правильно работать с командой, это касается главного тренера, специалист который сумел наладить хороший микроклимат в команде, уже в своём роде одержал победу, тренеру тоже надо иметь талант в этом направлении, это не так легко как кажется.
Теперь поговорим о таком важном факторе как психология, это очень важно, одна из самых главных составляющих успеха любой команды. Хорошо подготовленный психологически коллектив имеет ряд преимуществ, у тренера очень важная задача выработать у своих подопечных психологию победителя.
Таким образом, психолог А.Г.Кирпичник установил следующее: на начальном этапе развития группы наблюдается подъём эмоционального состояния, сопровождающийся повышенной активностью, энтузиазмом в деятельности, мажорным настроением. На следующем этапе в группе наблюдается спад активности и снижение эмоционального фона в межличностных отношениях членов группы. Затем, если группа сохраняется как единое целое и преодолевает предыдущий этап временного кризиса, то в группе возникает подъем активности, и в эмоциональном настрое членов группы, и в межличностных отношениях намечается тенденция к сплочению. Движение группы к коллективу - сугубо индивидуальный путь развития, связанный с преодолением кризисов в межличностных отношениях, с достижением взаимопонимания, с возникновением состояния удовлетворенности от участия в коллективной совместной деятельности.
Р.С.Немов говорит о том, что практически в каждой социальной группе есть и остаются проблемы, из-за которых группу нельзя считать высокоразвитым во всех отношениях коллективом. Понятие высокоразвитого коллектива в социально-психологической теории выступает в роли некоего идеала, к которому можно приблизиться достаточно близко, но которого на практике достичь невозможно.
Система воспитания в гуманистической педагогике основана на том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. Коллектив при этом считается не только основным инструментом воспитания, но и целью воспитания: первоначально идет создание коллектива, потом воспитание личности посредством влияния коллективистских взаимоотношений на развитие личности. Развитый детский коллектив оказывает влияние на формирование личности, особенно на развитие тех детей, которые по своему психологическому развитию значительно отстают от сверстников. Коллектив таким образом положительно влияет на воспитанника, дотягивая его до уровня развития коллектива в целом.
В современных условиях отмечается, что высокоразвитая, сознательная, одаренная личность превосходит свой реальный коллектив по уровню психологического развития, и коллектив в силу действия механизмов групповой динамики оказывает давление на выделяющихся, творческих людей, с целью побудить их к принятию групповых норм и правил поведения, стать такими как все. Результаты социально-психологических исследований межличностных отношений и взаимодействий в группах-коллективах, говорят о том, что в реальности высокоразвитых, воспитывающих коллективов не более 6-8%. Большинство коллективов относят к средне- и слаборазвитым в социально-психологическом плане общностям (группам-коллективам). Средне - и слаборазвитые группы-коллективы влияют на психологию и поведение личности как положительно, так и отрицательно. Тезис о положительном воздействии коллектива на воспитание личности не всегда соответствует реалиям жизни. Личность - это всегда индивидуальность и неповторимость системных свойств и качеств.
Воспитание личности - это психолого-педагогическое сопровождение развития творческих, оригинальных, не похожих друг на друга людей. Коллектив, как правило, предъявляет общие требования ко всем составляющим его индивидам, что приводит не к индивидуализации, а к унификации личностей. Гуманистическая педагогика отдает приоритет формированию личности в коллективе через использование личностно-ориентированного и личностно-дифференцированного подходов к воспитанию каждого члена детской общности. Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослыми. Особое значение при этом приобретает соотношение потребностей детей в общении и взаимодействии друг с другом и задач, поставленных перед этим коллективом.
