Конспект урока биологии в 7 классе на тему: Класс Насекомые. Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки. В.В. Пасечник.
Биология. 7 класс.
Учебное занятие № 16.
Дата: 25.10.2016 год
Тема. Класс Насекомые. Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки.
Цели: 1. Выяснить характерные особенности отрядов таракановых, прямокрылых, уховерток, поденок; познакомить учащихся с разнообразием представителей отрядов, их ролью в природе и жизни человека.
2. Содействовать развитию у учащихся памяти, речи.
3. Воспитывать самостоятельность в работе с учебником, текстом и тетрадью по вопросам.
Оборудование: коллекции насекомых, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов насекомых», компьютер, проектор, экран, презентация, диск для 7 класса.
Планируемые результаты:
- знать особенности строения таракановых и прямокрылых;
- узнавать этих насекомых в коллекциях, на рисунках и в природе;
- знать о вреде, наносимом сельскохозяйственным культурам прямокрылыми (саранча, медведки);
- вред, наносимый человеку и его здоровью насекомыми отряда Таракановые.
Ход учебного занятия:
I этап. Организационный. Обеспечить нормальную обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся для работы на учебном занятии.
II этап. Проверка домашнего задания.
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради №4-6, с.35.
Вопросы классу:
1) Чем объяснить, что насекомые освоили все среды обитания?
2) Какую роль играют насекомые в природе?
3) Каково значение насекомых для человека?
4) Чем вызван интерес человека к изучению насекомых?
3. Подготовка к ОГЭ: тестирование в печатной тетради: В6 (с.153)
А Б В Г Д E Ж З
2 1 1 2 3 3 3 2
III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Постановка темы и цели учебного занятия.
Активизация познавательной деятельности.
Историческая справка.
Хотя интерес к насекомым зародился в глубокой древности и первые письменные упоминания о них встречаются в папирусах трехтысячелетней давности, но наука о насекомых - энтомология - стала развиваться относительно недавно.
Первым попытался описать развитие насекомых греческий ученый Аристотель. Слово «энтомология» происходит от греческих слов «энтомон» - насекомое и «логос» - наука, т. е. «наука о насекомых». Началом же научного изучения насекомых следует считать лишь XVII век, когда проводили свои исследования по анатомии и метаморфозу насекомых итальянский ученый М. Мальпиги и голландец Я. Сваммердам. В XVIII веке заметный след в энтомологии оставили К. Линней и изобретатель термометра Р. Реомюр, написавший 6 томов «Мемуаров по истории насекомых». Пример француза оказался заразительным: литература о насекомых стала нарастать со скоростью снежной лавины.
В XVII в. итальянский ученый Марчелло Мальпиги, рассматривая под микроскопом внутреннее строение бабочек, к своему удивлению увидел у них кишки, нервы, сердце и другие органы.
Это именно он впервые обнаружил длинные тонкие трубочки, впадающие в кишку.
Ученый распутывал трубочки иголками, считая их, а они снова путались и даже обрывались. Изучив десяток бабочек, Мальпиги определил число трубочек, сделал их зарисовки. Позднее было установлено, что обнаруженные трубочки - органы выделения насекомого. В честь Мальпиги они были названы мальпигиевыми сосудами.
Мальпиги впервые обнаружил и описал нервную систему насекомого. Только перечень того, что он открыл, занял бы больше страницы.
Вопросы классу:
- Что вам известно о тараканах? Где они встречаются? Легко ли избавиться от их соседства?
IV этап. Усвоение нового материала.
1. Отряд Таракановые - очень древняя группа насекомых; они процветали в лесах каменноугольного периода. 2500 современных видов обитают в лесах тропической зоны, реже - в степях и пустынях. До европейской тундры доходит только один вид - лапландский таракан. Тараканы всеядны. Растут они медленно. Обитающий в домах рыжий таракан при 22°С достигает половой зрелости за 172 дня, а черный таракан - за 4 года. Обычно тараканы откладывают яйца в особые капсулы - оотеки, предохраняющие их от высыхания. Тараканы не только портят пищу, но и являются разносчиками бактерий и простейших - возбудителей заболеваний, яиц глистов.
2. Представителей отряда Прямокрылые насчитывается свыше 20 тыс. видов. Это кузнечики, саранчовые, сверчки. Сверчок медведка - земляное, крупное (до 5 см) насекомое. Роет подземные ходы, серьезно вредит сельскохозяйственным культурам, подгрызая корни растений.
