«Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка как средство формирования универсальных учебных действий».
«Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка как средство формирования универсальных учебных действий».
Выполнила: учитель начальных классов
МБУ школа №91 г.о. Тольятти
Ерхова Зинаида Сидоровна
Тольятти 2015г.
Оглавление
Введение.
Актуальность темы.
3. Технология развития критического мышления на уроках русского языка
3.1 Содержательный компонент
3.2 Технологический компонент:
а) стадия вызова;
б) стадия осмысления;
в) стадия рефлексия.
3.3 Матрица для технологической карты урока.
4. Заключение. Результаты учебных достижений учащихся по русскому языку
5. Список литературы.
1.Введение
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.
Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет русский язык, на наш взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Цель: описания педагогического опыта - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, используя технологию РКЧМ.
Задачи: изучить и проанализировать методическую литературу по применению технологии РКЧМ; (опыт коллег)
-выявить уровень сформированности УУД у учащихся;
-определить задачи работы по применению технологии РКЧМ,
- Используя технологию РКЧМ сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка, повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.
-Опробировать и оценить эффективность технологии РКЧМ
2. Актуальность темы.
Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. В настоящее время цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей в познавательной и практической деятельности.
Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Трудности вызывает самостоятельный поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов. Русский язык не является исключением. На наш взгляд, причина этого кроется в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры…
Современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить:
- способам смысловой обработки,
- способам нахождения информации,
- умению анализировать полученные знания, интерпретировать,
- систематизировать,
- оценивать.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности.
Поэтому современные требования к урокам русского языка и литературы достаточно высоки. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:
-вооружение учащихся знаниями основ науки о языке;
-формирование умений практического владения русским языком (орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами);
-формирование умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;
-воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
Практика показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, поэтому привлекательность данной технологии в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.
Что дает технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что технология критического мышления дает учителю:
-умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
-возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
-стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
-стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
3. Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учащимися любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) учащийся начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет учащемуся:
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями учащегося: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого учащиеся получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Таким образом, учащийся следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учащимся;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.
1.Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить
Деятельность учителя.
Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные приёмы
и методы
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка «известной информации», рассказ:
-предположение по ключевым словам;
-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
2. Стадия осмысления.Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:
-маркировка с использованием значков
(по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.
3. Стадия рефлексииУчащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи.
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных ответов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);
-исследования по отдельным вопросам темы
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Учитывая особенности выбранной технологии и требования ФГОС к структуре урока, мы выбрали следующую матрицу для технологической карты урока:
Этап урока Цель
(формируемые УУД) Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Результат
СТАДИЯ ВЫЗОВА
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
СТАДИЯ РФЛЕКСИИ
4. Заключение.
Результаты учебных достижений учащихся по русскому языку
Использование методов и приемов ТРКМ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, а именно:
-умению ставить вопросы; умению выделить главное; умению делать сравнение;
-умению устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
-умению видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
К анализу применения ТРКМ хочу причислить мнения учащихся:
… «мне нравится работать в группах и в парах, люблю писать синквейны..»,
«мне нравится, когда мы работаем в группах, потому что новое лучше усваивается»,
«Я люблю ходить на уроки русского языка. У меня получается делать кластеры, составлять ряды ассоциаций. Можно больше работать в парах».
Эти высказывания ребят очень ценны. Они заставляют задумываться над своей деятельностью, находить плюсы и минусы, исправлять ошибки, а лучше не допускать их.
Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение. Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и творческих способностей.
Методы РКЧМ с одной стороны позволяют работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
5.Список литературы
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Примерная основанная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – http://www.standart.edu.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.