Управление межличностными отношениями в детских группах - коллективах является одной из самых сложных педагогических задач. Именно в детском возрасте идет активное освоение системы общественных отношений в процессе ведущей для каждого возрастного периода деятельности. В группе детей, занятых совместной деятельностью, развиваются два вида отношений - деловые и личные. Для того, чтобы детская общность в своем развитии достигла уровня коллективистских взаимоотношений, педагог должен создать оптимальные условия для полноценного личностного развития каждого члена детской группы-коллектива, а именно:
- обеспечение каждому ребенку возможностей для активного участия во всех видах совместной деятельности в группе;
- получение разнообразного опыта общения и взаимодействия в процессе выполнения групповых задач;
- использование в группах-коллективах таких норм и правил общения и взаимодействия, которые интересы личностного развития каждого ребенка ставят на первое место;
- воссоздание в практической деятельности детских групп-коллективов той социальной реальности, с которой дети, повзрослев, должны будут столкнуться;
- выявление задатков каждого ребенка и превращение их в способности.
Для того, чтобы детский коллектив мог оказывать положительное влияние на развитие личности, необходимо максимально разнообразить виды деятельности, а также сделать ребенка активным участником нескольких детских групп-коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку полноценное развитие.
Таким образом, тренер, который способствует личностному развитию каждого ребенка в команде, может добиться высоких результатов в своей профессиональной деятельности, так как учет индивидуальных особенностей детей играет огромную роль при выполнении какой-либо совместной деятельности.
Микроклимат команды.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.
Психологический климат детских коллективов имеет свою специфику. Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А. С. Макаренко. Именно в его работах мы находим ценную информацию о здоровой атмосфере коллектива воспитанников. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального психологического климата — по современной терминологии) А. С. Макаренко выдвигал следующие:
1.Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
2.Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его.
3. Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы ни был он мал, слабосилен и так далее, не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.
4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
5.Умение быть сдержанным в движениях, словах. В коллективе, руководимом А. С. Макаренко, воспитанникам было запрещено прислоняться к стене, держаться за перила лестниц, валиться на стол, разваливаться на диване, то есть А. С. Макаренко относил к тону коллектива не только взаимные отношения и внутреннее самочувствие каждого, но и внешний вид членов коллектива, что является немаловажным признаком общей атмосферы. Самочувствие ребенка в школе определяется прежде всего взаимоотношениями в первичном коллективе. Поэтому основной акцент будет сделан на анализе возможностей педагога в регуляции отношений ребенка в детском коллективе.
Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на личность, определяется тем, насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе.
Следовательно, организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начать с регуляции взаимоотношений и ценностных ориентации (как увидим ниже, эти два процесса фактически являются единым процессом).
Рассмотрим некоторые позиции, которые личность может занимать в коллективе.
Современная психология выделяет официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе. Здесь обе структуры будут рассмотрены только с точки зрения позиций, которые личность может занять в коллективе.
Официальная структура отношений — это система позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В школьных классах это командир, староста, физорг, редактор и так далее. «Система ответственных зависимостей» — так назвал официальную систему отношений А. С. Макаренко.
В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса.
Уже в начальной школе наблюдается стремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их позиции: вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена и так далее.
В подростковом возрасте различные позиции в классе выделяются особенно рельефно.
Социальная позиция характеризуется двумя параметрами: социальным поведением личности и социальными ожиданиями окружающих.
Социальное поведение — это реальные поступки, благодаря которым человек утверждает себя в желаемой роли.
Социальные ожидания — это отношения окружающих к позиции данного человека. Если некто утвердил себя на данной позиции, то окружающие как бы «привязывают» его к ней. В силу стабильности социальных ожиданий, сменить позицию, которую подросток уже перерос, самому школьнику бывает очень трудно, и поэтому необходима помощь педагога. О том, как изменять неблагоприятные позиции учащихся на благоприятные, речь пойдет дальше. Но дело в том, что социальные ожидания педагогов бывают еще более стабильными, чем у школьников, по отношению к установившимся позициям учащихся. Педагогу, вероятно, время от времени следует преднамеренно пересматривать свои взгляды на позиции учащихся.
