Презентация Программа профессиональных проб для подростков по социально – педагогическому направлению в МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»


Программа профессиональных проб для подростков по социально – педагогическому направлениюв МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»Бахтина Наталья Николаевназаместитель директора по УВР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Многие люди, получив профессиональное образование или уже работая в конкретной профессиональной области, задают себе полные сомнения и огорчения вопросы: та ли профессия была мною выбрана? Может быть, в другой сфере я был бы более успешен? А сколько огорчений приносит нелюбимая работа! И сколько при этом возникает других жизненных проблем!   Статистика говорит о том, что, как правило, 47% выпускников общеобразовательных школ выбирают учебные заведения для дальнейшего образования или работу, которые не соответствуют их желанию, интересам, индивидуальным возможностям.Современный педагог не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной государственной проблемы в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.В данной программе предлагается несколько необычная технология оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в выборе профессии, в основе которой идея моделирования будущей профессии в ходе выполнения различных профессиональных проб; их содержание характеризует профессию по трем ведущим ее составляющим: технологическая (мое мысленное представление образа профессии); ситуативная (я вношу элементы творчества в образ профессии); функциональная (я действую, воплощаю образ профессии на практике). Проба выполняется по пяти сферам профессиональной деятельности (предметам труда): человек — человек; человек — техника; человек — природа; человек — знаковая система; человек — художественный образ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб учащиеся знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки.Формы организации профессиональных проб:практики экскурсий;практики наблюдений;профессиональная практика;беседы;тренинги;деловые игры. Аудитория: обучающиеся творческих коллективов учреждения в возрасте 13 – 16 лет. Цель программы: организация профессиональных проб — создание условий для профессионального самоопределения воспитанников творческих коллективов МБОУ ДОД «ДДЮТ».Задачи: познакомить обучающихся с профессиями и специальностями, содержанием и характером труда работников, специалистов; развить и укрепить интерес к будущей профессии; подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии; оказать методическую помощь в профессиональном самоопределении учащихся Нормативные документы по профориентации учащихся:Конституция РФ - выдержки из Главы 2http://omczo.org/documents/lab_prof-psyho_norm-doc-constitution.docКонвенция о правах ребенкаhttp://omczo.org/documents/lab_prof-psyho_norm-doc-prava-of-children-convencia.docФедеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"http://omczo.org/documents/lab_prof-psyho_norm-doc-law-RF-o-vyschem-obrazov.docФедеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"http://omczo.org/documents/lab_prof-psyho_norm-doc-law-RF-garantii-prav-of-children.docФедеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования"http://omczo.org/documents/lab_prof-psyho_norm-doc-law-RF-federal-program-education.docЗакон "Об образовании"http://omczo.org/documents/lab_prof-psyho_norm-doc-law-RF-education.docЗакон "О занятости населения в РФ"http://omczo.org/documents/lab_prof-psyho_norm-doc-law-RF-o-zanyatosti.doc Учебно-тематический план № п/п Профессиональная проба Дата Кол-вочасов 1 Мерчендайзер 2 неделя октября 1 2 Учитель физкультуры 2 неделя октября 1 3 Визажист 3 неделя октября 1 4 Художник по костюмам 3 неделя октября 1 5 Пожарный 4 неделя октября 1 6 Имиджмейкер 4 неделя октября 1 7 Психолог 1 неделя ноября 1 8 Пожарный 1 неделя ноября 1 9 Режиссер-постановщик 2 неделя ноября 1 10 Менеджер по работе с клиентами 2 неделя ноября 1 11 Инспектор ГИБДД 3 неделя ноября 1 12 Программист 3 неделя ноября 1 13 Спасатель МЧС 4неделя ноября 1 14 Сценарист 4 неделя ноября 1 15 Оператор ПК 1 неделя