Рабочая программа кружка юных краеведов .
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждаю»
заседании Зам.директора по УВР Директор школы
методической ____________________ Т.В.Подлужная
кафедры Приказ №___ Протокол №_______
от ____ 08.2016г. от _____ 08.2016 г.
Рабочая ПРОГРАММА
кружка «Родные истоки».
(предметная направленность: история)
Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Автор-составитель: Белокрылова Е.И.
Пояснительная записка
Краеведение – один из элементов исторического образования в школе. Оно является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков.
Изучение истории и современности края необходимо для формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности школьников.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и предназначена для школьников 11-12 лет (6 класс).
Цель программы «Юные краеведы»:
- формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей нас природе.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления о малой Родине ;
- формировать опыт участия в краеведческо - исследовательской деятельности;
- познакомить с разными способами получения информации.
-научить оформлять поисковые работы.
Развивающие:
- развивать интерес к судьбам тех, кто причастен к судьбе Родины.
-развивать потребность в познании себя в мире.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине через любовь к малой родине, чувство патриотизма.
- формировать активную жизненную позицию
- воспитывать уважение к нашим истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям.
Содержание программы внеурочной деятельности «Юный краевед» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 11-12 лет (6 класс).
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
Достижение цели осуществляется через беседы, краеведческие игры, тематические экскурсии, заочные путешествия, выполнение исследований и проектов.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
-установление причинно-следственных связей.
Формы проведения занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:
Экскурсии;
Викторины;
Конкурсы
Уроки – лекции;
Работа с документами; СМИ;
Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Использование Интернет ресурсов.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Ожидаемый результат:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;- знания культурных традиций родного края;- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;- способность творчески мыслить и рассуждать;- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Содержание программы.
Введение. Достопримечательности моего родного края (2 ч.)
Заочная экскурсия по туристическим местам Воронежской области.
Источники изучения жизни народа (1 ч.)
Понятие о письменных и материальных исторических источниках, вспомогательные исторические дисциплины. Краеведение.
Люди, прославившие Воронежский край (6 ч.)
Знаменитые писатели, поэты, художники, учёные. Ознакомление с их творчеством и достижениями. Почётные граждане, их заслуги.
В глубине веков (3 ч.)
История заселения края. Народные обычаи, традиции. Фольклор.
История строительства военного флота в нашей местности (2 ч.)
Кораблестроение в Воронежском крае.
История родной школы (1 ч.)
Топонимика нашего края (2 ч.)
Происхождение названий населённых пунктов, водоёмов, улиц, районов.
Семейная история (1 ч.)
Семейная родословная. Семейная реликвия.
Наш край в годы Великой Отечественной войны (3 ч.)
Военные действия в Воронежской области. Острогожский район в годы войны. Герои – наши земляки.
Символика Воронежской области и Острогожского района (1 ч.)
Герб и флаг Воронежской области. Символика Острогожского района.
Творческий отчет (2 ч.)
Выставка творческих работ. Викторина. Защита творческих проектов.
Подведение итогов (1 ч.)
Литература
Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.
Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.
Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи. Из истории культуры Воронежского края (конец XVIII – начало XX в.). – Воронеж, 1971.
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской области. – Воронеж, 2002.
Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.
Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.
Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.
Прохоров В.А. Вся Воронежская земля: Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж, 1973.
Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. – М., 2001.
Ресурсы-Интернет
Детям о Воронежском крае http://www.okrae.odbvrn.ru/
ЭОР http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm
"Географический портал Воронежской области""http://mygeog.ru/rubrica/kraeved/
"Музеи "museum.ru"M651"Воронеж
Музей Крамского kramskoi.vzh.ru
Дивногорье divnogor.ru
Костёнки kostenki-museum.ru
Музеи http://museumobr.my1.ru
Город Воронеж gorod-voronezh2010.narod.rufeod_otnosh.html
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия
Тема
Виды деятельности
Дата
1 .
Вводный урок.Знакомство с планом работы кружка. Символика Воронежской области и Острогожского района.
Просмотр презентации.
2-3 .
Источники изучения истории Воронежского края.Первобытная эпоха на территории нашего края.
Просмотр презентации.Экскурсия в краеведческий музей.
4.
История Донского края.
Просмотр презентации.
5-9.
История возникновения города Острогожска.
Просмотр видеофильмов, экскурсия в музей.
10-11.
Местная топонимика: происхождение названий сёл, водоёмов, улиц.
Исследование. Работа со справочной литературой, монографиями и сетью Интернет.
12-13.
История строительства военного флота в нашей местности.
Просмотр презентации.Экскурсия в музей.
14-16.
Национальная одежда, народные обряды, традиции и праздники Воронежского края и Острогожского района.
Просмотр презентаций.Экскурсия в краеведческий музей(2)
17-21.
Достопримечательности моего родного края.
Просмотр презентаций. Подготовка проектов о достопримечательностях Острогожского района.
22-24.
Знаменитые земляки.
Просмотр презентаций,экскурсия по школе,экскурсия в краеведческий музей(2).
25.
История родной школы.
Просмотр презентации.Беседа.
26.
Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.
Просмотр презентации.
27-28.
Острогожский район в годы войны.
Просмотр видеофильма. Экскурсия в музей.
29-30.
Семейная история.
Исследование. Рассказ семейной истории. Просмотр фотографий
31.
Викторина по истории Воронежского края.
32-34
Защита проектов и презентаций, выставка творческих работ.
Творческий отчёт.
15