Особое место среди внутриколлективных позиций занимает позиция лидера, вожака. Эта позиция связана с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой. Если в классе никто фактически не является вожаком, то есть никто не занимает позицию лидера (а, допустим, только считается им), то такой класс, как правило, является «серым», «бесцветным».
Именно лидеры определяют нормы и ценности данного коллектива. Лидер в силу авторитетности своей позиции обладает большими возможностями для внушения. Подражание детей школьникам-лидерам происходит из самого факта доверия им. От того, кто является лидером, в большей степени зависит психологический климат в коллективе.
Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу. Разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива. Однако взаимоотношения между лидерами играют немаловажную роль для характеристики психологического климата в коллективе.
Официальную структуру коллектива составляют не только лидерские позиции и другие индивидуальные позиции, но и официальные «подразделения», такие как бригады, звенья, выборные органы — редколлегия, совет справедливых, штаб соревнования и так далее, имеющие определенные функции и обладающие определенными полномочиями.
Долгое время в педагогике обращали внимание в основном на официальную структуру коллектива. В настоящее время раскрыто важное влияние неофициальной структуры (неформальных малых групп) на поведение школьников. Такие самовозникающие детские группы есть достаточно тесное объединение нескольких ребят, которое образуется в результате непосредственных, сравнительно постоянных и активных взаимосвязей на основе общих, значимых для них установок, интересов и ценностных ориентации на совместную деятельность и общение.
В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы (группировки) ребят по 2, 3, 5 человек, на самых различных основаниях. Это может быть и сходство взглядов, и симпатии, и общие интересы, и одинаковое положение в классе, и близкое местожительство и так далее.
Именно в группировке ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группировки он приобретает опыт общения, который так важен для формирования его личности.
Экспериментально доказан факт влияния малой группы на суждения, поступки, оценки ее членов. Исследования показывают, что влияние малых групп как на развитие коллектива в целом, так и на развитие отдельной личности очень велико.
Наличие малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, личный опыт, уровень развития интересов и потребностей и так далее) определяет своеобразие общения детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
Без знания неофициальной системы взаимоотношений в классе педагог не может управлять развитием коллектива. Анализируя психологический климат классного коллектива, необходимо знать:
- каковы взаимоотношения между группировками;
- есть ли в классе настроенные против педагогических требований группировки;
- что представляют собой члены официально действующего (выборного) актива;
- являются ли выборный актив реальным активом (определяющим нормы и ценности коллектива);
- каково положение каждого ребенка в коллективе.
Очень важно рассмотреть взаимодействие официальной и неофициальной систем взаимоотношений школьников на различных этапах развития классного коллектива.
Все группировки класса занимают свое особое место в двух иерархиях. Первая — это иерархия группировок по авторитетности. В классе всегда можно выделить более или менее авторитетные группировки. Самые авторитетные (лидирующие) группировки определяют коллективные нормы и ценности данного коллектива.
Вторая иерархия — это иерархия группировок по ценностям и интересам. Одни группировки могут быть созданы на основе более глубоких духовных запросов, более содержательных интересов, чем другие. Встречаются и такие группировки, в которых привлекательными являются шалость, непослушание.
Задача педагога — добиться совпадения этих видов иерархий, чтобы группировки с наиболее высокими ценностями стали самыми авторитетными в классе. Это очень важно, так как самые авторитетные группировки становятся реальным активом классного коллектива.
В создании определенной морально-интеллектуальной атмосферы коллектива ведущую роль играют как лидирующие группировки, так и отдельные вожаки класса (неофициальные лидеры). Вожаки коллектива, как правило, входят в лидирующую группировку (однако не всегда занимают внутри нее ведущую позицию).
Деятельность, выдвигающая лидеров, становится значимой и внутренне необходимой для коллектива. Это положение имеет особое значение в решении педагогических задач по управлению коллективом. Организуя в классе какую-либо коллективную деятельность, педагог предполагает на ее основе закрепление определенных ценностей в коллективе, и лидер становится их носителем, образцом. Деятельность, не выдвигающая своих лидеров, выполняется формально и не закрепляет положительного отношения к ценностям, лежащим в ее основе.