У прямокрылых грызущий ротовой аппарат, передние крылья превращены в надкрылья, а задние ноги прыгательного типа. Многие из них способны издавать громкие звуки (стрекотание), потирая одно надкрылье о другое. Насекомые чувствительны к перемене погоды. Зеленые кузнечики не стрекочут вечером перед дождем. Кузнечиков часто путают с одиночными саранчовыми - кобылками. У саранчовых короткие усики, а у кузнечиков они длиннее тела. Кузнечик - классический пример покровительственной окраски.
1) Саранчовые - опаснейшие вредители сельского хозяйства, так как относятся к группе насекомых, для которых характерны вспышки массового размножения. В обычные периоды их численность не отличается от численности других прямокрылых, находится на сравнительно низком уровне. Наиболее опасна азиатская саранча, гнездящаяся в плавнях низовьев Дона, Волги, Урала, Терека, среднеазиатских рек и озер. Там она питается тростником, а улетая на сотни километров, истребляет по пути всю растительность. Почти столь же опасна марокканская саранча. Вредят сельскому хозяйству также несколько видов прусов.
Цикл развития перелетной саранчи: из кубышек весной выводится молодь, ведущая одиночный образ жизни (одиночная фаза); при массовом отрождении возникает стадный инстинкт, под воздействием которого насекомые образуют большие скопления - кулиги (стадная фаза), которые в минуту преодолевают расстояние в 6-12 м, их не останавливают даже водные преграды. После превращения во взрослую особь, способную к перелетам, саранча становится особенно опасной. Огромными стаями поднимается она в воздух и летит со скоростью 10-15 км/ч, преодолевая за день расстояние 80-120 км. Там, где опускается такая стая, число экземпляров саранчи достигает нескольких сотен на 1 м . Площади, которым угрожает саранча в период массового размножения, измеряются миллионами гектаров. Одна самка откладывает до 250 яиц.
При полной выживаемости ее потомство съедает до 75 кг зеленой массы. Время развития - 30-40 суток. Уроны от саранчовых не миллионные, а миллиардные. В ООН создан центр по борьбе с саранчой.
2) Сверчки. В сельской местности хорошо известен домовой сверчок. Это ночное насекомое, питающееся различными пищевыми отбросами. Обитание в отапливаемых помещениях повлияло на жизненный цикл этого вида сверчков: они утратили сезонную ритмику размножения, поэтому в любое время в домах встречаются разные стадии развития - от мелких личинок до взрослых насекомых.
Вопрос классу:
- Какие еще насекомые вам знакомы, у которых отсутствует сезонный ритм размножения?
(Учитель предлагает учащимся рассмотреть коллекции прямокрылых, обратить внимание на их окраску, представить среду обитания этих насекомых. Далее перед учащимися ставится задача:
«На скошенном и выгоревшем на солнце поле жили зеленые и серые кузнечики. Птицы переловили зеленых. Объясните, почему уцелели серые кузнечики?»)
После ответов учащихся обратить их внимание на то, что для зеленых кузнечиков условия изменились, а окраска их тела осталась прежней. Следовательно, приспособительная окраска носит относительный характер.
3. Отряды Уховертки, Поденки изучаются самостоятельно по учебнику.
ФИЗМИНУТКА
V этап. Первичная проверка понимания.
1. Вопросы:
1) Почему тараканы - частые гости в жилье человека?
2) В чем заключается вред, наносимый саранчой?
3) Почему медведка является очень опасным вредителем?
4) Каких насекомых относят к отряду Прямокрылые?
5)Кто из уже изученных членистоногих имеет покровительственную окраску?
6) В чем относительность покровительственной окраски?
7) Какие меры борьбы применяют против саранчи?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради. (№1-5, с. 36.)
VI этап. Информационный.
§16, №6-10(с.36-37) (по выбору учащихся 2 задания). Подготовить сообщения на темы: «Кто они: друзья или враги?»; «Медведка - сверчок - крот»; «Окраска насекомых: предостерегающая и покровительственная»; «Саранча - опаснейший вредитель сельского хозяйства»(индивидуально 4 человека).
VII этап. Подведение итогов и оценка учебного занятия. Оценить качество работы класса и отдельных учащихся.
VIII этап. Рефлексия. Что понравилось на учебном занятии? Что не понравилось?
13PAGE 15
13PAGE 14215