декабря 1 16 Арт-директор 1 неделя декабря 1 17 Спортивный тренер 2 неделя декабря 1 18 Менеджер по продажам 2 неделя декабря 1 19 Юрист 3 неделя декабря 1 20 Режиссер 3 неделя декабря 1 21 Видеооператор 4 неделя декабря 1 22 Фотограф 4 неделя декабря 1 23 Социальный педагог 1 неделя января 1 24 Повар-кондитер 1 неделя января 1 25 Бортпроводник 2 неделя января 1 26 Дизайнер одежды 2 неделя января 1 27 Дистрибьютор 3 неделя января 1 28 Дизайнер ландшафта 3 неделя января 1 29 Туроператор 4 неделя января 1 30 Архитектор 4 неделя января 1 31 Оценщик недвижимости 1 неделя февраля 1 32 Педагог-организатор 1 неделя февраля 1 33 Учитель начальных классов 2 неделя февраля 1 34 Актер театра и кино 2 неделя февраля 1 35 Менеджер PR 3 неделя февраля 1 36 Звукорежиссер 3 неделя февраля 1 37 Гид-экскурсовод 4 неделя февраля 1 38 Флорист 4 неделя февраля 1 39 Звукорежиссер 1 неделя марта 1 40 Диетолог 1 неделя марта 1 41 Итоговая работа. Презентация профессии 2 неделя марта 2 Содержание программы Данная программа охватывает собой 40 профессий разных типов: «Человек-человек», «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – художественный образ», «Человек – знак».Группа профессий типа «Человек – человек»: психолог, Менеджер по работе с клиентами, воспитатель в детском саду, менеджер по продажам, юрист, социальный педагог, бортпроводник, дистрибьютор, туроператор, учитель начальных классов, педагог-организатор, гид – экскурсовод, диетолог, спасатель МЧС, учитель физической культуры, инспектор ГИБДД, спортивный тренер, врач скорой помощи.Группа профессий типа «Человек – техника»: пожарный, видеооператор, звукорежиссер, оператор ПК.Группа профессий типа «Человек – природа»: дизайнер ландшафта, флорист.Группа профессий типа «Человек – художественный образ»: фотограф, менеджер по PR, сценарист, режиссер–постановщик, имиджмейкер, визажист, дизайнер одежды, арт-директор, актер театра и кино, художник по костюмам, режиссер.Группа профессий типа «Человек – знак»: программист, мерчендайзер, оценщик недвижимости, повар-кондитер, архитектор. Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения профессиональных проб Методика «Двенадцать предметов»      Цель: диагностика концентрации и сосредоточенности внимания и зрительной памяти.      Инструкция: перед вами лежат 12 предметов. В течение 10 свы внимательно смотрите на них и стараетесь их запомнить, обращая внимание не только на сами предметы, но и на их месторасположение. В течение 5 мин постарайтесь на листе бумаги написать названия в месте нахождения каждого предмета в пределах представляемого вами стола.      Последовательность проведения эксперимента:      1. Педагог показывает демонстрационный стол с предметами, затем закрывает его. Учащиеся делают записи.      2. Учащиеся обмениваются листами бумаги. Педагог открывает предметы на столе, и школьники проверяют количество совпадений.      Обработка и анализ результатов      9—12 верно угаданных предметов — высокий уровень;      6—8 верно угаданных предметов — средний уровень;      4—5 верно угаданных предметов — низкий уровень. Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения профессиональных проб Методика исследования утомляемости и работоспособности      Цель: исследование утомляемости, работоспособности, волевых усилий; ее можно использовать для изучения внимания и психического темпа.      Инструкция: перед вами лежит таблица. Сложите пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними запишите результат сложения. Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок. Сложение производите в каждой строчке до тех пор, пока не последует команда «Стоп!». Затем переходите к следующей строчке. Последовательность проведения эксперимента:      1. Педагог дает сигнал «Стоп!» через каждые 12 с. 2. Учащиеся следуют командам педагога. Обработка и анализ результатов      С помощью коэффициента работоспособности можно определить утомляемость учащегося. Она практически не наступает, если этот коэффициент равен 1. (Kp =  S2/S1, где S2 — это сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк; S1 — сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.) Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения профессиональных проб Упражнения на координацию движений      Цель: исследование координации движений.      Инструкция: положите на столе справа и слева от себя по одному листу бумаги и одному карандашу. Четко и одновременно выполняйте все задания.      Последовательность проведения эксперимента:1. Правой рукой нарисовать вертикальную линию, а левой — круг.2. Правой рукой нарисовать квадрат, а левой — круг.3. Правой рукой нарисовать вертикальную линию, левой рукой — круг, сделать по два кивка головой вперед и назад.4.Правой рукой нарисовать квадрат, левой — треугольник, а одной ногой опишите на полу круг.5.Начертить циркулем десять кружков диаметром 5 см на расстоянии 2 см друг от друга. В течение 20 с, переходя от круга к кругу справа налево, ставить в каждом по точке. Пройдя весь ряд кругов (с первого по десятый), начать сначала.       Обработка и анализ результатов      60 точек — хорошая координация движений кисти руки;      50—60 точек и 10—15 промахов — средняя;      40 точек и более 16 промахов — низкая.  Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения профессиональных проб Задание «Пятнадцать кружков»      Цель: исследование творческого мышления.      Инструкция: в течение 15 мин нарисуйте 15 рисунков, в которых круг является составной частью.      Обработка и интерпретация результатов (основной ориентир — число повторений одинаковых рисунков у всех участников эксперимента)      3 балла — за рисунок, встретившийся только у одного человека;      2 балла — за рисунок, встретившийся у двоих человек;      1 балл — за рисунок, встретившийся у четверых-пятерых человек;      0 баллов — за рисунок, встретившийся более чем у пятерых человек.      После анализа баллы суммируются. Все учащиеся ранжируются по количеству набранных баллов и делятся на четыре группы по уровню развития творческого мышления.  Ожидаемый результат:получение обучающимися достаточно полных сведений о деятельности специалистов в различных областях деятельности; составление обучающимися индивидуальных программ профессиональных проб; соотнесение обучающимися своих интересов и индивидуальных особенностей с требованиями интересующей профессии;осознанный выбор творческого коллектива, направления деятельности; составление обучающимися проффесиограмм;выполнение обучающимися презентаций избранных профессий и их защита. Критерии Способ измерения Сознательный выбор учащимися дальнейшего профессионального маршрута Информация, получаемая от выпускников творческих коллективов, руководителей коллективов Рост количества обучающихся, прошедших профессиональные пробы Количественный подсчет по учебным годам Положительные результаты обучающихся, участников профессиональных проб, в конкурсах, фестивалях, смотрах с представлением результатов своей деятельности Анализ участия учащихся в конкурсах, фестивалях, смотрах Рост количества педагогов, организующих профессиональные пробы Количественный подсчет по учебным годам Внешняя экспертиза программы По итогам педагогических семинаров, совещаний Критерии эффективности программы: источник шаблона: Фокина Лидия Петровнаучитель начальных классовМКОУ «СОШ ст. Евсино»Искитимского районаНовосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Литература Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24. Интернет-ресурсы по вопросам выбора профессии и планирования карьерыhttp://www.job.ru«Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства»http://www.metodkabi.net.ru «Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Резапкинойhttp://www.msu.ru/work Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М. В. Ломоносоваhttp://www.profcareer.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»http://www.profedu.ru сайт для старшеклассников и специалистов по профориентационной работе «Время выбрать профессию»http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm Портал «Российское образование»http://www.planetaedu.ru Планета образованияhttp://www.postupim.ru Поступим.ру – место общения школьников, выпускников и абитуриентовhttp://www.sami-forum.ru Международный молодежный форум по самоопределению «Мы сами!»