Смена ведущих группировок в классном коллективе — процесс, как правило, длительный. Быстрая смена лидеров наиболее характерна для детей младшего школьного возраста и для временных коллективов (например, в условиях детского лагеря). Наиболее труден и требует особо тщательной инструментовки от педагога тот случай, когда в коллективе ведущими являются группировки с отрицательной направленностью к педагогическим требованиям. Но тогда тем важнее сам факт смены неформального актива.
Приведение коллектива к состоянию, когда совпадают два вышеназванных вида иерархий детских группировок, очень важная ступень в педагогическом управлении коллективом, но не завершающая. На наш взгляд, задача педагога заключается в том, чтобы добиться такого положения, когда самые содержательные и духовно богатые личности всегда составляли бы реальный актив класса (определяли коллективные нормы и ценности), даже не будучи в официальном активе.
Точка зрения некоторых педагогов о необходимости совпадения реального актива и официально действующего вызывает возражение по той причине, что это приведет к закреплению на официальных ролях одних и тех же школьников. А это отрицательно действует как на самих активистов, так и на атмосферу коллектива в целом.
Массовый педагогический опыт показывает, что макаренковская традиция периодической сменности официального актива в школьных классах предоставляет возможность большинству ребят проявить себя в новых ролях, создает необходимую базу для обучения организаторским умениям и препятствует появлению среди подростков «штатных начальников».
Система высоких морально-интеллектуальных ценностей включает в себя не только наличие идеалов, стремление к духовному обогащению, но и обязательно дух взаимопомощи, атмосферу доброжелательности. Такая обстановка позволит любому школьнику безбоязненно занимать различные выборные посты в коллективе, зная, что в случае неудачи ему придут на помощь. А это возможно только при регулярных коллективных обсуждениях классных дел.
Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это — главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.
Итак, целенаправленная организация психологического климата в коллективе заключается в изменении характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на различных стадиях развития коллектива. Можно условно выделить следующие виды этих взаимосвязей по мере развития классного коллектива.
Первая стадия. Педагог добивается, чтобы группировки класса, обладающие самыми содержательными интересами и потребностями, стали самыми авторитетными (лидирующими). Это достигается путем организации деятельности, рассчитанной на выдвижение наиболее развитых в морально- интеллектуальном отношении школьников.
Вторая стадия. Школьники, оказывающие развивающее влияние на соклассников, закрепляются в выборном органе (то есть реальный и официальный актив совпадают).
Третья стадия. В классе организуется сильный реальный актив при систематической сменности официально действующего актива (для обучения всех членов классного коллектива организаторской деятельности).
Четвертая стадия. Иерархия группировок заменяется их рядоположенностью. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает такого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своем виде деятельности. Интересы и духовные запросы каждой группировки также высоки. Авторитетность коллектива и доброжелательность обстановки дают возможность каждому члену коллектива побывать на официальных лидерских позициях.
Создание коллектива ни в коем случае не самоцель. Он формируется во имя развития детей.
До сих пор речь шла о регуляции положения малых групп в коллективе и позиций тех детей, которые в эти группы входят. Однако первейшим вниманием со стороны педагогов должны пользоваться учащиеся, не входящие ни в одну из группировок, так называемые непризнанные.
Такие дети, занимающие неблагоприятное положение в классе, по данным Я.Л. Коломинского, имеют тенденцию недооценивать свое положение. Для человека информация о своем положении среди других достаточно значима, так что неблагоприятная информация в сознание может не допускаться. Если же подросток все же осознает свое реальное положение, то может сработать самозащита другого плана: «Ах, здесь меня не признают! Ну и не надо. Я найду, где меня признают». В этом случае коллективное мнение сверстников перестает быть авторитетным для данного подростка. И он действительно чаще всего находит себе признание уже за пределами класса. Как правило, это бывают стихийные дворовые компании, хотя, как известно, большинство таких компаний не является отрицательными. Тем не менее, процент «подворотен» и «сходняков» еще достаточно высок. Согласно данным М. А. Алемаскина, 92,2 % изученных им подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, находились в состоянии психологической изоляции в классных коллективах.
Проблема трудных подростков взаимосвязана с проблемой положения личности в коллективе. Изменить положение таких детей на благоприятное — прямая задача педагога. Методика смены позиции непризнанного в классе школьника аналогична методике смены любой позиции в коллективе. Как показано выше, главным фактором здесь является специальная организация деятельности.
Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям данной личности.
Это обязательные требования, но есть и дополнительное. Педагог должен знать, какая малая группа в классе является желаемой для данного школьника. Следовательно, при выборе деятельности и конкретной роли в этой деятельности следует ориентироваться на возможности и интересы и данного школьника, и данной группировки. Ведь главная цель — помочь изолированному войти в эмоционально значимую для него группу.
При изменении позиции непризнанных школьников особо следует обратить внимание на изменение социальных ожиданий. Обеспечив школьнику успех в деятельности, где он по-новому раскроется для окружающих, необходимо придать этому успеху гласность. Большую роль здесь должны играть коллективные обсуждения. На них педагог должен максимально использовать свою внушающую силу, заострив внимание класса на положительных моментах (если надо, то и несколько преувеличенных) поведения и деятельности тех, чей статус необходимо изменить. Успех обязательно следует придать гласности (через газету, линейку, родительское собрание и так далее). Необходимо, чтобы сам школьник почувствовал уверенность в своих силах.
Но нередко бывает, что труднее всего сменить социальные ожидания педагогов, а не класса. Поэтому эффективная работа по организации психологического климата в детском коллективе может быть только в тех школах, в которых весь педагогический коллектив ориентирован на создание благоприятных позиций для учащихся, а не только отдельные учителя-энтузиасты.
Хороший психологический климат — это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классные коллективы легче всего в той школе, где идет целенаправленная работа по организации школьного самоуправления.
Детское самоуправление — это не совокупность выборных органов, а организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе деятельности всего коллектива и органов самоуправления.
По мере развития коллектива внутренняя структура самоуправления может изменяться, но состав органов остается следующим: высшему органу самоуправления подчиняются постоянные и временные исполнительные органы. Сочетание постоянных и временных органов позволяет привлечь как можно больше учащихся к организаторской деятельности.
Итак, формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В это управление входит и поддержка определенных ценностных ориентации через организацию значимой деятельности, через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления, и формирование доброжелательной атмосферы, и коррекция позиций каждой личности в коллективе.
Какими должны быть отношения внутри коллектива? На самом деле вопрос не такой простой, как может показаться. Если с командами, для которых игра только лишь удовольствие и способ занять свободное время все понятно, там само собой устанавливаются дружеские отношения и большего не требуется, но с командами, у которых есть определенная цель не все так просто.
Возможны только лишь дружеские отношения в этой команде? Скорее всего нет, в любом случае каждый член команды должен подходить к делу в первую очередь профессионально. Это должна быть уже не просто игра, или повод забыть про учебу. Команда должна работать на тренировках и очень важно, чтобы эта работа доставляла всей команде удовольствие и удовлетворение. В какой-то момент не исключено, что что-то может просто-напросто надоесть, вот тогда и должен включиться настоящий профессионализм. Каждый человек должен осознавать для чего он находится в команде и какая стоит цель перед всем коллективом. В то же время только лишь на профессиональных отношениях команда далеко уехать не сможет, она будет лишена многих прелестей команды, где между игроками существуют помимо общей цели, общего занятия и профессионального отношения к делу, устанавливаются теплые дружеские отношения. Итак, постепенно вырисовывается модель отношений, в команде должны преобладать теплые, дружеские отношения, но каждый член команды должен подходить к делу профессионально, он должен понимать, что, несмотря на то, что в команде все его друзья, за неприемлемое отношение к делу он может лишиться места в этой команде.
Даже теплые дружеские отношения не смогут предотвратить споров и ссор. Как же быть с этими немаловажными проблемами? Я думаю, что именно капитан должен выступать в роли дипломата. Еще одна важная составляющая прогрессивных отношений в команде - авторитет капитана команды. Я имею в виду непросто уважение, а именно авторитетность мнения, но с другой стороны это мнение не должны бояться оспорить аргументировано. Никакого абсолютизма со стороны капитана быть не должно, ему должны быть дороги отношения в команде, впрочем, как и любому другому игроку.
Стоит уделить внимание и проблеме переходов игроков из команды в команду. От этого никто не застрахован. Чтобы избавиться от лишних скандалов, сплетен, ругани и прочих сопутствующих вещей при уходе игрока из состава команды в стан противника, стоит условия и процесс ухода из команды закрепить не только в устной форме, но и на бумаге. Доверяй, но закрепляй. Морально - этическая сторона этой проблемы достаточно обширна, так что это скорее тема для отдельной статьи.
Итак, подытожим. В команде желательны дружеские отношения, но помимо этого необходим профессиональный подход каждого игрока в отдельности и всей команды в целом. Теплый дружественный микроклимат в команде будет положительно влиять на результаты команды, такую команду в реальной жизни 'выиграть' будет непросто, а про игру и говорить не приходится, именно такой команде гораздо легче собраться в нужный момент и вытянуть раунд, карту, турнир. Профессиональное же отношение к делу, делает команду сильной не только в моральном плане, но и в игровом, без чего естественно никуда. Слово капитана должно быть весомым и значимым. Все это конечно идеальный вариант, но начать мне кажется следует с малого, а именно с руководства этим словами: 'Минимум отношений в команде - это максимум уважения к друг другу'.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что каждый тренер в своей профессиональной деятельности обязательно должен учитывать возрастные особенности психики ребенка, формировать положительный микроклимат в команде, развивать эмпатийные тенденции в коллективе, создавать целостность команды, направляя игроков на решение общих целей.Также, свою очередь, тренер, спортивный педагог как создатель и руководитель спортивного коллектива, отличаясь стилем педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный), должен быть человеком высоких нравственных качеств, чутким и внимательным, но в то же время требовательным. Должен обладать такими качествами, которые он хочет воспитать у занимающихся спортом.
Вместе с тем тренер не должен быть для своих воспитанников нянькой: настоящий тренер таким образом организует свою деятельность и выстраивает отношения с юными спортсменами, чтобы они могли в любой обстановке и в любой ситуации показать свои лучшие достижения и проявить личные качества даже в отсутствие тренера. Тренер в современных условиях должен быть партнером по совместной спортивной деятельности.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.
2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 1990.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.
5. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФиС, 1981.
6. Захарова О.В. Профессиональная ориентация школьников-спортсменов на специальность "Физическая культура и спорт": Автореф. канд. дис. - Омск: ОГИФК, 1989.
7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Мн.:Нар.асвета,1984.
8. Крегжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985, № 3.
9. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989.
10. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. - М.: Педагогика, 1986.
11. Орлов В.Б. Ситуация. Проблемные ситуации по курсу "Педагогика физической культуры и спорта": Учеб. пос. для студ. ИФК. - Челябинск: ЧГИФК, 1992.
12. Скворцов Г.И. Допрофессиональная подготовка учащихся 5-6-х специализированных спортивных классов: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1997.
13. Социология: Учебник / Сост. Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко и др. - М.: Мысль, 1990.
14.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.:1989.
15. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.:1995.
16. Шибутани Т. Социальная психология. - М.:2002.